Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма жилой площади для постановки на учет нуждающихся в Москве в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Для постановки на учёт подают:
- Паспортные данные всех членов семьи и свидетельства о рождении детей до 14 лет
- Выписку из ЕГРН
- Технический паспорт жилья
- Документы о материальном положении семьи — справку 2-НДФЛ, другие документы
Очереди на получение нового жилья часто ждут несколько лет.
Таблица показателей для отдельных категорий граждан
Площадь | Категория граждан |
15 кв. м. | Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени. |
20 кв. м. | Тем, кто исполняет обязанности судьи. |
20 кв. м. | Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы. |
До 2-х социальных норм | Инвалидам. |
20 кв. м. | Сотрудникам СК РФ. |
1-й комнаты | Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника. |
20 кв. м. | Судьям Конституционного Суда. |
15−25 кв. м. | Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень. |
На что можно потратить субсидию молодым семьям
Субсидию в рамках программы можно использовать для покупки жилья любой стоимости и класса. Финансовый эксперт Ян Мирчинский рассказал, что подобную социальную выплату можно использовать:
- для оплаты покупки жилого помещения;
- для оплаты строительства жилого дома;
- для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи;
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита;
- для оплаты услуг уполномоченной организации по приобретению в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья;
- для погашения суммы основного долга (или ее части) и уплаты процентов по жилищным кредитам;
- для оплаты участия в долевом строительстве.
Норматив жилой площади при расселении
Право на восстановление имеют люди, которые испортили или проживают в инсульте. Если они снимают жилье по договору социального найма, местный орган власти имеет право предоставить общежития вместо квартир. В этом случае норма устанавливается в размере 6 кв. м на человека.
Если жители приватизированной квартиры переселяются, компетентный орган обязан предоставить им жилье такой же площади.
Когда недвижимость изымается для нужд государства, жителям нетрадиционной недвижимости предоставляется жилье, общая площадь которого не превышает норму площади всех жильцов. Закон предусматривает, что жители получают недвижимое имущество в пределах населенного пункта, в котором они ранее проживали. В случае приватизированных квартир, житель получает равноценную жилую площадь (дом, квартиру или комнату).
Таким образом, критерии права на передачу одного квадратного метра на человека зависят от региона, приватизации недвижимости и наличия свободного жилья в муниципалитете.
Согласно ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, критерием предоставления жилой площади является минимальный размер площади жилого помещения, который определяется размером общей площади квартиры, предоставляемой по договору социального найма.
Конкретные меры определяются местными властями в зависимости от возможностей жилищного фонда конкретного муниципалитета. Поэтому размеры могут различаться в зависимости от региона. Однако наиболее распространенные схемы предоставления следующие.
- На 1 человека — 33 квадратных метра,
- для семьи из двух человек — 42 метра,
- от 18 квадратных метров для 3 и более человек.
Размеры квартир в соответствии с критериями нуждаемости рассчитываются исходя из количества членов семьи. Например, в Ярославской области применяется «стандартное» распределение, поэтому семья из трех человек получает 54 кв. метра. (3×18 = 72).
Кто имеет право на служебное жилье для государственных служащих и государственных работников?
- Военнослужащие – военные части и другие воинские подразделения могут предоставлять своим сотрудникам служебное жилье в соответствии с законодательством.
- Силовики – сотрудники МВД, ФСБ, ГСУ, ФСИН и других силовых структур имеют право на предоставление служебного жилья в зависимости от должности и заслуг перед государством.
- Судьи и работники судов – суды могут предоставлять служебное жилье своим судьям, прокурорам, следователям и другим работникам правоохранительных органов.
- Медицинские работники – врачи, медсестры и другие работники здравоохранения, проработавшие определенное время на государственных должностях, могут получить служебное жилье.
- Исследователи и ученые – работники академий наук и научных институтов, занимающиеся научной деятельностью на государственной службе, имеют право на предоставление служебного жилья.
Как попасть в список на получение жилья?
Последнее влияет на количество людей, которые могут проживать в комнате, и возможность подать заявку на дополнительную площадь. Не все имеют право на улучшение жилищных условий. Перечень лиц, имеющих такое право, определен законом.
Законодатель предусматривает возможность применения различных нормативных положений, регулируемых на местном уровне, для населения в целом. (
Размер жилой площади, приемлемый для гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья.
Размер арендной платы зависит от региональных стандартов, но может быть и выше. Контракт заключен на пять лет, после чего он передается в частное пользование. Для детей-сирот это всегда отдельное жилье, в виде квартиры или дома с соответствующим оборудованием.
Прежде всего нужно разобраться с понятиями. Жилая площадь – это количество квадратных метров в квартире, указанная в правоустанавливающих документах. В соответствии с положениями законодательства, жилой площадью является площадь помещений, которые предназначены именно для проживания. Такие помещения, как санузел, кухня, столовая, прихожая не считаются жилыми помещениями. Однако, они подлежат учету в техническом паспорте для расчета общей площади жилья. Важно понимать, что площади балконов и лоджий не включаются в площадь квартиры. В процессе разработки нормативов, государственные органы имеют в виду как раз жилую площадь.
Норма жилой площади — это минимальная величина кв. метров, которые полагаются на 1-го человеку в силу принятых нормативных актов.
Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении
После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.
Необходимым условием является одна из ситуаций:
1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.
Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге – 9 кв.м., в Калининграде – 12 кв.м., в Оренбурге – 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке – 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.
При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.
2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.
Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере — Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.
3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.
Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.
4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.
5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.
Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.
В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе – ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.
Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.
Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:
- своих несовершеннолетних детей;
- супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
- нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
- временных жильцов.
Влекут ухудшение жилищных условий:
- сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
- изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
- продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
- выдел доли собственниками жилых помещений.
За что снимают с учета или отодвигают очередь
Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.
Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.
Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.
Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.
3. Намеренное ухудшение жилищных условий. Перечень конкретизирован в ст. 10 Закона 29 г. Москвы.
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Исключение очередников из очереди со ссылкой на указанные правовые нормы также зачастую признается незаконным по причинам необоснованного учета действий членов семьи, не признаваемых членами семьи заявителей для целей жилищного учета.
Более того, встречаются случаи, когда семья была лишена возможности улучшить жилищные условия, поскольку заявителем не были предоставлены сведения об обеспеченности жильем такого бывшего члена семьи.
В качестве примера могу привести дело, где с моим участием разрешался спор граждан и Департамента о том допущены ли гражданами намеренное ухудшение жилищных условий.
Департамент городского имущества г. Москвы в процессе расселения одной из пятиэтажек исключил семью граждан из списка очередников на предоставление жилого помещения по норме предоставления. Причиной тому послужило то, что семья заявителей не предоставила в Департамент сведений об обеспеченности жилыми помещениями бывшей жены одного из членов семьи заявителя, что, по мнению Департамента, и явилось нарушением условий Закона № 29. Заявители-очередники ответили, что такими сведениями не располагают, поскольку сведения о правах отдельного лица на недвижимое имущество согласно Закону «О государственной регистрации недвижимости» предоставляются только правообладателям и должностным лицам, специально уполномоченным на получение таких сведений. Заявители также сообщили, что бывшая жена одного из заявителей, сведения о которой запрашивались, на жилищном учете никогда не состояла, в жилом помещении заявителей не проживала, совместной собственности с членами семьи заявителя не приобретала. При этом Департамент потребовал сведения в отношении указанного лица за периоды явно превышавшие периоды состояния в браке с одним с членом семьи заявителя.
Заявители обратились в суд и доказали незаконность требований Департамента и принятых им решений. Решением суда действия Департамента были признаны незаконными, суд обязал Департамент рассмотреть вопрос об обеспечении граждан-очередников жилым помещением по норме предоставления повторно.
1. Жилищный кодекс РФ.
2. Закон города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» № 29 от 14 июня 2006 года (в ред. Законов г. Москвы от 24.01.2007 № 2, от 18.06.2008 № 24, от 24.09.2008 № 45).
3. Закон города Москвы от 18 июня 2008 года № 24 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
4. Постановление правительства города Москвы от 26 августа 2008 г. № 774-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008–2010 годы».
5. Закон города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» № 61 от 30.11.2005.
Это жители столицы, которых ставят на жилищный учет начиная с 1 марта 2005 года. С этого момента они называются уже не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а нуждающиеся в жилом помещении. Изменилось не только наименование очереди, но и основания постановки на учет.
Ранее для постановки на учет в расчет бралась норма обеспеченности жилой площадью на одного человека. Учитывались также такие основания, как проживание в помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям. Или в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье имелись больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. А также проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений и т. д. С 1 марта 2005 года все поменялось.
Теперь для того чтобы попасть в очередь на бесплатное жилье, помимо того что семья нуждается в нем по причине нехватки квадратных метров на «душу населения», необходимо быть и малоимущим. Причем свою бедность надо еще доказать.
Таким образом, законодательством установлено два критерия для постановки на жилищный учет: невысокие доходы и необходимость в дополнительных квадратных метрах.
При этом основания для признания человека нуждающимся в жилом помещении установлены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. А вот принципы и основания для признания гражданина малоимущим везде разные. В одном субъекте России могут быть одни критерии, а в другом совершенно другие.
В Москве эти критерии прописаны в Законе Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Встав в жилищную очередь, гражданин или семья могут получить жилье в общем порядке, то есть в зависимости от даты постановки на учет или во внеочередном порядке.
Во внеочередном порядке жилье предоставляется:
– гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
– детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; а также лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях (в том числе в учреждениях социального обслуживания), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных cилах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В юридическую компанию «Controversia» обратилась семья, состоящая из 11 человек и проживающая в квартире площадью ≈90 м2. Семья столкнулась со следующей ситуацией: дом, в котором они проживают подпал под программу реновации жилищного фонда, а это означает, что в случае переселения и нахождении на жилищным учете, можно претендовать на получение взамен старого жилья новое сразу площадью по норме предоставления (18 м2. на человека), без необходимости ожидания в очереди порядка 20 лет.
Однако для постановки на жилищный учет имеется одна загвоздка — один из совершеннолетних членов семьи проживает в Москве менее 10 лет. Как быть в данной ситуации? Есть ли реальная возможность в таком случае как‑то улучшить жилищные условия?
Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.