Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 11.2. Образование земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (утратил силу с 01.01.2017), в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Оформление новых земельных участков после раздела земли
Когда выполнен раздел земельного участка в собственность переходит уже не один, а несколько участков, которые нужно правильно оформить. Если раздел уже выполнен, территория может быть переведена на правасобственности или пользование (постоянное или бессрочное).
После раздела вместо одного участка, образуется несколько отдельных объектов, которые перейдут в собственность разным людям. Чтобы они получили свой юридический статус, им нужно присудить свой адрес. Присвоение адреса это также непростая процедура, которую выполняет орган архитектуры и градостроительства. Именно сюда нужно направить заявление, подкрепленное папкой документов.
Теперь можно ставить новый участок на кадастровый учет, чтобы официально закрепить за собой собственность. Составьте заявление, прикрепите к нему договор с другими собственниками о разделе исходной территории, решениесуда (если обращались в этот орган). Не забудьте взять кадастровый паспорт. Все это нужно отправить в отделение Государственного реестра. Полученная в ЕГРП выписка уже будет указывать новые параметры участка и его владельца.
Получить юридическую помощь по вопросу раздела земельного участка в собственности можно на нашем сайте.
На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.
Постановлением Федерального закона №221 от 24.07.2007 года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.
Когда возможен выдел земли в натуре
Не всегда удобно пользоваться участком, если он принадлежит к общей долевой собственности. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо выделить свою долю. Но здесь может возникнуть один нюанс: в каждом регионе установлены свои нормы, которым должна соответствовать общая площадь участка. И если, это значение оказалось минимальным, урегулировать этот вопрос можно обоюдным путём или посредством подачи искового заявления в судебный орган.
Выделить долю в натуре можно при условии определения последних территориальных точек. Нельзя устанавливать границы через жилое здание, даже если оно находится так же в долевой собственности, как и земельный участок.
Успешное завершение процедуры по выделу доли в натуре зависит от следующих моментов:
- Количество сособственников территориальной зоны.
- Вид права собственности на спорный участок.
- Выделенная доля соответствует по площади региональным и градостроительным нормативам.
- Не нарушены линии застройки при обозначении новых территориальных границ.
Формирование: методы, описание порядка
Сейчас формирование единого землепользования остановлено. Участки с таким статусом образовались ранее, до 2008 года. Тогда и стал широко применяться термин многоконтурных участков. Правила по таким объектам подробно описаны в Федеральном Законе номер 221.
Многоконтурный участок формируется при необходимости объединить два и большее количество участков с замкнутыми контурами.
Формирования бывают разными.
- С вкраплениями. Это объекты, между которыми есть земля, к данному объединению не имеющая отношения.
- С контурами разделённого типа. Такие разновидности земель прилегают друг к другу. Но обладают собственным контуром.
Многоконтурный земельный участок – это недвижимость с границами, которые в совокупности составляют несколько контуров замкнутого типа. При этом каждый из них не представляет собой отдельного земельного участка. Граница отдельного контура может быть той же, что и у части многоконтурного участка земли в случае, когда в рамках этого контура ограничены вещные права на многоконтурный надел земли.
Каждый из контуров соответствующей границы участка земли разделяется с иными контурами границы иных участков. В результате у многоконтурного надела земли нет общих границ. В гл.1 ЗК РФ предусмотрены особенности того, как создается многоконтурный земельный участок.
Это, в частности, следующие методы создания многоконтурных наделов, осуществляемых в отношении:
- Участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
- Из разделенных, выделенных или перераспределенных наделов.
Разделы кадастра недвижимости
Указанный выше закон о ГКН содержит информацию о том, какие разделы имеются в кадастре недвижимости. В частности, это:
- Реестр недвижимости. В него включаются записи о недвижимом имуществе посредством описания данных о соответствующих объектах в ГКН. Эта информация находится в Едином госреестре прав, где можно узнать о существующих и прекративших существование прав на недвижимость, сведения об этой недвижимости и их правообладателях.
- Кадастровые дела. В данном случае речь идет о совокупности систематизированной документации, на основе чего в ГКН вносятся соответствующие данные.
- Кадастровые карты. Это тематические карты, которые составлены на одной картографической базе. В них воспроизводятся сведения о наделах земли, сооружениях готовых и на стадии незавершенного строительства, границах (государственной, между регионами, муниципалитетами, населенными пунктами, территорий с особыми условиями пользования, кадастровом разделении). Данные карты уполномочен вести орган кадастрового учета. Сведения предоставляются заявителям без ограничений.
Единое землепользование- многоконтурный земельный участок.
В 2000 г. было введено понятие единое землепользование или составной ЗУ. Это единое землепользование могло состоять из нескольких ЗУ, имеющих смежные границы, или нескольких ЗУ смежных границ не имеющих. Требовалось, чтобы эти ЗУ находились в правообладании одного лица и находились в пределах одного населённого пункта или муниципального образования. Каждый из таких участков имел свой кадастровый номер, и все вместе они имели кадастровый номер.
В настоящее время понятие единое землепользование заменено на «многоконтурный земельный участок».
· Такой участок теперь может состоять только из контуров, которые не имеют общих границ.
· При этом каждому контуру свой кадастровый номер не присваивается. Им могут быть присвоены условные номера.
· Площадь такого участка рассчитывается из суммы площадей контуров. Контуры так же должны находиться у одного правообладателя и в границах одного МО или НП. В отношении всех контуров подаётся один межевой план. Это удобно для проведения по территории линейного объекта.
Если вы были в едином землепользовании (долевом) и решили выйти, то когда выходите- вам присваивается новый номер. Единый номер остаётся у оставшегося.
Часть земельного участка.
Так как ЗУ является объектом ГП, то он может выступать только как единый объект оборота. Часть земельного участка в качестве объекта оборота, как правило, выступать не может. Альтернативой выступает отчуждение доли в праве собственности. В связи с этим в 2007 в ГК внесены изменения, исключены все упоминания о возможности распоряжения частью земельного участка.
Делимость ЗУ. Но как любая недвижимость, земельный участок может быть делим и не делим. ЗК в старой редакции содержал понятие «делимого земельного участка». С октября 2008 года это понятие исключено.
Вместо этого в ФЗ О государственном кадастре недвижимости указано, что орган кадастрового учета отказывает в постановке участка на учет, если размер этого участка не соответствует предельным максимальным (минимальным) размерам. Например, дачный участок в 8 соток делить нельзя, потому что новые образованные должны быть не меньше 6 соток. И вот тогда приходится распоряжаться долей в праве.
Предельные размеры земельных участков определяются либо в соответствии с Правилами землепользования и застройки, а при их отсутствии предельные размеры определяется по правилам ст. 33 ЗК:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Вопрос с договором аренды.
До вступления в силу ФЗ о ГКН вопрос о возможности аренды части ЗУ оставался открытым. С точки зрения ст. 607 ГК (необходимость установить предмет) часть ЗУ не могла выступать предметом договора аренды и суды признавали их незаключенными. Но у нас был и остаётся ФЗ о госрегистрации, где указано, что к договору аренды части ЗУ должен быть приложен план земельного участка, в котором сдаваемая в аренду часть должна быть индивидуализирована. На этом основании судебная практика многих регионов с 2006 стала признавать договор аренды части земельного участка заключёнными. С принятием ФЗ о государственном кадастре появилось нормативное основание для индивидуализации части ЗУ.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» № 42 от 4 февраля 2010 года п. 65 индивидуализация части земельного участка осуществляется путём
1) определения площади,
2) присвоения учётного номера
3) точного определения характерных точек местоположения границ. Границы должны быть определены не только в плане, но и на местности. Устанавливается это все на основании геологических работ.
Прошлый год: но важно помнить, что оборотоспособность часть земельного участка в таком случае приобретает только для договора аренды или сервитута!
В 2010 г. ВАС признал правомерность сдачи в аренду части земельного участка, если она надлежащим образом индивидуализирована.
То есть это специфическая ситуация.
Единое землепользование законодательство
По сути, ситуация подобна уточнению отдельного участка земли и представляет собой сравнение данных имеющихся в кадастровой документации с фактическими характеристиками участков. Используется уточнение для того, чтобы сформировать новые участки или точнее -определить границы существующих участков и подобных целей.
Сведения о ранее учтенном могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный и представленного таким лицом.
В некоторых ситуациях необходимо осуществлять уточнение единого землепользования. Данная процедура имеет много общего с уточнением конкретного земельного надела. То есть сотрудники кадастровой палаты сравнивают данные в документации с различными характеристиками конкретного земельного участка. Как правило, уточнение применяется для определения координат точек границ или для формирования новых земельных наделов.
Как выделить земельный участок из единого землепользования
После внесения обозначенных данных программа предоставит межевой план, хотя есть возможность составить такой план и просто в таблице Excel, но данный способ не является целесообразным, учитывая доступность и наличие специализированного программного обеспечения.
Для справки: кадастровый квартал — это единица деления территории. Вся территория РФ делится на округа, округа — на районы, районы — на кварталы. Кадастровый округ обычно совпадает с территорией субъекта РФ, район совпадает с территорией административно-территориальной единицы субъекта РФ, а кварталы совпадают с территориями небольших населенных пунктов или городских кварталов.
Начнем заполнение информации с раздела «Титульный лист».Заполним обязательное поле «! 1. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с» (обязательные поля помечены знаком «!»),внесем сведения о заказчике, сведения о кадастровом инженере, которые заполняются в отдельной форме, открывающейся при нажатии на кнопку «Заполнить», далее заполняется реквизит «*Дата проведения кадастровых работ». Сведения о кадастровом инженере программа запомнит для следующего межевого плана.
Из «ярких» изменений следует отметить появление для межевых планов по образованию (FormParcels) и уточнению земельных участков (SpecifyParcel) возможности выгружать сведения об уточнении границ и площади смежных уточняемых участков (в 4 версии схемы можно было уточнять только границы смежных): Кроме того, появилось несколько новых реквизитов в XSD схеме и немного изменился подход к формированию межевых планов в АРГО. Все поля, необходимые для формирования сведений о земельных, были перенесены непосредственно в карточку земельного участка.
В письме Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 №266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» указано следующее. В соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета
При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав. В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. При этом сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, — многоконтурного земельного участка или ранее учтенного единого землепользования. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, недопустимо.
Также можно отметить, что части единого землепользования, коль они не являются самостоятельными земельными участками, не могут предоставляться в аренду в отрыве от единого землепользования. Как указал Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, «обособленные части» (контуры) многоконтурного земельного участка («единого землепользования») не являются самостоятельными объектами недвижимого имущества (постановление от 31.03.2014 по делу №А32-17131/2013), соответственно, распоряжение такими частями без прекращения единого землепользования неправомерно.
Образование земельного участка из состава единого землепользования в 2021 году
На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.
Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.
Существуют разновидности формирований:
- с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
- с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).
Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.
Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.
В целях обеспечения качества и интеграции данных о земле и объектах недвижимости, содержащихся в государственных информационных ресурсах, а также повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести c 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (далее — эксперимент).
Основными целями эксперимента являются сбор, сопоставление сведений о земле и недвижимости, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах, а также выработка правовых, методологических и технологических основ объединения таких сведений в Едином информационном ресурсе о земле и недвижимости для целей повышения эффективности использования земельных участков и объектов недвижимости в Российской Федерации, оптимизации процессов управления такими объектами (в том числе основанных на существующих государственных информационных системах) и создание условий для появления новых возможностей и инструментов для граждан и организаций по поиску и предоставлению им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, получения интересующей их информации о других земельных участках, а также для анализа путей повышения эффективности расходования бюджетных средств на создание и эксплуатацию государственных информационных ресурсов.
2. Создание Единого информационного ресурса о земле и недвижимости направлено на решение следующих задач:
а) повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах;
б) создание дополнительных инструментов для наполнения Единого государственного реестра недвижимости отсутствующими сведениями о границах пространственных объектов и правообладателях объектов недвижимости;
в) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости;
г) исключение необходимости ввода одних и тех же данных в различные информационные системы за счет распределенной ответственности за формирование сведений и использование информационных сервисов при обмене данными;
д) упрощение процедуры поиска и предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости гражданам и организациям;
е) обеспечение эффективного предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них;
ж) повышение доходной части консолидированных бюджетов от имущественных налогов и сборов;
з) внедрение современных технологий интеллектуального анализа пространственных и семантических данных для автоматизации работ, услуг и сервисов;
и) создание цифровой платформы для сбора, ведения и межведомственного информационного взаимодействия, в том числе при сопровождении инвестиционных и социальных проектов;
к) обеспечение возможности дополнения ведомственных информационных ресурсов новой достоверной информацией об объектах управления.
3. Утвердить прилагаемый перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости.
4. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
5. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Государственная корпорация по космической деятел��ности «Роскосмос»;
б) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные перечнем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, утвержденным настоящим постановлением.
6. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента (далее — межведомственная рабочая группа), в которой предусмотреть участие представителей участников эксперимента в должности не ниже заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций.
Межведомственная рабочая группа определяет требования к составу элементов Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, порядку его наполнения, функционирования, архитектуре и модели данных и осуществляет координацию проведения мероприятий, необходимых для реализации эксперимента.
1. Республика Татарстан (Атнинский, Зеленодольский и Пестречинский муниципальные районы).
2. Краснодарский край (город Армавир, Кореновский муниципальный район).
3. Пермский край (Добрянский городской округ, Пермский городской округ, Пермский муниципальный район).
4. Иркутская область (Иркутский муниципальный район, Ольхонский муниципальный район, Слюдянский муниципальный район).
В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (утратил силу с 01.01.2017), в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Вместе с тем, в приказе Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН…» данная норма отсутствует.
Также Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) не предусмотрена возможность раздела с сохранением исходного земельного участка, представляющего собой «единое землепользование», в случае, если данный земельный участок находится в собственности физического или юридического лица.
Таким образом, в случае поступления межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка, путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, представляющего собой «единое землепользование», предоставленного на праве собственности юридическому или физическому лицу, орган регистрации прав будет принимать решение о приостановлении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
В данном случае необходимо осуществлять полный раздел земельного участка, представляющего «единое землепользование».
В случае, если земельный участок, представляющий собой «единое землепользование», находится в государственной или муниципальной собственности, или относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, раздел данного земельного участка необходимо осуществлять в соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Особенности перераспределения земельных участков таковы:
- Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
- Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
- Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:
- Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
- Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
- Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
- Земля должна иметь одно целевое назначение;
- Допускается передел только смежных участков;
- Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;
Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.
Единое землепользование законодательство
В процессе раздела существующий участок земли прекращает свое существование и вместо него возникает два или более новых земельных участка. То, как именно земельный участок будет разделен, зависит от волеизъявления сторон, юридического статуса участка и его технических характеристик и свойств.
В случае раздела вновь образованные участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законодательством.
Участок, прекративший существование при разделе, теряет свой юридический статус – его уникальный кадастровый номер подлежит удалению из сведений государственного кадастра недвижимости (с 01 января 2017 года – из ЕГРН). Вновь образованным земельным участкам присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ГКН.
В ряде случае земельный участок может быть неделимым, так как его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. Информация о невозможности раздела может включаться в градостроительный план земельного участка.
В процессе объединения несколько смежных участков образуют один новый участок. Существование смежных участков при этом прекращается.
В случае, когда происходит объединение земельных участков, принадлежащих разным правообладателям, у них возникает право общей долевой собственности на новый участок (аналогичное правило действует в отношении права общей собственности).
Вновь образованному участку присваивается уникальный кадастровый номер.
- Перераспределение нескольких смежных участков влечет образование двух и более новых смежных участков, при этом исходные земельные участки перестают существовать фактически и юридически.
- Право собственности на вновь образованные смежные участки возникает в соответствии с условиями соглашения собственников исходных участков.
- При перераспределении вновь образованные участки сохраняют свое целевое назначение и виды разрешенного использования.
Бесплатная консультация адвоката по земельным спорам Цены на услуги адвоката по земельным спорам Формирование земельного участка представляет собой образование новой территории из числа государственных или муниципальных земель. Такой способ утвержден в ст. 11.2 ЗК РФ.
Правоотношения распространяются на физических и юридических лиц.
Основанием для проведения межевания может выступать необходимость в получении площади для садоводческих (ЛПХ) или строительных нужд (ИЖС).
Решение об образовании новых территорий принимается распорядителями недвижимой собственности – органами государственной или местной власти.
Порядок деления земельных участков производится на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 11.4 при образовании новых участков из одного у первоначального прекращается его юридический статус.
Раздел земельного надела дает право новым собственникам полноправно распоряжаться новыми участками. Если участок, который подлежал разделу, находился в совместной собственности, у всех владельцев остается право на новые сформированные части после раздела доли. Если между владельцами не подписано иное соглашение.
Статья 11.4. Раздел земельного участка
Деление земельного надела, находящегося в ведении некоммерческой компании, производится с учетом плана межевания территории. Это правило действует в том случае, если земля выделяется гражданам для ведения садового и дачного хозяйства
. При делении такого надела могут быть образованы несколько участков, которые можно использовать как для садоводчества, так и для общего пользования. Полученный участок сохраняется в измененных границах.
Для подачи заявки на раздел земельного участка с сохранением исходного необходимо подготовить документы:
- Документы, подтверждающие право владения участком.
- Если участок принадлежит собственности муниципалитета или относится к государственному ведению, необходимо постановление об утверждении схемы расположения участков на плане по кадастру. Оно должно быть выдано после 24 октября 2008 года.
- Постановление о предоставлении в пользование образуемого участка.
- Решение о предварительном согласовании места размещения объекта со схемой расположения.
Между владельцами участка должно быть подписано соглашение о разделе надела. Если договоренности не удается достигнуть, решить вопрос можно в судебном порядке
. Исковое заявление подается в суд по месту нахождения участка.
Стоимость государственной пошлины будет зависеть от кадастровой стоимости объекта
. Оценка производится на основании сведений, которые внесены в кадастровой службе.
Чтобы разделить земельный участок, нужно обратиться к кадастровому инженеру. Он должен подготовить межевой план.
Работы могут выполнять как геодезические компании, так и частные лица. Важно, чтобы у организации была оформлена лицензия на проведение работ.
Если участок земли предоставляется в аренду, для проведения процедуры разделения необходимо предоставить письменное согласие от граждан, пользующихся землей, а также предоставляющих ее в аренду.
Согласие не нужно предоставлять в ситуациях:
- если производится раздел надела, который находится в ведении муниципалитета или государства и предоставляется в пользование государственным предприятиям или муниципальным учреждениям;
- если участок образуется по решению суда, которое подразумевает обязательный раздел;
- земельный участок образовывается в связи с его изъятием на нужды государственной или муниципальной власти.
При этом назначение использования нового участка должно сохраниться из расчета того, каким оно было у исходного.
Образец заявления о разделе земельного участка
После того как будет проведен раздел земельного участка с сохранением исходного, у владельца возникает право собственности на все участки.
Если производился раздел земельного участка, который находился в совместной собственности, участники сохраняют права распоряжения на все образуемые части. Другие правовые отношения могут быть установлены через подписание соглашения между владельцами.
Каждый новый участок должен пройти процедуру присвоения адреса. Для этого нужно обратиться в отдел архитектуры и градостроительства и написать заявление, предоставив необходимые документы.
Новые участки земли должны быть
поставлены на кадастровый учет
. Для этого заявителю нужно обратиться в Росреестр, имея при себе межевое дело и решение о присвоении адресов новым территориям
. Срок получения документов после подачи заявки составляет не более 20 рабочих дней.
Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
Скачать заявление о постановке на кадастровый учет земельного участка для физических лиц
Последним этапом будет оформление каждого участка в собственность. Для этого необходимо заполнить заявление и предъявить договор-соглашение собственников о разделе или судебное решение и кадастровые паспорта на объекты. После проведения процедуры регистрации каждому собственнику выдается выписка из ЕГРП, где прописан вид права собственности.
Процедура раздела земельных участков, находящихся в собственности муниципалитета, достаточно сложная и длительная. Для того чтобы все прошло в соответствии с законодательством, нужно знать все нюансы и требования к вновь образуемым участкам.
заявления на выписку из ЕГРН
выписки из государственного кадастра недвижимости
11854
Все обязательные условия разделения участка прописаны в гл. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ. В результате выполнения процедуры осуществляется образование земельных участков путем раздела, а площадь, которая была изначально, перестает существовать. Исключением являются садовые и огородные участки, которые образуются в результате деления общей площади территории сообщества.
Дополнительно можно сказать что раздел земельного участка может быть произведен не для каждой площади. Основанием для отказа может стать несколько причин. Разделу не подлежат:
- участки, находящиеся в аренде или если на них наложен публичный сервитут;
- участки, в результате деления которых полученная площадь не будет соответствовать минимальным и максимальным нормам, установленным в регионе;
- участки, имеющие ограничения в виде штрафов, арестов, за которые не уплачены налоги.
Однако, несмотря на внесение изменений в законодательство в части отмены правового режима единого землепользования, участки, сформированные по этому принципу до вступления в действие поправок, продолжают находиться в том же режиме (все ранее присвоенные характеристики остаются в силе).
Соответственно, единым наделом следует называть совокупность земельных участков, имеющих общую принадлежность и находящихся во владении у одного хозяина. Каждая часть земельной площади характеризуется отдельными геодезическими параметрами. В отдельных случаях геодезические сведения наделов могут быть объединены.
В соответствии с частью 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных (далее — особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Что считается объектом и субъектом землепользования
В соответствии с законодательством РФ, пользование земельных угодий может быть связано/не связано с правом собственности на них.
Объекты и субъекты землепользования являются элементами правоотношений, связанных с эксплуатацией земли. В качестве объекта землепользования могут выступать наделы, выделенные в результате отвода земель в натуре.
Если землепользование не связано с правом собственности, то его объектом являются участки, переданные во временное пользование на основании договоров аренды, субаренды или сервитута.
Что касается субъектов землепользования, то в этом качестве могут выступать граждане или предприятия/организации, являющиеся:
- землевладельцами, чьи права подтверждены соответствующим свидетельством;
- землепользователями, обладающими правом безвозмездного срочного или бессрочного (постоянного) пользования;
- физические или юридические лица, использующие участки на основании права пожизненного наследуемого владения;
- пользователи, получившие участок на основании договоров арены или субаренды;
- лица, получившие сервитут.
Все они обладают правами и обязанностями, предусмотренные профильным законодательством РФ.
Минусы землевладений и землепользований
Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:
- нерациональный размер и структуру;
- чересполосицу, в том числе топографическую;
- вкрапления;
- изломанность границ;
- дальнее расположение.
К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:
- перенесение границ наделов;
- обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
- передача угодий одного хозяйства другому;
- проведение организации.
Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.
Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.
Порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года
- Собственниками участков являются физические или юридические лица.
В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.
- Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.
Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.
В соответствии с п. 60 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42 (утратил силу с 01.01.2017), в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
Вместе с тем, в приказе Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 «Об установлении порядка ведения ЕГРН…» данная норма отсутствует.
Также Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) не предусмотрена возможность раздела с сохранением исходного земельного участка, представляющего собой «единое землепользование», в случае, если данный земельный участок находится в собственности физического или юридического лица.
Таким образом, в случае поступления межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка, путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, представляющего собой «единое землепользование», предоставленного на праве собственности юридическому или физическому лицу, орган регистрации прав будет принимать решение о приостановлении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
В данном случае необходимо осуществлять полный раздел земельного участка, представляющего «единое землепользование».
В случае, если земельный участок, представляющий собой «единое землепользование», находится в государственной или муниципальной собственности, или относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, раздел данного земельного участка необходимо осуществлять в соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Под образованием надела понимают создание объекта, относящегося к категории недвижимых. Новые земли могут получить за счет:
- основываясь на участках, которые используются (происходит это с помощью выдела, перераспределения, раздела или объединения);
- когда осваивается территория, ранее не подлежащая эксплуатации (выделяется они из наделов, принадлежащих муниципалитету или государству).
В документации каждый раз обозначаются границы надела, которые имеют строгую фиксацию. В связи с этим законодатель принял решение относительно создания наделов путем их постановки на государственный учет, носящий кадастровый характер.