Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за шашку такси и за работу без лицензии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Кто платит штраф назначенный водителю такси?
В 2023 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.
Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.
Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят:
- копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
- копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.
Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
Чем регулируются отношения «перевозчик — пассажиры»?
В январе 2009 года высший коллегиальный орган исполнительной власти в РФ издал Постановление №112 о Правилах, регламентирующих транспортировку пассажиров и багажа легковым такси. Характер ответственности за не следование Правилам закреплен в статье 11.14.1 КоАП РФ и в Федеральном законе от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Так, статьей предусмотрены штрафы в ряде моментов:
- внутри «легковушки» нет информации, указанной в Правилах;
- пассажирам не выдается ни кассовый чек, ни квитанция БСО;
- на кузове отсутствуют цветографическая схема в виде шашечек и/или оранжевый осветительный прибор на автомобильной «кровле», сообщающий о готовности к перемещению людей и клади.
Еще эксперты рекомендуют ознакомиться с Федеральным законом № 34-ФЗ от 23 апреля 2012-го, который вносит поправки в отдельные нормативных акты РФ в части улучшения госрегулирования пассажирских и багажных перевозок в легковом таксомоторе.
Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит
Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:
- Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
- Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.
Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.
Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:
- За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
- Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
- Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
- Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.
Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).
Порядок назначения штрафа таксисту
В большинстве случаев таксисты получают штрафы от патрульных инспекторов, при остановке с целью проверки. Представившись, сотрудник может обратить внимание на наличие шашек и прочих отметок, указывающих на то, что перед ним такси. Исходя из этого он имеет право проверить прочие документы, наличие всего необходимого для работы официальным порядком. При отсутствии такового он может наложить штраф. Также наказания могут накладываться, если автомобиль оснащен шашками или наклейками, однако водитель заявляет, что не занимается извозом. Если обнаруживается факт того, что машина используется как такси, однако не имеет отметок и прочих необходимых атрибутов, также возникают основания для наложения взыскания (11.141 КоАП).
Составляется протокол с указанием нарушений, на основании которого возникает необходимость в выплате штрафа. Доказательствами выступают сами обстоятельства — отсутствие необходимых элементов или документов, и так далее.
Обжалование штрафа таксисту
Сегодня каждый автомобилист имеет право на обжалование штрафа. Делать это можно в любой ситуации и с полной уверенностью, так как никаких нежелательных последствий не наступит даже в том случае, если наказание все равно посчитают правомерным. Существует определенная инструкция, позволяющая оспаривать штрафы, и она будет актуальной как для таксиста, так и для любого другого автомобилиста, попавшего в неоднозначную ситуацию.
Так, для того, чтобы оспорить штраф, полученный от инспектора, необходимо:
- Уложиться в срок 10 дней с момента выставления штрафа, иначе придется обжаловать сроки, что следует делать с указанием уважительной причины;
- Подать жалобу по месту нарушения, либо начальству подразделения, где служит инспектор, выписавший протокол, либо в районный суд — также по месту, где происходила ситуация;
- Можно отправить жалобу заказным письмом, это будет оптимальным вариантом, ведь ее тогда гарантированно зафиксируют;
- Выждать 10 дней, если письмо направлено в ГИБДД, и до 2 месяцев, если в суд;
- Получить письмо, которое будет свидетельствовать об отмене штрафа, сохранении санкций, либо смягчении — в зависимости от ситуации.
Чтобы обеспечить себе наиболее высокие шансы обжалования в ваших интересах, необходимо подробно указать причину вашего несогласия, указать все обстоятельства, которые играют в вашу пользу. Если есть несколько причин для отмены штрафа — стоит указывать каждую из них, и все сопутствующие обстоятельства, которые могут трактоваться в вашу пользу. Ведь среди всех прочих обстоятельств для отмены штрафа, в перечень которых входят двойные штрафы, истечение сроков, отсутствие состава или события нарушения, отмечаются еще и процессуальные ошибки. Так, если инспектор неправильно заполнил протокол, нарушил необходимый ход процедур, все это также рассчитывается в пользу таксиста, который может быть освобожден от штрафов на основании подобных вещей.
Кого оштрафуют таксопарк или водителя за отсутствие лицензии
К тому же индивидуальные перевозки отличаются более высоким комфортом для пассажиров. Выгодность рассматриваемого вида деятельности обусловила его притягательность для людей, предпочитающих работать неофициально.
Как показывает практика, доход у нелегалов значительно больше, чем у официально трудящихся на рынке, ведь им не приходится покупать лицензии, а за каждую поездку они договариваются сдельно. Счетчиками, как правило, такие предприниматели не пользуются.
Более того, практически повсеместно машины, нелегально используемые в качестве такси, не отвечают стандартам введенным государством. Все это в результате негативным образом сказывается на безопасности пассажиров.
Штраф за неимение техосмотра в Беларуси Федеральный закон, регламентирующий работу такси на рынке перевозок за номером 69, был введен в действие еще в 2011 году.
Что делать, если пришел штраф?
Если штраф ГИБДД передан судебным приставам — куда оплачивать штраф?
Чаще всего штрафы за езду выписывает инспектор, поэтому у нарушителя на руках будет протокол. Поступить можно разными способами:
- Перечислить деньги на банковский счет. Это удобно для индивидуальных предпринимателей. Такой метод оплаты поможет доказать в дальнейшем, что были понесены расходы; информация нужна для налоговой службы.
- Сформировать квитанцию можно, воспользовавшись сайтом ГИБДД, и оплатить ее через любой банк, например, Сбербанк. Но в этом случае придется заплатить комиссию.
- Кроме этого, можно воспользоваться сайтом Госуслуги или официальным сайтом ГИБДД и оплатить взыскание там, выбрав удобную систему — это может быть электронный платеж или банковская карта.
- Возможно для оплаты использовать Яндекс деньги, подходит платежная система Киви, WebMoney. Все сервисы довольно удобны в работе и позволяют произвести оплату онлайн.
Важно! При оплате онлайн потребуется внести комиссию, размер которой зависит от конкретного сервиса, поэтому перед совершением транзакции следует изучить условия.
Незаконная предпринимательская деятельность представляет собой оказание услуг, проведение работ, продажу товаров, передачу в пользование своего имущества и другие действия, направленные на неоднократное получение дохода. Чтобы обрести право на ведения такой деятельности, необходимо пройти государственную регистрацию, а в некоторых случаях еще и получить лицензию. Если этого не сделать и начать вести бизнес, он будет признан незаконным.
За осуществление незарегистрированной деятельности предусмотрена ответственность в налоговом, административном и уголовном законодательстве. Такие действия приводят к штрафу, размер которого зависит от тяжести правонарушения. Не исключено, что уже в 2021-2022 годах произойдет ужесточение административной ответственности за незаконное предпринимательство, поскольку на рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект.
Штраф за нелегальное такси: размеры и особенности
Что касается законов, то прямое отношение к деятельности такси имеют такие статьи:
- Федеральный закон № 69-Ф3 (Статья 3 — административные санкции за нарушения в работе);
- Статья 9 состоит из 24 пунктов – именно она и является законом о деятельности такси;
- 10 статья указанного закона (сроки и порядок вступления закона в силу);
- Дополнительная статья 36.1 в ФЗ № 259-Ф3 (области административных обязательств);
- Федеральный закон № 2940-Ф3 (защита прав ИП и ЮЛ).
Ответственность в виде штрафа за такси без имеющейся лицензии предусматривает в 2019 году следующее:
- По закону штраф за перевозку пассажиров без необходимого на это разрешения на сегодняшний день имеет размер в 5 000 – 10 000 руб;
- Если же автомобиль не был подготовлен к деятельности и не имел опознавательных знаков, то водителя оштрафуют на сумму в 3 000 руб;
- При этом сотрудники ГИБДД в некоторых обстоятельствах могут лишить транспортное средство номеров и отправить его на штрафстоянку;
- Если владелец не выдал пассажиру чек, то это наказывается штрафом, составляющим тысячу рублей;
- Если владелец авто использует опознавательные для такси атрибуты нелегально, то должен будет заплатить взыскание до 5 000 руб.
Инфо
К тому же индивидуальные перевозки отличаются более высоким комфортом для пассажиров. Выгодность рассматриваемого вида деятельности обусловила его притягательность для людей, предпочитающих работать неофициально.
Как показывает практика, доход у нелегалов значительно больше, чем у официально трудящихся на рынке, ведь им не приходится покупать лицензии, а за каждую поездку они договариваются сдельно. Счетчиками, как правило, такие предприниматели не пользуются.
- Заявление, составленное по установленной форме
- Копия паспорта.
- Выписка ЕГРЮЛ – ЕГРИП.
- Копия документа, выданного при регистрации транспортного средства в гос. органах.
- Подавать документы можно через портал Госуслуги. Готовый документ выдается в почтовом отделении. Отказ возможен только в том случае, если предоставленные сведения (документы) окажутся недостоверными. Преимущества получения официального разрешения на деятельность такси:
- Не взимаются штрафы и санкции.
- Услуги такси будут заказываться крупными компаниями для корпоративной перевозки клиентов.
- Повышается прибыль.
Какой будет в 2018 штраф, если на такси нет лицензии
- транспорт окрашен в характерный для таксомоторов цвет;
- в автомобиле установлен электронный таксометр;
- в салоне авто в досягаемости пассажира имеется информация о правилах оказания услуг такси – правила перевозки пассажиров;
- у водителя есть в наличии чековый аппарат или чековая книжка, с помощью которой пассажир может получить квитанцию об оплате услуги;
- в обязательном порядке присутствуют ремни безопасности для всех пассажиров, в том числе на задних сидениях;
- для перевозки детей до 12 лет должно быть специально автокресло.
Ведение таксомоторной деятельности – высокая ответственность. Государство предъявляет такси жесткие требования. Для повышения качества услуг, гарантии безопасности клиентам таксомоторных служб, участникам дорожного движения, законодательство установило ряд требований к транспортным средствам, эксплуатируемым для коммерческих пассажирских перевозок.
Главные требования:
- Наличие цветографической разметки. Автомобиль оклеивается согласно нормам ГОСТу. На кузов наносятся светоотражающие серая, желая полосы, пояс «шашечки». Водителей штрафуют за неправильную оклейку
- Наличие опознавательного фонаря. Оранжевый фонарь – основной атрибут. По бокам от фонаря разрешается размещать рекламу
- Соответствие цветовой гамме, установленной конкретным регионом. Разрешение Минтранса выдается машине соответствующего цвета. В Москве оформляется для желтых авто, в Московской области – белых
- Таксометр. Счетчик рассчитывает стоимость поездки в зависимости от расстояния. Оборудование салона таксометров обязательно
Подведем итоги, транспортное средство должно быть определенного цвета, оклеено согласно правилам, с установленным таксометром, фонарем. Выполнив требования, водитель получит легальную лицензию.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.