Учет незавершенного строительства. Особенности и примеры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет незавершенного строительства. Особенности и примеры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Собственник или пользователь земельного участка, на территории которого было принято решение возвести объект капстроительства, должен направить письменное ходатайство о вводе ОНС в эксплуатацию. Чтобы правильно подготовить нужные документы и направить их в соответствующий регистрационный орган, обращайтесь за помощью в нашу компанию ООО «ГеоГлобал». Мы подадим документы именно в тот федеральный или территориальный орган исполнительной власти, который выдавал изначальное решение на проведение капремонта, реконструкционных или строительно-монтажных (СМР) работ. В Москве за такой услугой можно будет обратиться в МФЦ, который занимается предоставлением государственных муниципальных услуг.

Сроки кадастрового учёта ОНС

В соответствии с нормами №218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» (ст.16) установлены сроки, в течение которых осуществляется кадастровый учёт и регистрация прав, в том числе и незавершённого объекта строительства.

Если подаются документы непосредственно в отделение Росреестра, то на процедуру кадастрового учёта отводится не более пяти рабочих дней.

При обращении в МФЦ процедура учёта затягивается на семь рабочих дней.

Если в Россреестре или МФЦ будет проводиться процедура учёта и регистрации ОКС, то срок рассмотрения документов и выдачи решения увеличивается до 10 и 12 рабочих дней соответственно.

Какие последствия от самостроя

С 1 июля 2020 года Правительство РФ устанавло сроки ликвидации незаконных построек. Владельцы самостроя, не выполнившие снос в срок, подвергаются штрафу до 50 тысяч рублей, а также конфискации земельного участка. Предлагается также внести в Гражданский кодекс РФ изменения, касающиеся интересов многих граждан. Согласно этим изменениям, к незаконным постройкам предлагается относить не только жилые дома, но и гаражи, бани, садовые постройки, ларьки и павильоны.

Пакет новых законопроектов запрещает пользоваться и распоряжаться незаконными постройками, а самострой нужно будет снести или реконструировать за собственный счет. Если застройщика установить невозможно, то затраты на снос или реконструкцию ложатся на владельца земельного участка.

Понятие объектов незавершенных строительством

Помимо определения предмета комментируемого Закона, ч. 1 данной статьи дает определение понятию «участники долевого строительства», под которыми согласно данной норме понимаются: граждане и юридические лица, вносящие денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве. Рассматриваемое понятие является одним из ключевых в комментируемом Законе, поэтому представляется, что наиболее целесообразно было бы дать ему расширенную трактовку в ст. 2 Закона, где и определяются основные понятия, используемые в настоящем Законе. Однако законодатель избрал несколько иную технику.

Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2006 г. N 78-В06-1 суд, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что суд первой инстанции необоснованно оставил исковое заявление без движения в связи с неуплатой истцом государственной пошлины, поскольку в соответствии с законодательством потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Кто вправе зарегистрировать ОНС

Процесс ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства регулируется ФЗ № 122. Это базовый закон, который определяет перечень оснований (документов) для признания факта перехода дома из состояния строящегося объекта, в состояние готового объекта. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается тем же органом, который выдавал разрешение на строительство.

Параметры дома, возводимого на дачном (садовом) участке до 01.01.2019, должны соответствовать п. 39 ст. 1 ГрК РФ. Объект ИЖС может превышать параметры, если разрешение на строительство получено до 04.08.2018, и параметры соответствуют требованиям разрешения (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).

Еще раз повторюсь, что для оформления собственности на дом до 01.03.2020 не требуется получать и представлять разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. от 28.02.2018)), так как в указанный срок действует дачная амнистия.

Чтобы ввести в эксплуатацию индивидуальный жилой дом после 2020 года, вам предстоит:

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.4 ст.753) по договору строительного подряда сдача объекта и его приемка заказчиком оформляются актом приемки, подписанным обеими сторонами. Постановлениями Госкомстата России (от 30 октября 1997 года №71а, от 11 ноября 1999 года №100) утверждены формы акта приемки — КС-2 и КС-11:

  • Форма КС-2 применяется для приемки какого-либо определенного объема строительных работ в рамках объекта строительства, а также для приемки этапа работ, предусмотренного договором строительного подряда;
  • Форма КС-11 применяется для приемки объекта строительства в целом.

Когда акт приемки подписан, обращаемся в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.3,4 ст.54 ГрК РФ). В отношении опасных производственных объектов, линий связи, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов заключение выдается федеральным органом исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительством РФ от 1 февраля 2006 года №54. Срок рассмотрения заявления 10 дней, после чего будет оформлено и выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо дан аргументированный отказ.

В течение 10 дней на ваш объект приедет выездная комиссия, по результатам проверки которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п.16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ). Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не было нарушений соответствия работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В конце вас ждет еще одна итоговая проверка, которая проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства. На итоговую проверку, в зависимости от сложности объекта, отводится до одного месяца.

Представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в полном объеме и в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ч.1 ст.55 ГрК РФ). Выдается на основании обращения застройщика в орган, выдавший разрешение на строительство (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления), с соответствующим заявлением (ч.2 ст.55 ГрК РФ).

В течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом принимается решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Решения принимаются на основании проверки наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлению (список ниже).


Согласно ст. 22 ФЗ № 218 допускается регистрация объектов незавершенного строительства, но этот процесс имеет свои трудности, вызванные тем, что строительство не закончено. Регистрация возможна на всех этапах строительства, начиная со стадии готового фундамента.

Незавершенными могут быть признаны объекты, которые не служат по закону предметом действующего подрядного договора, а процесс их постройки законсервирован, временно или полностью остановлен. Это относится к капитальным зданиям, сооружениям, строениям. К этому ряду не могут быть причислены временные постройки, киоски, навесы.

Объектом незавершенного строительства не считается самовольная постройка, то есть построенная:

  • на участке, если он не предназначен для этих целей;
  • без получения разрешительной документации;
  • без соблюдения норм и правил.

Исходя из действующего Гражданского законодательства (ч. 1 ст. 130 ГК РФ) объект незавершенного строительства относится к недвижимому имуществу, так как отличается главным свойством, присущим объекту недвижимости: нельзя переместить такое сооружение без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.

Для получения права на имущество требуется внесение в Единый Госреестр сведений о том, что указанный объект принадлежит определенному лицу. Регистрация незавершенного строительства также закрепляет за какими-либо лицами право собственности в ситуациях долевого участия в постройке многоквартирных домов или дает возможность компенсировать издержки на достройку путем ее продажи.

Читайте также:  Можно ли оспорить дарственную на квартиру

Правовой режим ОНС до его госрегистрации

Расходы по недостроенным объектам в учете показываются нарастающими итогами. В стоимость возводимых объектов включают:

  • суммы, потраченные на осуществление монтажных, строительных работ;
  • цену приобретения оборудования для установки в строящемся здании;
  • затраты по освоению застраиваемых территорий;
  • арендные платежи за землю;
  • оплату услуг за оформление проектно-изыскательной документации;
  • расходы, напрямую связанные со строительными мероприятиями по конкретному заданию.

ВАЖНО! Объекты незавершенного строительства нельзя амортизировать.

Бухгалтер при получении первичной документации суммирует все затратные статьи по возведенному зданию или сооружению. В общем итоге отражаются расходы по стоимости инвентаря, сырья, отделочных материалов, заработной плате рабочим, топливу для техники. Если во время проверки объекта был обнаружен брак, то он включается в состав затрат.

Вопрос: Следует ли организации уплачивать налог на имущество, если у нее на балансе имеется недостроенное здание, которое сдается в аренду, но разрешение на ввод в эксплуатацию еще не получено?
Посмотреть ответ

Перед вводом объекта в эксплуатацию производится проверка его готовности. По ее результатам составляется Акт. Документ подписывается и сверяется с заказчиком. После признания в учете сооружения материальным активом руководство предприятия может распорядиться им следующими способами:

  • продать третьему лицу;
  • осуществить безвозмездную передачу в пользу физического лица или другого учреждения;
  • инициировать консервацию актива, если он не будет эксплуатироваться длительное время (по причине сезонности производства или вынужденном сокращении объемов выпуска продукции);
  • передать во временное пользование по договору аренды.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При принятии решения о способе использования возведенных объектов необходимо согласовать операцию с членами созданной на предприятии комиссии.

Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. под № 110. Следующий шаг – прекращается учет хозяйственных операций по этому объекту на стадии незавершенного строительства. Все накопленные на счете суммы переносятся на стоимость введенного в эксплуатацию нового основного средства.

Временная приостановка возведения здания или сооружения должна быть документально оформлена. Решение о необходимости этой операции принимается заказчиком, оно фиксируется в приказе с указанием сроков инвентаризации. На следующем этапе осуществляется уведомление застройщика о предстоящей консервации объекта.

Перед заморозкой строительства на объекте проводится инвентаризация. Для этой процедуры создается комиссионный орган из представителей заказчика и исполнителя. Члены комиссии после осмотра недостроенного сооружения составляют инвентаризационную опись. В документе отражают:

  • название объекта;
  • перечень конструкционных элементов;
  • стадию возведения.

После инвентарных мероприятий подписывается Акт о временной остановке строительства.

Облагаются ли налогом на имущество организаций объекты незавершенного строительства?

В бухучет бюджетников незавершенное строительство отражается на счете 10611. В Инструкции из приказа Минфина от 01.12.2010 г. № 157н счет 10600 обозначен как счет для учета вложений в нефинансовые активы, он является обобщающим. При помощи аналитических счетов производится уточнение типа активов, на формирование которых тратятся деньги (основные средства, НМА и др.).

А. Калденбергер, магистр учета и аудита,

профессиональный бухгалтер РК,

старший преподаватель КЭУК

КАК ОТРАЗИТЬ РАСХОДЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОДОВОМ ОТЧЕТЕ, КАК НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ОТНЕСТИ НА ВЫЧЕТЫ?

1. Бухгалтерский учет.

Себестоимость объекта основных средств включает любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия, к которым относятся:

— затраты на выплату вознаграждений работникам (согласно определению, содержащемуся в МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»), непосредственно связанные со строительством или приобретением объекта основных средств;

— затраты на подготовку площадки;

— выплаты за оказанные профессиональные услуги и др.

То есть, затраты по полученным работам от подрядчиков, непосредственно связанным со строительством объекта, капитализируются на счет 2930 «Незавершенное строительство».

1.2 Административные расходы и другие расходы периода. Примерами затрат, не относящихся к стоимости объекта основных средств, являются (п.19 МСФО (IAS) 16):

a) затраты на открытие нового производственного комплекса;

b) затраты, связанные с внедрением новых продуктов или услуг (включая затраты на рекламу и проведение мероприятий по их продвижению);

c) затраты, связанные с ведением коммерческой деятельности на новом месте или с новой категорией клиентов (включая затраты на обучение персонала); и

d) административные и прочие общие накладные расходы.

Таким образом, административные расходы и другие расходы периода не капитализируются на счет 2930 «Незавершенное строительство», а списываются на фи��ансовый результат отчетного периода по мере их возникновения.

Затраты капитализированные в бухгалтерском учете на счете 2930 «Незавершенное строительство» до дня ввода в эксплуатацию основного средства, на вычеты при исчислении КПН не относятся, а включаются в первоначальную стоимость фиксированного актива после завершения строительства, кроме:

— затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом;

— затрат (расходов), отнесенных на вычеты в соответствии с частью второй пункта 12 статьи 100 Налогового кодекса;

— затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100 настоящего Кодекса, а также статей 101-114 Налогового кодекса;

— затрат (расходов), возникающих в бухгалтерском учете и не рассматриваемых как расход в целях налогообложения в соответствии с пунктом 15 статьи 100 Налогового кодекса.

После ввода в эксплуатацию фиксированного актива, его первоначальная стоимость относится на вычеты путем амортизации по нормам, не выше предельных, предусмотренных Налоговым кодексом.

2.2 Административные расходы и другие расходы периода. Административные расходы и другие расходы периода относятся на вычеты в том периоде, в котором они возникли независимо от того, был получен доход в этом же периоде или нет (при условии наличия подтверждающих расходы документов).

На рынке недвижимости продажа незавершенного строительством здания – явление нередкое. Часто на такую сделку владелец решается, оценив свои возможности.

Если финансов на окончание строительных работ не хватает, а незавершенка тяжким грузом лежит на плечах хозяина и приносит одни лишь убытки, продажа – хороший выход. Если соблюдены условия для заключения законной сделки, то застройщик может найти для объекта нового владельца.

Готовясь к осуществлению сделки, необходимо не упустить из виду некоторые нюансы:

  1. Незавершенное здание – это недвижимый объект, на него распространяется такой же правовой режим, что и на достроенные здания.
  2. Нужно будет заключить письменный договор купли-продажи.
  3. Чтобы совершить передачу объекта покупателю, необходимо пройти государственную регистрацию.
  4. Процесс получения НДФЛ с продажи незавершенки осложняется тем, что чаще всего она находится в собственности меньше трех лет.
  5. Продажа объекта подразумевает продажу земли, на которой он расположен.

Градостроительный кодекс РФ при определении понятия объекта незавершенного строительства использует понятие «объект капитального строительства». Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как оформить объект незавершенного строительства в завершенное

Т.е.достраивать коттедж и вводить его в эксплуатацию можно будет на основании уже согласованной предыдущим собственником документации. Важно только не пропустить сроков, указанных в разрешении. Обычно их восстановить можно, но возможны и проблемы.Законность строительства” настоящей статьи)

  • Заключение о выполнении технических условий, предусмотренных проектом строительства (реконструкции) объекта;
  • Паспорт технической инвентаризации на законченный строительством (реконструкцией) объект недвижимости;
  • Заключение органов Госархстройнадзора Московской области о готовности законченного строительством (реконструкцией) объекта недвижимости и соответствии его утвержденной проектной документации.
  • Акт о приемке дома в эксплуатацию утверждается постановлениям главы администрации.
    После этого регистрируется право собственности в регистрационной палате.
Читайте также:  Какие льготы по оплате ЖКХ положены пенсионерам в Москве в 2022 году

В прошлом 2012 году дом достроили,переоформили техпаспорт,теперь именно как на жилой дом, а кадастровый паспорт и св-во с незавершенки на жилой дом еще не успели переделать.В этом году решили продавать в связи с переездом.Возможно ли осуществить сделку по продаже ,ведь дом по техпаспорту как жилой, а по кадастровому и св-ву как незавершенка.Обязательно ли переделывать два последних??Но тогда он будет у меня в собственности менее трех лет (для НДФл)?Что то я совсем ума не приложу как его теперь продавать.А еще у меня на него нет никакого правоустанавливающего документа.Знакомый юрист ,когда оформляла св-во на право собственности, говорила что делает это по амнистии.Как получить теперь правоустанавливающий документ?Спасибо.

Теперь, для того, чтобы зарегистрировать любой объект недвижимого имущества, в том числе гараж, садовый дом, баню, нежилое строение, жилое строение и т.п. необходимо предоставить технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ. Услуги и специалисты:

  • On-line консультант
  • Юрист в сфере недвижимости
  • Риэлтер
  • Адвокат
  • Представитель в суде (юрист или адвокат)
  • Представитель в арбитражном суде
  • Специалист по зарубежной недвижимости

При использовании информации, ссылка обязательна! Регистрация и консервация объекта незавершенного строительства Когда он обладает качествами недвижимого имущества, то и рассматривается в дальнейшем с этой позиции. Однако на практике не всегда получается пройти необходимую процедуру.

Какие последствия от самостроя

С 1 июля 2018 года Правительство РФ устанавило сроки ликвидации незаконных построек. Владельцы самостроя, не выполнившие снос в срок, подвергаются штрафу до 50 тысяч рублей, а также конфискации земельного участка. Предлагается также внести в Гражданский кодекс РФ изменения, касающиеся интересов многих граждан. Согласно этим изменениям, к незаконным постройкам предлагается относить не только жилые дома, но и гаражи, бани, садовые постройки, ларьки и павильоны.

Пакет новых законопроектов запрещает пользоваться и распоряжаться незаконными постройками, а самострой нужно будет снести или реконструировать за собственный счет. Если застройщика установить невозможно, то затраты на снос или реконструкцию ложатся на владельца земельного участка.

Таким образом, в Гражданском кодексе может появиться статья, разрешающая конфискацию земельного участка в случае неисполнения решения о сносе или реконструкции строения в установленный срок.

Сроки сноса самостроя законом также установлены: максимальный срок составляет 12 месяцев, минимальный — 3 месяца, а для реконструкции — от 6 месяцев до 3 лет. Штрафы Кабинет министров предлагает внести изменения в КоАП, дополнив его статьей, которая предусматривает штраф для физлиц и индивидуальных предпринимателей в сумме от 20 тысяч до 50 тысяч рублей за неисполнение требований о реконструкции или сносу самовольной постройки.

Решения о сносе самостроя, по новым законам, могут приниматься судом, а в определенных случаях — органами местного самоуправления. При этом, для исключения злоупотреблений, предлагается запретить муниципалитетам выносить решения о сносе построек, самовольно возведенных до ввода в действие Градостроительного кодекса РФ (7 мая 1998 года — ред.).

Запрещается также сносить строения на неоформленной в собственность земле до вступления в действие Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 года — ред.). В таких случаях или если здание зарегистрировано в Едином реестре недвижимости решения о сносе самовольной постройки будут приниматься в судебном порядке.

Основные этапы по вводу дома в эксплуатацию

Процедуру получения согласований для ввода объекта в эксплуатацию можно представить в виде пошаговой инструкции, которая доступно покажет, как ввести частный дом в эксплуатацию:

  • по завершении строительных работ с помощью кадастрового инженера оформить техническую документацию на дом и межевой план на участок;
  • направить в местный орган власти заявление о создании комиссии по приемке готового объекта (необходимо приложить разрешение на ведение строительных работ, которое было выдано до начала стройки);
  • обеспечить специалистам, включенным в состав межведомственной комиссии беспрепятственный доступ на построенный объект;
  • получение согласований у профильных специалистов о соответствии здания нормам пожарной безопасности, санитарным правилам и регламентам, архитектурным стандартам и т. д.;
  • получить итоговый акт о том, что дом введен в эксплуатацию.

Указанный акт порождает право обратиться в органы Росреестра для постановки вновь возведенного объекта на кадастровый учет и регистрации права собственности.

Как долго можно не сдавать дом в эксплуатацию после завершения ведения строительных работ? Этот момент зависит от двух факторов:

  • до введения здания в эксплуатацию в официальном порядке невозможно узаконить права на него;
  • затягивание сроков может повлечь завершение действия аренды земельного участка или разрешения на строительство.

Таким образом, предельный срок сдачи дома не должен превышать максимально допустимые период действия договора на землю и разрешения на строительство.

Объекты незавершенного строительства

Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РнВ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта требованиям к строительству, реконструкции, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Так как сумма удельных весов всех конструктивных элементов равна 100, то процент готовности объекта можно подсчитать, зная какие конструктивные элементы еще не готовы. Так, например, если у здания возведены стены, крыша, но отсутствуют отделочные работы, нет окон, дверей и коммуникаций согласно приведенной выше таблице можно было бы поставить процент готовности равный 50%.

Порядок учета объектов незавершенного строительства

Расходы по недостроенным объектам в учете показываются нарастающими итогами. В стоимость возводимых объектов включают:

  • суммы, потраченные на осуществление монтажных, строительных работ;
  • цену приобретения оборудования для установки в строящемся здании;
  • затраты по освоению застраиваемых территорий;
  • арендные платежи за землю;
  • оплату услуг за оформление проектно-изыскательной документации;
  • расходы, напрямую связанные со строительными мероприятиями по конкретному заданию.

ВАЖНО! Объекты незавершенного строительства нельзя амортизировать.

Бухгалтер при получении первичной документации суммирует все затратные статьи по возведенному зданию или сооружению. В общем итоге отражаются расходы по стоимости инвентаря, сырья, отделочных материалов, заработной плате рабочим, топливу для техники. Если во время проверки объекта был обнаружен брак, то он включается в состав затрат.

Вопрос: Следует ли организации уплачивать налог на имущество, если у нее на балансе имеется недостроенное здание, которое сдается в аренду, но разрешение на ввод в эксплуатацию еще не получено?
Посмотреть ответ

Перед вводом объекта в эксплуатацию производится проверка его готовности. По ее результатам составляется Акт. Документ подписывается и сверяется с заказчиком. После признания в учете сооружения материальным активом руководство предприятия может распорядиться им следующими способами:

  • продать третьему лицу;
  • осуществить безвозмездную передачу в пользу физического лица или другого учреждения;
  • инициировать консервацию актива, если он не будет эксплуатироваться длительное время (по причине сезонности производства или вынужденном сокращении объемов выпуска продукции);
  • передать во временное пользование по договору аренды.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При принятии решения о способе использования возведенных объектов необходимо согласовать операцию с членами созданной на предприятии комиссии.

Порядок перевода объекта из категории незавершенного строительства в завершенное предполагает подписание Акта приема-передачи актива, отражение его стоимости в учете. Бланки актов приведены в постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. под № 110. Следующий шаг – прекращается учет хозяйственных операций по этому объекту на стадии незавершенного строительства. Все накопленные на счете суммы переносятся на стоимость введенного в эксплуатацию нового основного средства.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов. Чтоб избежать отличий в бухгалтерском и налоговом учете рационально взять перечень статей расходов, использующихся в бухгалтерском учете. Слишком короткий перечь прямых расходов, как правило, вызывает споры с ИФНС.

Косвенные расходы уменьшают прибыль текущего отчетного периода, прямые накапливаются в виде остатков НЗП и учитывается в расходах в периоде отражения выручки от реализации соответствующих работ (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) (3 абз. п. 1 ст. 319 НК РФ).

Читайте также:  Пострадавшие От Чаэс И Их Льготы Проезда В Метро Москвы В 2022 Году

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.(4 абз. п. 1 ст. 319НК РФ)

Для строительства наиболее подходящим и часто используемым является позаказный метод распределения прямых расходов. Затраты в разрезе объектов строительства — заказов учитываются нарастающим итогом до отражения в учете выручки от реализации по конкретному заказу. Возможно использование и других экономически обоснованных методов, закрепленных в учетной политике.

Порядок оценки остатков НЗП для производственной деятельности установлен ст. 319 НК РФ. В соответствии со ст. 319 НК РФ под НЗП понимается работы частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов (п. 2ст. 319 НК РФ).

НЗП км = НЗПнм Рф — Рп, где:

  • НЗП км — размер незавершенного производства на конец месяца;
  • НЗП нм — остаток незавершенного производства на начало месяца;
  • Рф — фактические прямые расходы на строительство за месяц;
  • Рп — прямые расходы, направленные на уменьшение выручки от реализации работ в текущем месяце.

Пункт 2 статьи 271 НК РФ содержит важное положение для строительных организаций: по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Таким образом, если договор подряда характеризуется длительным циклом исполнения и не предусматривает поэтапную сдачу работ, необходимо распределить выручку от реализации строительных работ по налоговым периодам и определить сумму расходов, относящихся к данной выручке с учетом принципов:

  • равномерности признания доходов и расходов (п.2 ст. 271 НК РФ);
  • взаимосвязи расходов с полученными доходами (п. 1 ст. 252 НК РФ, абз. 2 п. 2. ст. 318 НК РФ);
  • экономически обоснованности используемых методов (абз. 5п.1 ст.319 НК РФ).

Аудит незавершенных капитальных вложений: основные принципы

Для того чтобы правильно отражать в балансе и в бухгалтерском учете стоимость незавершенных капитальных вложений (НКВ), необходимо периодически проводить аудит этих инвестиций. Целью такого аудита может служить:

  • оценка достоверности данных бухгалтерского учета;
  • проверка того, правильно ли сформирована стоимость НКВ.

Поскольку весь процесс строительства можно разделить на 3 основных этапа: подготовительно-разрешительный, этап строительства, завершающий этап, — то и аудит незавершенных капитальных инвестиций можно разделить на 3 вида:

  1. Проверка правильности и наличия разрешительной документации, проверка проектно-сметной документации.
  2. Проверка правильности списания расходов на строительство.
  3. Оценка стоимости объекта НКВ на основе проведения инвентаризаций.

Первый вид аудита позволяет оценить, какие документы имеются на объекте строительства, соответствуют ли они техническим требованиям и нормам. Этот вид аудита проводят технические специалисты. Совместно с ними на данном этапе работники экономических служб проводят оценку правильности применения сметных расценок, стоимости оборудования, включенного в сметы. Как правило, такой вид аудита проводит заказчик и инвестор.

ВАЖНО! Составление сметной документации является обязательным и предусмотрено ст. 743 ГК РФ.

Второй вид аудита проводится также комплексной группой, в составе которой должны быть и представители технических служб, и экономисты (бухгалтеры). При этом проводится проверка соответствия реальных расходов уровню расходов, включенных в стоимость строительства. Этот вид аудита представляет больший интерес для подрядных организаций.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 07.02.2011).
  2. Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации: Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
  3. Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству: Постановление Госкомстата России от 03.10.1996 N 123.
  4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (в ред. от 18.09.2006).
  5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
  6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
  7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008): Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
  8. Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации МДС 12-9.2001: Постановление Госстроя России от 08.06.2001 N 58.
  9. Положения о лицензировании в области проектирования и строительства: Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 (с изм. от 03.10.2002 N 731).

Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. одобрена Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) . Подраздел 3 раздела IV указанного документа посвящен модернизации норм о праве собственности. Так, согласно п. 3.7.3 соответствующего подраздела, по мнению авторов Концепции, необходимо предусмотреть в законе правила, стимулирующие собственника объекта незавершенного строительства к завершению объекта.

См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2009. Здесь и далее текст приводится по материалу, размещенному в СПС «КонсультантПлюс». (Документ опубликован не был.)

Основной причиной приостановления (прекращения) строительства или реконструкции здания, сооружения является совокупность финансово-экономических факторов. В этой связи основным стимулом к завершению объекта, с нашей точки зрения, должно стать не нормативное ограничение гражданского оборота объектов незавершенного строительства, а предоставление собственнику объекта дополнительных легальных возможностей по оптимизации своего финансового положения, в том числе за счет использования объекта незавершенного строительства в качестве предмета гражданско-правовых сделок.

Вместе с тем на протяжении достаточно длительного времени ни среди ученых, ни среди правоприменительных или судебных органов не существует однозначного мнения относительно правовой природы объектов незавершенного строительства, а также правового режима их гражданского оборота.

Индивидуализация объекта

Некоторыми российскими юристами приводятся обоснованные доводы о некоторых обстоятельствах, существенно осложняющих возможность совершения с объектами незавершенного строительства некоторых сделок.

Р.А. Валеев обращает внимание на то, что «в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно идентифицировать имущество, которое подлежит передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии их в договоре относительно объекта, подлежащего передаче в аренду, условия считаются несогласованными сторонами, а соответствующий договор является незаключенным. А указать такие данные в отношении объектов незавершенного строительства не всегда представляется возможным». Нередко именно данное обстоятельство вынуждало суды выносить решения о признании договора аренды объектов незавершенного строительства незаключенным , однако Закон о кадастре вместе с принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами фактически разрешил проблему описания объекта незавершенного строительства в качестве индивидуально-определенной вещи.

См., напр.: Постановление ФАС Московского округа от 11 марта 1999 г. N КГ-А41/560-99.

Приказом Министерства юстиции РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» утверждена форма кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

Как следует из приведенной в указанном документе формы кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства, он должен содержать об объекте в том числе такие сведения, как кадастровый номер объекта недвижимости; государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; адрес (местоположение) объекта; основную характеристику объекта (общая площадь застройки в квадратных метрах с точностью до одной десятой квадратного метра; степень готовности в процентах по информации, предоставленной правообладателем объекта незавершенного строительства); назначение объекта; кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект и т.д.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *