Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие пенсии, виды трудовых пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.
Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному, однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.
Право на социальное обеспечение занимает особое место в системе основных прав человека. Государственное признание этого права возможно лишь при условии достижения обществом определенного уровня развития.
Вряд ли будет преувеличением утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена реформированием пенсионной системы РФ, старением населения и снижением числа работающих в расчете на одного пенсионера.
Целью данной работы является рассмотрение видов трудовых пенсий.
В соответствии с целью работы можно выделить следующие задачи:
— охарактеризовать понятие и виды трудовых пенсий;
— рассмотреть условия назначения и размеры трудовых пенсий;
— раскрыть порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий.
Методологическую основу курсовой работы составляют основополагающие категории теории познания, общенаучный метод изучения социальных явлений.
Работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового.
Теоретической основой исследования явились научные разработки в области права социального обеспечения, имеющие отношение к теме курсовой работы.
В своих выводах автор опирался на труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку общетеоретических проблем права социального обеспечения в области государственного пенсионного обеспечения: Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, А.С. Назарова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Условие назначение и размер трудовых пенсий
а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости
До 1 января 2002 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях было достижение пенсионного возраста (женщинами — 55, мужчинами — 60 лет) и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20-ти и 25-летнего соответственно). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.
Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин 60 лет (ст. 7 Закона). Однако ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Пенсия по старости застрахованным указанного возраста может быть назначена при наличии у них не менее пяти лет страхового стажа. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин. Понятие пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не применяется, но продолжительность этого стажа при прочих равных условиях определяет размер пенсии, который зависит от суммы уплаченных страховых взносов в течение всего периода трудовой деятельности.
Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.
Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.
Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.
Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».
Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.
В соответствии с законодательством инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, результатом которых стали ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты лица. Данные расстройства могут быть вызваны как заболеваниями, так и последствиями травм либо иного рода дефектами здоровья. Данное понятие установлено ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В этой же ст. 1 дается толкование понятия «ограничение жизнедеятельности», под которым подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется органами медико-социальной экспертизы. Лицам, в установленном законодательством порядке признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а ребенку (лицу до 18 лет) устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в ст. 8 конкретизирует понятие инвалидности, связывая его с ограничением способности к трудовой деятельности I, II или III степени. Наличие ограничения способности к трудовой деятельности является обязательным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности. Данное положение законодательства связано с предназначением трудовой пенсии по инвалидности, целью которой является компенсация гражданину способности к трудовой деятельности, утраченной в той или иной степени в результате расстройства здоровья. Наличие ограничения к трудоспособности и степень такого ограничения определяются путем проведения медико-социальной экспертизы, правом на проведение которой обладают органы медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
В первую очередь речь идет о назначении пенсии (в том числе трудовой пенсии) по случаю потери кормильца. Принятые в результате проведенных освидетельствований решения органов медико-социальной экспертизы являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Пенсионное законодательство, которое действовало до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях», не предусматривало степеней ограничения к трудоспособности, а пенсия по инвалидности назначалась с применением критериев групп инвалидности – инвалидности I, II и III группы. В связи с этим п. 4 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» установил положение, в соответствии с которым в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2004 г. назначение трудовых пенсий по инвалидности лицам, имеющим инвалидность I, II или III группы, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными для лиц, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.
Ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда и Пенсионным фондом РФ, изложенного в письме Минтруда РФ и ПФР РФ от 18 декабря 2003 г. № 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 «О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности».
С 1 января 2004 г. органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 355 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Пункт 8 этого приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя:
1) способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
2) способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
3) способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
4) способность к мотивации труда;
5) способность соблюдать рабочий график;
6) способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
В приложении к указанному приказу Министерства здравоохранения и социального развития устанавливаются критерии установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. В соответствии с данным приложением критерием установления I степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях: при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса; при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.
Критерий установления II степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерий установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или когда трудовая деятельность полностью противопоказана.
Понятие пенсий, их классификация
Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме. Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.
Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью.
Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом. Негосударственные пенсии — это денежные средства, выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора.
По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом: трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования; пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами.
По основаниям назначения пенсии классифицируют на пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
По кругу получателей можно выделить следующие виды пенсий: государственным служащим, судьям, инвалидам, депутатам, детям-сиротам, военнослужащим и другим категориям граждан.
По общему правилу гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Однако из этого правила законодательство предусматривает ряд исключений. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
- гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы;
- участникам Великой Отечественной войны;
- родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий);
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак;
- нетрудоспособные члены семей граждан, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
- гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Пенсионная классификация
В зависимости от причины, по которой человек становится получателем пенсии, выделяют следующие виды государственных, социальных и трудовых/страховых пенсий:
- По старости (причина выхода на пенсию — достижение нетрудоспособного возраста);
- По инвалидности (причина выхода на пенсию — заболевание или травма, ведущая к нетрудоспособности);
- По потере кормильца (причина выхода на пенсию — утрата единственного источника финансового обеспечения в связи со смертью близкого родственника);
В свою очередь трудовые/страховые пенсии по возрасту подразделяются на следующие дополнительные виды :
- срочные (назначаются гражданам, дожившим до установленного пенсионного возраста);
- досрочные (назначаются раньше, чем человек успевает достигнуть пенсионного возраста);
Также трудовые пенсии можно классифицировать по категориям получателей:
- Пенсии, получаемые лично застрахованным лицом (срочные и досрочные пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности);
- Пенсии застрахованного гражданина, получаемые третьими лицами (пенсия в связи с утратой кормильца назначается нетрудоспособным иждивенцам умершего из числа близких родственников);
Документы для назначения пенсии по старости
Сотруднику ПФР понадобятся документы, чтобы назначить пенсию. Существует стандартный и расширенный их перечень. К стандартному относятся:
- паспорт;
- СНИЛС;
- трудовую книжку.
Эти бумаги потребуются, чтобы получить трудовую пенсию. Однако есть дополнительный перечень, куда входят:
- подтверждение работы на вредном производстве;
- прохождение службы в ВМФ, войсках стратегического назначения или горячих точках;
- бумаги, подтверждающие работу в медицинской, образовательной или иной сфере, которая дает возможность выйти на пенсию на 2 года раньше и при которой идет увеличенный стаж за каждый отработанный день;
- подтверждение инвалидности и удостоверение инвалида.
Виды пенсий и основания для их получения
1. Наиболее часто встречающийся из видов пенсий, является пенсия по старости или трудовая пенсия. Она выплачивается лицам, обладающим сроком трудового стажа не менее 5 лет, после того, как такие лица достигнут соответствующего пенсионного возраста. В настоящее время этот возраст установлен для женщин – 55 лет, а для мужчин – 60 лет.
2. Одним из следующих видов пенсий является пенсия за определенную законом выслугу лет. Она назначается военнослужащим или государственным служащим, по достижению ими определенного возраста и наличия требуемого периода выслуги на службе
3. Пенсия по инвалидности может выплачиваться только в случае, если гражданин документально подтвердил и оформил инвалидность. Этот вид пенсии имеет несколько правовых оснований (предпосылок):
– трудовая пенсия (обязательно наличие определенного трудового стажа);
– пенсия по обязательному пенсионному обеспечению государством (такая пенсия назначается следующим категориям граждан: военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, жители Ленинграда в период блокады, а также лица, пострадавшим по причине радиационных катастроф);
– социальная пенсия, назначаемая, в случае отсутствия трудового стажа, или в случае, когда инвалидность стала результатом преступления.
4. Пенсия в связи с потерей кормильца. Правом на этот вид пенсии обладают лица – нетрудоспособные члены семьи скончавшегося кормильца, которые состояли у него на иждивении и те неработающие члены семьи скончавшегося кормильца, которые заняты по уходу за малолетними детьми умершего кормильца. Этот вид пенсии, также, как и предыдущий, подразделяется на несколько подвидов.
– трудовая пенсия выплачивается членам семьи скончавшегося кормильца, который был застрахован по нормам обязательного пенсионного страхования;
– пенсия на основании государственного пенсионного обеспечения (те случаи, когда умерший кормилец являлся военнослужащим или, когда он пострадал от катастроф техногенного или радиационного характера;
– для остальных категорий лиц, потерявших кормильца выплачивается социальная пенсия (описывается далее).
5. Социальная пенсия – полагается гражданам, обладающим нетрудоспособностью, при этом, не имеющим права на иные виды пенсионного обеспечения. Это следующие категории.
– инвалиды, не имеющие трудового стажа (например: инвалиды с детства или инвалиды-дети), а также в тех случаях, когда инвалидность стала результатом преступления;
– члены семьи скончавшегося кормильца, которые не имеют права на получение иных видов пенсий в связи с потерей кормильца;
– граждане, достигшие общего пенсионного возраста, но не обладающие трудовым стажем в пять и более лет.
Основное число граждан имеют право на получение только одного вида пенсии. Поэтому, в случае наличия оснований на получение двух и более видов пенсий стоит оформлять требующиеся документы на ту пенсию, выплаты по которой выше. Узкому числу лиц, которые нуждаются в дополнительной социальной защите, разрешено получать два вида пенсий. Это – участники Великой Отечественной войны, супруги и родители военнослужащих, которые погибли и некоторые другие.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Данная форма — меры, которые разработаны и приняты государством с целью компенсировать получателям пенсии заработок (вознаграждение), которые они имели до того момента как была установлено негосударственное пенсионное обеспечение. Основываются данные правоотношения на договоре между НПФ и вкладчиком – потенциальным пенсионером и регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
Негосударственное пенсионное обеспечение возможно только будущий получатель пенсии самостоятельно заключает договор с НПФ и регулярно производит пенсионные взносы.
Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- устанавливаемые по иным основаниям, прописанным в законе или пенсионном договоре.
При определенных льготных обстоятельствах граждане получают право на следующие выплаты из ПФР:
- Социальная доплата. Это добавка к пенсионным суммам нетрудоспособных, доход которых ниже прожиточного в регионе.
- Ежемесячные выплаты. На них имеют право заслуженные граждане, к примеру, герои СССР или РФ, несовершеннолетние узники концлагерей в прошлом и другие.
- Набор соцуслуг предоставляется пенсионерам в беззаявительном порядке. Он включает в себя компенсацию затрат на транспорт, санаторно-курортное лечение, приобретение лекарств.
- Дополнительная ежемесячная выплата в размере одной тысячи рублей начисляется инвалидам и участникам боевых действий времен ВОВ, узникам концлагерей; в 500 р. другим категориям лиц, принимавших участие в событиях ВОВ.
- Бывшие летчики и труженики угольной промышленности получают отдельную доплату к пенсионным начислениям.
- Небольшие деньги (1200 р.) платятся трудоспособным людям, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы и детьми-инвалидами. Кроме того, такая надбавка устанавливается тем, кто присматривает за пенсионерами, перешагнувшими 80-летний порог.
- Пособие на погребение. Назначается по заявлению для компенсации расходов на похороны пенсионера, получавшего социальное пособие из ПФР.
- Материнский капитал назначается после появления на свет второго и последующих детей, если дата их рождения попала в период с 01.01.2007 по 31.12.2018.
Пенсионные выплаты из негосударственных источников
Кроме государственных пенсионных выплат, граждане России имеют право на еще один вид пенсий в РФ – размещение накопительной части пенсии в негосударственных фондах пенсионного страхования. Накопительную пенсию и страховую пенсию в РФ необходимо различать. Такой способ пенсионного обеспечения помогает гражданину сформировать некоторую часть выплат в качестве еще одной дополнительной пенсии. Для того чтобы получать такие выплаты, следует заключить договор с каким-либо негосударственным пенсионным фондом и выплачивать взносы в течение установленного периода времени. В данном случае источником финансирования могут являться личные средства гражданина, внесенные на личный индивидуальный пенсионный счет, а также в пользу других лиц.
Взносы могут вносить и работодатели за своих сотрудников. Кроме этого, в качестве таких выплат выступают доходы фонда от вложенных средств. Негосударственная пенсия может быть назначена при наличии у гражданина права на выплату страховой пенсии. Данные выплаты могут быть установлены на неопределенный срок, а могут осуществляться в течение нескольких лет, это зависит от тех условий, которые прописаны в договоре. Разные фонды предлагают различные программы по формированию накопительной части пенсии.
В заключение следует добавить, что минимальная пенсия в РФ гарантируется практически всем категориям граждан.
Основным условием назначения трудовой пенсии по старости является возраст (как указано выше 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин). Вторым обязательным условием является наличие не менее 5 лет страхового стажа. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию по старости производится в календарном порядке.
Подсчет страхового стажа до регистрации Вас в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица производится на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателем.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При назначении трудовой пенсии по старости согласно закона размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в настоящее время в размере 1794 рубля в месяц. Ежегодно ее размер индексируется один или два раза в год по Постановлению Правительства РФ в зависимости от роста цен, тем самым растет пенсия[3] .
И для мужчин, и для женщин установлено, что застрахованное лицо может обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации (прописки) за месяц до наступления права на трудовую пенсию по старости (т.е. за месяц до дня рождения), но не позднее дня накануне дня рождения. При таком варианте назначение трудовой пенсии по старости будет произведено с даты рождения. Если обратиться за назначением пенсии в день рождения или позднее, то трудовая пенсия по старости будет назначена с даты обращения.
Пенсии по обязательному пенсионному страхованию
Пенсия в обязательной системе страхования (ОПС) назначается при наступлении страхового случая, а именно пенсионного возраста, установления инвалидности или утере кормильца.
Все застрахованные в системе ОПС получают свидетельство с указанием номера индивидуального лицевого счета — СНИЛС.
Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:
ОПС — это комплекс мер, направленный на частичное возмещение утраченного дохода гражданам пенсионного возраста.
Для граждан, впервые вступающих в трудовые отношения, существует возможность выбора пенсионного обеспечения: формировать только страховую или переводить часть средств на накопительную пенсию.
Она подразумевает гарантированную помощь со стороны органов власти незащищенных слоев. Социальная пенсия обычно минимальна, но на нее не влияет стаж или сумма страховых взносов. Получить такую помощь нельзя в периоды оплачиваемой работы.
Виды социальных пенсий
причина | описание |
По старости | Выплачивается гражданам без стажа и накоплений. Главное условие – достижение границы пенсионного возраста. Обычно это люди, которые так и не заработали себе стаж. |
По инвалидности | Ее получают люди, имеющие подтвержденную инвалидность. Полагается людям, которые полностью или только частично потеряли возможность работать |
По утере кормильца | Для несовершеннолетних, а также тех, кто находится на очной форме обучения. То есть назначается людям, которые в силу возраста не могут сами себя содержать. |
Социальная пенсия назначается на заданный й срок или бессрочно. Примером первого варианта является инвалидность, которую могут снять. Сумма соц. пенсии обычно такая же, как и прожиточный минимум.
Размер страховой пенсии по старости
Размер страховой пенсии по старости рассчитывается в индивидуальном порядке, так как зависит от вашего страхового стажа и накопленного количества пенсионных баллов.
Сумма пенсии складывается из фиксированной выплаты, одинаковой для всех пенсионеров и страховой части, которая рассчитывается персонально.
Средний размер страховой пенсии по старости в 2021 году: 15 210 рублей.
Для пенсионеров, которые не работают, средняя страховая пенсия составляет 14 329 рублей.
Эта сумма актуальна с 1 января 2021 года, когда была проведена последняя индексация страховых пенсий. По сравнению с 2021 годом, размер страховых пенсий в 2021 году был увеличен на 7,05%. В 2021 было повышение на 3,7%. В 2017 году пенсия индексировалась на 5,4%.
Тем людям, у кого размер страховой пенсии по старости меньше, чем установленный правительством минимальный прожиточный уровень пенсионера, полагается социальная доплата до этого уровня.