Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто пойдет на пенсию в 2024 году в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Таблица возраста пенсионеров Беларуси
Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу:
Дата рождения потенциального пенсионера | Период оформления пенсионных выплат | Срок получения пенсии | ||
Женщины | Мужчины | Женщина | Мужчина | |
До 30.06.1962 | До 30.06.1957 | 55 лет 6 месяцев | 60 лет 6 месяцев | С 01.07.2017 |
С 01.07.1962 | С 01.07.1957 | 56 лет | 61 год | С 01.07. 2018 |
До 30.06.1963 | До 30.06. 1958 | 56 лет 6 месяцев | 61 год 6 месяцев | С 01.07.2019 |
С 01.07.1963 | С 01.07.1958 | 57 лет | 62 года | С 01.07.2020 |
До 30.06. 1964 | До 30.06.1959 | 57 лет 6 месяцев | 62 года 6 месяцев | С 01.07.2021 |
С 01.07.1964 и моложе | С 01.07. 1959 и моложе | 58 лет | 63 года | С 01.07.2022 |
Реформа по повышению пенсионного возраста завершилась
Но здесь не все так просто, речь идет не о фактическом прошлом заработке пенсионера в рублях, а о расчетной величине. Напомним, что 5-10 лет назад зарплата в рублях была в 2-4 раза ниже чем теперь. При прямом расчете, особенно у тех, кто ушел раньше, пенсии были бы мизерными. Потому применяется метод расчета коэффициентов от среднего заработка.
При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:
- текущий средний заработок по стране;
- коэффициент конкретного пенсионера;
- минимально необходимый страховой стаж;
- общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
- продолжает пенсионер работать или нет;
- особые условия расчета для отдельных категорий работников.
- пенсии по возрасту – основной вид, то, что получает большинство работников по достижении пенсионного возраста, эти пенсии прямо зависят от стажа и прошлых заработков;
- пенсии по инвалидности – эти пенсии тоже трудовые, назначают в связи с потерей трудоспособности, при наличии определенного рабочего стажа, согласно ст. 27 закона «О пенсионном обеспечении»;
- пенсии потерявшим кормильца – здесь тоже учитывается прошлый стаж, этому виду пенсий посвящен IV раздет закона «О пенсионном обеспечении»;
- пенсии за выслугу лет – эта категория подобна трудовым пенсиям, но назначается она работникам, связанным с авиацией, спортсменам, некоторым педагогам, артистам, подробней об этом написано в разделе V закона «О пенсионном обеспечении»
- пенсии за особые заслуги перед республикой – последний и самый редкий вид трудовых пенсий, назначается индивидуально.
Не каждый захочет делать подобные расчеты. А если вспомнить про другие нюансы начисления, то расчет выйдет заметно более громоздким. Однако на Портале социальной защиты, кроме другой полезной информации, есть программа-калькулятор предварительного расчета пенсии. Там достаточно ввести свой пенсионный коэффициент, пол и стаж.
Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.
Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2024 года он составлял 5 лет, в 2022-м вырос до 10 лет, в 2022-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.
Новые изменения в пенсионном возрасте с 2024 года
С 1 января 2024 года в Республике Беларусь начинают действовать новые изменения в пенсионном возрасте.
По новым правилам, для мужчин и женщин пенсионный возраст будет постепенно повышаться. С каждым годом пенсионный возраст будет увеличиваться на 6 месяцев.
В соответствии с новыми изменениями, пенсионный возраст для мужчин будет составлять 65 лет и 6 месяцев, а для женщин – 60 лет и 6 месяцев.
Эти изменения вызвали общественное обсуждение и разногласия.
Одной из основных причин повышения пенсионного возраста является увеличение средней продолжительности жизни и необходимость обеспечения устойчивости пенсионной системы. Главная цель новых изменений – гарантировать пенсионные выплаты и обеспечить стабильность пенсионной системы в будущем.
Противники новых изменений полагают, что повышение пенсионного возраста может негативно сказаться на здоровье пожилых людей и уровне их жизни. Однако, сторонники новых правил считают, что это необходимая мера в условиях изменяющейся демографической ситуации.
Более подробная информация о новых изменениях в пенсионном возрасте будет опубликована в официальных источниках и доступна всем гражданам Республики Беларусь.
Увеличение пенсионного возраста в 2024 году в Республике Беларусь неминуемо повлечет за собой ряд социальных последствий. В первую очередь, это касается около трех миллионов граждан, которые будут вынуждены продолжать работу до позднего возраста.
Один из главных аспектов социальных последствий заключается в ухудшении здоровья работающих пенсионеров. Частое проблема в пожилом возрасте приводит к необходимости обращения к медицинским услугам и большему расходу на лекарственные препараты, что негативно сказывается на финансовом положении пенсионеров.
Кроме того, увеличение пенсионного возраста может столкнуть старшее поколение с проблемой поиска работы или утраты источника дохода, особенно для сотрудников, занимающихся физическим трудом. Это может привести к увеличению численности безработных пенсионеров и социальной напряженности в обществе.
Другим социальным последствием является ухудшение качества жизни пенсионеров. Увеличение пенсионного возраста означает, что пожилые люди будут проживать меньшую часть своей жизни на пенсии, что может сказаться на их возможности отдыхать и наслаждаться свободным временем после тяжелой трудовой деятельности.
Более высокий пенсионный возраст также может повлиять на демографическую ситуацию в стране. Многие молодые люди могут задуматься о возможности уехать за границу в поисках лучших условий жизни и работы, что может привести к сокращению численности трудоспособного населения.
В целом, увеличение пенсионного возраста в 2024 году имеет серьезные социальные последствия, которые требуют внимательного анализа и принятия соответствующих мер для защиты и поддержки пожилых граждан.
Изменения в системе индексации
Начиная с 1 января 2024 года, система индексации пенсий в Беларуси претерпит значительные изменения. Новые ставки и выплаты будут расчитываться на основе индекса инфляции, который будет определен Главным статистическим управлением Беларуси.
Индекс инфляции будет рассчитываться на основе изменений потребительских цен на определенный набор товаров и услуг. Пенсионный фонд Беларуси будет использовать этот индекс для пересмотра и корректировки размера пенсий каждый квартал.
Таким образом, пенсионеры смогут рассчитывать на регулярные повышения своих пенсий в соответствии с уровнем инфляции. Это позволит сохранять покупательную способность пенсий в условиях роста цен на товары и услуги.
Пенсионный фонд Беларуси составит специальную таблицу, которая будет определять соотношение между уровнем инфляции и размером пенсии. Таким образом, пенсионеры с разным размером пенсий смогут рассчитывать на разные процентные повышения.
Размер пенсии | Процентное повышение относительно инфляции |
---|---|
До 500 BYN | 100% |
500 — 1000 BYN | 80% |
1000 — 1500 BYN | 60% |
Более 1500 BYN | 40% |
Такая система индексации позволит более справедливо учитывать финансовые возможности пенсионеров и обеспечить равные возможности для всех категорий пенсионеров.
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
Подготовка к новой пенсионной реформе
Для успешного поднятия пенсии в Белоруссии в 2024 году необходима тщательная подготовка и реализация новой пенсионной реформы. Это требует согласованного и комплексного подхода со стороны государства, экономических институтов и общественных организаций.
Прежде всего, важно провести детальный анализ существующей пенсионной системы и выявить ее слабые места. Необходимо оценить эффективность текущих механизмов финансирования и распределения пенсий, а также определить возможные улучшения.
Одним из ключевых аспектов новой пенсионной реформы должно быть увеличение размеров пенсии для белорусских граждан. Для этого возможны следующие меры:
- Повышение страхового стажа: увеличение требуемого стажа работы для получения максимальной пенсии. Это может стимулировать граждан к долгосрочной занятости и созданию более стабильного социального фонда.
- Индексация пенсий: введение механизма регулярного повышения размеров пенсий в соответствии с инфляцией и ростом средней заработной платы. Это поможет сохранить покупательскую способность пенсионеров и обеспечить их достойный уровень жизни.
- Разнообразие источников финансирования: разработка системы дополнительных пенсионных накоплений, например, через индивидуальные пенсионные счета или фонды. Это позволит увеличить общий объем пенсионных средств и обеспечить дополнительные доходы пенсионерам.
Важно также обеспечить социальную защиту особым категориям граждан, например, инвалидам или ветеранам труда. Для этого можно предусмотреть дополнительные льготы и компенсации.
В связи с изменением пенсионной системы необходимо провести обширную информационную кампанию, чтобы граждане были в курсе всех изменений и смогли принять информированные решения относительно своей пенсионной ситуации.
Также важно включить общественные организации и профсоюзы в процесс подготовки и реализации новой пенсионной реформы. Их участие позволит учесть интересы различных слоев общества и обеспечить более справедливое решение.
Мера | Описание |
---|---|
Повышение страхового стажа | Увеличение требуемого стажа работы для получения максимальной пенсии |
Индексация пенсий | Введение механизма регулярного повышения размеров пенсий в соответствии с инфляцией и ростом средней заработной платы |
Разнообразие источников финансирования | Разработка системы дополнительных пенсионных накоплений через индивидуальные пенсионные счета или фонды |
Таким образом, подготовка к новой пенсионной реформе в Белоруссии должна включать анализ текущей системы, разработку мер для увеличения размеров пенсии, обеспечение социальной защиты особым категориям граждан, проведение информационной кампании и участие общественных организаций. Только так можно достичь поднятия пенсии в 2024 году и обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам.