Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минпромторг предложил в 2023 году повысить утильсбор на спецтехнику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день государственная программа утилизации актуальна по ряду причин: она способствует улучшению экологической обстановке в стране, стимулирует отечественный автопром. Что касается экологической ситуации, то здесь выгода очевидна.
Требования к автомобилю
В госпрограмме утилизации в 2022 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:
- автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
- на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
- старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
- ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
- авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
- автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
- ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
- автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.
Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.
Необходимые документы
Автовладелец, который решил обратиться по вопросу оформления утилизации в 2022 году в автосалон, должен иметь при себе следующий перечень документов:
- Документ удостоверения личности (паспорт гражданина РФ).
- Требуется наличие ПТС, в котором должен быть указан соответствующий срок нахождения рассматриваемого транспортного средства в собственности.
- Документ, который подтверждает факт снятия с регистрации в ГИБДД (по утилизации, возможны варианты). Это может быть либо соответствующая отметка в ПТС, либо справка ГИБДД, также допускается оригинал учетной карты ТС (с печатью установленной формы, подписью).
- Акт, подтверждающий факт сдачи автомобиля утилизатору (это может быть как оригинальный документ, так и предварительно заверенная нотариально копия).
Какие машины можно сдать по программе утилизации?
В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.
Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:
- АвтоВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- ИЖ-Лада;
- Камаз.
Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:
- Opel;
- Peugeot;
- SsangYong;
- Renault;
- Volkswagen;
- Nissan Ford;
- Citroen;
- Hyundai;
- Skoda;
- Mazda;
- Kia;
- Mitsubishi;
Требования к автомобилю
Условия программы касаются еще транспортного средства кандидата:
- Если заявление подается в рамках действия – «Trade-In», тогда срок владения ТС одним человеком должен быть минимум 10 месяцев.
- Сдается по стандартной схеме – срок владения машиной 6 месяцев (последних).
- Отсутствие оформления под лизинговые услуги, только частная собственность.
- Отсутствие любых кредитных обременений и других ситуаций, когда сторонние лица вправе потребовать автомобиль себе, риска перепродажи или возможной передачи собственности.
Касается всех моделей ТС, вне зависимости от технических характеристик.
Чем ее заменили позже?
К программе утилизации старых автомобилей было много вопросов. Например, многие сдавали по ней старую «классику» от АвтоВАЗа и покупали практически те же морально устаревшие модели. А из 176 фирм по утилизации практически все были «кустарными» производствами, которые не могли в достаточной степени переработать старый автомобиль (вероятно, об этом и говорил Белоусов сейчас).
На смену программе утилизации власти ввели скидки за сдачу старых авто в trade-in, но и эта мера оказалась не очень эффективной.
И с лета 2017 года были запущены новые программы – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В отличие от старой программы, по ним льготы были совсем иными:
- клиент мог купить новый автомобиль только в кредит;
- скидка составляла 10% от цены продажи (на Дальнем Востоке – 25%);
- в программе участвовали не все модели – они должны были быть произведены в России, набирать достаточно баллов по локализации производства и быть не дороже 1-1,5 миллионов рублей;
- так как клиент покупал авто в кредит, он автоматически покупал полис Каско, что снижало всю выгоду;
- программа периодически останавливалась и перезапускалась – в зависимости от выделенных на нее денег.
В 2020 году программу расширили – покупать автомобили со скидкой разрешили еще и медработникам (помимо тех, для кого авто было первым, или кто покупал его для семьи с детьми).
В 2021 и 2022 годах программа не работает – Минпромторг считает, что возобновлять программу стимулирования спроса нет смысла, потому что спрос и без того крайне высок. Автопроизводители и автодилеры сталкиваются с дефицитом новых автомобилей, а преодолеть его удастся еще не скоро.
Какие налоги нужно заплатить с утилизации физическому лицу?
Согласно п.37.1 статьи 217 Налогового Кодекса РФ не облагается НДФЛ размер частичной оплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета при покупке нового авто. Данная льгота распространяется только на сделки в рамках госпрограммы утилизации старых автомобилей.
Если сдать ТС в утиль без участия в программе, передать для разбора либо продать по системе трейд-ин, придется заплатить НДФЛ. Но здесь важно учесть следующее:
- если продаваемая машина находилась в собственности меньше 3-х лет, ее владелец после продажи имеет право на имущественный вычет от суммы дохода в размере 250 тысяч рублей (пп.1 п.2 ст.220 НК РФ);
- если ТС было в собственности 3 года и дольше, то продажа такой машины освобождена от налогообложения вообще (п.17.1 ст.217 НК РФ).
Причем при реализации авто, которым владели свыше 3 лет, не придется даже сдавать декларацию 3-НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК РФ). В случае владения продаваемым авто меньше трехлетнего срока, по факту его продажи (в любой форме) отчитываться обязательно. Исключение составляет государственная программа утилизации автомобилей (не трейд-ин): декларацию подавать не придется вообще, даже если ТС в собственности было менее 3 лет.
Какую машину можно приобрести
Воспользовавшись скидкой, можно приобрести автомобили, собранные на территории РФ. В представленном законодателями перечне находятся как отечественные автомобили, так и иномарки российской сборки.
В 2020 году по программам утилизации можно приобрести:
- автомобиль «Лада» со скидкой 50 тыс. р. (далее так же указаны скидки);
- УАЗ Патриот, Хантер – 90 тыс. р., Pickup и Cargo – 120 тыс. р.;
- ГАЗ для коммерческого пользования – 175 тыс. р., грузового – 350 тыс. р.;
- Opel Meriva, Insignia, Corsa – 400 тыс. р., Astra – 80 тыс. р., Mokka – 100 тыс. р., Antara – 140 тыс. р.;
- Hyundai Solaris или Creta – 50 тыс. р.;
- Peugeot Boxer, 408 и 4008 – 50 тыс. р.;
- Renault Logan или Sandero – 25 тыс. р., Duster, Koleos, Fluence 50 тыс. р.;
- Nissan Terrano – 50 тыс. р., Almera – 60 тыс. р., Teana — 100 тыс. р.;
- Skoda Fabia – 60 тыс. р.; Rapid – 80 тыс. р., Octavia или Yeti – 90 тыс. р.;
- Volkswagen Jetta или Polo – 50 тыс. р.;
- Citroen C4 – 50 тыс. р.;
- Mitsubishi Outlander – 40 тыс. р., Pajero Sport – 75 тыс. р.;
- Ford Focus, Galaxy, S-Max, Mondeo – 50 тыс. р., Kuga AWD, Ecosport AWD – 90 тыс. р.
Купили или продали утилизированный автомобиль – можно восстановить без хозяина?
А это уже зависит от цели покупателя. Очень часто такие машины берут на запчасти или на иные цели, а не восстанавливать их регистрацию и ездить по дорогам.
Если же покупатель планирует восстановить утилизированное авто, то это плохая идея. Причина здесь вновь кроется в сложившейся в 2022 году практике – в ГИБДД очень часто отказывают в постановке на учёт машин в утиле, ссылаясь на то, что это уполномочен сделать только тот, кто подал заявление на снятие с регистрации в связи с этим. Поэтому фактически восстановить авто в утиле без хозяина зачастую невозможно.
Логика инспектора здесь, как правило, однозначна – в МРЭО остались только бумажные документы, а дата последней регистрации значится на прошлом владельце. И неизвестно, на каком основании продавец передал покупателю утилизированное транспортное средство.
Почему это незаконо, понять очень просто: основание передачи авто – это, как правило, договор купли-продажи. И восстанавливать регистрацию ТС вправе текущий собственник автомобиля без прежнего хозяина, независимо от того, кто его снимал с учёта. Иного просто не предусматривает закон.
Что такое утилизация автомобиля?
В общепринятом понятии утилизация – это безопасное уничтожение какого-либо объекта или предмета, с целью его дальнейшей переработки и использования вторичного ресурса. То же самое касается и утилизации автомобиля. Если автомашина не может использоваться по своему прямому назначению, то ее нужно правильно уничтожить. Это нужно для того, чтобы материалы, из которых она сделана, не нанесли вреда окружающей среде и могли в дальнейшем быть переработаны и использованы вторично.
Так, например:
- металлические части транспорта переплавляются для получения металлических сплавов. Металлолом, как известно — это ценный источник для автомобильной и металлургической промышленности;
- автомобильные стекла превращаются в стекловату, фильтрующие и абразивные материалы, используются при производстве светоотражателей, в дорожном строительстве;
- пластик, который составляет около 10 процентов веса автомобиля, находит свое вторичное применение в черной металлургии, производстве строительных материалов и упаковочной тары;
- автомобильная резина после переработки используется для изготовления резиноасфальтов (мы их видим, в основном, на железнодорожных переездах), спортивных покрытий, напольных матов, конвейерных лент, а также для изготовления современных кровельных и звукоизоляционных материалов. В цементном производстве автомобильную резину используют для получения горючего, которое препятствует вредным выбросам в атмосферу из-за высоких температур плавления;
- технические автожидкости представляют наибольшую опасность для окружающей среды, особенно для почвы и воды. Их технологическая переработка заключается в регенерации (очищение и получение новых материалов, обладающих аналогичными химическими свойствами), а также в использовании их как альтернативного топлива на различных производствах. Часть автомобильных жидкостей сжигается специальным образом, без вреда для человека и природы.
Размер скидки по программе утилизации в 2018 году
В зависимости от марки автомобиля и его типа автовладельцы утилизируемых машин имеют право на получение скидки для приобретения нового транспортного средства:
Типы авто | Размер скидки в рублях |
легковые автомобили | от 40000 до 175000 |
среднетоннажные грузовики | от 90000 до 350000 |
автобусы | от 100000 до 300000 |
внедорожники | от 90000 до 140000 |
специальная техника | от 100000 до 350000 |
любые модели АвтоВаза | 50000 |
Автомобили подлежащие утилизации
В соответствии с Федеральный законом РФ №89-ФЗ подлежат утилизации:
- грузовики со средней и большой грузоподъемностью;
- малотоннажные (LCV);
- иные грузовые машины;
- джипы, минивэны;
- автобусы.
Иные условия:
- срок эксплуатации составляет 6 месяцев и более (по документам владелец должен уложиться в это срок с момента оформления машины в собственность);
- возраст транспортного средства – от 6 лет и старше (предельный срок может быть ограничен, например, для покупки нового КАМАЗа);
- машина снята с учета в Госавтоинспекции;
- полная оплата утилизационного сбора, который составляет три тысячи рублей;
- грузовик произведен в Российской Федерации (отечественный или иномарка российской сборки на территории нашей страны);
- владелец авто – это гражданин или юридическое лицо, зарегистрированные в РФ;
- на машину имеются документы (правоустанавливающие и технические);
- она укомплектована в соответствии с ними.
Оснащение грузовика тоже имеет существенное значение:
- аккумулятор находится в рабочем состоянии;
- двигатель;
- приборная панель;
- трансмиссия;
- система торможения и гидравлика;
- рулевой механизм;
- колеса в полном составе;
- рама;
- кузов с сидениями и электрооборудованием по техпаспорту;
- полная заправка жидкостями, газами и маслами.
Все агрегаты должны быть технически исправны.
Суть программы утилизации автотранспорта
Государственные службы сообщили, что в 2018 году из бюджета страны будет выделено порядка 1 млрд рублей для реализации программы. Россия с помощью госпрограммы сможет: увеличить уровень производства отечественных транспортных средств и улучшить экологию в Федерации.
Политика утилизации способна:
- помочь россиянам купить транспорт с большой скидкой или по льготным условиям;
- положительно повлиять на социальный климат (решится основная проблема больших городов: сводится к минимуму уровень безработицы);
- поставить «на ноги» отечественную промышленность.
На официальном сайте можно проследить за изменениями условий программы утилизации с 2010 года по 2018 год. К нововведениям относятся: принцип «Трейд-ин» (автомобиль отдается на перепродажу после капитального ремонта); расширился список автомобильных заводов, участвующих в утили; появилась возможность сдавать дилерам не только легковушки, но и грузовики, автобусы; поучаствовать в программе могут юридические и физические лица.