Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Рассмотрение споров в международных организациях

Еще одно средство разрешения международного спора — судебное разбирательство в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются суды, созданные для привлечения лиц к международной уголовной ответственности за совершение преступлений против человечности.

К самым известным международным судам относятся:

  • Международный Суд ООН.

Он рассматривает только споры между странами, в его состав входят пятнадцать судей, представляющих правовые системы мира.

  • Постоянный арбитражный суд в Гааге.

Юрисдикция охватывает как претензии государства, так и частные компании. Арбитры выбираются из стран, участвующих в споре. Членами суда являются более 100 штатов. Слушания проходят за закрытыми дверями; по требованию сторон решения не могут быть обнародованы.

  • Международный трибунал по морскому праву.

Он занимается делами государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя стран-участниц.

  • Европейский суд по правам человека.

Этот судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года, после ратификации Европейской конвенции о правах человека, россияне также могут баллотироваться в качестве кандидатов.

Рассмотрение споров в международных организациях

Еще одним средством разрешения международного спора является судебная процедура в постоянно действующем международном суде. Одним из видов таких судов являются созданные для привлечения к международной уголовной ответственности физических лиц за совершения преступлений против человечества.

К наиболее известным международным судам относятся:

Рассматривает только споры между странами, состоит из пятнадцати судей, представляющих правовые системы мира.

  • Постоянная палата третейского суда в Гааге.

В юрисдикцию входят как иски государств, так и частных компаний. Арбитры избираются странами участниками спора. Членами суда являются более 100 государств. Слушания проходят за закрытыми дверями, по желанию сторон решения могут не придавать огласке.

  • Международный трибунал по морскому праву.

Рассматривает дела государств, компаний и частных лиц, состоит из 21 представителя от стран-членов.

  • Европейский суд по правам человека.

Данный судебный орган рассматривает жалобы физических лиц и межгосударственные дела. С 1998 года после ратификации Европейской конвенции по правам человека россияне также могут туда обращаться.

Разрешение международных споров в рамках международных организаций

Международное право отводит международным организациям роль в разрешении международных споров мирными средствами.

Разрешение споров в международных организациях осуществляется с участием их должностных лиц и органов. В каждой международной организации в соответствии с их учредительными договорами есть свои процедуры разрешения споров. На региональном уровне были созданы региональные организации. Их уставы предусматривают различные процедуры разрешения споров.

В качестве примера можем рассматривать процедуры мирного разрешения споров в ООН. Статья 2 п. 3 Устава ООН требует, чтобы государства-члены разрешали свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы это не угрожало международному миру, безопасности и справедливости. Глава VI Устава ООН также предусматривает, что стороны, участвующие в споре, должны стараться разрешить свои споры с помощью дипломатических и судебных средств. Устав ООН в ст. 10 уполномочил Генеральную Ассамблею рассматривать любые вопросы или дела в пределах Устава. Из текста указанной статьи следует, что Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любой международный спор, когда это представляет угрозу международному миру и безопасности. Генеральная Ассамблея принимает все необходимые меры для сдерживания этого спора.

Подтверждая роль Генеральной Ассамблеи в разрешении международных споров, п. 2 ст. 11 Устава подтверждает, что Генеральная Ассамблея обсуждает любые вопросы, имеющие отношение к поддержанию международного мира и безопасности, предоставляемые ей любым членом ООН, Советом Безопасности или государством, которое не является членом и делать в отношении этих споров соответствующие рекомендации. В соответствии со ст. 14 Устава Генеральная Ассамблея может рекомендовать принять меры для урегулирования любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая может нарушить дружественные отношения между странами, включая ситуации, связанные с нарушением положений Устава.

В Манильской декларации ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. содержится призыв к государствам выполнять все свои обязательства по Уставу и выполнять рекомендации Генеральной Ассамблеи. В случае, когда Совету Безопасности ООН не удается урегулировать какой-либо спор, Генеральная Ассамблея имеет право рассматривать данный спор даже после рассмотрения Советом Безопасности. В связи с этим Генеральная Ассамблея приняла резолюцию от 3 ноября 1950 г. № 377 «Единство в пользу мира», которая дала Генеральной Ассамблее право продолжить рассмотрение любого вопроса, по которому Совет Безопасности не может принять решение, поскольку один из его членов прибегнул к праву вето. В соответствии с п. 1 резолюции «Если Совет Безопасности, в результате разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая — в случае нарушения мира или акта агрессии — применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Резолюция была применена во многих случаях с момента ее выхода. Например: тройственная агрессия против Египта в 1956 г. конфликт между Индией и Пакистаном в 1971 г. В обоих случаях Генеральная Ассамблея заменила Совет Безопасности ООН из-за неспособности его провести совещание или принять соответствующее решение.

Генеральная Ассамблея также может принимать решение о расследовании какой-либо ситуации в мире.

Совет Безопасности ООН является одним из органов Организации Объединенных Наций и в соответствии с Уставом имеет важные полномочия для достижения основополагающей цели, ради которой была создана ООН, а именно поддержание международного мира и безопасности. В гл. VI Устава ООН содержатся положения, касающиеся полномочий Совета в отношении мирного разрешения споров.

Если Совет считает, что спор, представляет собой угрозу международному миру и безопасности, требует от сторон разрешения их спора при помощи мирных средств. Устав предоставляет Совету два вида компетенций: 1) профилактическое вмешательство, косвенно в целях сдерживания конфликта и предотвращения обострений; 2) репрессивные меры после исчерпания мирных средств.

Глава VII Устава ООН включает в себя множество мер, которые могут быть приняты Советом Безопасности ООН, если существует угроза международному миру и безопасности. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, Совет должен решить, содержит ли этот вопрос угрозу безопасности или миру. В случае любой угрозы миру

Совет делает рекомендации или решает, какие меры должен предпринять в соответствии со ст. 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Согласно ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности может предпринять такие меры, как полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если он считает, что эти меры оказались недостаточными, то он предпринимает такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

Читайте также:  Как взыскать деньги по расписке через суд

Процесс добрых услуг и посредничество

Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. регулирует процесс добрых услуг и посредничества, поскольку между этими понятиями можно увидеть конкретные отличия. Различия характеризуются особенностью участия в решении конфликта третьего государства, его правовой позиции и последовательностью появления мирных способов.

Добрые услуги направлены на установление прямых контактов и начало непосредственных переговоров между спорящими сторонами. Добрые услуги могут быть оказаны третьей стороной в качестве, например, совета по своей воли, либо по просьбе одного или нескольких конфликтующих государств.

Замечание 4

Сторона, предоставляющая «добрые услуги» не имеет права участвовать в переговорах и, никоим образом, влиять на ход событий. Несмотря на это, как предложение добрых услуг, так и отказ от них не должны вызывать враждебную, агрессивную реакцию.

Посредничество предполагает наивысшую роль участия третьего государства в разрешении споров. Отличие добрых услуг от посредничества заключается в:

  • методе их возникновения;
  • прав и обязанностей посредника;
  • итоговой цели действий посредника.

Страны, решающие конфликт, ведут диалог с непосредственным участием третьей стороны, которая выдвигает свои определенные предложения как основу для урегулирования споров, в этом и состоит суть посредничества. Сам же посредник в данной ситуации представляется в качестве деятельного и независимого члена переговоров. Согласно ст. 4 Гаагской конвенции 1907 г. предназначением посредника является «согласование противоположных притязаний и успокоение чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре».

Посредник наделяется немалыми полномочиями для исполнения своих обязанностей с согласия спорящих государств, это также является отличительной чертой посредничества от добрых услуг.

Определение 2

Посредник – это миротворец, его задача не вершить суд, а найти взаимоприемлемое для обеих сторон решение, интенсивно влияя на развитие переговоров.

К наиболее важным показателям посредничества относятся участие в переговорах и предложение своих рекомендаций по сути спора. Помимо имеющихся прав у посредника есть и некоторые установленные обязанности:

  • содействовать конфликтующим государствам в разрешении спора;
  • оказывать помощь одному участнику, при этом не нанося вред другому;
  • относиться уважительно к чести, достоинству и независимым правам спорящих государств.

Помощь в переговорах может быть оказана в виде рекомендаций, предложений, советов, информации не только по сути спора, но и методики его решения. Тем не менее, конечный вердикт по существу спора выносят участники прений.

Общеизвестные события 1966 г. произошедшие между Индией и Пакистаном стали поводом для оказания добрых услуг и посредничества нашей страной. По итогам встречи участников спора, с оказанием содействия СССР, была подписана Ташкентская декларация, которая предусматривала мероприятия по ликвидации последствий конфликта, урегулирование спора исключительно мирными способами, возврат войск на прежние позиции. Также, согласно декларации, следовало возобновить экономические и торговые отношения и не вовлекать друг друга в свои дела. В 1971 — 1972 гг. наше государство в очередной раз предоставило добрые услуги Индии и Пакистану, по итогам которых спорящие стороны подписали соглашения о прекращении вооруженных столкновений и нормализации взаимоотношений. Но Правительство СССР не только оказывало, но и принимало добрые услуги и посредничество Генерального секретаря ООП из-за кризиса в районе Карибского моря.

Следственные и согласительные комиссии

Зачастую, для разрешения споров у государств возникает необходимость в создании следственных или согласительных комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН «обследование», «примирение»). Задачей следственной комиссии является определение фактов, относящихся к спору. Согласительные комиссии ко всему прочему вносят предложения с целью разрешить конфликт, но не принимают решений по существу. Это прерогатива самих спорящих сторон, которые, основываются на заключениях данных комиссий.

Порядок создания и функционирования следственных и согласительных комиссий регламентируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Подписывается специальное соглашение между спорящими сторонами, на основании которого создаются эти самые комиссии, в большинстве случаев состоящие из граждан спорящих сторон с участием избранных лиц государств, не принимающих участие в споре.

Замечание 5

Решение комиссий по сути спора определяется посредством голосования в присутствии всего состава комиссии, и они носят рекомендательный характер для спорящих сторон.

В практике международных отношений имеет место первый в мировой истории опыт создания и обращения к следственным и согласительным комиссиям. В 1905 году, по настоянию Великобритании, была создана следственная комиссия, которая расследовала военный инцидент у Доггер-банки, когда российская эскадра открыла огонь по британским рыболовецким судам, посчитав, что это были японские миноносцы. Комиссия была на стороне России, однако же основные выводы оказались не в ее пользу, и Россия согласилась компенсировать урон, причиненный британским рыбакам.

В практике ведения внешней политики Российским государством появился новый вид согласительных комиссий — институт пограничных представителей для урегулирования пограничных происшествий и конфликтов. Этот институт по своей сути является уникальной формой регулярной согласительной процедуры.

Разрешение международных экономических споров

Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отношений. Экономические споры между государствами разрешаются на основе международного права, как и иные межгосударственные споры. Но так как международное экономическое сотрудничество осуществляется преимущественно во взаимоотношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эффективности международной экономической системы.

Экономические споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматриваться судами (общей юрисдикции или арбитражными) государств, либо международными коммерческими арбитражами (МКА). Участники международных экономических связей предпочитают МКА.

МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение “международный” относится лишь к характеру рассматриваемых споров – хозяйственные споры международного характера между частными лицами. Некоторые МКА стали высокоавторитетными центрами рассмотрения международных экономических споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты и др. В России – это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.

Функции международного экономического права в области разрешения международных коммерческих споров состоят в следующем: а) унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других государств; в) создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

Добрые услуги и посредничество

Когда возникает спорная ситуация между государствами, не имеющими между собой официальных отношений, то спорящие государства могут обратиться к третьим государствам с просьбой оказать помощь в виде добрых услуг или посредничества. Либо третьи государства сами могут предложить оказать добрые услуги.

Добрые услуги – имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами.

Посредничество – имеет своей целью установление прямых контактов между конфликтующими государствами, при этом степень участия третьего государства более высока чем при добрых услугах. Третье государство вносит различные предложения по урегулированию ситуации или спора. При этом предложения посредника не являются обязательными. Стороны сами принимают решение прислушиваться или нет к советам третьего государства. Также посредник не может оказывать помощь одной стороне в ущерб другой.


Межгосударственные судебные инстанции

Международные принципы разрешения международных споров предполагают обращаться в ряд специально созданных судебных инстанций мирового уровня.

Первой межнациональной судебной структурой в истории ненасильственного урегулирования конфликтов стала Постоянная палата межгосударственного правосудия, сформированная в 1920 г. под влиянием Лиги Наций. Страны имели возможность (по своей инициативе) подать исковое требование в ППМП и привлечь к ответственности другую страну без надобности заблаговременного договора между государствами о направлении спора на рассмотрение в данную инстанцию. Работа Палаты прекратилась после начала Великой Отечественной войны. После ее окончания ППМП прекратила свое существование одновременно с Лигой Наций. Последователем этого органа стал Международный суд ООН.

Читайте также:  Земельный налог для юридических лиц в 2024 году в Татарстане

Межнациональный (Международный) суд представляет собой судебную организацию, рассматривающую любые виды споров. В соответствии с Манильской декларацией о ненасильственном урегулировании межгосударственных конфликтов, принятой 37-й Генеральной Ассамблеей ООН 15.11.1982 г., страны полностью понимают значение и место Международного суда, представляющего собой основную межгосударственную судебную инстанцию.

Рассматриваемая организация считается главной среди всех межнациональных судебных структур в отношении защиты международных принципов разрешения международных споров, что обусловлено как длительностью существования, так и силой универсальной компетенции в плане урегулирования и изучения конфликта. Каждая страна, входящая в ООН, имеет возможность направить конфликт на рассмотрение в Международный суд. Последний вправе изучить каждый вопрос, относящийся к области мирового законодательства.

Международный Суд ООН

Международное судебное разбирательство — это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора Атливанников Ю.Л., Энтин М.Л. Международные суды и международное право. М., 1986. С. 73..

Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.

Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.

При заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок нельзя исключать возможности возникновения правовых споров между участниками договора. Поэтому еще в ходе переговоров о заключении контракта стороны должны проработать вопрос о процедуре рассмотрения таких споров в будущем. В противном случае предприниматели могут лишить себя возможности своевременно привлечь к ответственности недобросовестного партнера, принудить его к исполнению своих контрактных обязательств или взыскать с него понесенные убытки. После возникновения спорных правоотношений потерпевшая сторона, при отсутствии соответствующего раздела в контракте, будет уже не в состоянии заставить другую сторону дать согласие на внесудебную процедуру разрешения споров. Обращение в государственный суд за защитой своих прав станет для нее единственным выходом.

В то же время мировой опыт предпринимательской деятельности убедительно доказывает, что международные коммерческие споры в очень редких случаях рассматриваются государственными судами общей компетенции. Организации и фирмы различных стран обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого материальных затрат. Немаловажную роль при этом играет и тот факт, что решения арбитража, в отличие от решений суда, как правило, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Наконец, следует иметь в виду, что решения арбитражных органов обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания имен и названий участников спора, что позволяет обеспечить необходимую конфиденциальность.

Речь в данном случае идет не о государственных арбитражных судах, рассматривающих главным образом споры с участием хозяйственных организаций внутри страны, а о специализированных негосударственных (третейских) коммерческих арбитражных судах, специально предназначенных для рассмотрения споров с участием иностранных фирм и организаций. Именно применительно к последним в международном частном праве обычно используется понятие международного коммерческого арбитража. Эти органы следует также отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами субъектами международного публичного права.

Если стороны решают прибегнуть к внесудебному по рядку урегулирования спора, они могут также избрав согласительную процедуру, которая, однако, может быть успешно реализована только при наличии дружеских достаточно тесных отношений между участниками сделки.

Основное отличие между согласительной процедурой и процедурой международного коммерческого арбитража заключается в их направленности на достижение разных целей. Так, если стороны выбирают согласительную процедуру, то это означает, что они желают урегулировать спор дружественным путем при активном содействии третьего лица, посредника, или, по крайне мере, надеются, что достижение дружественного урегулирования возможно. Но если стороны соглашаются на арбитраж, то это, скорее всего, означает, что «они намереваются занять противоположную позицию и будут требовать разрешения их спора путем принятия решения, хотя бы и решения избранных ими частных судей, а не суде назначенных государством. В этом смысле арбитраж ближе к судебному производству, чем к согласительной процедуре».

Во всех случаях для передачи спора на разрешение международного коммерческого арбитражного суда требуется так называемое третейское, или арбитражное, оглашение, которое обычно отражается во внешнеэкономическом контракте в качестве его специального раздела. Условия контракта об арбитраже получило наименование «арбитражная оговорка». Ее особенностью является то, что арбитражная оговорка обязательна для сторон, и уклониться от передачи спора в арбитраж при ее наличии они не могут.

Арбитражная оговорка в отношении сделки обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности того контракта, в связи с которым оно было заключено. Арбитражная оговорка может быть также оформлена в виде отдельного соглашения, подписываемого сторонами (третейская запись), или содержаться в обмене письмами, телеграммами, факсимильными сообщениями и т. д.

Специализированный арбитраж

В последнее время все большее распространение в практике международного общения получают специализированные арбитражи, создаваемые для рассмотрения споров в определенных областях межгосударственного сотрудничества:25 соглашения о воздушном сообщении, защите инвестиций, торговом и экономическом сотрудничестве, штаб-квартирах международных организаций и др. Образование подобных арбитражных судов предусмотрено в некоторых многосторонних договорах: Конвенции о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 г. и Эксплуатационном соглашении ИНМАРСАТ от того же числа, Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Очевидно, наибольший интерес представляет Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая вводит специфические формы использования третейского разбирательства в виде общего и специального арбитража.

Общий арбитраж применяется для разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции (Приложение VII к Конвенции); специальный арбитраж — для рассмотрения только определенной категории споров (Приложение VIII).

Арбитраж рассматривается в Конвенции как одна из обязательных процедур, к которой государства могут прибегнуть лишь в том случае, если не удалось урегулировать спор средствами по своему выбору (ст. 28) и если между ними нет обязательств по общим, региональным и двусторонним договорам о рассмотрении спора определенным способом (ст. 282).

Государство считается согласившимся на арбитраж, если оно сделало соответствующее письменное заявление об этом при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции (п.1 ст. 287). Если спор, стороной которого является государство — участник Конвенции, не предусмотрен заявлением, то государство может урегулировать такой спор только путем арбитража (п. 3 ст. 287). Обязательное арбитражное разбирательство применяется и в том случае, если государства не достигли соглашения по поводу процедуры рассмотрения спора.

Арбитраж образуется из списка арбитров, находящегося в ведении Генерального секретаря ООН. Любое государство-участник имеет право назначить четырех лиц, каждое из которых должно иметь опыт и пользоваться самой высокой репутацией справедливого, компетентного и честного человека (ст. 2 Приложения VIII). Арбитраж состоит из пяти членов. Стороны назначают в установленное время по одному члену, которые избираются предпочтительно из вышеупомянутого списка и могут быть их согражданами. Остальные три члена назначаются по соглашению между сторонами. Они также выбираются предпочтительно из списка и являются гражданами третьих государств, если стороны не договорятся об ином, и один из них назначается сторонами председателем арбитража (ст. 2).

Читайте также:  Детские пособия в 2024 году изменения Омск

Судебный порядок разрешения споров

Внесудебный порядок разрешения споров

Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта разрешения хозяйственных споров: судебный и внесудебный.

Разрешая свой спор во внесудебном порядке, стороны, как правило, пытаются договориться друг с другом самостоятельно, не прибегая к подаче иска в суд.

В случае если стороны указали в тексте договора порядок досудебного разрешения спора, то ни одна из сторон не имеет права на обращение в суд до реализации всех мер досудебного разрешения спора.

Нередко на практике одна из сторон не выполняет свои обязательства (например, по расчетам) в силу каких-либо причин. В этом случае другая сторона посылает в адрес стороны, не выполнившей обязательство по договору, претензию.

Претензия — документ, предназначенный для досудебного урегулирования хозяйственных споров, обращенный к контрагенту, не выполняющему своих обязательств.

В случае если после предъявления претензии спор не был урегулирован сторонами, они также могут обратиться к помощи третьего лица, которому в одинаково высокой степени доверяют и решению которого будут следовать. Такой порядок разрешения споров называется третейским судом.

Разрешение споров в третейских судах считается внесудебным порядком разрешения споров.

Обращаться к ним следует только в случае, если в договоре предусмотрена так называемая арбитражная оговорка или если стороны заключили отдельное соглашение (это соглашение может быть заключено и после подписания самого договора).

В соответствии с этой оговоркой стороны обязуются до обращения в суд попытаться разрешить свои разногласия при помощи третейского суда.

Судебный порядок разрешения споров

В случае если возникшие споры или разногласия при помощи переговоров или третейского суда решить не удалось, то необходимо обращаться в суд путем подачи искового заявления.

Если контрагентами по договору выступают физические лица или физическое и юридическое лицо, то ущемленной стороне надлежит обращаться в суд общей юрисдикции (районный или городской суд по месту заключения договора), а если контрагентами являются юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, то — в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в котором заключен договор.

  • Арбитражный суд Российской Федерации осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Порядок определения местонахождения суда для подачи иска определяется в ст. 26 АПК РВ, в соответствии с которой:
  • Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения предъявляется по месту нахождения такого подразделения.
  1. Иск к ответчикам, находящимся на территории разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.
  2. Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ.
  3. Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика.
  4. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, предъявляется по месту исполнения договора.

Исковое заявление подается в письменной форме и подписывается истцом (руководителем или заместителем руководителя) или его представителем (адвокатом, юрисконсультом, другим работником организации).

Полномочия представителя должны быть оформлены соответствующим образом (доверенностью).

Если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим право его подписывать, либо лицом, должностное положение которого не указано, суд его возвращает.

Разрешение споров в претензионном порядке

Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость.

Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д.

Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.

Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:

  • установлен федеральным законом;
  • предусмотрен договором.

Если обязательный претензионный порядок не будет соблюден, то суд оставит иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Сведения о соблюдении претензионного порядка, если он предусмотрен законом или договором, в обязательном порядке указываются в исковом заявлении (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

Понятие международного спора

Согласно международному праву каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости и международного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств.

Государства, являющиеся сторонами в споре, должны продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях их обязательства в соответствии с основными принципами международного права, касающимися суверенитета, независимости и территориальной неприкосновенности государств, а также другими общепризнанными принципами и нормами современного международного права.

Устав ООН делит споры на две категории:

  1. особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);
  2. любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36).

Наряду с термином «споры» в Уставе ООН употребляется понятие «ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также «может привести к международным трениям» или вызвать «спор».

Таким образом, деление международных конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Ситуация — более широкое понятие, чем спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности, и в силу этого рассмотрение их входит в компетенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.

Устав ООН, а также другие международные договоры не содержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами. Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. Политические споры как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ) решаются политическими средствами.

Что представляют собой международные споры?

Международное разрешение споров, такое как арбитраж, представляет собой мирное урегулирование дел, связанных с международным правом. Арбитражное разрешение споров — это процесс разрешения споров с помощью арбитражного суда. В отличие от судебного решения, рассмотрение споров арбитражным судом более гибко и быстро, и оно может быть произведено на различных языках, чтобы удовлетворить потребности сторон.

Международный арбитражный суд (МАС) представляет собой специализированный суд для разрешения международных споров, который рассматривает различные виды споров и предоставляет различные средства урегулирования. В МАС рассматриваются споры международного характера, такие как торговые споры, инвестиционные споры, границы и другие.

Судебное решение международных споров может предоставить сторонам возможность разрешить споры посредством мирного соглашения или иска на международном уровне. Такие решения обязательны для сторон спора и могут выполняться национальными правительствами. Они являются важным инструментом в международных отношениях и способствуют содействию международного права и языка.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *