Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях поставщика могут признать недобросовестным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.
Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).
Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.
Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].
Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.
Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?
Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.
Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:
- Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
- Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
- Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту
Какими законами регулируется ведение РНП?
Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.
Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:
- По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
- По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)
Как избежать реестра недобросовестных поставщиков?
Для того, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков необходимо должным образом подготовиться к заседанию в антимонопольной службе.
Серьезную ошибку, которую допускают компании в таких ситуациях – пытаются самостоятельно решить проблему или обращаются за помощью к юристам, не имеющим опыта ведения аналогичных дел.
Однако стоит заметить, что предотвратить включение в реестр недобросовестных поставщиков задача нелегкая, требующая специальных знаний и навыков.
Распространенные ошибки при угрозе попадания в реестр недобросовестных поставщиков:
- компания недооценивает серьезность ситуации, уверена, что проблем никаких не будет («подумаешь, не подписали контракт, с кем не бывает» или «ошибка в банковской гарантии не существенная, нас 100% не включат»);
- компания самостоятельно пытается решить проблему или начинает «закидывать» заказчика и антимонопольную службу различными письмами, которые в дальнейшем могут навредить при рассмотрении дела;
- выбрана неправильная тактика защиты.
Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ
В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:
1. Уклонение от подписания контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.
Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.
В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было.
Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков1.
2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):
• Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.
• Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
• Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.
Расторжение в одностороннем порядке контракта следует рассмотреть более подробно. Причиной одностороннего расторжения может выступать только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
Существенным нарушением можно назвать ситуацию, когда поставщик:
1) не поставил товар;
2) просрочил поставку 50% товара.
То есть все крупные нарушения, которые могут быть совершены поставщиком, можно трактовать как существенные и на их основании расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Кому же грозит РНП? Законом 44-ФЗ установлен ограниченный перечень нарушений, за которые поставщик может быть внесен в РНП:
— Непредставление заказчику документа об оплате обеспечения контракта в установленный регламентом срок.
— Неподписание проекта контракта участником в установленный регламентом срок.
— отказ от исполнения контракта, либо исполнение его с существенными нарушениями, заставившее заказчика, расторгнуть контракт в одностороннем порядке и обратиться в арбитражный суд.
— расторжение контракта по решению суда.
Законом 223-ФЗ установлен схожий перечень нарушений, за которые поставщик может быть внесен в РНП. Отличие только в одном: заказчик не наделен правом одностороннего расторжения контракта.
Также упомянем о реестре недобросовестных подрядных организаций (РНПО), предусмотренном ПП-615 и действующем с 2016 г. В него может угодить подрядная организация, уклонившаяся от заключения контракта или не выполняющая его условия. Срок нахождения в РНПО – тоже 2 года.
Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Типичная ситуация: компания принимает участие в закупках и побеждает. Она готова выполнить все обязательства по контракту, но возникают некоторые обстоятельства, препятствующие соблюдению необходимых условий. Заказчик трактует такое поведение как уклонение от подписания контракта. Поэтому он направляет информацию об участнике в федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Стоит отметить, что уклонение не всегда имеет под собой намерение. Бывает, что контракт не подписывается по техническим причинам — например, из-за перебоев с интернетом или в связи с профилактическими работами в ЕИС. Но в любом случае уважительную причину, по которой не удалось выполнить обязательство, придется доказать.
Бывает и так, что с момента подачи заявки до этапа выигрыша уходит время, становится очевидно, что контракт уже нерентабелен для исполнителя, то есть выполнять его невыгодно. Поэтому, несмотря на последствия, он принимает решение «уклониться» от подписания контракта.
И все же есть несколько базовых правил, о которых стоит помнить, чтобы избежать попадания в РНП.
Как недобросовестные поставщики попадают реестр
Если появляются основания для попадания участника в РНП, заказчик обязан сообщить о нарушениях в ФАС. Именно он начинает этот процесс.
Как это происходит в общем случае:
- Заказчик направляет информацию о нарушении в ФАС.
- Служба проводит заседание, куда приглашает участника и заказчика.
- Именно на заседании ФАС принимает решение о том, нужно ли вносить участника в РНП. Поставщик или исполнитель может объяснить, почему не смог выполнить обязательства согласно требованиям или вовремя подписать договор. Если у него есть документальные доказательства, их также лучше представить на заседании.
- Антимонопольная служба выслушает каждую сторону и вынесет решение о внесении в РНП по результатам заседания.
Документы, для внесения в реестр недобросовестных поставщиков
В случае расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в ФАС направляются документы в соответствии с ч. 3 ст. 104.
Если же заказчик разрывает контракт в связи с нарушением исполнения существенных условий контракта, то тогда он должен предоставить в антимонопольную службу документы, подтверждающие обоснованность причин одностороннего расторжения. Это могут быть заключения экспертизы; акты приемки товаров, составленные вместе с поставщиком, товаросопроводительные документы; решения и подписания контролирующих органов; претензионная переписка и другие документы, в которых зафиксированы факты по ненадлежащему исполнению контракта со стороны поставщика (подрядчика или исполнителя).
Отсутствие в реестре банковской гарантии
Не обнаружив в реестре банковскую гарантию, заказчик посчитал поставщика уклонистом, и проинформировал ФАС. Антимонопольная служба внесла его в РНП.
Для доказательства своей невиновности поставщик представил следующие аргументы.
- Вся необходимая документация была представлена заказчику.
- Банковская гарантия была оплачена и получена им.
- Был составлен протокол разногласий с просьбой актуализировать свои реквизиты.
В ответ на решение ФАС о внесении его в РНП поставщиком была подана жалоба в суд. Ознакомившись с представленными им документами, судья признал правоту истца и вынес решение об исключении его из РНП. При этом суд руководствовался следующими фактами.
- Было установлено, что вина за отсутствие банковской гарантии в реестре лежит на банке. Гарантия была действительной и содержала все необходимые данные. То, что она отсутствовала в реестре, не означает, что поставщик уклонялся от своих обязанностей.
- Согласно закону 44-ФЗ победитель аукциона не обязан проверять размещение банковской гарантии в реестре.
- Несмотря на то что заказчик знал, что гарантия отсутствует в реестре, он не предложил поставщику переоформить документ.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 30.10.2020 по делу N А83-636/2020.
Как избежать РНП
Чтобы не попасть в РНП, и не полагаться на «милость» ФАС и суда, рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Не откладывать подписание договора на последний момент.
- Контролировать исправность и срок действия электронной подписи.
- Не делать ответственным за все закупки одного сотрудника. Электронной подписью и правом заключать сделки должны обладать несколько человек.
- Проверять внесение банком гарантии в реестр (можно сделать в своём личном кабинете ЕИС).
- Собирать и хранить всю документацию по торгам – переписку с заказчиками или изготовителями товара, акты по ремонту офисной техники, справки о платежах и банковской гарантии и пр.
Необходимо помнить, что кроме ФАС есть ещё и суд, решение которого имеет большую силу, чем постановление антимонопольной службы. Обязательно присутствуйте на рассмотрении дела – это покажет добросовестность поставщика.