Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

Что делать если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

После того как в вас въехали выясняется, что у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, он просрочен или поддельный, то есть купленный за копейки и конечно же его нет в базе РСА. В такой ситуации вам придется взыскивать деньги с виновника ДТП, как раньше, по старинке когда не было полисов страхования.

Взыскивать деньги скорее всего придется по суду, так как добровольно возмещать ущерб, готовы не многие, а точнее подавляющее меньшинство. Но сперва необходимо получить все документы из ГИБДД, справка и определение, на основании данных документов будет ясно, кто и когда вам причинил ущерб и как только вы получите на руки данные документы, то можно двигаться дальше, то есть в сторону взыскания денег на ремонт вашего авто с виновника ДТП.

Но для того, что бы взыскать деньги, необходимо узнать, какой же реальный размер ущерба причинен вашему авто, для этого вам необходимо обратиться в организацию проводящую независимую экспертизу авто. В таких организациях работают независимые эксперты, которые смогут посчитать какой ущерб был причинен вашему автомобилю. Стоимость такой экспертизы колеблется от 5000 до 10000 рублей, все зависит от сложности экспертизы, от количества повреждений и других моментов.

Варианты возмещения ущерба с виновника ДТП в 2022 году

Если гражданин пострадал в результате ДТП, эксперты советуют не тянуть с истребованием компенсации. В 2022 году предусмотрено несколько законных методов для взыскания денежных средств на прямую с виновника дорожно-транспортного происшествия:

  1. Самостоятельно договориться с виновником происшествия. Если удалось достигнуть согласия, решение оформляется в письменной форме. Оно фиксируется в виде расписки, в которой оговаривается передача и получение денег. Дополнительно фиксируется факт отсутствия претензий.
  2. Направить письменную претензию. Документ посылается по адресу постоянной регистрации виновника происшествия. Отправка производится в виде заказного письма. В документе фиксируются предельные сроки для исполнения обязательств по компенсации вреда. Если в течение установленного периода ответа так и не последовало, можно подготовить иск и обратиться в суд.
  3. Истребование денежных средств в судебном порядке. Гражданину предстоит подготовить доказательную базу и составить исковое заявление.

Можно ли и как избежать выплаты?

Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.

Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.

Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!

Почему именно «удается убедить суд«, а не иначе?

Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.

Читайте также:  Сколько стоит и как долго занимает процесс

Некоторые судьи путают понятия «фактический ущерб» и «фактические расходы» и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.

Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.

Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.

Независимая экспертиза

В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

Выдача компенсации при ДТП: для чего это нужно?

Автомобильные компании регулярно сообщают об увеличении продаж. Это значит, что проданные автомобили вскоре далеко не ровными рядами вольются в дорожное движение. Автомобиль перестал быть роскошью и приобрел назначение комфортного и быстрого средства передвижения в пробках.

Но вся проблема заключается в том, что управляют этим средством далеко не всегда профессионалы, что усугубляется отсутствием опыта вождения. В итоге на дорогу выезжает не удобный автомобиль, а довольно опасный не только для пешехода и соседей по дорожному движению, но и для самого владельца аппарат. Осложняют ситуацию на наших дорогах любители быстрой езды, неспособные вовремя нажать на тормоз, а также те, кто не отличается законопослушностью, считая своим долгом нарушать все ПДД. В результате случаются на дорогах аварии – столкновения, наезды и т.п. А, как известно, в аварии каждый из ее участников претерпевает ущерб – когда незначительный, а когда и весьма существенный.

В любом ДТП присутствуют две стороны – виновная и потерпевшая. Участник происшествия, признанный виновным, будет ремонтировать автомобиль за свой счет (если у него нет КАСКО), кроме того, он обязан возместить ущерб пострадавшей стороне.

Взыскание упущенной выгоды

Часто участники аварии, пострадавшие в результате ДТП, желают получить компенсацию за счет упущенной выгоды, которую мог бы получить автомобилист, если бы не попал в аварию. Суд присуждает взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО за упущенную выгоду, если второй участник является таксистом или его работа напрямую связана с вождением автомобиля.

Но для этого истец должен передать в суд соответствующие доказательства, подтверждающие:

  • нарушение прав автовладельца в результате ДТП;
  • нанесение вреда автомобилю в конкретном денежном эквиваленте;
  • наличие причинно-следственной связи между ДТП и понесенными гражданином убытками.

Обычно такие дела являются длительными, так как суд не всегда становится на сторону истца. Но если удовлетворяются требования иска, то виновнику аварии по ст. 1082 ГК придется выплатить другому участнику ДТП неполученную прибыль.

Выплата без учета износа

Недостающая сумма за ущерб может быть возмещена юридическими или физическими лицами, если выплат от страховой компании недостаточно для этих целей. При этом отличается взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа. Процедура регулируется положениями ст. 18 и ст. 19 ФЗ «Об ОСАГО».

Читайте также:  Калькулятор госпошлины в суд 2022 года

В компенсационную выплату входят затраты на покупку деталей, заменяющихся во время ремонта автомобиля. Поэтому страховщики учитывают износ машины, которая участвовала в аварии. Для этого требуется привлечение эксперта. Если суммы, назначаемой страховой компанией, не хватает для покрытия урона, то придется взыскивать деньги с владельца другого автомобиля. Хотя заменяются полностью все детали, стоимость машины снижается за счет износа и участия в происшествии. Поэтому автовладельцы, являющиеся пострадавшей стороной, могут решить, будет ли осуществляться взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа.

Размер компенсации может снижаться, если используются для ремонта не новые детали, а б/у элементы.

Порядок возмещения ущерба при ДТП

Для возмещения ущерба при ДТП нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  • правильно составить документы на месте аварии – по программе европротокола или при участии сотрудника ГИБДД;
  • определить возможные варианты взыскания – при наличии полисов ОСАГО и подтверждении страхового случая, нужно обращаться к страховщику;
  • если страховой компенсации оказалось недостаточно для покрытия расходов или возникают основания для возмещения материального ущерба при ДТП с виновника, можно предъявить письменную претензию или сразу обратиться в суд;
  • при подготовке иска нужно собрать доказательства, подтверждающие размер требований – заключение автоэксперта, акт СТО, ответ страховщика и т.д.

Судебное решение будет принудительно исполняться через Федеральную службу судебных приставов. Для этого нужно представить заявление о возбуждении исполнительного производства, судебный акт и исполнительный лист. Удержание будет обращено на доходы должника, на его банковские счета и вклады, имущественные активы.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Если суммы, установленной законом о страховании в 2019 году (не более 400 тыс. руб.), не достаточно на полноценную замену поврежденных деталей, то получить остальное возмещение можно в полном объеме с виновного лица. На практике цена ремонтных работ может значительно увеличиться, если, например, владельцу необходимо отремонтировать дорогой импортный автомобиль: оригинальные детали придется заказывать за границей за счет владельца пострадавшего авто, почтовые услуги и работу ремонтной бригады также придется оплатить.

Все требования о дополнительном возмещении имущественного характера сверх лимитных страховых сумм взыскиваются с виновника ДТП в 2019 году только в судебном порядке, если нет мирового соглашения сторон (п.1 ст.935, 931 ГК РФ).

В качестве доказательств к исковым требованиям о возмещении заявитель должен приложить все финансовые документы: стоимость комплекта поставки от производителя, прейскурант цен на присланное производителем оборудование, стоимость работ по восстановлению испорченных агрегатов и дополнительного оборудования.

Поскольку подаются исковые требования материального характера, то истец обязан уплатить пошлину от суммы возмещения, её также можно взыскать с ответчика.

От чего зависит сумма ущерба?

Правые основания расчета компенсационных сумм в 2019 году содержаться в Федеральном Законе № 40, в ст. 7 определено понятие страховой суммы, в ст. 12 – её размер и порядок выплат.

Расчет компенсационных выплат в случае ДТП в 2019 году зависит от многих связанных между собой факторов, специалисты принимают во внимание:

Другие произведенные материальные затраты регулируются Гражданским Законодательством, поскольку указанным правовым актом имущественные отношения сторон никак не регулируются (ст. 15, 1064, 1072 ГК РФ). К возмещению ущерба допускается причислить:

  • Компенсация стоимости медицинских услуг и лечебных курсов по восстановлению утраченного здоровья и реабилитации после аварии, покупки лекарственных средств.
  • Стоимость услуг эвакуатора и стоянки.
  • На транспортировку пострадавших в медицинское учреждение.
  • Компенсация заработной платы на время прохождения восстановления трудоспособности.
  • В случае летального исхода оплата всех погребальных услуг.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них:

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.
Читайте также:  Ипотека в 2022: на какие льготы и субсидии можно рассчитывать при покупке

В 2020 году действует схема возмещения убытков после происшествия на дороге, которая была введена совершенно недавно. Она позволяет по-новому рассчитать причинённые убытки хозяину машины.

Введённая в 2015 году методика, объединившая ранее установленные законом правила, была прокомментирована уже в 2016 году юристами, практикующими в Верховном суде. Основным моментом, на который был поставлен акцент, является схема расчёта убытков, основывающаяся на данных по автомобилю с учётом его износа.

Очень часто водители встречаются с проблемой отсутствия данных по необходимым запчастям, так как стоимость их продажи-покупки изменяется с каждым месяцем, данные с такой частотой, конечно же, не обновляются. Поэтому произвести расчёт правильно практически невозможно по причине отсутствия актуальных данных по деталям. В этом случае пострадавший из собственного кошелька доплачивает за разницу в стоимости новых деталей на восстановление машины. Даже судебный иск не помогает правильно установить необходимую сумму.

Как покрывался урон до 2017 года?

Возмещение ущерба от ДТП для полноценного восстановления транспортного средства за счет виновного водителя имела отрицательный отклик. Суды не принимали в расчет Постановление пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 года. Оно детально разъясняло методы восполнения недостающей суммы до полного восстановления нанесенного вреда имуществу потерпевших.

В большинстве случаев судьи руководствовались положением Единой методики расчетов по убыткам автотранспорта применительно страхования ГО перед другими водителями.

Данные по Единой методике брались из справочников. Они содержали усредненные цены на автозапчасти, действующие по всей территории России. В результате сумма возмещения ущерба не отражала настоящий урон. Она покрывала порой только 40–50% реальных поломок автотранспорта. Хозяев разбитых автомобилей это явно не устраивало. Возмущение росло, и закон впоследствии пересмотрели.

Действия на месте автопроисшествия, когда у виноватого нет страховки

Есть несколько практических советов, как действовать в первые минуты столкновения.

Прежде всего, вы должны получить координаты стороны, которая причастна к инциденту. Если водитель пытается этому помешать, ГАИ всегда придет на помощь.

Обязательно следите за тем, чтобы положение объектов на месте дорожного события оставалось неизменным. Ведь даже самые мелкие детали помогут восстановить картину произошедшего.

Также важно составить схему произошедшего. Ее можно составить от руки, свидетели ставят свои подписи под рисунком.

Стоит внимательно следить за правильностью составления протокола об административном правонарушении. Он обязательно должен указывать на то, что у виноватого не было страховки на год.

Если потерпевший не согласен с некоторыми выводами инспектора ГИБДД, он вправе изложить свои комментарии к протоколу.

Как составить исковое заявление

Первый шаг — определить ответчика. Если автомобилем управлял человек без страховки на год, то по договорам, принадлежащим компании, иск на виноватого в дорожной истории предъявляется к организации.

Кроме того, в начале должна быть указана цена претензии. Она будет включать в себя порчу имущества и вред самочувствию (без моральной компенсации).

Основная часть начинается с описания всех обстоятельств произошедшего (не забываются даже самые мелкие детали). Затем приводятся аргументы, подтверждающие вину ответчика. Отдельно акцент делается на том, что у него не было договора страхования.

Следующим блоком будет расчет величины урона. Отдельно предоставляются данные по технике, состоянию самочувствия, моральному ущербу. Каждая из этих выплат должна быть указана в заявлении отдельным пунктом.

Чтобы облегчить задачу, предлагаем скачать образец заявления в суд на виноватого. Каждый может добавить в него свои детали.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *