Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитываются и от чего зависят таможенные платежи?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При исчислении таможенной пошлины или налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ, общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.
Как рассчитать таможенные сборы
Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.
На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:
- код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
- общий объём импорта: 20 тысяч литров;
- процент пошлины на ввоз: 8%;
- НДС: 18%;
- стоимость продукции: 4000 евро;
- курс евро: 120 руб.
Расчёт и ставки пошлин на экспорт
Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены III типа ставок.
- Адвалорная или стоимостная ставка добавляется в виде процентов к таможенной цене вывозимых изделий. Сумма таможенных сборов равна произведению этой ставки, выраженной в процентах, и таможенной стоимости.
- Специфическая ставка постановляется в денежном значении за количество облагаемых товаров. Денежной единицей выступает евро.
- Комбинированная ставка совмещает в себе и стоимостные, и численные значения вывозимых товаров. Размер пошлины устанавливается либо путём сравнением этих величин, либо их сложением. Это зависит от типа комбинированной ставки. Конечная сумма вывозного налога выявляется способом сравнения по наибольшему значению.
Сумма оплаты таможенного сбора определяется за оформление, сопровождение и хранение товара согласно Таблицам 1, 2, 3, 4. Исходя из имеющихся данных расчет в 2022 году также выполняется методом суммирования отдельных позиций.
Исчисление ввозной таможенной пошлины
Ввозная таможенная пошлина исчисляется исходя из базы для исчисления таможенной пошлины и соответствующей ставки таможенной пошлины, установленной в отношении товара.
Согласно пункту 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54, за исключением случаев, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках ЕАЭС или международными договорами ЕАЭС с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
При несоблюдении условий предоставления тарифных преференций для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, если иное не установлено Договором о Союзе.
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ТК ЕАЭС случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Союзе.
Пунктом 1 статьи 43 Договора о Союзе установлено, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Согласно пункту 4 приложения № 6 к Договору о Союзе установлено, что тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о Союзе, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной, решениями Евразийской экономической комиссии.
Вопросы применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин регулируются приложением № 6 к Договору о Союзе, а также Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на таможенную территорию ЕАЭС утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».
При проведении дополнительных проверочных мероприятий участникам ВЭД предоставлена возможность оперативно внести обеспечение в виде электронного поручительства (распоряжение ФТС России от 13.12.2013 № 397-р «О тестировании технологии работы с поручительством, оформляемым в электронном виде с применением электронных подписей, при проведении дополнительной проверки сведений, заявленных в декларации на товары»).
Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, размещается на официальном сайте ФТС России в разделе: «Информация для участников ВЭД», «Базы данных».
Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть разовым (под одну таможенную декларацию). В случае надлежащего завершения обеспеченного обязательства (например, декларант подтверждает таможенную стоимость) разовое обеспечение возвращается плательщику. Разовое обеспечение вносится в таможенный орган и используется только в регионе его деятельности (за исключением таможенного транзита).
Также может применяться генеральное обеспечение. Такое обеспечение может использоваться плательщиком неоднократно под разные обязательства (в случае, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок).
Генеральное обеспечение вносится в ФТС России (для банковской гарантии и поручительства) или в таможенный орган по месту налогового учета плательщика (для денежного залога), а его использование возможно в регионе деятельности нескольких таможенных органов.
Основной принцип генерального обеспечения заключается в резервировании суммы под каждое обеспечиваемое обязательство (под каждую декларацию) в пределах общей суммы генерального обеспечения и предусматривает «револьверный» способ использования в интерактивном режиме.
Что такое таможенный сбор
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней
Таможенный сбор — это сумма, которую необходимо уплатить таможенным органам за сопровождение процедуры таможенного оформления перемещаемого груза. Уплатить сбор нужно одновременно с декларированием товаров, если вы ввозите их не из стран Таможенного союза. То есть до или одновременно с подачей декларации, иначе груз с таможни не выпустят.
Устанавливает сборы и их размеры Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 года №863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».
Письмо ФТС России от 07.09.2018 № 01-11/57109
В связи со вступлением в силу с 4 сентября 2021 года Федерального закона от 3 августа 2021 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) в целях единообразного применения положений законодательства Российской Федерации при освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее — таможенные сборы за таможенные операции), в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, Федеральная таможенная служба разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 26 части 1 статьи 47 Федерального закона таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
Пунктом 1 статьи 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — Кодекс) предусмотрено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — Союз), а также иные товары в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государства — члена Союза, в котором в соответствии со статьей 61 Кодекса они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рамках реализации указанной нормы Правительством Российской Федерации утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — членов Союза (постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754), а также методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм ставки вывозных таможенных пошлин и методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утверждаются Правительством Российской Федерации для целей исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, облагаемых такими пошлинами.
Таким образом, под товарами, облагаемыми вывозными таможенными пошлинами, понимаются товары, в отношении которых установлена ставка вывозной таможенной пошлины (в том числе ставка в размере 0% и 0 рублей). В связи с этим освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, предусмотренное подпунктом 26 части 1 статьи 47 Федерального закона, применяется в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, в случае, если в отношении таких товаров не установлены ставки вывозных таможенных пошлин (в том числе не установлена ставка в размере 0% и 0 рублей).
При этом при исчислении сумм условно начисленных таможенных сборов за таможенные операции необходимо учитывать, что подпунктами 7.1 и 7.3 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» установлены особенности уплаты таможенных сборов за таможенные операции при подаче временной и полной декларации на товары, а также декларации на товары, по которой задекларированы как товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, так и товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами.
Необходимо учитывать, что в случае подачи временной декларации на товары в отношении товаров, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, при условии, что в такой декларации на товары одновременно декларируются как облагаемые, так и не облагаемые вывозными таможенными пошлинами товары, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставке 5 тыс. рублей. Поскольку данная ставка является фиксированной и применяется вне зависимости от того, облагаются или не облагаются товары вывозными таможенными пошлинами, условное начисление таможенных сборов за таможенные операции во временной декларации на товары при одновременном декларировании как облагаемых, так и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров в отношении необлагаемых товаров не производится.
В целях единообразного заполнения граф декларации на товары в указанных случаях до внесения соответствующих изменений в Классификатор льгот по уплате таможенных платежей, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 (далее — Классификатор льгот), при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, с заявлением освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции на основании подпункта 26 части 1 статьи 47 Федерального закона с 4 сентября 2021 года заполнение граф декларации на товары рекомендуется осуществлять с учетом особенностей, приведенных в приложении.
Прошу довести данные разъяснения до подчиненных таможенных органов для использования в работе и осуществления контроля за корректностью исчисления и взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Порядок и сроки оплаты
Порядок и сроки уплаты таможенных сборов регламентируются согласно статье 128 ФЗ № 311. Оплата производится в национальной валюте (рубли). В случае необходимости возможен перерасчет из евро, доллара или другой иностранной валюты согласно ч. 3 ст. 39 закона № 289-ФЗ.Особенности оплаты:
- физические лица производят расчет наличными непосредственно в таможенном органе в момент оформления документов на груз. После оплаты на руки выдается квитанция;
- юридические лица производят перевод суммы таможенного платежа на счет Федерального казначейства России через официальные банковские реквизиты.
Еще несколько важных моментов:
- Если товары были помещены на таможенный склад, то выдать груз получателю или его представителю сотрудники могут только после полной оплаты оказанных услуг.
- Таможенный сбор за услугу сопровождения оплачивается на этапе заключения договора.
- Оплата таможенного сбора за оформление груза производится до момента подачи таможенной декларации либо в момент ее предоставления таможенным органам.
Что налогом при ввозе/вывозе не облагается?
В ст. 131 ФЗ №311 от 27 ноября 2010 года указаны перечень наименований товара, на который не распространяется необходимости оплачивать пошлину во время экспорта/импорта. В этот список вошли:
- имущество, относящееся к категории собственности дипломатов, консульств, представительств заграничных стран и их сотрудников;
- товары, приравниваемые к предметам гуманитарной помощи;
- культурные ценности — собственность, которые владеют музеи, различные архивы, хранилища;
- предметы, которые участвуют в выставках крупномасштабного государственного формата, включая авиасалоны;
- государственная валюта в виде наличности, принадлежащая странам-членам Таможенного Союза (в эту категорию не попадают памятные монет) — если ввоз/вывоз осуществляется центральными банками стран;
- товары при общей стоимости менее 200 Евро (расчет производится по курсу валюты, представленному Центробанком на момент заполнения декларации);
- припасы;
- предметы , используемые частными лицами в личных целях;
- транспортные средства, которые перевозятся чтобы в дальнейшем использоваться для перевозок международного типа;
- запчасти совместно с транспортным средством;
- товары, которые будут применяться в спортивных состязаниях, съемках кино;
- аппаратура, предназначенная для работы СМИ;
- научные образцы.
Таможенные пошлины не могут быть применены в отношении товаров, которые ввезены на территорию РФ и происходят из 49 наименее развитых стран – пользователей преференций ТС.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они будут применяться, прописаны Комиссией ТС. Таким образом, можно сделать вывод, что ЕТТ представляет собой сложный институт.
Сложные таможенные тарифы чаще всего предусматривают возможность применения дополнительных пошлин, в их числе антидемпинговые, компенсационные, специальные и сезонные.
Сезонные пошлины могут быть установлены решением Комиссии ТС для быстрого регулирования ввоза и вывоза товаров. Важно понимать, что вместе с тем, ставки таможенных пошлин, которые предусмотрены таможенным тарифом, не действуют. Срок действия сезонных пошлин не может быть более 6 месяцев в году.
Порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров регулируется Законом о специальных мерах при импорте товаров.
Специальные пошлины необходимы для применения защитной меры, если товары ввезены на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, которые могут нанести ущерб отечественным производителям похожих или конкурирующих товаров. Также это может служить ответной мерой на дискриминационные действия со стороны других стран, которые могут ущемлять интересы РФ.
Специальная пошлина отличается от сезонной тем, что она может применяться сверх ставки таможенной пошлины, которая предусмотрена таможенным тарифом
Таможенной пошлиной м не облагаются:
- Транспортные средства, которые занимаются международными перевозками грузов, багажа или пассажиров, а также предметы, относящиеся к материально-техническому оснащению или снаряжению, топливо, продовольствие и другое имущество, которое нужно для нормальной эксплуатации в пути следования, в промежуточных пунктах или на остановках и имущество, купленное за границей для устранения неполадок или поломок данного транспортного средства.
- Материально-техническое оснащение и снаряжение, а также топливо, продовольственные продукты и иное имущество, которое вывозится за пределы таможенной территории РФ, для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, которые участвуют в морском промысле, а также продукты морского промысла, ввозимые на таможенную территорию РФ.
- Товары, которые ввезены на таможенную территорию РФ или вывезенные с неё, с целью официального или личного пользования представителями иных государств, физическими лицами, которым доступно право на беспошлинный ввоз предметов, согласно условия международных соглашений или законодательства РФ.
- Российская валюта, иностранная валюта или ценные бумаги.
- Товары, которые обращаются в собственность государства, согласно законодательства РФ.
- Товары, которые попадают под статус гуманитарной помощи, которые были ввезены или вывезены с территории РФ, а также товары, для ликвидации последствий катастроф или стихийных бедствий.
- Учебные пособия, которые направлены на получение бесплатного обучения в дошкольных, учебных или лечебных заведениях.
- Товары, которые перемещаются под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную зону РФ, конечной точкой следования которых являются третьи страны.
- Товары, которые перемещены через таможенную границу РФ физическими лицами и не будут в дальнейшем задействованы в коммерческой или иной деятельности согласно ТК РФ.
- Товары, которые ввезены или вывезены с территории РФ как безвозмездная помощь, а также товары для благотворительной помощи государствам или межгосударственным организациям, правительствам, в том числе и для оказания технической помощи.
- Оборудование, включая машины, механизмы и материалы, из которых может состоять комплект поставки конкретного изделия.
- Оборудование, которое приобретено за счёт государственного бюджета, для производства детского питания, аналоги которого не могут по некоторым причинам быть произведены в РФ, согласно перечня, утверждаемому Правительством РФ, в том числе оборудование для детского питания, которое приобреталось с привлечением иностранных кредитов, предоставленных РФ правительственными программами иностранных государств.
- Товары, к которым относится оборудование, в том числе и комплектующие к нему, согласно утверждённому Правительством РФ перечню, ввозимые на территорию РФ по договорам, финансирование которых началось до 1 августа 1998 г. включительно и происходило за счёт связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и компаний, привлечённых под гарантией Правительства РФ.
Федеральная таможенная служба
С 1 августа 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. № 342 таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, уплачиваются по новым ставкам.
- В отношении товаров для личного пользования, за исключением ввозимых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов либо с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых кодами 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107, и водных и воздушных судов, указанных в пункте 2 таблицы 2 приложения № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107, применяется ставка таможенных сборов – 500 рублей.
- В отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых кодами 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107, применяются ставки таможенных сборов в зависимости от стоимости таких транспортных средств:
775 рублей – стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно;
1 550 рублей – стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 40 тыс. рублей включительно;
3 100 рублей – стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно;
8 530 рублей – стоимость которых составляет 1 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2700 тыс. рублей включительно;
12 000 рублей – стоимость которых составляет 2 700 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 4 200 тыс. рублей включительно;
15 500 рублей – стоимость которых составляет 4 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5 500 тыс. рублей включительно;
20 000 рублей – стоимость которых составляет 5 500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 7 000 тыс. рублей включительно;
23 000 рублей – стоимость которых составляет 7 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 8 000 тыс. рублей включительно;
25 000 рублей – стоимость которых составляет 8 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 9 000 тыс. рублей включительно;
27 000 рублей – стоимость которых составляет 9 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10 000 тыс. рублей включительно;
30 000 рублей – стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более.
- В отношении водных и воздушных судов, указанных в пункте 2 таблицы 2 приложения № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107, применяются ставки таможенных сборов:
Новые таможенные сборы за таможенное сопровождение
За проведение таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: | |
до 50 километров включительно | 2000 рублей; |
от 51 до 100 километров включительно | 3000 рублей; |
от 101 до 200 километров включительно | 4000 рублей; |
свыше 200 километров | 1000 рублей за каждые 100 км пути, но не менее 6000 рублей |
Таможенный сбор в России и его размер, процедура их расчёта регулируются ч. 1 ст. 114 ТК РФ, базой для определения размера служит декларируемая стоимость ТМЦ и других ценностей подлежащих пересечению границы. Размер ставок фиксирован и выглядит следующим образом.
п/п | Стоимость импортируемого товара по декларации в рублях | Ставка сбора в рублях |
---|---|---|
1. | От 1,0 по 200 тыс. | 375,0 |
2. | От 200 тыс. по 450 тыс. | 750,0 |
3. | От 450 тыс. по 1200 тыс. | 1 500,00 |
4. | В пределах более 1 200 тыс. – 2 500 тыс. | 4 125,00 |
5. | В пределах более 2 500 тыс. – 5 000 тыс. | 5 625,00 |
6. | В пределах более 5 000 тыс. – 10 000 тыс. | 15 000,00 |
7. | От 10 000 тыс. и выше | 22 500,0 |
Новые таможенные сборы за таможенное сопровождение
За проведение таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: | |
до 50 километров включительно | 2000 рублей; |
от 51 до 100 километров включительно | 3000 рублей; |
от 101 до 200 километров включительно | 4000 рублей; |
свыше 200 километров | 1000 рублей за каждые 100 км пути, но не менее 6000 рублей |
Лица, ответственные за уплату таможенных сборов
Статьей 357.5 ТК РФ установлено, что плательщиками таможенных сборов являются декларанты, а также иные лица, на которых ТК РФ возлагает обязанность по их уплате. Таким образом, к лицам, ответственным за уплату таможенных сборов, относятся:
при таможенном оформлении — декларанты или таможенные брокеры;
при таможенном сопровождении — лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит либо на международный таможенный транзит;
при хранении — лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа, а также лица, которые приобрели имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе таможенного органа, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 219 ТК РФ. Следовательно, при осуществлении процедуры таможенного оформления декларант и таможенный брокер одновременно являются и плательщиками таможенных сборов, и лицами, ответственными за их уплату. Таможенный сбор за таможенное сопровождение может заплатить декларант, однако в случае неуплаты таможенный орган будет предъявлять претензии экспедитору, перевозчику или иному лицу, получившему разрешение на внутренний либо международный таможенный транзит. Уплачивать таможенный сбор за хранение декларант обязан в случае, если он поместил товар на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа. В противном случае это обязаны будут сделать лица, поместившие товар на хранение (собственники и др.) либо приобретшие имущественные права на товар, хранящийся на таможенном складе таможенного органа. В то же время таможенные сборы вправе уплатить любое лицо. Участник внешнеэкономической деятельности может поручить уплату таможенных сборов любому лицу, а также любое заинтересованное лицо добровольно вправе принять на себя такую обязанность. Таким образом, круг плательщиков таможенных сборов довольно широк. Однако не все из них несут ответственность за уплату таможенных сборов, а лишь лица, названные выше в соответствии с требованиями ст. 357.2 ТК РФ.
Таможенные платежи за 2011 – 2021гг., млрд. руб.
Год | Ввозная таможенная пошлина, млрд. руб | Вывозная таможенная пошлина, млрд. руб | Специальная, антидемпинговая и компенсационная пошлина, млрд.руб | Таможенный сбор, млрд. руб | НДС, млрд. руб | Акциз, млрд. руб | Итого |
2, 2 | 3 710, 3 | 1,0 | 31, 4 | 1497, 2 | 46, 6 | 5 288, 6 | |
0, 4 | 4 099, 7 | 2,7 | 27, 8 | 1 556, 9 | 51, 4 | 5 738, 6 | |
0, 1 | 4 058, 0 | 3,4 | 16, 3 | 1 561, 9 | 56, 9 | 5 696, 3 | |
0, 3 | 4 637, 1 | 3,9 | 16, 4 | 1750, 2 | 53, 4 | 6 461, 3 | |
0,2 | 2 760,4 | 2,5 | 15,9 | 1785, 2 | 53, 9 | 4 618, 2 | |
(дек-окт) | 0,1 | 1 609,3 | 3,5 | 13,8 | 1 545,9 | 45,9 | 3 218, 5 |
Так, например, в 2015г. сумма поступления в федеральный бюджет РФ составила 13 655, 665 млрд. руб. из них 5 134 452 325 936, 68 рублей составляют таможенные платежи (в данную сумму также включены авансовые платежи в счёт будущих таможенных платежей, а также денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей).
Итак, доля таможенных платежей в 2015 году составила 37,6%. Это на 6,8% меньше чем в 2012г. Из таблицы 2 можно увидеть, что пополнение федерального бюджета за счёт таможенных платежей имеет тенденцию к спаду.
Ставки таможенных сборов
На всей территории России действуют единые ставки таможенных сборов, уплачиваемых за таможенное оформление, которые зависят от стоимости ввозимых на территорию страны товаров.
Ставки таможенных сборов за оформление товаров, которые перемещаются через границу РФ:
Таможенная стоимость от – до (руб) |
Ставка (руб) |
0 до 200 000,0 |
500 |
200 000,01 до 450 000 |
1 000 |
450 000,01 до 1 200 000 |
2 000 |
1 200 000,01 до 2 500 000 |
5 500 |
2 500 000,01 до 5 000 000 |
7 500 |
5 000 000,01 до 10 000 000 |
20 000 |
10 000 000,01 до 30 000 000 |
50 000 |
От 30 000 000,01 |
100 000 |