Реорганизация юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

Где производить новую регистрацию

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.

Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.

Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.

Классификация видов реорганизации

Виды реорганизации:

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

создание одного

создание нескольких

прекращение одного

прекращение нескольких

слияние организаций

+

+

присоединение организации

+

+

разделение организации

+

+

выделение организации

+

+

преобразование организации

+

+

Процедура реорганизации

Любая реорганизация юр лица или предприятия требует поэтапного выполнения определенных действий:

  • принятие решения о реорганизации высшим органом управления каждой из реорганизуемых компаний (например, общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью при выделении);
  • после принятие решения о реорганизации необходимо в течение 3-х рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган;
  • в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о начале реорганизации и выдается соответствующее свидетельство;
  • в течение 5-ти рабочих дней после уведомления о реорганизации регистрирующего органа необходимо оповестить всех известных кредиторов;
  • сразу после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо опубликовать сведения о реорганизации в СМИ;
  • в течение месяца после предыдущей публикации необходимо повторно опубликовать сведения о реорганизации в СМИ;
  • в течение 30-ти дней после второй публикации или в течение 3-х месяцев после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо представить документы, которые связаны с завершением реорганизации;
  • в течение 6-ти рабочих дней можно получить документы о регистрации лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности;
  • в общей сложности процедура реорганизации занимает около 2-х месяцев.

Порядок реорганизации юридических лиц

Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.

Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.

Далее необходимо произвести:

  • государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
  • государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.

Процедура и порядок реорганизации

Реорганизация юридического лица имеет ряд стадий, «ступеней», последовательных действий.

Это связано с тем, что процесс продолжителен по времени; нужно соблюсти установленную государством процедуру; само решение и момент реорганизации связан с реализацией прав и обязанностей, как самого предприятия, так и иных субъектов.

Условия, предписанные законодательно лицу, которое пребывает на стадии реорганизации, обязательно должны быть выполнены:

Читайте также:  Какие пособия на детей вы можете получать, но не знаете об этом

Действие № 1:

Принятие решения о реорганизации учредителем(лями) или участниками. Оговариваются и документируются важные моменты такого процесса: сроки инвентаризации, аудит, способы оценки активов и пассивов.

Действие № 2:

Письменное извещение органа, который проводит государственную регистрацию, о своем решении. После внесения соответствующих сведений о начале данной процедуры существует необходимость дать два объявления с периодичностью в месяц в специализированные СМИ о начале процесса реорганизации, а также уведомление каждого кредитора в письменной форме. Предъявленные требования кредитором, рамки которых обозначены законодательно, должны быть удовлетворены до момента окончания реорганизации. Кроме того, извещается налоговый орган по месту регистрации.

Действие № 3

Проведение инвентаризации на предприятиях, которые реорганизуются.

Действие № 4

Формируется передаточный акт. Проводится оценка активов, определяется объем прав и обязанностей, которые передаются от одного лица ко второму.

Действие № 5

Формируется заключительная отчетность, разрабатываются и принимаются уставные документы создающегося предприятия и регистрируется новый субъект. Одновременно с этим может произойти ликвидация реорганизуемого, но не обязательно (см. Формы реорганизации).

Данные действия, этапы и порядок вполне могут дополняться иными, поскольку здесь указаны только основные вехи, которые, естественно, подлежат корректировке, в том числе в зависимости от выбранной формы реорганизации.

Проблемы, возникающие в процессе, решаются в строгом соответствии с законодательством.

Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица

Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.

Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.

Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.

Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.

За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.

В процессе деятельности практически всех организаций реорганизация в последнее время является одной из наиболее часто применяемых процедур. Это объясняется экономическими, социальными, а также правовыми условиями, в которых юридические лица существуют. В немалой степени способствовали распространению на практике отдельных форм реорганизации процессы приватизации и обновления российского законодательства. Для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Все это потребовало более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса реорганизации[1].

Вопросам реорганизации юридических лиц действующем ГК РФ общим посвящено четыре статьи[2]. Еще подробнее регулируют соответствующие вопросы реорганизации законодательные акты об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц. Вместе с тем, по сравнению с ранее действовавшим законодательством даже такое более детальное правовое регулирование решить всех возникающих при реорганизации вопросов не позволяет, делая актуальной проблему изменения и дополнения существующих нормативных актов.

Целью данной работы было исследование процесса реорганизации юридического лица.

Для достижения поставленной цели требовалось выполнение ряда заданий.

Прежде всего необходимо было привести понятие и значение реорганизации. Реорганизация является процедура, которая применяется в случае прекращения юридического лица или создания нового. При реорганизации предусмотрено правопреемство прав и обязанностей.

После необходимо было рассмотреть формы и виды реорганизации юридического лица. Реорганизация существует в нескольких формах: слияния, выделения, разделения, присоединения и преобразования. Осуществляется реорганизация либо добровольно, либо принудительно.

Вопросы реорганизации урегулированы нормами гражданского законодательства и др. законами.

Далее требовалось изучить гарантии прав кредиторов. Под защитой прав кредиторов подразумевается основа эффективного функционирования договорных обязательств. В противоположном случае не исключены обстоятельства, когда злоупотребления со стороны должников станут рядовой практикой и фактически затормозят исполнение договоров, в которых обе стороны заинтересованы.

В обязательственных правоотношениях обеспечивается охрана прав и законных интересов кредиторов как с помощью общих способов защиты, так и с помощью специальных норм, которые предусмотрены отдельными главами ГК РК об обязательствах, а также специальным законодательством.

В заключении необходимо было исследовать правопреемство при реорганизации. Что качается правопреемства, то под данной процедурой понимается прием прав и обязательств одного субъекта юридического права другим. Процедура правопреемства реализуется по закону, по договору или по прочим юридически значимым основаниям.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.

Читайте также:  Когда и на сколько проиндексируют детские пособия в России в 2023 году

Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.

Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.

Правовые основы реорганизации юридических лиц

Вначале отметим, что общие правовые основы реорганизации юридических лиц установлены главой 4 «Юридические лица» ГК РФ. В соответствии со ст. 57 ГК РФ различают пять основных форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Помимо этого, допускается и смешанная реорганизация юридического лица, то есть одновременное сочетание перечисленных выше форм, например, реорганизация в форме преобразования с одновременным присоединением к другой организации.

При этом не запрещена и реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Решение о реорганизации обычно является добровольным, принимаемым учредителями (участниками) компании или органом юридического лица, уполномоченным на такие действия учредительным документом.

В то же время в случае дробления бизнеса при определенных обстоятельствах реорганизация может осуществляться и в принудительном порядке — по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Реорганизация юридического лица всегда сопровождается появлением правопреемника (одного или нескольких), к которому в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованной фирмы.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ:

  • при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу;
  • при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица;
  • при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом;
  • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
  • при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Страховые взносы при реорганизации

Сначала напомним, что с 01.01.2017 начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, регламентируется главой 34 «Страховые взносы» НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых вносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Расчетным периодом в соответствии с п. 1 ст. 423 НК РФ признается календарный год.

Следовательно, с начисленных нарастающим итогом с начала календарного года выплат нужно начислить и уплатить страховые взносы.

Для плательщиков страховых взносов — организаций, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ).

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 НК РФ (п. 3 ст. 421 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 года» установлена предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

  • на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ подлежит индексации с 01.01.2019 в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019;
  • на ОПС с учетом размера средней, заработной платы в РФ на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 НК РФ на 2019 год в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019.

Иначе говоря, содержащееся в ней положение, касающееся тарифов страховых взносов на ОПС, перенесено в подп. 1 п. 2 ст. 425 «Тарифы страховых взносов» НК РФ.

В настоящее время действуют следующие тарифы страховых взносов:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — 22% с выплат, не превышающих предельную базу, 10% — с выплат сверх базы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — 5,1% со всех облагаемых выплат.
  • взносы на взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу. Выплаты сверх предельной базы взносами не облагаются;
  • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5% в зависимости от основного вида деятельности.
Читайте также:  Льготы по ЖКХ многодетным семьям

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, порядок

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, — его правопреемникам. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1. слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

2. присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

3. разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

4. выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

5. преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

[2]

Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации — добровольная реорганизация.

Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК).

[3]

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации в органы ФНС РФ.

Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд гарантий прав кредиторов при реорганизации.

1. Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).

2. Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут нести солидарную ответственность (п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Выделяется несколько оснований для реорганизации юридического лица, побуждающих представителей компании вносить изменения в будущую деятельность. К основным стоит отнести:

  • Укрепление позиции на рынке. Два предприятия объединяются с целью создания одной крупной компании и вытеснения конкурентов. Результатом становится выпуск большего объема товаров и расширение спектра услуг. Требует изменения или полного пересмотра структуры предприятия.
  • Разделение бизнеса. Бывают ситуации, когда в определенный момент позиции компаньонов на дальнейшее развитие компании расходятся. Во избежание продажи предприятия принимается решение о его разделении и внесении правок в структуру.
  • Вывод активов. В компании создается новое юридическое лицо для законной передачи капитала. Процесс занимает определенное время, но позволяет спасти активы.
  • Уменьшение налогов. Реорганизация юридического лица ООО позволяет снизить налогообложение законным путем. Это шаг актуален для предприятий, не имеющих права на применение специальных режимов (патента, УСН). Для экономии нужно менять структуру и тем самым увеличить доход.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *