3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эти сборы — обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • стандартный (на детей и самого налогоплательщика);

  • социальный (на лечение, обучение);

  • имущественный (на приобретение жилья);

  • инвестиционный;

  • вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

  • вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;

  • профессиональный вычет.

Федеральные налоги и сборы

— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • плата в систему «Платон»;
  • государственная пошлина.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Регулируется гл. 23 ч. 2 НК РФ (табл. 6).

Таблица 6

Налогоплательщики и объект налогообложения по НДФЛ
Налогоплательщики (ст. 207 НК РФ) Объект налогообложения (ст. 209 НК РФ)
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (т. е. пребывающие на территории РФ более 183 дней в течение 12 последовательных календарных месяцев) Доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации
Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации Доход, полученный от источников в Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами — налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ.

НДС — форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС — косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС: юридические лица (в т. ч. некоммерческие, иностранные и государственные), индивидуальные предприниматели, лица занимающиеся перевозкой грузов через границу Таможенного союза.

Объекты налогообложения (на территории РФ): реализация товаров (услуг, работ), передача товаров (оказание услуг, выполнение работ) и выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд, ввоз товаров из заграницы.

Читайте также:  В каком размере заплатят минимальные декретные пособия в 2022 году

Основная налоговая ставка в случае НДС — 20% (вся сумма полностью поступает в федеральный бюджет). Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли, ряда других продовольственных товаров; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и т. д.). Также в особых случаях используются расчетные ставки НДС: 20/120, 10/110 или 16,67%.

Водный налог — федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за специальное (с применением сооружений, технических средств и устройств) и/или особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Налогоплательщики: юридические и физические лица (в т. ч. индивидуальные предприниматели), осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Объектами налогообложения считаются следующие виды пользования водными объектами (реками, морями, озерами, прудами, родниками, подземными водами, ледниками):

  • забор воды;
  • выработка энергии (например, работа ГЭС);
  • сплав древесины;
  • иное использование акватории (поверхности) водного объекта.

При этом не подлежит налогообложению использование акватории для рыбалки или хождения судов, забор воды для орошения с/х земель, полива садоводческих участков или тушения пожаров, и т. п.

Ставка водного налога зависит от экономического района, месторасположения водного объекта, его типа, наименования, объема забранной жидкости, площади используемой водной поверхности или иных параметров. Льготы не предусмотрены.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Налогоплательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающие лицензией на пользование объектами животного мира на территории России.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы, рыбы, крабы, моллюски и т. п., в естественной среде обитания. Ставка сбора зависит от вида животного или рыбы, и устанавливается для каждого вида отдельно. Размер сбора рассчитывается как произведение ставки на количество объектов животного мира.

К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря.

При этом не уплачивают сборы представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России; а также лица не относящиеся к этим народам, но постоянно проживающие в местах, где охота и рыболовство жизненно необходимы.

Также для ряда случаев (самозащита, научные цели), налоговая ставка устанавливается в размере 0 руб.

Сумма сбора, в зависимости от вида биологического объекта, может зачисляться только в региональный бюджет, либо частично еще и в федеральный бюджет.

К примеру: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 20% поступает в федеральный бюджет, а остальные 80% перечисляются в бюджет субъекта РФ. А вот сбор за пользование объектами животного мир полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Подробные разъяснения и дополнительные данные содержатся в главе 25.1 НК РФ.

Функции сфер и элементов общества

Функции права, религии, науки, морали, искусства, образования, конституции, государства в жизни человека Функции сфер и элементов общества

Биржи и биржевая торговля. Виды бирж.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Биржи и биржевая торговля. Виды бирж.

Общение как вид деятельности человека.

Понятие общения всплывает не только в науках об обществе и человеке, но и в естественных науках Общение как вид деятельности человека.

Что влияет на выбор системы налогообложения

Выбор системы налогообложения зависит от масштаба бизнеса: вида деятельности, суммы дохода, количества сотрудников, контрагентов и специфики бизнеса.

Читайте также:  Как добиться благоустройства двора за счет государства?

Вид деятельности. Один из основных критериев выбора системы налогообложения. Например, на ОСН может работать бизнес с любым видом деятельности, а на спецрежимах — патенте и ЕСХН — можно вести только определенную деятельность. Об этом расскажем дальше. Если компания активно расширяет бизнес и планирует новые виды деятельности, то лучше сразу зарегистрировать бизнес на ОСН.

Количество сотрудников. Например, работать на УСН может бизнес, у которого в штате 130 человек, а на патенте — ИП, у которых не больше 15 сотрудников.

Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.

Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.

Классификация налогов

Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.

Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году

Система «Платон» — это автоматизированная система сбора дополнительного налога для транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Подобные большегрузы не могут передвигаться по дорогам общего пользования федерального значения без внесения «дорожного сбора» в систему «Платон» (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ).

Таким образом, помимо транспортного налога владельцы больших грузовиков уплачивают еще «дорожный» сбор.

С 1 января 2019 года владельцы большегрузов не могут уменьшать транспортный налог на взносы в систему «Платон». Этот вычет вводился временно, 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года (п. 2 ст. 362 НК РФ). С 2019 года он отменяется.

То есть, с 2019 года за 12-тонники платят авансы по транспортному налогу и сам налог в общем порядке. Транспортный налог и авансы по налогу, а также платежи в «Платон» с 2019 года полностью учитывают для налога на прибыль (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Базовый размер платы в систему «Платон» составляет 3,73 руб. за 1 км пути.

С 1 июля 2019 платить нужно 2,04 рубля за километр пути (постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 843). Этим же документом установлены тарифы платоновского сбора:

  • с 1 февраля 2020 года — 2,20 руб./км;
  • с 1 февраля 2021 года — 2,34 руб./км.
Читайте также:  Отгул для поездки на похороны: сколько дают и как оплачивают

Далее с 1 февраля каждого календарного года будет проводиться индексация платы на размер годовой инфляции.

Минтранс два раза в год — в середине января и в середине июля — на своем сайте размещает информацию о прогнозируемом изменении размера платы за проезд большегрузов.

По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налоговой базой будет паспортная мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговая база у несамоходных (буксируемых) судов — валовая вместимость в регистровых тоннах. По остальному водному и воздушному транспорту налоговая база определяется исходя из количества транспортных средств (ст. 359 НК РФ)Налоговая база для расчета транспортного налога определяется на основании нескольких параметров (ст. 359 НК РФ).

Налоговый период по транспортному налогу — год. Отчетные периоды по авансовым платежам для фирм — I, II и III кварталы. Их рассчитывают так: общую сумму транспортного налога (произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом поправочного коэффициента) делят на 4.

По итогам налогового периода (года) в бюджет перечисляют разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года.

Если в вашем регионе введен такой порядок, вы обязаны рассчитывать по итогам каждого квартала авансовые платежи, а по итогам года — сумму транспортного налога к уплате за отчетный год. Формула для расчета транспортного налога к уплате за год будет такой:

Транспортный налог за год к уплате = Годовая сумма транспортного налога Сумма авансовых платежей, перечисленных в течение года

Если в результате расчета сумма налога получилась с копейками, ее надо округлить по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек отбрасываются, а значения 50 копеек и больше округляются до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Региональные власти могут освободить отдельные категории фирм от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. В этом случае «освобожденцы» должны будут перечислять налог только по итогам года.

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная, безвозмездная выплата, взимаемая с граждан и организаций в пользу государства с целью обеспечения его деятельности.

Сбор – обязательный взнос, который взимается с физических лиц и организаций в качестве условия совершения государством юридически-значимых действий, например, предоставление прав или передачу разрешений/лицензий.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть «операции по реализации товаров/работ/услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров/работ/услуг либо иной объект».

Налоги – главный источник финансирования деятельности государства, однако они выполняют и ряд других, не менее значимых функций:

  1. Фискальная заключается в том, что из налогов формируется государственный бюджет.
  2. Регулирующая заключается в том, что с помощью налогов государство может стимулировать или тормозить производство тех или иных товаров.
  3. Контролирующая заключается в том, что государство через налоги наблюдает за деятельностью экономических субъектов.
  4. Социальная или перераспределительная заключается в том, что с помощью налогов государство может уменьшить финансовое неравенство между гражданами.
  5. Экономическая состоит в том, что с помощью понижения налогов государство может стимулировать экономическую деятельность предпринимателей.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *