Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для предпринимателей и организаций, ведущих свою деятельность в соответствие с ЕНВД, спец.режим будет отменён 30 июня 2017 года. Именно с 01 июля 2022 года они будут обязаны начать использовать онлайн-кассы.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2022 году это 43 211 рублей + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Налоговая база по ЕНВД за отчётный период = Базовая доходность за месяц (6000,00) * ( Физический показатель за 1 месяц квартала + Физический показатель за 2 месяц квартала + Физический показатель за 3 месяц квартала )

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

Когда отменят спецрежим?

До 01 июля 2022 года налогоплательщики ЕНВД имеют право по своей инициативе начать работу с онлайн-кассами – никаких санкций налоговыми органами в отношении данной инициативы применяться не будет.

Срок Пояснение
До 01 июля 2022 г. Добровольное использование онлайн-кассы
С 01 июля 2022 г. Обязательное использование онлайн-кассы

Упрощённая система налогообложения

Упрощёнку ввели специально для малого бизнеса: ИП и малых предприятий. Поэтому УСН имеет ограничения по числу работников (до 130 человек) и по выручке в год (до 200 миллионов рублей). Причём лимиты увеличили с 2021 года — по численности было 100 человек, по выручке — 150 миллионов рублей.

ИП, выбравшие упрощёнку, не платят НДФЛ, НДС и налог на имущество. Юридические лица не платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Все эти налоги заменили на один упрощённый, по ставке 6% или 15%.

Ставка зависит от базы исчисления налога:

  • с доходов берут до 6%;
  • с разницы между доходами и расходами — до 15%.

Транспортные средства грузоперевозок ИП на ЕНВД

Количество транспортных средств, с помощью которых осуществляется деятельность ИП на ЕНВД грузоперевозки, не должно превышать 20 единиц. Иначе предприниматель теряет право на этот спец. режим. Закон требует, чтобы транспортные средства были зарегистрирован в ГИБДД в качестве автотранспорта, имеющего право передвигаться по дорогам общего пользования. Внедорожная техника, которая не предназначена для передвижения по этой категории автомобильных дорог, не может быть использована во вмененной деятельности (письмо Минфина № 03-11-06/3/249 от 22.10.09 и № 03-11-09/319 от 17.09.09). Что касается непосредственно количества машин, то в него входят абсолютно все транспортные средства, которые находятся в собственности, взяты в лизинг или аренду для предпринимательской деятельности. Не имеет значения, используются ли они в течение налогового периода или нет ,независимо от причин (ремонт, сдача в аренду третьим лицам и т.д.). Но в число транспорта для нужд ЕНВД не включаются те, которые не связаны с оказанием платных услуг по перевозке грузов, к примеру, служебные машины (письмо Минфина № 3-11-11/24 от 02.02.2010). Нельзя путать учет количества автомобилей для возможности осуществлять вмененную деятельность с расчетом физического показателя для исчисления налога. При расчете учитываются только те транспортные средства, которые в течение квартала осуществляли грузоперевозки.

Подробнее о сдаче транспортных средств в аренду. Если ИП на ЕНВД грузоперевозки осуществляет собственными силами на автотранспорте переданному в аренду организации или другому предпринимателю, то такая деятельность относится к этому спец. режиму (письмо Минфина № 03-11-11/154 от 03.06.10). Иначе дело обстоит при аренде транспортного средства без экипажа. Тогда ИП уже не может осуществлять деятельность в рамках вмененной системы налогообложения.

Читайте также:  Материальная поддержка семей (опека, попечительство)

Перевозка грузов + организация грузоперевозок

В деле N А03-395/2013 судьи выяснили, что предприниматель в проверяемый период наряду с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов также занимался организацией грузоперевозок. Если быть точнее, ИП по заявкам различных организаций часть грузоперевозок осуществлял самостоятельно, а для выполнения части заявок на перевозку грузов привлекал сторонних индивидуальных предпринимателей и физических лиц, то есть являлся посредником между заказчиком и исполнителем услуг по перевозке грузов. При этом если в отношении первого вида деятельности ИП был вправе применять специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД, то по второму — подлежал переводу на общую систему налогообложения.

Однако налоги в соответствии с общим режимом налогообложения ИП начислены не были, так как при проведении в отношении предпринимателя мероприятий налогового контроля налоговый орган не принял предусмотренных законом мер по определению достоверных налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговый орган должен был правильно рассчитать объем налоговых обязательств налогоплательщика, применив положения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, чего он не сделал (Постановление ФАС ЗСО от 04.06.2014 N Ф04-4150/2014), как это случилось в деле N А51-21291/2012 (см. Постановление ФАС ДВО от 28.06.2013 N Ф03-2306/2013).

Владельцы, к примеру, такого бизнеса, как грузоперевозки, на ЕНВД избегают уплаты налогов:

• НДС;

• прибыль или НДФЛ;

• на имущество.

Кроме этих привилегий, ИП без работников избавлены от участи сдавать отчетность в пенсионный фонд и ФСС. Единственным органом контроля остается ФНС, встречи с которой возможны не чаще 4 раз за год. Если официально оформленные сотрудники все же имеются, то за них отчитываться по страховым и накопительным взносам все же придется. Но это неизбежно при любом налогообложении.

Выбранный режим несложен. В определенных условиях бизнесмен может обойтись и без бухгалтера. Далее на примере рассмотрим вопросы, связанные с отчетностью и расчетом налога. Вы точно будете все знать и не запутаетесь в терминах.

ЕНВД в 2020 году для ИП и ООО при грузоперевозках

Ограничения, связанные с перевозкой грузов:

  • согласно действующему законодательству, сделки по передаче транспорта в аренду, независимо от наличия экипажа, не относятся к категории грузоперевозок, а значит, такой вид деятельности не получится оформить на ЕНВД;
  • если основное назначение транспортных средств предприятия не связано с грузоперевозками, а для этой цели они используются лишь в единичных случаях, применение «вмененки» также недопустимо;
  • при расчете вмененного налога будут учтены все транспортные средства предприятия, назначение которых — грузоперевозка, независимо от того, находятся ли они на ремонте или используются бизнесменом или сотрудниками для других целей.

Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке

Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:

  • Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
  • Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.

Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:

  • по заправке транспортных средств;
  • гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.

Для целей расчета ЕНВД в отношении услуг по перевозке грузов применяется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов»(п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Рассмотрим, какая техника относится к данному показателю и в каких случаях ее следует включать в расчет ЕНВД. Особое внимание уделим ремонтируемому автотранспорту

26.04.2017

Под автотранспортными средствами в рамках применения режима ЕНВД подразумевается техника, используемая для перевозки пассажиров и грузов по дорогам (ст. 346.27 НК РФ), зарегистрированная в ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (письма Минфина России от 16.11.2015 № 03-11-06/3/66062, от 27.07.2015 № 03-11-09/43179) (например, автобетоновозы(письмо Минфина России от 26.11.2015 № 03-11-11/68773), самосвалы, мусоровозы и т.д.).

Не являются автотранспортными средствами прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (ст. 346.27 НК РФ). Так, автомобиль — седельный тягач вместе с прицепной системой образует автопоезд, который при расчете ЕНВД учитывают как одно транспортное средство (письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-11-11/122).

Отметим, что на режим ЕНВД не может быть переведена деятельность по перевозке грузов внедорожным транспортом (самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в Гостехнадзоре РФ (письма Минфина России от 16.11.2015 № 03-11-06/3/66062, от 27.07.2015 № 03-11-09/43179).

ЕНВД могут применять организации и индивидуальные предприниматели, использующие в деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов не более 20 автотранспортных средств (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В это число входят машины, находящиеся у организации и ИП как на праве собственности, так и на ином праве (владения, пользования или распоряжения). То есть при расчете налога учитывают и арендуемые автотранспортные средства (письмо Минфина России от 20.11.2015 № 03-11-11/67277).

Читайте также:  Какие есть льготы и выплаты детям-сиротам в 2022 году

Важно!

При расчете ЕНВД базовая доходность равна 6000 рублей в месяц за каждое транспортное средство (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Не участвует в расчете ЕНВД транспорт, используемый для осуществления прочей предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках иного режима налогообложения, например автомобили, сданные в аренду сторонней организации (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157 (далее — Информационное письмо); письмаМинфина России от 23.05.2013 № 03-11-06/3/18433, от 09.06.2011 № 03-11-06/3/65).

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.
  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Когда нельзя применять ЕНВД при грузоперевозках?

Есть случаи, когда ЕНВД применять нельзя даже при условии использовании автомобильного транспорта:

Деятельность Комментарий
Перевозка груза из офиса в офис автомобилем, принадлежащим организации, и водителем, являющимся штатным сотрудником предприятия В данном случае не предоставляется услуга грузоперевозки в чистом виде, поэтому деятельность не попадает под ЕНВД
Доставка товара покупателям по договору купли-продажи Договор купли-продажи не является договором транспортных услуг, поэтому, если данные услуги отдельно не оплачиваются – ЕНВД применять нельзя.

Таким образом, правом работать на ЕНВД могут воспользоваться лишь предприниматели, получающие за перевозку товара денежное вознаграждение с сопровождением соответствующими документами.

Расчет физического показателя

Для расчета принимаются собственные и арендованные транспортные средства, которые могут приносить доход налогоплательщику, вне зависимости от фактического использования. То есть даже транспорт, который находится в ремонте, на консервации, в простое и т.п. должен учитываться в составе физических показателей (Письмо Минфина РФ от 16.11.2015 № 03-11-06/3/66062). Такая позиция сформирована на основании Определения Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 N 295-О-О и подтверждается судебной практикой, в частности, в Постановлении Тринадцатого ААС от 18.01.2016 по делу № А42-3165/2015 было указано, что транспортные средства учитываются при расчете физического показателя вне зависимости от фактической эксплуатации в течение налогового периода, в том числе находящиеся на ремонте или используемые в хозяйственной деятельности.

ИП на ЕНВД: нужен ли кассовый аппарат в 2021 — 2021 годах

1. Если Вы занимаетесь следующими видами деятельности, то Вам дана отсрочка до 2021 года (подпункты 1-5, 10-14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ; Подпункты 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ). До этого срока вы можете не покупать кассовый аппарат и Вам не нужно использовать бланки строгой отчетности (ст. 7, п. 7.1, 290-ФЗ).

  • Дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • Наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество ИП;
  • ИНН;
  • Система налогообложения;
  • Тип операции: приход, возврат, возврат прихода и т.д.;
  • Наименование товаров, услуг платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок,
  • стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость;
  • Сумма расчета;
  • Форма расчета: наличные, безнал, оплата картой и др.;
  • Должность и фамилия лица оформившего документ.

Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году

Сначала же, для того, чтобы понять на что переходить, вспомним, с чего переходить, то есть что такое ЕНВД и почему эта система налогообложения так популярна. А то ведь многие из тех, кто для налоговой отчётности пользуется услугами сторонних фирм, знать не знают, куда и за что они платят.

А с ЕНВД всё очень просто: из самого названия «Единый Налог на Вмененный Доход» понятно, что требуемый для уплаты налог начисляется не от реально полученных доходов, а от фиксированной, установленной государством, то есть вменённой, величины дохода.

Например, для грузоперевозок в 2020 году это выглядит в основном так:
вменённая Базовая Доходность 6000 рублей за одну единицу транспорта ✕ годовой инфляционный коэффициент 2,005 = получается 12030 рублей в месяц — такой доход как бы должен приносить один автомобиль. От этой суммы предприниматель и должен уплачивать 15% налога. То есть, если, к примеру, машина одна — всего 1805 рублей в месяц.
Причём, эти небольшие платежи можно ещё и сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных за себя и за работников (во втором случае, правда, только на 50%).
Итого, например, водитель-частник, работающий на собственном грузовике как Индивидуальный предприниматель на системе ЕНВД, фактически платит лишь социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же собственный счёт в Пенсионном фонде. При этом отчётность представляет собой несложную в заполнении декларацию, которую, правда, нужно сдавать 4 раза в год.

Читайте также:  Новая декларация по УСН с 2023 года. Что опять поменялось? Что нужно знать?

Вот такая простая и несомненно выгодная для предпринимателя-перевозчика система налогообложения.
Но, как было сказано, её действие должно прекратиться с 1 января 2021 года. Так что, разберём другие системы налогообложения, которые можно применять в автоперевозках, и попробуем выяснить, какая из них выгоднее для владельца одной машины или небольшого парка (напомню, что ЕНВД можно было использовать только при количестве техники не более 20-ти).

Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.

Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.

Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.

Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.

Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.

Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?

Так что, в заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки уже не систем налогообложения, а двух организационно-правовых форм — ИП и ООО.
А отличия серьёзные, особенно касательно именно автомобильных перевозок.

Одно из них, возможно, начнёт проявляться как раз с начала 2021 года. Ведь с этого времени должен начать действовать новый российский РТО — Режим Труда и Отдыха, который придёт на смену 15-му Приказу. Правда, его пока всё никак не примут — переписывают уже третий раз. Но именно для ИП важно то, что в этом новом документе скорее всего в явном виде будет прописано, что он не только для наёмных водителей, но и для Индивидуальных Предпринимателей, которые ездят за рулём сами.
На нашем канале уже не раз обращалось внимание на то, что штрафы по ст. 11.23 КоАП, то есть за тахограф и несоблюдение РТО, на ИП в 5-10 раз больше, чем на наёмных водителей. Любое нарушение, как то — отсутствие рулона для распечатки или малейшая переработка/недоотдых, для ИП — это от 15000-25000 рублей.
Именно поэтому и возникают мысли насчёт смены статуса ИП на статус наёмного водителя путём закрытия ИП и объединения с такими вот бывшими ИП в ООО со своими машинами. Либо переход под крышу уже имеющихся ООО.

Однако для небольших фирм, у ООО есть существенные минусы относительно ИП.
— Это, во-первых, сложный бухучёт.
— А во-вторых — вывод денег для личного пользования.
Дело в том, что Индивидуальный Предприниматель может тратить на себя лично заработанные своим бизнесом деньги без ограничений и дополнительного налогообложения.
А вот учредитель ООО может получать доход только раз в три месяца в виде дивидендов, с которых при этом нужно ещё и платить налог 13%.
Если же как бы «в своём» ООО получать зарплату наёмного водителя, то она, как известно, тоже облагается 13%, да ещё и страховыми отчислениями в виде 30%.

Итого, по деньгам ИП всегда выгоднее, в том числе и на ОСНО.
А вот насчёт ответственности — тут всё наоборот.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *