Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считается стаж вождения: правила и особенности учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Случается, что показатели, применяемые для расчета оплаты за услуги страховщика, неверны. Отклонение объяснимо: сотрудники страховых организаций вносят сведения вручную, что не защищает от влияния человеческого фактора.
Как можно избежать переплаты
При оформлении полиса ОСАГО большая часть переплат связана именно с навязыванием дополнительных услуг и возможностей, за которые нужно немного доплатить.
Если вы тоже попали в такую ситуацию, то не стоит расстраиваться и нервничать. Для начала потребуйте, чтобы вам предоставили сам закон, или ссылки на него, где сказано, что страховая компания имеет право действовать таким образом. Ни в одном нормативно-правовом акте не написано, что страховка на авто оформляется только при страховании жизни водителя.
Скажите работнику компании, что во избежание появления спорных ситуаций, все ваше общение будет записано на телефон. Этот способ действует практически безотказно, ведь все сотрудники знают, что они, по закону, не имеют права вам отказать. Об этом сказано в 15.34.1 Кодекса РФ. Этой же статьей предусмотрено наказание в виде штрафа размером 50 000 рублей за необоснованный отказ от проведения процедуры.
Как работают поощрения за безаварийное вождение
Коэффициент бонус-малус, поощряющий безаварийное вождение, уменьшается каждый год, если страхователь не обращался за страховым возмещением, однако с 1 апреля 2022 г. правила его предоставления изменились. Каждому значению коэффициента соответствует класс, обозначаемый цифрами или буквой. Максимальный показатель равен 3,92, а минимальный 0,46. Начинающий водитель при первом заключении договора ОСАГО получает КБМ 1,17, которому соответствует класс 3.
Определить величину КБМ на следующий период страхования можно по таблице:
№ п/п |
Класс на период КБМ |
Коэффициент на период КБМ |
Класс КБМ |
||||
Страховые возмещения отсутствуют |
Одно возмещение |
Два возмещения |
Три возмещения |
Более трех возмещений |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
М |
3,92 |
М |
М |
М |
М |
|
2 |
2,94 |
1 |
М |
М |
М |
М |
|
3 |
1 |
2,25 |
2 |
М |
М |
М |
М |
4 |
2 |
1,76 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
5 |
3 |
1,17 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
6 |
4 |
1 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
7 |
5 |
0,91 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
8 |
6 |
0,83 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
9 |
7 |
0,78 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
10 |
8 |
0,74 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
11 |
9 |
0,68 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
12 |
10 |
0,63 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
11 |
0,57 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
14 |
12 |
0,52 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
15 |
13 |
0,46 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
Начисление коэффициента происходит 1 апреля каждого года. Если в течение года произошел один страховой случай по вине страхователя, его коэффициент вырастет, соответственно подорожает полис на следующий период страхования. С каждым последующим обращением за возмещением КБМ растет. Снизить его можно только безаварийной ездой.
Перечисленные выше пункты не проверяются и не влияют на итоговый водительский стаж. И все же данная информация имеет влияние на расчет ОСАГО. Если человек не ездил за рулем после того, как получил права, соответственно, он не был вписан в страховку ОСАГО. Значит, в базе РСА информации об опыте нет, соответственно, и скидок нет. Например, человек получил права в двадцать лет, сел за руль в первый раз и вписался в страховку в возрасте двадцати пяти лет. По правилам его стаж составляет пять лет. Фактически опыта вождения не было. В базу РСА информация о данном водителе поступила в первый раз. Соответственно, класс аварийности у водителя будет равен 3. Так как ранее его не было, хоть и по документам стаж пять лет. На следующий год (при условии, что не будет аварии) появится первая скидка на ОСАГО в размере 5 % и класс аварийности станет равен четырем.
Стаж для коэффициента по стажу
Начало водительского стажа указано в водительском удостоверении человека. На обратной стороне документа содержится вся информация. При замене водительского удостоверения также в графе пишется информация о предыдущих правах. Как рассчитать ОСАГО при замене прав? Коэффициент, отвечающий за стаж, сохраняется в базе данных для каждого водителя отдельно. При этом, если произойдет замена документов, и водитель не уведомит страховую компанию, не сделает изменений в полисе сразу после получения новых прав, то скидки потеряются. Это происходит из-за того, что программа крепит скидки на каждого человека отдельно, если происходят изменения, информация о водителе из базы в программу не поступает. Таким образом, получается, что страховать машину пришел другой человек. Поэтому для того, чтобы скидки сохранялись, необходимо сразу подходить в свою страховую компанию для сохранения новой информации.
Учет опыта с оглядкой на возраст
Страховщики считают людей определенного возраста группой повышенного риска. К таким лицам относятся люди, не так давно получившие водительские права – не имеющие 3-х летнего опыта вождения. В среднем «новичкам» приходится платить за страховку на 80% больше, чем опытным водителям.
Как рассчитывается водительский стаж для ОСАГО, если имеет место приобретение нового ТС или открытие новой категории? Регулированием данного вопроса занимается Центробанк РФ, согласно указу №3384-У.
Коэффициент возраста и стажа (КВС) водителя должен рассчитываться для каждой категории отдельно. К примеру, если вы имеете 15-ти летний стаж в категории «В», то стоимость ОСАГО будет одной, но если вы получаете страховку с категорией «С», то увидите совершенно другую цену. Для наглядности, если вы получили категорию «С» 2 года назад, то ваш КБМ будет равен 1,7.
В чем плюсы безаварийного КВС
КВС при безаварийном вождении установить труднее, чем обыкновенный, т.к. обычный коэффициент можно увидеть и в водительском удостоверении, а перерасчет коэффициента без аварий происходит каждый год. Другими словами, если вы не становились виновником ДТП в течение года, то страховка в будущем году будет для вас дешевле.
То же самое и в обратную сторону. Если вы 10 лет идеально управляли своим автомобилем, однако все-таки стали виновником аварии, то ваш класс пойдет вниз, а стоимость страховки вырастет.
Понять, как производится расчет КВС при 100% безаварийном вождении, а также, если имеют место страховые случаи, вам поможет таблица.
На сегодняшний день в базу попадает вся история дорожных аварий, начиная с 2003 года.
Очень хорошо, если вы будете не просто знать, каким образом происходит расчет стажа, но и постоянно следить за собственными показателями. Это нужно из-за того, что при заключении договора страхования всю информацию вводят именно сотрудники СК. Это значит, что при заполнении могут быть допущены ошибки: как случайно, так и намеренно.
Прерывание в вождении
С этим аспектом стоит ознакомиться в первую очередь. Согласно российскому законодательству, если владелец транспортного средства на протяжении года и более не приобретал автогражданку, то его класс будет аннулирован, а КБМ станет равен единице. Таким образом при покупке ОСАГО придется заплатить его полную стоимость, что может стать весьма неприятным сюрпризом. Также прерыванием считается ситуация, когда водитель расторгнул страховой договор раньше указанного в нем срока или запись была внесена в период его недействительности.
Стоит отметить, что период безаварийной езды не имеет никакого значения при оформлении автогражданки, предполагающей допуск к управлению ТС неограниченного количества лиц, например, на корпоративный автомобиль. В этом случае о прерывании можно не беспокоиться.
Коэффициенты стажа и КБМ
Коэффициент бонус малус уменьшает общую цену страховки. Расчёт учитывает класс водителя, присвоенный зависимо от срока вождения, основанный на длительности периода, течением которого он не принимал участие в дорожных происшествиях в качестве виновного. Чем выше класс, тем поправка ниже, а страховка дешевле.
Следует обратить внимание на определённую ответственность при назначении КМБ, так как если он завышен — признается недействительным полис ОСАГО.
Расчет водительского безаварийного срока вождения начинают с 1 июля 2003 года (введение ОСАГО). Если лицо страховало ответственность владельца автомобиля, безаварийно управляло им, то в настоящее время ему присвоен высокий класс со значительной скидкой.
Разные показатели аварийности в различные временные периоды могут уровнять значение коэффициента. Так, если лицо за десять прошедших лет стал виновным участником аварии один раз, а другой — за два года два раза, то поправка будет одинаковой.
Основываясь на том, что гражданин, открывая новую категорию, приступает к управлению автотранспорта с иными техническими параметрами, габаритными размерами и степенью угрозы окружающим при вождении, срок безаварийной езды на транспорте для неё начинает свой отчёт с максимальной ставки КБМ.
Например: гражданин в течение десяти лет имел право на вождения по категории «В». В 2020 году он успешно прошёл обучение и был допущен к вождению автомобилей категории «С». При обращении к страхователю в этом году его срок по категории будет представлен одним годом.
Порядок предоставления скидок и их размеров, с учётом этого коэффициента, претерпевает периодические изменения. Но можно уверенно сказать, что безаварийная эксплуатация автомобиля в течение страхового года позволит повысить класс вождения и получить скидку не менее 0.05%.
Если установлен факт, свидетельствующий о том, что лицо не управляло автомобилем по страховке периодом более года, следовательно — срок безаварийной эксплуатации прерывался, то скидка с использованием бонуса не производится, а показатель класса управления возвращается к первоначальному значению. Если гражданин внесён в договор после его оформления или полис до срока окончания прекратил своё действие, то год в безаварийный срок включён не будет.
При оформлении первичного полиса, где количество лиц с застрахованной ответственностью не ограничено, то срок КМБ определяется историей собственника автомобиля. Особенность представлена тем, что учитывается период эксплуатации конкретной единицы транспортного средства. При смене автомобиля владельцем ставка КБМ становиться начальной.
При заключении последующих договоров ОСАГО с ограничением количества водителей, где владелец вписан, как лицо, ответственность которого застрахована наряду с другими, его класс не меняется, а скидка назначается с учётом прошедших лет страхования.
Еще по теме Как узнать страховую по ПТС в 2020 году
В отдельных случаях страховщик не может применить коэффициент бонус малус даже при подтверждении факта безаварийной эксплуатации транспортных средств. Это касается следующих полисов:
- выданные на минимальные сроки, оформленные для возможности перегона автомобиля к месту постановки на регистрационный учёт или прохождения технического осмотра;
- оформленные лицам, имеющим подданство иностранного государства или владельцев машин, зарегистрированных вне пределов страны.
При заключении договора полисы данной категории содержат значение КБМ равный единице.
Поощрение за езду без аварий
В процессе применения рассматриваемого коэффициента бонуса малуса будет приниматься во внимание исключительно безаварийный стаж. При этом не должно быть именно таких аварий, где водитель является виновником.
Каждому водителю будет присвоен особый класс, за которым автоматически закрепляется значение коэффициента.
Чем больше будет стаж езды без аварий, тем выше назначен будет класс, тем ниже будет коэффициент, соответственно тем ниже будет стоимость договора ОСАГО.
Как только человек становится виновником аварии, класс автоматически снижается, коэффициент автоматически увеличивается и одновременно с ним и цена страховки.
Если после исследования класс у человека, вписываемого в страховку будет достаточно низким, намного выгоднее будет заключить договор страхования без ограничений. В этом случае стаж вождения без ДТП не будет засчитываться ни у кого, кроме собственника авто.
Некоторые нюансы КВС.
Нередко возникают вопросы по поводу возрастной «дискриминации» страхователя при расчете ОСАГО. Однако, что ни говори, граница в 22 года оправдана хотя бы тем, что она введена не страховщиками, а законом. А как известно, «Закон суров, но он — закон». К тому же, положа руку на сердце, неполная дееспособность лиц до 22 лет давно общепризнана. Это подтверждают данные множества специальных исследований, а также беспристрастной статистики. Так, например, доказано, что:
- Независимо от пола, лица, не достигшие 22-летнего возраста, отличаются заметно меньшими показателями социальной ответственности. Это понимает практически каждый из нас, и тем больше, чем дальше мы уходим в своей жизни от этого пограничного периода.
- Молодые люди за рулем значительно чаще допускают опасную неосторожность, превышают разрешенный скоростной режим и вообще небрежно относятся к вождению автотранспорта. В результате чего становятся виновниками и жертвами ДТП.
- Также они обладают меньшей способностью к адекватной оценке ситуации, что усугубляется повышенной агрессивностью.
Серия, номер и дата выдачи первого водительского удостоверения в базе РСА для страховой
Точная дата выдачи первого водительского удостоверения, как Вы уже поняли, требуется при оформлении полиса «ОСАГО». Однако, данная информация не обязательна для водителей с общим водительским стажем более трёх лет, которые могут использовать в качестве даты 31 декабря года выдачи прав.
- Откройте сайт РСА и кликните на вкладку «ОСАГО».
- На левой панели выберите «Сведения для страхователей и потерпевших».
- Кликните на первую ссылку – «Сведения для страхователей о статусе бланков полисов ОСАГО и дате заключения договора».
- Заполните анкету: введите серию и номер бланка. Не забудьте ввести код безопасности.
Как узнать безаварийный стаж водителя по ОСАГО
заходим на сайт РСА и находим раздел, называющийся ОСАГО ;.
Но документы старого образца всегда выпускались в бумажном виде.
Возраст — до 22 лет, водительский стаж до 3 лет | 1,8 |
Возраст — более 22 лет, водительский стаж — до 3 лет | 1,7 |
Возраст — до 22 лет, водительский стаж — более 3 лет | 1,6 |
Но документы старого образца всегда выпускались в бумажном виде. Поэтому у автомобилистов с большим стажем они давно непригодны к использованию или просто утеряны, так как водительская карта не входит в перечень обязательных документов, никто о ней особо не заботится.
Перечисленные выше пункты не проверяются и не влияют на итоговый водительский стаж. И все же данная информация имеет влияние на расчет ОСАГО. Если человек не ездил за рулем после того, как получил права, соответственно, он не был вписан в страховку ОСАГО. Значит, в базе РСА информации об опыте нет, соответственно, и скидок нет. Например, человек получил права в двадцать лет, сел за руль в первый раз и вписался в страховку в возрасте двадцати пяти лет. По правилам его стаж составляет пять лет. Фактически опыта вождения не было. В базу РСА информация о данном водителе поступила в первый раз. Соответственно, класс аварийности у водителя будет равен 3. Так как ранее его не было, хоть и по документам стаж пять лет. На следующий год (при условии, что не будет аварии) появится первая скидка на ОСАГО в размере 5 % и класс аварийности станет равен четырем.