Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возбуждение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.
Производство по делу об административном правонарушении возможно лишь при наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении, которые перечислены в ч.1 ст. 28.1 Кодекса.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности являются:
1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события
административного правонарушения в результате:
– деятельности, связанной с проведением мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;
– проведения проверочных действий по факту пожара;
– иной служебной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих функций.
2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении могут быть приняты следующие решения:
– о возбуждении дела об административном правонарушении;
– об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основанием к возбуждению дела является наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в ч. 1 ст. 28.1 Кодекса, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности представляет собой выполнение одного из перечисленных действий (приложение 3):
– составление протокола об административном правонарушении;
– вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
– составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса (доставление, административное задержание, осмотр, изъятие, арест вещей. временный запрет деятельности).
При наличии материалов, сообщений, заявлений и обстоятельств, определенных ст. 24.5 Кодекса, или с учетом ст. 2.9 Кодекса, в порядке ч. 5 ст. 28.1 Кодекса, с соблюдением требований ст. 29.12 Кодекса, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (приложение 4).
Что указывается в протоколе об административном правонарушении?
Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:
- дату;
- место составления;
- фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
- информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
- сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
- статью закона, которая была нарушена;
- информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
- краткие пояснения виновного лица.
В каких случаях протокол не составляется?
При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.
Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю. Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.
Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.
Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.
Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.
Кто составляет административный протокол?
Если верить Кодексу об административных правонарушениях, протокол должен быть составлен уполномоченным должностным лицом в рамках своей компетенции.
Помимо этого, протоколы составляются представители федеральных органов исполнительной власти, а также иные государственные органы, относящиеся к той или иной деятельности.
Интересен один пункт КоАП, согласно которому человек, составляющий протокол, не может в дальнейшем рассматривать это дело и выносить по нему решений.
Этот пункт часто доводит до суда, когда пишется возражение на административный протокол со стороны обвиняемого. Так, если сотрудник ДПС составил протокол на правонарушение, а потом рассматривает данное нарушение, это основание для того, чтобы оспорить написанный ранее протокол в дальнейшем.
Другой комментарий к Ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.
2. Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.
3. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.
4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).
Можно ли обжаловать протокол?
Нет. В протоколе логически нечего обжаловать, так как протоколом только возбуждается дело. То есть протокол — это документ для указания всех обстоятельств дела для последующего их рассмотрения (возможно, даже другим инспектором или судьёй, прокурором и тому подобных), и ведение дела идёт на основании постановления. И жаловаться тут не на что.
Обжалуется только постановление.
Вас также заинтересует:
- Можно ли отказаться от подписи в протоколе и постановлении и что за это будет?
- Как обжаловать (оспорить) штраф ГИБДД?
- Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах
Садиться ли в машину ДПС при оформлении протокола?
Вы сами вправе решать это — обязать вас никто не может. Более того, если в машине есть пассажир, пусть он присутствует при вашем общении с инспектором в качестве свидетеля. Если вы все же решите сесть в машину к инспектору, оставьте открытой ее дверь или окно, чтобы свидетель слышал весь разговор.
Сотрудник ГИБДД может предложить «посторонним» удалиться — тут-то вы можете и напомнить ему, что в соответствии с Указом от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» (в ред. указа Президента РФ от 01.09.2000 № 1606) вы имеете право на присутствие свидетеля. Присутствие третьего лица заставит инспектора ДПС лишний раз подумать, прежде чем что-либо сказать. Более того, таким образом вы можете избежать наказания даже за совершенное мелкое правонарушение.
Проследите, чтобы инспектор внес в протокол данные свидетелей, например наших пассажиров. Если сотрудник ГИБДД отказывается делать это. ссылаясь на то. что ваши пассажиры — заинтересованные лица, впишите свидетелей в протокол самостоятельно, поскольку заинтересованность не является основанием для отвода свидетеля. В графе с объяснениями отметьте, что инспектор отказался вносить свидетелей в протокол. Если же вы в автомобиле один и свидетелей нет, поставьте в соответствующей графе Z, чтобы потом не встретиться на суде с нежданными очевидцами. Советуем вам поставить Z и во всех пустых графах.
Норма закона
«В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний» (чч. 1-2 ст. 25.6 КоАП).
Возможные результаты обжалования
При оспаривании постановления о применении наказания за совершение административного правонарушения, есть несколько вариантов. Как правило, заявитель просит отменить наказание полностью, признать его невиновным. Но уполномоченные органы могут вынести следующее решения:
- жалобу удовлетворить полностью. То есть, заявитель признаётся невиновным, с него снимаются все обвинения по статьям КоАП РФ, применимые ранее санкции отменятся;
- жалобу удовлетворить частично. Например, будет уменьшена сумма штрафа, но само наказание отменено не будет. Возможно, будут сокращены часы обязательным, принудительных или исправительных работ, потому что будет доказана вина меньшей степени, чем предполагалось ранее;
- жалобу полностью отклонить. То есть, все доводы, приведённый в её «теле» оставить без рассмотрения и удовлетворения. Наказание остаётся то же, что и в постановлении.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Для рассмотрения протокола об административном правонарушении необходимо соблюдать порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, работник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен разъяснить сторонам свои права и обязанности. Об этом говорится в документе.
гражданину важно следить за тем, что сотрудник пишет в протоколе. При составлении документа он имеет право заявить возражения, если уверен, что процедура была нарушена.
Гражданин должен ознакомиться с протоколом. Если юридическое лицо подозревается в совершении преступления, контент представляет представитель компании. Эти люди имеют право давать свои объяснения и комментировать текст, они должны быть приложены к протоколу.
Если к должностному лицу не явился гражданин или представитель компании, протокол составляется без них. Копия отправляется в течение 3 дней с момента формирования документа.
Срок вынесения постановления
Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.
Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.
Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.
Если в постановлении не указан протокол
Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в постановлении ГИБДД, закреплены в статье №29.10 КоАП РФ. Согласно нормативно-правовому акту, в документе в обязательном порядке должны быть отражены:
- информация о лицах, вынесших решение по делу;
- место рассмотрения дела и дата осуществления процедуры;
- информация о гражданине, в отношении которого применяется наказание;
- обстоятельства, которые удалось выяснить в процессе рассмотрения дела
- нормативно-правовой акт, который предусматривает ответственность за совершенное правонарушение;
- итоговый вердикт по делу;
- срок и порядок обжалования штрафа.
Когда требуется время
Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:
- Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
- Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
- Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.