Положения ст. 32 НК РФ об обязанностях налоговых органов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положения ст. 32 НК РФ об обязанностях налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.

Связанная судебная практика

Суд отклонил довод налоговиков о том, что Кодекс не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать нужную информацию, в том числе недостающие документы, в силу того, что представление документов является обязанностью налогоплательщика. По мнению суда, это не освобождает налоговые органы от обязанности проводить контроль за соблюдением действующих законов о налогах и сборах.

Доказательством этому может стать решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 № А40-37576/03-80-434.

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 № А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 № 08АП-7719/2009 сказано, что для реализации права на возврат налога следует обратиться к налоговому органу с письменным заявлением. Его обязанность произвести возврат суммы налога образуется на основании поданного в назначенный срок заявления.

В силу этого, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату суммы налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 № А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа юридических оснований, необходимых для списания задолженности по налогам. Как указал суд, не отрицая отсутствие данной возможности у налогового органа, следует принимать во внимание обязанность налогового органа оперировать только проверенной информацией, отражающей реальное состояние расчетов налогоплательщика по предстоящим налоговым платежам.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 № А38-3375/2009 сказано, что для появления обоснованного мнения о том, что у налогоплательщика присутствует недоимка, налоговому органу нужно доказать факт того, что к установленному сроку налогоплательщик свою обязанность по уплате налога ещё не исполнил полностью или частично.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 № А57-16460/2009 сказано, что рассматриваемая нами статья не создаёт обязанность налогового органа ставить в известность налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения.

Таким же образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 № А46-23597/2008 говорится, что ни гл. 26.3 НК РФ, ни региональный закон о ЕНВД не порождают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им такого налога.

Эта информация полезна для тех, кто привык ждать, что государственные органы не только подскажут, но и дадут чёткие указания касательно того, что следует делать налогоплательщику.

Передача материалов налоговой проверки следственным органам

В течение последних 5-6 лет стабильно увеличивается роль уголовно-правового способа борьбы с неуплатой налогов. Поэтому начинают приобретать важность вопросы взаимодействия участников налоговых отношений со следственными органами.

Стартовой точкой для него чаще всего становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы. Это делается в порядке п. 3 рассматриваемой статьи. После этого мероприятия регулируются уже УПК РФ.

В силу указанной нормы, если за два месяца с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не выполнил свою обязанность в полном объеме, а ситуация такова, что законодательство позволяет предполагать факт нарушения закона о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня обнаружения таких обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие.

Налогоплательщик может воспользоваться судебным обеспечением в плане приостановления действия указанного решения.

Столкновение данных обеспечительных мер порождает новые споры о правомерности передачи материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер.

К примеру, в ходе действия судебных обеспечительных мер, приостановивших действие решения налогового органа по итогам проверки, истекает отведённый срок в 2 месяца, данный для исполнения требования об уплате налога, в связи с чем налоговый орган направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел с целью решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

Последние решения ВАС РФ в подобных ситуациях подчёркивали, что передача материалов проверки следственным органам в таком случае является реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ, что следует из определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. № ВАС-6048/14.

После упразднения ВАС обновленный ВС поддержал позицию нижестоящего суда о том, что пока действуют обеспечительные меры налоговый орган не может утверждать, что налогоплательщик не исполнил своей обязанности по уплате налога, поэтому нет и оснований для возбуждения УД.

Высший суд отметил, что другое толкование норм права порождает коллизию: налогоплательщик может не уплачивать недоимку, а налоговый орган при этом отмечает факт неисполнения обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы. Об этом говорит постановление ФАС ДВО от 19.03.2014 по делу № А80-303/2013, которое было оставлено в силе Определением ВС РФ от 26.08.2014 № 303-ЭС14-42.

Отметим и то, что в день направления инспекцией материалов проверки следствию окончательный размер недоимки еще не подтвержден вступившими в законную силу судебными актами. Тогда нельзя говорить и о том, какой он по отношению к нормам ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, является ли крупным или особо крупным, или просто обычной недоимкой. Это отмечается в постановлении ФАС ЦО от 28.07.2014 г. по делу № А08-3986/2013.

Однако ФНС РФ в письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 указала, что сообразно с действующим налоговым законодательством обязательным условием для передачи материалов налоговой проверки в следственные органы для принятия решения о возбуждении УД становится вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также фактическая неуплата налогоплательщиком суммы недоимки, объём которой даёт возможность предположить совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, имеющего признаки преступления.

Читайте также:  Можно ли ставить разную резину на переднюю и заднюю ось?

Это делается и при полной, и при частичной неуплате недоимки.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ — как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица — ИП.

Обязанности налоговых агентов выполняют лица, которые должны удерживать и перечислять в бюджет налоги из доходов, выплачиваемых ими другим лицам в рамках договорных отношений. При этом неважно, являются ли сами агенты плательщиками этих налогов.

Нормы действующего законодательства дают возможность организации являться одновременно налоговым агентом и налогоплательщиком. В этом случае она приобретает права и несет обязанности, относящиеся к обеим категориям.

Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?

Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.

Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять налоговые декларации

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Информационные технологии на службе ФНС

ИФНС занимается упразднением налоговых инспекций, которые относятся к «малочисленным». А межрегиональным инспекциям по округам передаётся досудебное урегулирование споров.

Дело в том, что с 1 января 2021 года вышло специальное постановление по сокращению численности служащих и работников госорганов, в том числе и в налоговой службе.

Это сподвигло ФНС переходить на двухуровневую систему управления и «укрупнять» малочисленные инспекции.

В течение 20 лет ИФНС развивает бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками, в последние 10 лет развитие идёт наиболее активно.

Это позволяет снижать издержки с обеих сторон, особенно на это повлиял 2020 год. Всего на сайте ФНС развивается более 60 сервисов.

Налог на профессиональный доход

Согласно изменениям в Налоговом кодексе, физические лица, которые с 2023 года не вправе уплачивать единый налог, могут перейти на уплату налога на профессиональный доход.

Для этого нужно уведомить налоговый орган по месту постановки на учет о своем решении и скачать бесплатное приложение «Налог на профессиональный доход» (НПД). Но нужно учитывать, что перечень видов деятельности, облагаемых налогом на профессиональный доход, пока еще не определен.

Ставки налога на профессиональный доход планируют установить в следующих размерах:

  • 10 % – в отношении дохода, полученного плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • 20 % – в отношении профессионального дохода, превысившего в пределах календарного года 60 000 белорусских рублей, и средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, которые состоят на учете в налоговых органах Беларуси.
Читайте также:  Ставки транспортного налога

Что такое единый налоговый платеж и единый налоговый счет

Вводят такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. Счет будут вести по каждой организации и физлицу. Затем инспекция распределит сумму. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:

  • перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
  • начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
  • должна возместить инспекция.

Важным станет понятие совокупной обязанности по уплате. Речь идет о том, сколько нужно перечислить:

  • налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
  • сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
  • страховых взносов;
  • пеней, штрафов и процентов.

Эту обязанность считают на основании:

  • налоговой отчетности (в т.ч. уточненной): деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
  • налоговых уведомлений;
  • сообщений об исчисленных налоговиками суммах;
  • решений об отсрочке или рассрочке;
  • решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;
  • судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;
  • иных документов.

Не станут учитывать, например:

  • платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
  • суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие решения;
  • НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биоресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.

Когда платить НДС налоговым агентам?

Российская компания, являющаяся налоговым агентом, должна платить НДС, начисленный или удержанный в налоговом периоде (квартале), равными ежемесячными платежами не позже 25-го числа каждого из трех месяцев, идущих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст 163 НК РФ).

Если срок приходится на выходной день, то он переносится на следующий рабочий день.

Исключение в данном случае — срок перечисления НДС по работам или услугам, исполнителем по которым является иностранная компания, не стоящая на учете в России. В такой ситуации налоговому агенту нужно заплатить НДС одновременно с выплатой денежных средств иностранным компаниям. (п. 4 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

При этом банки не вправе принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если при этом заказчик не предъявил платежку на перечисление НДС в бюджет.

С 01.10.2020 г. зачет переплаты по НДС возможен в счет долга по любым налогам (п. 22 ст. 1 Закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ, Письмо Минфина от 10.08.2020 г. № 03-02-07/1/72100). Но отмена ограничений по видам налогов, по которым можно проводить зачет, в данном случае не имеет значения.

В данной ситуации не используется порядок зачета, указанный в п. 1 ст. 78 НК РФ. В счет погашения долга по НДС, возникшего при приобретении работ или услуг у иностранной компании, налоговый агент не вправе произвести зачет суммы переплаты по другим налогам (Письмо Минфина от 28.09.2012 г. № 03-02-07/1-231).

Срок перечисления НДС для иностранных компаний-налоговых агентов — не позже 25-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 174.2 НК РФ).

Права налогоплательщиков РФ

НК РФ содержит достаточно широкий круг прав для лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы.

  1. Право обладать информацией об установленных на российской территории налогах и сборах. Граждане имеет право получать всю интересующую их информацию по налоговому законодательству, включая информацию о действующих налогах, порядке их начисления, уплаты, размере начисленного к уплате налога и иным сведениям, относящимся к деятельности налоговых органов. Для реализации этого права гражданами законодатель устанавливает обязанность налоговых органов давать ответы на обращения налогоплательщиков. При этом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59 в ст. 12 закрепляет обязанность налоговиков давать ответ не позднее чем через 30 дней с момента поступления такого обращения. Следует также отметить, что любая информация, касающаяся налогов и сборов, сотрудниками налогового органа предоставляется гражданам бесплатно.
  2. Право получать налоговые льготы. Каждый гражданин при наличии у него оснований, предусмотренных НК РФ, вправе рассчитывать на получение установленных льгот по налогам и сборам.
  3. На условиях, закрепленных на законодательном уровне, любой гражданин имеет право на получение налоговой отсрочки/рассрочки или налогового кредита (в т. ч. инвестиционного, в силу ст. 66 НК РФ).
  4. Право представлять свои интересы в налоговом органе лично либо через своего представителя. При этом к представительству в данном случае предъявляются общие требования гражданского законодательства.
  5. Гражданин, в отношении которого производится налоговая проверка, имеет право присутствовать на данной проверке.
  6. Особым правом, предоставляемым законодателем налогоплательщикам, является право на обжалование действий/бездействия должностных лиц налоговых органов. Обжаловать действия ИФНС можно как у вышестоящих должностных лиц налоговых органов, так и в иных государственных структурах, включая суды и прокуратуру.
  7. Право не исполнять предписаний и требований налоговых органов, которые были вынесены с нарушением законодательства либо сами по себе являются незаконными. При этом следует иметь в виду, что отказ от исполнения требований налоговой инспекции возможен только в том случае, если гражданин сможет доказать их незаконность и они были признаны таковыми вступившим в силу решением суда. По этой причине необходимо иметь достаточные доказательства своей позиции для их представления в случае необходимости суду.
  8. Право требовать от налоговиков исполнения обязанности по зачету уплаченных сумм в установленный срок, а в случае переплаты или ошибочной уплаты денежных средств в пользу налоговых органов — возврата таких сумм.
  9. Право требовать от налоговой инспекции соблюдения охраняемой законом налоговой тайны.

Разъяснение понятия «налогоплательщик»

К таким объектам относят:

  • юр. лицо, открытое с соблюдением законов РФ
  • зарубежные юридические лица, фирмы, имеющие гражданскую правоспособность, открытие с соблюдением законов своей страны; международные компании и их отделения, открытые на территории России

Взаимосвязанность объектов устанавливают только в конкретных обстоятельствах:

  • при участии гражданина в имуществе другого, когда его доля превышает 20%
  • при подчинении физ. лица иному физ. лицу по должностным обязанностям
  • если лица являются супругами, родственниками, усыновленным/опекаемым и попечителем
  • по постановлению суда, после представления доказательств подконтрольными лицами

При камеральной проверке ИФНС не вправе требовать дополнительные документы

1. Налоговые органы обязаны:

  • 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  • 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;
  • 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  • 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Читайте также:  Как получить паспорт гражданина РФ

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Пока нет комментариев.

Рейтинг статьи
Количество проголосовавших
Сумма балов статьи

Обращаясь в налоговые органы, права и обязанности, которые они имеют, следует рассмотреть. Данные органы вправе:

  • Затребовать у налогоплательщиков документы по установленным государственными органами формам. Они выступают основанием для исчисления налогов, подтверждения правильности и своевременности уплаты.
  • Проводить проверки в соответствии с порядком, определенным НК РФ.
  • Вызывать налогоплательщиков и налоговых агентов на основании письменного уведомления с целью дачи показаний в связи с проводимыми проверками и уплатой налогов.
  • Выполнять изъятие документов в процессе проведения проверок, связанных с налоговыми нарушениями при подозрении в уничтожении документов.
  • В полномочия налоговых органов включена остановка операции по банковским счетам и арест имущества налоговых агентов и налогоплательщиков.
  • Устанавливать суммы налогов и сборов, которые должны вноситься налогоплательщиками в бюджет.
  • Производить контроль соответствия существенных затрат физических лиц их доходам.
  • Предъявлять иски в арбитражные и суды общей юрисдикции.

Стоит отметить, что рассматриваемые инспекции также в праве наравне с судьями определять обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность за налоговые нарушения. При этом в РФ регулярно проводится модернизация налоговых органов, которая подразумевает введение новых правил, норм и особенностей деятельности.

Органы, осуществляющие налоговый контроль

Официальное понятие органов налогового контроля закреплено в законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации» N943-1 от 21.03.1991 г.:

Налоговые органы РФ – это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы налогового контроля в разнообразных формах взаимодействуют с иными органами исполнительной власти, что регулируется в более 60 нормативно-правовых актах. В частности, предусмотрены совместные мероприятия органов таможенного и налогового контроля, а также ЦБ РФ в отношении участников внешнеэкономической деятельности. Органы налогового контроля взаимодействуют с правоохранительными органами для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления схем уклонения от налогообложения, розыска физических лиц и допроса их в качестве свидетелей и т.п. С другой стороны сотрудники ОВД направляют в налоговые органы сведения о возможных нарушениях налогового законодательства, о которых стало известно в ходе проведения оперативных или следственных действий с целью рассмотрения целесообразности проведения выездных налоговых проверок.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, в рамках соответствующих правоотношений осуществляют непосредственные действия в лице должностных лиц, которыми являются работники налоговых органов, выполняющие функции представителя власти.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *