Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платили в СССР предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.
Налог на сверхприбыль
Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.
Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.
В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.
Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.
Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.
В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.
Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.
Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.
Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.
Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.
Советская экономика – не такая, как все
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были привычные и сегодня налоговые ставки и пошлины, но также были нестандартные налоги (например, налог на холостяков). А еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
Налоговая система в период войны
С началом Великой Отечественной войны в СССР вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.
В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывался в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.
В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог был повышен до 2,25 рублей + 5,5%.
«Перестройка» и распад СССР
С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.
Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.
После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.
При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.
Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.
Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.
Доходы государства от налогообложения
В СССР государство получало значительные доходы от налоговых поступлений со стороны предприятий. Основными источниками доходов были следующие налоги:
- Прибыльный налог — налог, взимаемый с прибыли предприятий. Ставки прибыльного налога варьировались в зависимости от отрасли и размера предприятия. Обычно он составлял 40% от прибыли.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) — взимаемый с общего объема продаж товаров и услуг. Ставка НДС варьировалась в зависимости от товара или услуги и составляла обычно 10-20%.
- Налог на доходы граждан — налог, взимаемый с доходов физических лиц. Ставки налога на доходы граждан также варьировались и составляли обычно 13-15%.
- Акцизы — дополнительные налоги на определенные виды товаров или услуг: алкоголь, табак, автомобили и т.д. Ставки акцизов достаточно существенные — от 20% до 300% от стоимости товара.
Также государство получало доходы от других налоговых поступлений, таких как налог на имущество, налог на землю и другие специальные налоги в зависимости от сферы деятельности предприятия.
Суммарные доходы государства от налогообложения предприятий в СССР составляли значительную часть бюджетных поступлений. Они направлялись на финансирование различных программ и проектов, развитие социальной сферы, инфраструктуры и обороны.
Особенности налогообложения в различных отраслях экономики
В СССР система налогообложения была унифицированной для всех отраслей экономики. Однако, в зависимости от специфики отрасли, некоторые особенности могли возникать.
Вот некоторые особенности налогообложения в различных отраслях экономики:
- Промышленность: Предприятия промышленности вносили налоги на прибыль, а также дополнительные налоги в случае превышения плановых показателей. Налоги могли быть изменены в зависимости от вида деятельности.
- Сельское хозяйство: Сельскохозяйственные предприятия обычно платили налоги на сельскохозяйственную продукцию, прибыль, землю и другие налоги, связанные с особенностями этой отрасли.
- Торговля: Торговые предприятия платили налоги на продажи, доходы, аренду помещений и т.д. Налоги могли меняться в зависимости от вида торговой деятельности и формы собственности.
- Транспорт и связь: Особенностью этой отрасли было то, что предприятия транспорта и связи платили налоги не только на прибыль, но и на использование транспортной и связевой инфраструктуры.
Кроме указанных отраслей, в СССР также существовали другие виды деятельности, каждый из которых имел свои особенности в налогообложении. Например, научные исследования, образование, культура, здравоохранение и т.д. имели свои специфические налоговые правила и ставки.
Важно отметить, что система налогообложения в СССР была плановой и государственно-ориентированной. Налоговые ставки и правила устанавливались центральными органами власти и приводились в действие на всей территории СССР.
Таким образом, налогообложение в различных отраслях экономики СССР имело свои особенности в зависимости от специфики деятельности каждой отрасли. Это позволяло государству регулировать экономику и достигать плановых показателей.
История налогообложения советской промышленности и сельского хозяйства
На протяжении всего существования Советского Союза налогообложение являлось одним из основных инструментов государственного контроля и регулирования экономики. Особенно важным было налогообложение для промышленности и сельского хозяйства, которые играли ключевую роль в экономике страны.
С начала существования СССР в 1922 году, налоговая система страны претерпела ряд изменений. В первые годы существования страны было введено промышленно-товарное налогообложение, основанное на идеях налогового принципа Российской империи. Этот налог взимался с предприятий в зависимости от объема производства товаров и услуг. Кроме того, предприятия также платили налог на прибыль.
Во время первой пятилетки (1928-1932 годы) была проведена экономическая реформа, в результате которой была введена система планово-командной экономики. Это повлияло и на налоговую систему. Был введен единый налог на советскую промышленность и сельское хозяйство.
С 1933 года налогообложение промышленности и сельского хозяйства стало более дифференцированным и специализированным. Введены налоги на землю, на шахту, на строительные объекты и многие другие виды налогов. Налоги на прибыль были сохранены, но их ставки были изменены в зависимости от отрасли и размера предприятия.
В период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) налоговое бремя на промышленность и сельское хозяйство увеличилось в связи с необходимостью финансирования военных нужд. Были введены специальные военные налоги на предприятия и сельскохозяйственные угодья.
После окончания войны налогообложение осталось на высоком уровне, так как государство продолжало активно контролировать экономику. Были введены налоги на экономическую активность, на использование природных ресурсов и на имущество предприятий.
С начала 90-х годов налоговая система Советского Союза стала претерпевать кардинальные изменения. После распада СССР в 1991 году, каждая республика стала формировать собственную налоговую систему в соответствии с международными стандартами и своими потребностями.
Таким образом, история налогообложения советской промышленности и сельского хозяйства является важным аспектом изучения экономической истории СССР. Налоговая система была одним из инструментов государственного контроля, регулирования и финансирования экономической сферы страны.
Вклад налогов в экономику СССР: государственный доход и распределение средств
В СССР система налогообложения была тесно связана с плановой экономикой и прямым управлением государством. Налоги играли важную роль в формировании государственного дохода и использовались для финансирования различных программ и целей.
Основным источником доходов государства в СССР были налоги с предприятий. Предпринимательство в традиционном смысле не существовало, все средства производства находились в государственной собственности. Предприятия платили налоги в зависимости от своей формы организации и вида деятельности, а также от объема произведенной продукции.
Часть налогов, уплачиваемых предприятиями, перечислялась в централизованный бюджет СССР, который распределялся государством по различным нуждам. Эти средства использовались для финансирования развития промышленности, сельского хозяйства, науки, образования и здравоохранения.
Другая часть налогов оставалась на территории предприятия и направлялась на финансирование текущих расходов, выплату заработной платы, приобретение сырья и материалов, а также на модернизацию производства.
В СССР также существовала система налогового льготирования. Предприятия, которые выполняли государственные планы и показывали высокую эффективность производства, могли получать налоговые отсрочки или сокращение налоговых ставок. Это стимулировало предприятия к повышению производительности и эффективности работы.
Государственный доход, полученный от налогов, играл важную роль в экономике СССР. Он использовался для финансирования государственных программ и проектов, таких как строительство новых предприятий и социальных объектов. Это позволяло государству контролировать экономический рост и обеспечивать социальную защиту населения.
Однако, следует отметить, что система налогообложения в СССР была сложной и часто несправедливой. Многие предприятия старались минимизировать свои налоговые обязательства, что приводило к неоправданному расходованию ресурсов и недостатку средств для финансирования важных проектов. Также, распределение государственных средств не всегда было эффективным и справедливым, что приводило к неравенству и недостаточному развитию отдельных регионов и отраслей экономики.
В целом, налоги в СССР были важным инструментом государственного управления экономикой. Они позволяли государству формировать доходы, контролировать и распределять средства, а также стимулировать развитие предприятий и отраслей. Однако, система налогообложения имела свои недостатки и приводила к ряду экономических проблем.
Имущественный налог: особенности и ставки
В СССР имущественный налог был одним из основных видов налогообложения для предприятий. Он облагался на основе стоимости имущества, находившегося в собственности предприятия.
Основные особенности имущественного налога в СССР:
- Налоговая база: стоимость имущества, имеющегося в собственности предприятия;
- Способ исчисления: налоговая ставка применялась в процентном отношении к стоимости имущества;
- Ставки налога: в СССР существовали различные ставки на имущественный налог в зависимости от отрасли и типа предприятия;
- Налоговые льготы: некоторые предприятия могли быть освобождены от уплаты имущественного налога или иметь сниженные ставки в зависимости от ряда факторов, таких как ведение социально значимой деятельности или особый статус;
- Уплата налога: налог уплачивался ежегодно на основании результатов проверки предприятия налоговыми органами.
Имущественный налог в СССР был важным источником доходов государства, особенно в период промышленного развития страны. Однако, ставки налога и налоговые льготы могли меняться в зависимости от экономической политики государства и потребностей отраслей экономики.
Подоходный налог: категории налогоплательщиков и особенности их обложения
Подоходный налог в СССР был одним из основных налогов, который облагал физических лиц. Налоговые ставки и особенности обложения различались в зависимости от категории налогоплательщиков.
1. Работники
Основная категория налогоплательщиков подоходного налога в СССР составляли работники. Налоговая ставка для этой категории налогоплательщиков была прогрессивной и зависела от уровня доходов. Чем выше были доходы работника, тем выше была ставка подоходного налога.
2. Пенсионеры
Пенсионеры также платили подоходный налог на основе своих пенсионных доходов. Налоговая ставка для пенсионеров была ниже, чем для работников.
3. Индивидуальные предприниматели
Индивидуальные предприниматели также подлежали обложению подоходным налогом, который рассчитывался из их доходов от предпринимательской деятельности. Налоговая ставка для этой категории налогоплательщиков также была прогрессивной и зависела от уровня доходов.
4. Артисты и спортсмены
Артисты и спортсмены, получающие доходы от своей творческой или спортивной деятельности, также платили подоходный налог. Для них существовали специальные налоговые ставки и льготы, учитывающие специфику их доходов.
В целом подоходный налог в СССР являлся одним из основных источников доходов государства. Особенности его обложения и налоговые ставки устанавливались с учетом дохода и статуса налогоплательщиков.
Налоговые привилегии для государственных предприятий
В СССР государственные предприятия пользовались определенными налоговыми привилегиями, что отличало их от частных предприятий. Это было обусловлено стремлением государства к планомерному развитию экономики, укреплению своей финансовой базы и поддержке государственного сектора.
Одной из основных привилегий для государственных предприятий была освобождение от уплаты налога на прибыль. Это означало, что государственные предприятия могли полностью оставить себе полученную прибыль и использовать ее для развития собственной деятельности. В то же время, частные предприятия были обязаны уплачивать налог на прибыль в размере до 30% от полученной прибыли.
Кроме освобождения от налога на прибыль, государственные предприятия также пользовались привилегией в сфере налогообложения трудовых ресурсов. Им было разрешено устанавливать более низкие ставки заработной платы для своих работников по сравнению с частными предприятиями. Также государственные предприятия были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении товаров и услуг.
Такие налоговые привилегии позволяли государственным предприятиям снижать свои издержки, увеличивать конкурентоспособность и быстрее развиваться. Однако, это в определенной степени искажало рыночные условия и создавало непропорциональные конкурентные преимущества в пользу государственного сектора.
Налоги в СССР с физических лиц
В СССР налоговая система была устроена сильно отличалась от современных принципов. Физические лица были освобождены от уплаты налога на доходы. Это означало, что налоги на заработок или доходы с физических лиц не взимались.
Однако был введён налог на доходы совхозов и колхозников, исчисляемый по особой формуле и взимаемый в виде процента от прибыли. Величина этого налога менялась в зависимости от переменных факторов, включая объём производства, объём произведённых продуктов, цены на товары и другие факторы.
Также в СССР были введены налоги на имущество физических лиц. Однако, налоги на недвижимость, транспортные средства и другие виды имущества были существенно ниже современных ставок. Например, ставка налога на недвижимость составляла всего 0.3% от кадастровой стоимости объекта.
Доходы с частного бизнеса
Какие налоги платили в СССР? На заре Советской власти местные бюджеты пополнялись в основном за счет «Разового сбора на торговлю». Этот налог был установлен 3.12.1918 г. На основании изданного правительством документа местные Советы взимали в городах разовый местный сбор с лиц, осуществляющих подвижную торговлю.
Помимо этого, власти существенно повысили установленные на реализацию предметов массового потребления. Эти сборы необходимо было платить собственникам предприятий, производящих облагаемые услуги или товары. В конце 1918 г. акцизы были упразднены. Их заменили прямым начислением к цене товара. Однако в ситуации все большей натурализации хозяйства поступления денег в бюджет резко снизились.
В апреле 1918 г. был введен косвенный налог «Особый пятипроцентный сбор». Суммы от его перечисления в бюджет планировалось направлять в виде помощи кооперированному населению. Налог, ставка которого составляла 5% от оборота частных торговых и кооперативных мероприятий, должен был стать стимулом для вступления граждан в ряды потребительских обществ, ведь после утверждения годовых отчетов сумма сбора возвращалась работникам. Пятипроцентный сбор был отменен в марте 1919 г.
Период с 1930 по 1941 гг.
Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.
В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:
- налог с оборота;
- подоходный налог, взимаемый с кооперации;
- платежи из прибыли;
- налог с оборота, полученного кинотеатрами;
- налог с совхозов;
- налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
- единая пошлина и т.д.
Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:
- сельхозналогом;
- единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
- налогом на сверхприбыль;
- сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.
Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.
Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. — 57,8 млрд рублей.
В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.
Общая информация о налогах в СССР
В СССР существовало государственное налогообложение, которое было основано на принципе социалистической экономики и планового управления. Национальные доходы СССР формировались за счет налогов, взимаемых с предприятий и населения.
В СССР налоги на предприятия взимались по ставкам, которые были установлены государством. Ставки налогов для различных отраслей и предприятий могли отличаться, и они регулярно пересматривались и уточнялись в соответствии с экономической политикой государства.
Важными налогами, которые платили предприятия в СССР, были:
Наименование налога | Ставка |
---|---|
Налог на прибыль предприятий | Разная для различных отраслей и предприятий |
Налог на доходы от использования природных ресурсов | Разная для разных видов ресурсов |
Сбор на общестроительные и культурные цели | Разная для различных городов и регионов |
Кроме того, предприятия могли также платить другие виды налогов и обязательных платежей, таких как социальные отчисления и налог на имущество.
Налоговая система в СССР была основана на принципах социалистического планово-командного хозяйства, где государство контролировало экономику и распределяло налоговые доходы в соответствии с политическими и экономическими задачами.
Налог на добавленную стоимость
Одним из налогов, который предприятия в СССР платили, был налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог взимался с продавцов товаров и услуг и включался в стоимость товаров. НДС составлял определенный процент от стоимости товаров и переводился в казну государства.
Ставка налога на добавленную стоимость в СССР не была единообразной и различалась в зависимости от типа товаров и услуг. Например, на основные продукты питания и товары первой необходимости ставка НДС могла быть ниже, чем на товары роскоши или налоги на получение прибыли от деятельности, связанной с интернациональной торговлей.
Тип товаров и услуг | Ставка налога на добавленную стоимость |
---|---|
Основные продукты питания | 5% |
Товары роскоши | 20% |
Товары и услуги для производства | 10% |
Услуги связи и транспорта | 15% |
Налог на добавленную стоимость являлся важным источником доходов для государства в СССР. Он позволял финансировать различные государственные программы и проекты, а также обеспечивал социальные нужды населения.
Налог на доходы предприятий и их сотрудников
Одним из налогов, которые предприятия в СССР обязаны были платить, являлся налог на доходы. Этот налог облагал доходы как предприятий, так и их сотрудников. Он взимался с целью финансирования государственных программ и обеспечения социальных нужд.
Налог на доходы предприятий и их сотрудников мог быть удержан непосредственно из заработной платы сотрудников или уплачен отдельно предприятием. Он рассчитывался в процентах от доходов исходя из установленных налоговых ставок.
Выплаты, облагаемые налогом на доходы, включали в себя заработную плату, премии, дивиденды и другие доходы как предприятия, так и его сотрудников. Сумма налога зависела от величины дохода и его источника.
Налог на доходы предприятий и их сотрудников был одним из основных источников доходов государства в СССР. Внесение этого налога было обязательным для всех предприятий, независимо от их формы собственности или вида деятельности.
Установление и изменение налоговых ставок на налог на доходы предприятий и их сотрудников осуществлялось государством в соответствии с экономической и финансовой ситуацией в стране и принципами социальной справедливости.