Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Если взять такие примеры федеральной государственной гражданской службы, как руководители и советники, то классные чины им присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Что такое классные чины и как они зависят от должностей
Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом президента РФ:
- госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
- в главной присваивается классный чин госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
- в ведущей присваивается советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
- младшей группе государственных гражданских специалистов присваивается секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.
Категории должностей гражданской службы
Должности гражданской службы подразделяются на (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ):
- руководителей — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
- помощников (советников) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
- специалистов — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
- обеспечивающих специалистов — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Присвоение классных чинов
Классные чины присваиваются государственным гражданским служащим персонально. Присвоение осуществляется в соответствии с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы (п. 4 Порядка N 113).
Перечень классных чинов приведен в п. 2 Порядка N 113.
Таблица 1
Классные чины |
Группа должностей |
Секретарь государственной гражданской службы |
Младшая группа |
Референт государственной гражданской службы Российской |
Старшая группа |
Советник государственной гражданской службы Российской |
Ведущая группа |
Государственный советник Российской Федерации |
Главная группа |
Действительный государственный советник Российской |
Высшая группа |
Для примера можно привести представленную в Письме Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 2690-17 Таблицу соответствия классных чинов в высшей группе должностей государственной гражданской службы.
Принципы набора кадров
В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.
Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.
В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):
- Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
- Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
- Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
- Количественное соотношение должно быть оптимальным.
Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.
В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.
Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?
Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.
Федеральные структуры решают вопросы, которые затрагивают как общегосударственные, так и региональные интересы – в этом случае они рассматриваются с привлечением структур на уровне муниципалитетов. Также их деятельность может носить глобальный характер. Региональные подразделения действуют самостоятельно, либо с участием вышестоящих инстанций.
Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.
Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:
- Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
- Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
- Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
- Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
- Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).
Виды государственной гражданской службы
Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.
Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.
Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.
Кроме перечисленных видов государственной службы , в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.
Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы
Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.
Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Перечень вопросов и ответов для госслужбы
Тесты для прохождения конкурса на Государственную гражданскую службу с ответами
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Предметом науки государственной гражданской службы является:
+ административный аспект деятельности государственных гражданских служащих, соответствующие законы и основные начала государственного административного управления;
— совокупность правовых норм, направленных на регулирование и эффективное осуществление государственной политической власти;
— государство, закономерности его формирования, развития и функционирования на разных этапах социально-культурного развития.
2. Что изучает структурно-институциональное направление теории государственной гражданской службы?
+ Вопросы формирования госаппарата в зависимости от ветвей и уровней власти, его деятельность и связь с другими субъектами, структурирование государственного управления, формирование должностей государственной гражданской службы;
— Разные варианты поведения коллективов и отдельных лиц, взаимоотношения руководства и подчиненных, аспекты приема, увольнения, карьеры и профподготовки гражданских служащих, их экономическое обеспечение;
— Специфика и структурирование трудовой деятельности гражданской службы, разграничение ее функций, выработка эффективных методов принятия и реализации управленческих решений, улучшение информационного обеспечения и документооборота.
3. Что понимается под координацией как одной из моделей гражданской службы?
+ Ее горизонтальное упорядочение, при котором части одного и того же государственного органа характеризуются равенством и тождественностью;
— Правовое переподчинение одного органа (или его частей) другому как по вертикали, так и по горизонтали;
— Ее вертикальное упорядочение, при котором один орган или его часть играют определяющую роль в деятельности других.
4. Какого вида государственной гражданской службы законодательство не предусматривает?
Категории сотрудников
В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.
Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.
По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.
Должностной регламент
Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:
- Должностные обязанности, ответственность, права госслужащего.
- Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
- Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
- Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
- Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
- Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
- Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.
Проверка уровня знаний и квалификации
Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.