Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ремонта по ОСАГО: гарантия, сроки, запчасти, неустойка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудники СТО могут использовать неоригинальные запчасти при согласии клиента. Этот принцип распространяется и на автомобили старше 2 лет. Сервис аргументирует их использование тем, что без них сумма превысит 400 тыс. руб. Клиенту придется тратить собственные деньги.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Сервисы часто используют подержанные запчасти, что запрещено п. 15.1 ст. 12. ФЗ-12. Они предлагают клиенту подписать дополнительное соглашение. В этот же документ включают доплату за восстановление за счет средств самого клиента.
По закону автовладелец должен подписать только заявление и извещение о ДТП. Дополнительные документы тесно связаны с юридическими уловками. Следует внимательно изучить условия перед заключением договора. При принятии автомобиля с ТО владельцу сложно доказать, что ремонт был некачественным.
Чтобы решить проблему с использованием неоригинальных запчастей, автомобиль принимают вместе с экспертом. В оценочном акте указывают различия между техническими требованиями и полученным результатом. Так владелец вернет автомобиль в мастерскую.
Какие документы Вам потребуются?
При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:
- Заявление на страховое возмещение или ремонт;
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- Справка о ДТП;
- Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
- Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
- Копия паспорта;
- Отчет об оценке ущерба;
- Акт приема-передачи;
- Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.
Какие существуют сроки выдачи направления на ремонт по ОСАГО
Российское законодательство устанавливает срок выдачи направления на ремонт по ОСАГО в 20 дней. Этот период одинаково справедлив для компенсации в денежной форме и путём прямого возмещение (восстановление автомобиля). Данное требование установлено Федеральным законом №40 в статье 12 пункте 21.
Период, в течение которого страховщик обязан выдать направление на восстановление авто по ОСАГО, начинается с момента предоставления всей установленной документации страховой. В эти 20 дней не входят только праздничные нерабочие дни.
Страховщику необходимо подать пакет документации, который включает:
- заявление о страховой выплате;
- гражданский паспорт владельца автомобиля;
- полис страхования автогражданской ответственности;
- подписанное извещение об аварии;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- постановление/протокол либо отказ в возбуждении дела на водителя, который виноват в дорожном инциденте.
Отсчет срока выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается без привязки к дате осмотра либо технической экспертизы, проведённой страховщиком. Так, если осмотр был сделан на 18-й день после предоставления полного пакета документации, тогда водитель должен получить направление на ремонт всего через 2 дня. Поскольку срок начал отсчитываться ещё 18 дней назад.
Кого направляют на ремонт по ОСАГО?
На основании пункта 15.1, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного на территории РФ, преимущественно осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта.
Отмечу, что возмещение имеет место, в случае если у виновника ДТП имеется полис ОСАГО (действующий, не поддельный).
Поясню.
Если попали в ДТП, Вы не признаны виновником, у виновника есть полис ОСАГО, Ваше транспортное средство зарегистрировано в РФ, то после обращения в страховую, Вас в большинстве случаев, направят на ремонт в СТО (станция технического обслуживания, автосервис), с которой у страховой, заключен соответствующий договор.
Страховая компания, не всегда направляет на ремонт. В пункте 16.1 закона «Об ОСАГО», рассмотрены случаи, когда ущерб возмещается деньгами.
Если обнаружены недоработки
Вопрос о том, что делать при некачественном ремонте автомобиля по ОСАГО, не теряет актуальности не только для тех, кто только что получил права, но и для водителей со стажем. После окончания работ по восстановлению авто его собственник должен подписать акт приема-передачи. Но не спешите визировать документ, а убедитесь, что имеющиеся поломки были устранены. Если в результате личного осмотра были обнаружены какие-либо недостатки и недочеты, необходимо внести их в акт и поставить подпись. О наличии скрытых дефектов беспокоиться не стоит – гипотетически они будут выявлены при повторной (независимой) экспертизе.
Что делать, если автомеханики, по вашему мнению, сделали плохой ремонт по ОСАГО? Поскольку за качество проведенных работ отвечает страховая фирма, а не представитель СТО, необходимо направить контрагенту претензию об устранении недостатков. На следующем этапе он может назначить и провести повторный осмотр транспортного средства. Если СК отказывается делать осмотр и исправлять недочеты ремонта, то заинтересованное лицо вправе назначить независимую экспертизу. Получив заключение специалиста, необходимо вновь адресовать жалобу страховщику и приложить новые расчеты причиненного ущерба. В случае, если компания не отреагирует или ответит отказом, необходимо обращаться в надзорные инстанции, а затем в суд.
Если полис ОСАГО был оформлен у брокера или агента, претензии следует предъявлять к той фирме, интересы которой они представляют.
После проведения ремонта недобросовестная компания может, пользуясь невнимательностью клиента, который не всегда читает все, что подписывает, приложить к акту приема-передачи транспортного средства другие документы. В результате таких ухищрений страховщику удается получить от контрагента согласие на:
- неполный ремонт:
- использование запасных частей категории «б/у».
Тактика дальнейших действий будет зависеть от позиции, которую выберет СК. Страховщик должен отреагировать на жалобу в десятидневный срок с момента ее регистрации.
Рассмотрев претензию, он назначает дату повторной экспертизы, которая проводится в присутствии владельца машины, представителя компании и механика СТО, который выполнял ремонт. После осмотра транспортного средства компания может взамен ремонта произвести собственнику авто денежную выплату или же не согласиться с его требованиями.
В ситуации, когда страховщик признает факт ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны станции техобслуживания, клиенту должна быть выплачена неустойка за некачественный ремонт по ОСАГО. По общему правилу, компания должна компенсировать 1% от суммы ремонта ежедневно начиная с момента регистрации претензии.
Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:
- хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
- максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
- срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
- без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
- автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
- гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
- претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
- жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
- после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.
Сроки ремонта по ОСАГО
После получения договора страхования ОСАГО, в случае наступления страхового случая и необходимости ремонта автомобиля, водителю придется обратиться в автосервис для восстановления поврежденных узлов и деталей. Важно знать, что сроки ремонта по ОСАГО могут быть ограничены и зависят от нескольких факторов.
Прежде всего, важно обратить внимание на то, что в случае превышения сроков ремонта, страховая компания может не возместить ущерб и отказаться от оплаты. Такие сведения обычно указываются в договоре страхования и могут варьироваться от компании к компании.
Возможным основанием для затягивания сроков ремонта может послужить отсутствие необходимых для ремонта запчастей. В таком случае авто может находиться в автосервисе дольше, чем предполагалось. Также следует учитывать, что использование оригинальных запчастей может замедлить процесс ремонта, так как они могут быть более дорогими и потребовать заказывания из официальных сервисных центров.
Если в рамках обслуживания ОСАГО ремонт по ОСАГО был произведен в претензионном порядке после подачи заявления и получения соответствующую сумму на ремонт, сроки ремонта также могут быть ограничены. В данном случае важно следовать указанным в договоре или претензионном направлении срокам на ремонт автомобиля.
Заявление в претензионном порядке подается в страховую компанию в письменной форме, обычно в течение 5 дней после страхового случая. После этого компания должна в течение 10 дней принять решение о гарантийном ли это ремонте, после чего в течение 5 дней предложить соответствующую сумму на ремонт или заявить о цессии.
Процесс ремонта по ОСАГО
Правила ремонта по ОСАГО определены законом и регулируются правилами страховой компании, которая обязана возмещать ущерб, нанесенный автомобилю в результате ДТП. Чтобы правильно оформить претензию и получить возмещение за ремонт, важно знать, какие документы должны быть предоставлены и какая процедура будет проводиться.
Согласно законодательству, в случае ДТП автовладелец имеет право обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба. Для этого необходимо предоставить следующие документы: документы, подтверждающие факт ДТП (постановление ГИБДД, протокол осмотра), осмотр автомобиля специалистом страховой компании и смету на ремонт.
Процедура: | Описание: |
1. Подача заявления | Автовладелец должен подать заявление в страховую компанию, в котором указать детали ДТП и требования к ремонту. |
2. Осмотр автомобиля | Страховая компания направляет своего специалиста для осмотра автомобиля и определения стоимости ремонта. |
3. Согласование ремонта | После осмотра, страховая компания согласовывает с автовладельцем перечень работ и запчастей, которые будут использоваться при ремонте. |
4. Ремонт автомобиля | Автомобиль ремонтируется в специализированном сервисном центре с использованием запчастей, согласованных со страховой компанией. |
5. Контроль качества | После ремонта специалистом страховой компании проводится контроль качества выполненных работ. |
6. Выплата средств | Согласно условиям ОСАГО, страховая компания обязана осуществить выплату за ремонт, либо обоснованно отказать в выплате. |
Ремонт по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы
Чтобы по ОСАГО (автогражданке) получить возмещение (компенсацию) путем восстановления поврежденной машины, нужно последовательно выполнить следующие процедуры:
- Оформление ДТП. Водитель, который оказался причастным к дорожной аварии, должен выполнить инструкции, регламентированные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД. Иначе говоря, ему необходимо остановить автотранспорт, включить аварийный световой сигнал, оказать базовую медпомощь пострадавшим (если нужно), исключить возникновение помех для других транспортных средств (освободить надлежащим образом проезжую часть).
- Оформить необходимую документацию в связи с ДТП. Это можно сделать либо по европротоколу, либо путем привлечения сотрудников ГИБДД. Составлением европротокола можно ограничиться, если материальный вред автомашине не превышает 100 000 рублей, погибшие или раненые в ДТП отсутствуют, авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), у водителей этих машин имеются полисы автогражданки и отсутствуют разногласия по поводу происшествия (статья 11.1 закона № 40-ФЗ).
- Подготовка необходимых бумаг, перечень которых регламентируется пунктами 3.10 и 4.13 Положения ЦБ РФ № 431-П. Так, следует подготовить паспорт гражданина, бланк-извещение о ДТП, надлежащий протокол (как вариант, постановление о привлечении или об отказе в привлечении виновного субъекта к административной ответственности), доверенность представителя гражданина- страхователя (если есть), документация на автомашину (СТС, ПТС), сведения экспертной оценки (если выполнялась независимая экспертиза), документальное подтверждение оплаты эвакуации (если она осуществлялась).
- Получатель возмещения (потерпевший) передает собранную документацию, соответствующее заявление, бланк-извещение своему автостраховщику (если у получателя есть право на прямую компенсацию вреда, зафиксированное статьей 14.1 закона № 40-ФЗ) или автостраховщику виновного субъекта (в других ситуациях). Вышеперечисленные бумаги направляются автостраховщику в течение 5 дней (если составлялся европротокол) или на протяжении 3 лет (если авария оформлялась сотрудниками ГИБДД).
- Поврежденная машина предоставляется автостраховщику для надлежащего осмотра на протяжении 5 рабочих дней со дня передачи этому автостраховщику всех необходимых бумаг (пункт 10 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
- Необходимо дождаться итогов независимой экспертизы (оценки) поврежденной машины (если, конечно, данная экспертиза будет осуществляться).
- Автостраховщик принимает обоснованное решение по поводу восстановления автомашины (как вариант, уплаты денежной компенсации). Вердикт выносится при соблюдении сроков, установленных пунктом 4.22 Положения ЦБ РФ № 431-П. В самом общем случае данный срок составляет 20 дней. Как вариант, этот срок можно увеличить до 30 дней, если водитель-страхователь сам захотел отремонтировать поврежденную машину на станции техобслуживания, с которой у компании-автостраховщика отсутствует договор (если, конечно, автостраховщик дал свое разрешение).
- Поврежденная автомашина передается на СТО для восстановления (конкретная станция указывается в соответствующем направлении).
- Машина, отремонтированная (восстановленная) по ОСАГО-полису, передается автовладельцу (пострадавшему). Срок ремонта согласовывается сторонами, однако он не должен быть больше срока, предусмотренного пунктом 6.1 Положения ЦБ РФ № 431-П (максимум 30 рабочих дней). Затягивание ремонта автостраховщиком может стать основанием для истребования с него неустойки (пени), составляющей 0,5% от суммы причитающегося возмещения за каждый день допущенной просрочки (абзац 2 пункта 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
- Если у автомобилиста (потерпевшего) имеются претензии к результатам выполненного ремонта (восстановления), соответствующий спор с компанией-автостраховщиком решается в порядке, четко регламентированном главой 5 Положения ЦБ РФ № 431-П. Заявитель направляет компании-автостраховщику досудебную претензию, рассматриваемую адресатом на протяжении 10 дней. Если данная претензия не рассматривается или отклоняется автостраховщиком, заявитель сможет воспользоваться судебным механизмом разрешения спора.
Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:
- Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
- В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
- Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
- Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
- В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
- Гибель потерпевшего.
- Автомашину нельзя восстановить.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.
При несогласии с выставленной в процессе первичной экспертизы суммой владелец авто вправе инициировать повторное обследование, но уже за свой счет.
Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.
Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.
Лимит на 2019 г. составляет:
- 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
- 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
- 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).
Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.
Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:
- нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
- степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
- перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
- производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
- износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
- мощность двигателя транспортного средства;
- место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
- срок действия страхового полиса;
- внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.
Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.
Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:
- в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
- у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
- не был определен виновник аварии;
- полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).
По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:
- в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
- существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
- выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
- повреждения нередко устраняют не полностью;
- автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.
Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.
Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:
- располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
- срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.
Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.
Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:
- производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
- владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
- в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.
Оплату ремонта производит страховая компания.
Денежная компенсация возможна в следующих случаях:
- когда автомобиль не подлежит восстановлению;
- стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
- восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
- владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
- страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).
Можно ли получить деньги на самостоятельный ремонт
Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:
- высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
- превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2023 году это 400 тыс. рублей);
- гибель потерпевшего (деньги получит семья);
- причинение тяжелого урона здоровью;
- наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
- предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.
Ремонт автомобиля по ОСАГО на стороннем сервисе
Пункт 153 статьи 12:
153. При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.
Если автовладелец не хочет ремонтировать автомобиль на сервисных станциях, предложенных страховой компанией, то он может договориться о ремонте автомобиля в любом другом автосервисе. Однако для этого нужно получить письменное согласие страховой компании.
В этом случае страховая компания также оплачивает ремонт транспортного средства без учета износа запасных частей, т.е. в полном объеме. Обратите внимание, при ремонте на стороннем сервисе, решение о выдаче направления на ремонт принимается дольше и об этом речь пойдет ниже.