Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «862-882. Правление в Киеве князей Аскольда и Дира». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Готский племенной союз имел шведское происхождение. Готы доминировали в Крыму вплоть до IV века, пока их не победили гунны. Король Германарих от такого унижения покончил жизнь самоубийством в свои 110 лет. После этого готским остаткам пришлось куда-то перебираться. Не в Киев ли? Если так, то Аскольд и Дир могли являться потомками готов Германариха. Конечно, в тот период они были язычниками.
Противоречия в источниках
Кем в действительности были Аскольд и Дир и существовали ли они вообще? К сожалению, имена древних киевских князей упоминаются лишь в различных версиях древнерусских летописей — расхождения наблюдаются, в частности, в «Повести временных лет» и Новгородской летописи. Так, в последней Аскольд княжил в Киеве ещё до призвания Рюрика в Новгород. Известный филолог и академик Алексей Шахматов в связи с этим оспаривал его варяжское происхождение и выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный киевский князь происходил из Старой Руссы.
Интересные сведения об Аскольде содержит Псковская летопись. Согласно сообщению хронистов, в 870-е годы некоторые новгородские знатные мужи бежали из-под власти Рюрика в Киев, что предопределило тяжёлые отношения двух будущих центров Древнерусского государства. В 15-м веке свою гипотезу о происхождении киевских князей выдвинул польский историк Ян Длугош — по его мнению, Аскольд и Дир являлись потомками легендарного основателя Киева Кия. Исходя из этого, братья принадлежали к древнему полянскому княжескому роду.
Петр Великий был младший сын царя Алексея Михайловича, а Алексей Михайлович был сын Михаила Феодоровича Романова. По смерти отца Петр остался еще ребенком. Детство свое он провел в селе Преображенском под Москвой. Еще с ранних лет Петр стал обнаруживать склонность к воинским забавам, и занимался военными играми со своими сверстниками. Из этих сверстников царевич составил потешные роты, с которыми он нередко строил и брал приступом небольшие земляные крепости. К этой забаве скоро прибавилась другая. Однажды царевич в сарае нашел лодку особенного устройства, которая называлась ботом. Лодка эта была испорчена, но один из иностранцев починил ее и спустил на воду. Петр был так доволен этим и так полюбил плавание, что скоро из нескольких подобных ботов создал целый потешный флот.
Когда Петр достиг совершеннолетия, он сделался царем и стал управлять государством. В первое время своего царствования Петр по-прежнему занимался своими потешными ротами и флотом. Но чтобы лучше изучить военное и морское дело, он задумал съездить за границу. Для этого он снарядил большое посольство к иностранным государствам и вместе с этим посольством отправился сам под именем дворянина Петра Михайлова. Во время путешествия за границей Петр Великий не оставлял ничего без внимания: он осматривал крепости, заводы, фабрики; посещал школы, занимался с учеными людьми и изучал чужеземную жизнь и порядки. Но больше всего его интересовало кораблестроение. Чтобы основательно изучить это дело, царь поступил в корабельную мастерскую и, как простой работник, работал там топором с утра до вечера. Получивши звание корабельного мастера, Петр обратно поехал в Россию.
Находясь за границей, Петр увидел, что русские во многом отстали от иностранцев. Поэтому, тотчас же по возвращении своем из-за границы, он начал заводить новые порядки. Прежде всего он, вместо наемного войска (стрельцов), учредил постоянное войско. Для заведывания различными делами государства Петр учредил 12 коллегий; а для наблюдения за этими коллегиями он основал Сенат, который существует и до сих пор. Все же церковные дела, вместо патриарха, были поручены вновь учрежденному Святейшему Синоду, который также существует и по сие время. Но больше всего Петр Великий заботился о народном образовании. Поэтому он устроил несколько учебных заведений, сам производил в них экзамены и строго наказывал лентяев. Так, напр., не окончившим курса дворянам, он указом воспретил жениться; духовных же лиц, не получивших образования, царь отдавал в солдаты. При Петре Великом впервые на Руси стали печатать гражданские книги.
Много и других очень важных дел совершено Петром на пользу нашего отечества, а потому народ и прозвал его Великим Преобразователем России.
Петр Великий вполне понимал всю ту громадную пользу, которую Россия может извлечь от прямого и непосредственного торгового сношения с западными иностранными государствами. А так как иностранную торговлю всего удобнее производить морем, то Петр Великий и задумал отвоевать от соседнего нам государства – Швеции – земли, прилегающие к Балтийскому морю. Задуманный план Петр Великий скоро привел в исполнение, но первая встреча со шведами кончилась неудачей для русских: русские были разбиты наголову. Побивши русских, король шведский отправился воевать с поляками и пробыл в Польше довольно долго. В это время Петр Великий быстро составил новые полки, обучил войско, отлил пушки и двинулся со своим новым войском к Балтийскому морю. В этот раз ему удалось завладеть берегами Финского залива, и при устьях реки Невы он заложил город Петербург – свою будущую столицу.
Когда прослышал об этих завоеваниях король шведский, он быстро двинулся в Россию из Польши. Горячее сражение двух сильных армий произошло близ гор. Полтавы. Наше войско здесь нанесло такое сильное поражение шведам, что сам король шведский едва спасся бегством. После Полтавской битвы война со шведами тянулась еще несколько лет, но русские все-таки удержали за собой завоеванные по прибрежьям Балтийского моря земли. С этого времени Петр Великий принял титул Всероссийского Императора, а Русское царство стало называться Российской Империей.
Версия об эллинском происхождении Дира
Согласно другой версии, в 864 году византийское войско отправилось в поход на болгарские земли и принудительно крестило жителей оккупированной Таврии. В 866 году русы приняли крещение от патриарха Фотия. Киевом стали править сторонники Византии. В «Книге Велеса» говорится о киевском князе Диросе Эллинском, который правил в 50-60-х годах 9-го века. Он был убит Аскольдом в 876 году, после чего престол получил этот варяг, пришедший в Киев с греческими купцами.
По мнению историка Яна Длугоша, когда умерли Кий, Щек и Хорив, власть в Киеве перешла их сыновьям, а после них городом правили братья Дир и Аскольд. Длугош называет Кия готом, а Дира – эллином, местом рождения которого была Таврическая «Грецколань». Этого князя поддерживала Византия.
Специфика укоренения варягов в Древней Руси
Начало государственности в Древней Руси связано с экспансией варягов на территории славянских и финно-угорских племен. Но скудость этих земель и суровый климат не сулил богатой добычи алчным и воинственным норманнам. Другое дело транзит товаров с юга Европы и Ближнего Востока на европейский Север и обратно. По линии от Балтийского, до Черного моря были созданы узловые базы для складирования и перевалки товаров, так появился путь из «варяг в греки». Его роль особенно возросла в VII-VIII веках, после того, как арабы прикрыли средиземноморский маршрут.
«Повесть временных лет» указывает, что варяги были призваны славянами, чтобы разрешить их споры. Но скорее всего, варяги прибыли, чтобы обеспечить бесперебойную работу торгового пути и договорились с местными старейшинами о взаимопомощи. Князь Рюрик с братьями и дружиной встал гарнизонами в Ладоге, Белоозере и Изборске. Подчиняя себе новые земли и города, Рюрик насаждал там своих наместников из близких людей. Не исключено, что двое видных бояр-братьев из его дружины Аскольд и Дир отправились не на службу к императору в Константинополь, как пишет летописец, а были посланы Рюриком в Киев, чтобы взять под контроль южный участок торгового пути из «варяг в греки».
В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.
Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.
В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь — получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.
Гипотезы и догадки ученых
В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.
В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине – покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.
Историческая достоверность личностей Аскольда и Дира: версии и домыслы
Наше повествование о легендарных древнерусских князьях было бы неполным, если бы мы не затронули тему достоверности их фигур в целом. Известно, что по этому поводу историками до сих пор ведутся жаркие споры. И если историчность Аскольда не вызывает сомнений, то про Дира нельзя сказать столь же однозначно. Каждый читающий «Повесть временных лет», отметит для себя вторичность, второстепенность фигуры Дира по сравнению с Аскольдом. Согласно источникам, он не предпринимал никаких самостоятельных действий, и даже имя его всегда упоминается только вместе с Аскольдом, и никогда – отдельно. В связи с этим возникла версия, что на самом деле Аскольд и Дир – это один человек, раздвоенный волей позднейшего летописца, не разобравшегося в прозвищах. Еще В.Н. Татищев писал о том, что, возможно, «Дир» — это русская транскрипция сарматского слова «тирар», что означает «пасынок». Из этого делается вывод, что Аскольд – пасынок, но не Рюрика, а его жены. Поэтому его судьба и была столь плачевной – после смерти отца некому было его защитить, когда вдова Рюрика пожелала расчистить дорогу к власти своему родному сыну Игорю. Данная версия достаточно спорна, однако она вполне имеет право на существование. Если придерживаться такой точки зрения, то становится также ясным, почему Рюрик так легко отпустил Аскольда в поход на Царьград, почему не преследовал за вроде бы самовольный захват власти в Киеве.
Иная версия о раздвоении первоначально одного человека обращается к скандинавскому происхождению имени Аскольд. Если написать его латиницей, то получится Haskuldr или Hoskuldr. Как видно, в обоих случаях имеется окончание «dr», которое вполне могло оформиться как имя собственное. Вспомним, что и «Повесть временных лет», самое раннее свидетельство об Аскольде и Дире, писалась в XII веке, то есть почти три столетия спустя, а значит, произошедшее уже успело основательно забыться. Некоторые историки, полагающие, что Аскольд – потомок Кия, заявляют о славянском происхождении имени. Есть также версия, что оно образовалось от древнего самоназвания племени скифов – сколоты.
Корме того, Аскольд и Дир, как личности весьма загадочные, о которых известно крайне мало, породили большое количество различных версий у историков. Например, советский и российский археолог и исследователь славянской культуры Б.А. Рыбаков полагал, что существовало некое «аскольдово летописание» составленное из записей христиан во времена княжения Аскольда. Оно якобы и легло в основу «Повести временных лет» и других позднейших дошедших до нашего времени исторических источников. Такая версия нашла поддержку у некоторых советских и российских историков, однако все же большинство ученых признают ее вымышленной и мистифицированной.
Ошибки, утвердившиеся в истории
Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).
Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.
Гипотезы и догадки ученых
В завершение статьи уместно будет привести несколько гипотез, касающихся происхождения коварно убитых Олегом князей. По одной из них, участником всех описанных выше событий был один лишь Дир, тогда как Аскольд являлся его потомком. При этом оба они были по происхождению не варягами, а славянами. Согласно другой версии, Аскольд единолично княжил в Киеве, происходил из варягов, в то время как Дира вообще не существовало, и его образ является плодом фантазии позднейших хроникеров.
В то же время исследователи, допускающие историчность обоих этих персонажей, вполне логично заключают, что княжили они в разные исторические периоды, и летописцем Нестором были объединены как незаконные соправители и узурпаторы власти. Сторонники какой из гипотез находятся ближе к истине – покажет время, поскольку исследования в этой области не прекращаются и по сей день.
Поход на Константинополь
О походах русских воинов на Константинополь есть множество сведений, причем это касается не только Повести временных лет, но и других летописей. При этом даты в источниках указывались разные. Так в Повести поход датирован 866 годом, что касается византийских летописей, в них указаны 860-861 года. Однако делая поправку на некоторые хронологические неточности в работе Нестора, можно предположить, что речь идет об одном временном периоде.
Византийцы в то время активно вели войну с арабами, а армия с годами лишь ослабевала. Этим и воспользовались русы, напав на противника с моря. В Константинополь по данным летописцев прибыло 200-360 кораблей. Сами оборонявшиеся не могли понять, откуда взялась армия противника, однако Нестор уверенно заявляет о том, что это были войска Аскольда и Дира, которые постепенно разграбляли близлежащие с Царьградом поселки.
Как свидетельствуют сведения, на море в момент разыгралась просто огромная буря, а корабли русские были разбросаны, поэтому уцелеть смогла лишь небольшая часть армии. Именно из-за этого битва была проиграна.
Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже — сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.
Заметки о происхождении Рюрика
Объединение всех русских земель под властью Ивана III – знаменует собой новый этап в русской историографии или, если будет угодно, в летописании. Именно в этот период, на рубеже XV-XVI вв. проявляется интерес к родоначальникам правящей княжеской династии, который объясняется нарождающейся российской государственностью. Иван III начинает титуловать себя «государем всея Руси», что подчеркивает претензии Руси на роль царства и даже империи. Кроме собственно территориальных претензий имелись притязания религиозные, Русь видела себя оплотом православной веры, в противовес миру католическому, где властвовала Священная Римская империя. Именно в этот период формируется идея «Москва – Третий Рим».
Что известно о внешности князей
Византийский историк X века Лев Диакон так описывал внешность своего современника — русского князя Святослава Игоревича: «Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только заметной чистотой».
Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».
В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.
Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.
Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир. Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси. Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.
Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.
Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.
В письменных источниках, рассказывающих о правлении древнерусского князя, Аскольд отождествлялся с предводителем варяжских бояр. Он входил в дружину Рюрика, который из района озера Ильмень организовал поход на южные земли, населенные племенами полян.
Согласно «Повести временных лет», вероятно, созданной монахом Нестором, отряд древнерусских язычников намеревался атаковать Царьград. Двигаясь по днепровскому побережью, они достигли Киевского княжества и присвоили эти земли, не встретив никаких преград.
Однако в более поздних источниках, датированных XVI веком, отмечено, что Аскольд завладел Киевом после вооруженного мятежа, который спровоцировала несправедливость Рюрика, обделившего боярина собственностью, поэтому он сам занял территорию, расположенную на берегу Днепра.
Так или иначе, варяжское войско во главе с новоявленными князьями в районе 860 года предприняло знаменитый византийский поход. После этого патриарх Фотий направил к русам первого крестителя, и Аскольд принял православие, чтобы в будущем избежать невзгод.
Согласно легенде, после этих событий Византия спаслась от разграбления, потому что буря, посланная свыше, остановила рюриковские корабли. Князья заключили договор с Михаилом, признанным царьградским правителем, и этот день получил название Покрова Пресвятой Богородицы.
В последующие годы, по свидетельствам летописцев, Аскольд торговал со столицей Константинополя и поддерживал дипломатические отношения с миссионерами из греческих христианских церквей. Его правление ряд исследователей связывал с выгодными мирными соглашениями, которые поддерживались товарооборотом и новой русской религией.