Извещение о проведении в 2023 году государственной кадастровой оценки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Извещение о проведении в 2023 году государственной кадастровой оценки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Расширение состава сведений ЕГРН

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».

В реестр границ будут вноситься следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия:

  • Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства;
  • Предельные размеры участков
  • Предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;

Более того, в реестр границ вносятся сведения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе:

  1. реквизиты решений о резервировании земель;
  2. цели и сроки резервирования;
  3. ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах зарезервированных земель;
  4. описание местоположения границ.

Разъяснения эксперта к поправкам

Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:

— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.

В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.

Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».

III. Общие правила внесения сведений в Реестр

18. Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения:

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);

4) о снятии с учета объекта недвижимости;

5) об аннулировании и исключении из ГКН сведений об объектах недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным статусом сведений;

6) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

7) об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

Принятием органом кадастрового учета указанных решений является внесение в Реестр соответствующих сведений. Внесение сведений в Реестр или изменение содержащихся в Реестре сведений подтверждается подписанием внесенных сведений простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета, принявшего соответствующее решение, с указанием его фамилии и инициалов, даты и времени (с точностью до минуты) внесения (изменения) в Реестр соответствующих сведений.

При принятии уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях такое решение также (дополнительно) оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица, и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.

19. При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение:

1) о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее — решение о приостановлении);

2) об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в снятии с кадастрового учета объекта недвижимости (далее — решение об отказе).

При выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии с пунктом 34 Порядка принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений (далее — решение об отказе во внесении сведений).

При выполнении кадастровых процедур, связанных с исправлением технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица, в соответствии с пунктом 35 Порядка принимается решение об отклонении заявления об в исправлении технической ошибки.

Указанные решения, принимаемые уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета (далее — решение), оформляются в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью данных должностных лиц и зарегистрированного в регистрационно-контрольной форме, за исключением решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью данного должностного лица.

20. Решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении принимается на основании:

имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета сведений, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;

документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет ранее учтенного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, в том числе органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета;

заявления заинтересованного лица, к которому прилагаются правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на ранее учтенный объект недвижимости.

Абзац 5 утратил силу согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. № 121.

Что в наши дни? Переход к ЕГРН.

Надо сказать, что наряду с Государственным кадастром недвижимости существовал еще и Единый реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП), где оформляли право собственности на дома, квартиры и здания.

Надо сказать, что такая система была не очень удобной. Оформление недвижимости требовало много времени, необходимо было выстаивать очереди в нескольких организациях, бюрократические проволочки часто становились причиной затяжного оформления документов.

Поэтому в период с 2008 по 2013 ГКН и ЕГРП объединили в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), действующий в наше время. Объекты недвижимости, как и земельные участки стали ставить на Государственный кадастровый учет в Росреестр.

Вся информация о земельных участках и объектах капитального строительства перешла в электронный формат. Это позволило исключить ошибки при оформлении документов, их подделку, утерю бумаг. Кроме того ускорились процессы регистрации, повысилось качество предоставляемых услуг.

В наши дни получить информацию об объекте недвижимости, заказать выписку из ЕГРН, зарегистрировать право собственности или поставить объект на кадастровый учет стало возможным из любой точки земного шара.

Тогда же было решено учитывать гаражи, являющиеся объектами капитального строительства.

В 218 ФЗ (бывший федеральный закон 221) описывается порядок урегулирования вопросов, связанных с государственной регистрацией объектов недвижимости и земельных участков. В законе о кадастре речь идет о кадастровой деятельности, которую, на основании статьи 29, может проводить только официально уполномоченное лицо — кадастровый инженер.

В 221 ФЗ «о государственном кадастре недвижимости», вошедшем в состав 218 ФЗ, обращается внимание на принципы единых методик и технологий проведения процедуры регистрации недвижимого имущества, для придания ему законного статуса. В число рассматриваемых законом 221 объектов входят земельные участки, здания, сооружения, неоконченные постройки и пристройки, и прочие объекты недвижимости, которые необходимо внести в государственный кадастр

Общая информация о земельном кадастре

Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.

Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:

  • расположение;
  • назначение;
  • зарегистрированные виды прав;
  • территориальные зоны, в которых они расположены;
  • прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.

Однако с 2008 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.

Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.

Федеральный закон О кадастровой деятельности (221-ФЗ) 2021

Кадастровой деятельностью согласно ФЗ являются работы по подготовке документов, содержащих необходимые сведения для осуществления кадастрового учёта и оказание услуг в установленных законом случаях. Специальным правом на проведение кадастровой работы обладает кадастровый инженер.

В ФЗ «О кадастровой деятельности» указано, что государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственный кадастровый учёт недвижимого имущества – это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости данных о недвижимом имуществе с определёнными характеристиками, которые определить объект в качестве индивидуально-определённой вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Сведения государственного кадастра недвижимости об объекте: состав, характер и порядок предоставления

  1. Все номера, ранее присвоенные, вновь полученные (кадастровые и условные) для всех участков, как уже существовавших, так и вновь созданных.
  2. Адрес. Если его нет, то описывается расположение объекта. В случае, когда на участке есть строение или что то подобное, то приводят его характеристику, то есть указывают его полный адрес, включая наименование региона, района, населенного пункта и т. д., тип самого сооружения, его назначение, расположение.
  3. Категория земли, на которой участок расположен. Если она не установлена, то определяют ее на основании актов местных органов.
  4. Использование земли (разрешение на него). Указываются все виды, основания для разрешения.
  5. Кадастровые номера сооружений, в том числе зданий, которые находятся в пределах этого участка.
  6. Леса (номера, наименование лесничества, категория), водные объекты.
  7. Если рядом есть иные природные образования, то информация о них.
  8. Электронный, почтовый адреса собственника или лица, владеющего землей, как собственностью или на иных основаниях.
  9. Сведения об имущественных (вещных) правах и о самом владельце, включая их возникновение, регистрацию, прекращение прав на недвижимость.
  10. Сведения об обременении земли (документальное основание, вид обременения).
  11. О составе участка с указанием каждой доли (границы, расположение, площадь и т. д.).
  12. Стоимость (кадастровая). Указывается, на каком основании она установлена (акт, дата и тому подобное), ее удельный показатель (средний) для данного образования (округа или иного населенного пункта).
  13. Данные кадастрового инженера, выполнившего работы (они приводятся в развернутом виде, включая его контакты, аттестационные документы).
  14. Если объект перестал существовать, как недвижимость, то сведения о прекращении (когда снят с учета).
  15. Если существует иная информация, описывающая участок, то она также приводится.
Читайте также:  Кто должен ставить забор между соседями

Необходимость и структура государственного кадастра недвижимости в 2021 году

(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 12.03.2015 N 137, от 31.03.2015 N 188, от 16.06.2015 N 376, от 12.08.2015 N 555, от 24.11.2015 N 878, от 20.01.2016 N 16)

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минэкономразвития России
от 04.02.2010 N 42

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов: (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419.

. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

1) реестра объектов недвижимости;

2) кадастровых дел;

3) кадастровых карт.

Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

5. Реестр объектов недвижимости состоит из:

1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);

Сноска — Исключена. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:

об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;

о прохождении Государственной границы Российской Федерации;

о границах между субъектами Российской Федерации;

о границах муниципальных образований;

о границах насе��енных пунктов;

об особых экономических зонах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

о поверхностных водных объектах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — территории объектов культурного наследия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

о проекте межевания территории; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

о кадастровом делении территории кадастрового округа;

о картографической и геодезической основах кадастра.

7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН)

Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:

  1. Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
  2. Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
  3. Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
  4. Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.

Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.

Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.

Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.

В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.

Подытоживая сказанное, обращаем внимание на изменение принципов и подходов кадастрового учета земель. Прежний земельный кадастр был преобразован в кадастр недвижимости, в котором содержатся сведения обо всех объектах, а не только о земельных участках. Получить сведения из него можно при помощи публичной кадастровой карты либо запроса в ЕГРН. Эти данные всегда актуальны и общедоступны. Функции по ведению кадастра возложены на Росреестр и его территориальные подразделения.

Комплекс проводимых работ, которые можно определить в качестве ведения кадастрового учёта объектов недвижимости, имеет общегосударственное значение. Его деятельность систематизирована чёткой последовательностью иерархической соподчинённости, с выделением подведомственных общей системе организации деятельности, подсистем с менее широкими полномочиями. Также закон о ГКН регулирует получение кадастрового номера на квартиру.

Система постепенного отграничения от целостного контекста, сужается до округов, далее – до населённых пунктов и отдельных земельных участков.

Так же – отдельные участки земли, в едином информационном поле, постепенно сливаются, образуя земельные массивы и расширяясь до границ России. Масштабы этой деятельности беспрецедентны по своему значению и общему суммированному объёму.

Читайте также:  Расчетный период для компенсации за неиспользованный отпуск

Ведение учётных работ столь сложного уровня в едином регистрационном пространстве, стало возможным посредством тщательно спланированной и надлежаще организованной деятельности.

Ведение кадастровой деятельности осуществляется путём оперирования сложными числовыми значениями, в которых зашифрованы все имеющиеся в учётных данных сведения о земельном массиве страны. Каждый учтённый участок имеет свой неповторимый, полностью уникальный номер.

Он не совпадает с другими не только в пространстве, но и во времени. Путём сложной кодификации, отдельные участки включаются в комплексы аналогичных участков. О формирование кадастра недвижимости — читайте тут.

Система ГКН является информационным банком характерных сведений о движениях процессов, осуществляемых с недвижимостью. Основными подходами в организации и ведении учётной деятельности являются:

  1. Накопление информационных данных;
  2. Их классификация, кодирование и шифровка;
  3. Хранение полученных сведений;
  4. Трансляция информации.

Технологически, работа выстроена в двух аспектах:

  1. На электронных носителях, с использованием высокотехнологичных компьютерных программ;
  2. Путём ведения стандартного делопроизводства с применением бумажных носителей.

После проведения учётной записи факта операции с недвижимостью, а также в случае плановых проверок, учётные и отчётные данные, переносятся на электронный носитель. И наоборот – в случае подачи запроса в отношении сведений, данные извлекаются из электронных документов и переносятся в выписки на бумажных носителях.

Бумажные носители имеют приоритет, так как при обнаружении ошибки или несоответствия, производство операции приостанавливается, а сведения с бумажных носителей переносятся в электронные документы.

Записи учёта заполняются после предоставления документов о совершении операций с недвижимостью, для регистрации. После надлежащего их оформления и регистрации, проходят работы по внесению проведённой операции в учётные записи. Таким образом, они содержат сведения обо всех имущественных сделках, о составлении договоров, дополнений к ним и предоставляемых гражданам, выписках.

Не реже, чем через 5 лет, проводятся ревизии земель, с обновлением записей и переоценкой земель.

Не реже, чем через 10 лет обновляются кадастровые карты, в том числе – и интерактивные.

Ведение ГКН осуществляется на основании информационного обмена соответствующими сведениями, при этом характер взаимодействия определяется в установленном Законом порядке. Его деятельность не может быть изолирована от интересов государства и региональных представительств, а также от общественных интересов в лице граждан и различных организаций и служб.

Информационное взаимодействие осуществляется:

  1. С государственными органами (в соответствии с установленным перечнем);
  2. С органами местного самоуправления субъектов РФ;
  3. С правообладателями земель.

От перечисленных субъектов может быть запрошена любая необходимая информация, на основании документа (запроса) или заявления, с указанием причины требования сведений. Она должна быть предоставлена по запросу не позднее 5 дней со дня подачи запроса. Сведения подаются в виде выписки из записей учёта, и имеют статус официального документа. В их числе могут быть:

  1. Информация об установлении границы РФ;
  2. Порядок установления границ: между территориями автономных округов, субъектов РФ, населённых пунктов и аналогичных сведений;
  3. Об изменении порядка зонирования территорий;
  4. Об изменении категории, назначения или разрешённого использования земель;
  5. Об имущественных сделках и оформлении участков в собственность;
  6. Изменение результатов кадастровой оценки.

Все перечисленные сведения поступают для регистрации в процессе осуществления каждого из перечисленных видов деятельности.

Ни один из документов, касающихся оперирования с недвижимым имуществом, не будет иметь юридической силы без его внесения в записи кадастра.

Ведение учётных записей можно определить делом государственной важности, что вряд ли станет преувеличением. Поэтому организация работы выстраивается на различных уровнях допуска к информационным данным, что требует специфической организации деятельности этого общественного института.

В целом, организационный механизм деятельности ГКН определяется в качестве систематизированного свода сведений о недвижимом имуществе федерального, муниципального назначения, а также – сведений имущественного характера частных и юридических лиц.

Чёткость организации в ведении записей учёта определяется классификацией проводимых работ, которые подразделяются по следующим видам разделов:

  1. Организация ведения реестра учётных записей;
  2. Организация ведения кадастровых дел;
  3. Составление, хранение и использование кадастровых карт.

Объединяясь в единую цель создания актуальных данных, пригодных к использованию, разновидности кадастровой деятельности способствуют полноценному охвату всех аспектов учёта земельного ресурса.

Организационная деятельность ГКН строится на основании регламентированных правительством РФ, законодательных документов и условиях номенклатурного делопроизводства, адаптированного к данным видам работ.

Ведение кадастровой деятельности не может быть произвольным, она осуществляется лишь в установленном порядке, посредством привлечения квалифицированных сотрудников и посредством организации деятельности, в режиме уполномоченного органа.

Тем не менее, межевые работы могут проводиться как со стороны государственной организации, так и в частном порядке.

К частным геодезическим компаниям предъявляются особые требования, с учётом их квалификации и наличия лицензии на допуск, к проведению геодезических работ.

Регулирование системы ведения ГКН осуществляется на основании принятого 24.07.07 г. федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», за № 221-ФЗ. Закон прошёл регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, ему присвоен регистрационный № 16771, 31.03.10 г. после чего он приобрёл правовую и юридическую силу.

Он был вменён в действие в качестве руководящего принципа деятельности по организации учётных работ, и вышел в свет за подписью Министра экономики Э. Набиуллиной и Президента РФ.

Этот документ полностью определяет порядок обозначенной деятельности с учётом малейших её нюансов. Он является способом нормирования всех аспектов учётной деятельности и состоит из положений, которые включают в себя:

  1. Структуру и состав ведения ГКН;
  2. Общие правила и основания для вносимых сведений;
  3. Технологии внесения сведений о земельных участках, объектах капитального строительства и прочих сооружений;
  4. Структуру ведения делопроизводства;
  5. Передачу дел в архивы.

До вступления этого документа в силу, он прошёл несколько этапов рассмотрения с принятием поправок. Они указаны по каждому пункту положений статей, с подробным изложением.

С полным текстом закона Приказа Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» вы можете ознакомиться здесь.

Значимость проводимой деятельности по ведению ГКН, сложно переоценить. Она охватывает масштабом всю территорию земельных массивов, расположенных в пределах государственных границ.

Субъекты, связанные с кадастровым учетом

В осуществлении кадастрового учёта на всех этапах принимают участие:

  1. Собственники недвижимого имущества и их представители. Именно на основании их заявлений запускается механизм кадастрового учёта. Целями обращения могут быть внесение изменений в существующие данные, постановка на кадастровый учёт или снятие с учёта земельных участков, зданий, помещений, сооружений. Возможно обращение с целью получения информации из ГКН.
  2. Кадастровые инженеры. Специалисты, квалификация которых позволяет осуществлять кадастровую деятельность. Для получения данной квалификации физические лица, имеющие профильное высшее образование, гражданство РФ и не имеющие непогашенной судимости за умышленное преступление, проходят аттестацию и вступают в профильную саморегулируемую организацию. Записи об аттестованных инженерах делаются в государственном реестре. Эти специалисты обеспечивают сбор необходимой информации, подготовку документов, содержащих сведения для кадастрового учёта.
  3. СРО в сфере кадастра. Кадастровые инженеры обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций. СРО обеспечивают условия для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, представляют их интересы в отношениях с органами власти, осуществляют контроль за профессиональной деятельностью инженеров.
  4. Росреестр выполняет функции кадастрового учёта через свои территориальные управления. Именно этот орган исполнительной власти ведёт два информационных ресурса, которые обеспечивают гражданский оборот недвижимости. Информация об объектах недвижимости поставленной на учёт в кадастре идентифицируются кадастровыми номерами.

Взаимодействие перечисленных субъектов правоотношений осуществляется при:

  • предоставлении сведений из кадастра;
  • постановке на учёт объекта недвижимости;
  • дополнении сведений о ранее учтённых участках;
  • внесении изменений в существующую информацию в ГКН;
  • исправлении различного рода ошибок в сведениях кадастра;
  • снятии с учёта;

Общие правила внесения сведений в Реестр

Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:

  • — о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
  • — об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);
  • — о снятии с учета объекта недвижимости;
  • — об аннулировании и исключении сведений об объектах недвижимости с временным статусом сведений;
  • — о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
  • — об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры:

  • — внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — постановка на гос. кадастровый учет объекта недвижимости;
  • — учет изменений объекта недвижимости;
  • — снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
  • — внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов гос власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
  • — исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
  • — аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в гос. кадастр, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ гос учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Комментарий к статье 4

1. В комментируемой статье сформулированы основные начала ведения государственного кадастра недвижимости. К ним отнесены следующие принципы: — принцип единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации — он выражается в том, что во всех регионах страны (субъектах РФ) государственный кадастр недвижимости ведется с применением единых механизмов и систем; — принцип обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем кадастровых сведений — первое положение, касающееся общедоступности, закреплено дополнительно в п. 8 комментируемой статьи, второе же, в котором говорится о постоянном обновлении кадастровых сведений, отражает ценность государственного кадастра недвижимости как основного источника, содержащего актуальные сведения об объектах недвижимости; — принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, — его наличие объясняется тем, что государственный кадастр недвижимости является не единственным государственным ресурсом. К ним отнесена информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. Это указано в п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ «Об информации»). При этом согласно ст. 13 указанного Закона государственные информационные системы — это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. В качестве примера государственного информационного ресурса можно привести государственный лесной реестр, государственный земельный кадастр и т.д.

Читайте также:  Вернуть безвозвратное: 10 лайфхаков для потребителя

2. Исходя из приоритета, закрепленного в комментируемой статье, можно сделать вывод о том, что основным источником информации при ведении государственного кадастра недвижимости законодательно признаются бумажные носители. Это, в частности, обосновано тем, что в части 3 подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)» (далее — подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости») предусматриваются проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в электронный вид, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов бюро технической инвентаризации, органов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной документации. Таким образом, в данной ситуации первичными, конечно, являются именно те сведения, которые изначально содержались на бумажном носителе, а затем были преобразованы в электронный вид. Также не исключена возможность технической или автоматической ошибки при внесении записи. Поэтому в случае возникновения противоречия между информацией, содержащейся на бумажном носителе (первоисточник) и на электронном, приоритетными будут являться именно сведения, указанные на бумажном носителе.

3. В настоящем пункте рассмотрены условия хранения документов, по сути, являющихся теми самыми сведениями на бумажном носителе, приоритет которых установлен в предыдущем пункте. Сроки их хранения оговорены достаточно четко — если речь идет о документах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, они должны храниться постоянно, за исключением случаев, когда иное было установлено комментируемым Федеральным законом. Кроме того, в комментируемой статье содержится указание в адрес Правительства РФ установить порядок и сроки их хранения органом кадастрового учета, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы. Некоторое противоречие содержится в том, что, с одной стороны, они должны храниться постоянно, на уничтожение и изъятие из них каких- либо частей наложен запрет. Но при этом Правительство РФ должно дополнительно установить иные сроки их хранения. По-видимому, в данной статье речь идет о том сроке, который должен быть установлен для хранения указанных документов в органах кадастрового учета, по истечении которого они подлежат передаче на хранение в государственные архивы.

4. При разработке подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости» за основу был выбран именно тот вариант, когда создание и ведение государственного кадастра недвижимости ведется на федеральном уровне. Поэтому государственный кадастр недвижимости включен в состав единой федеральной информационной системы. В нее наряду с указанным кадастром 7включен Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти государственные информационные ресурсы объединены в виде сведений, содержащихся на электронных носителях. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ «О государственной регистрации») Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. По мнению авторов подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», вариант ведения государственного кадастра недвижимости на уровне федеральной информацио��ной системы исключает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

5. Основанием для внесения информации в государственный кадастр недвижимости сведений являются документы, представленные в орган кадастрового учета. Особый порядок установлен для следующих видов сведений: — сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; — сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти сведения должны вноситься органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, но комментируемая статья предусматривает право Правительства РФ установить иной порядок действия органа кадастрового учета.

6. В соответствии с настоящей статьей сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости по результатам кадастрового учета, не должны изменяться в случае, если: — истек некоторый промежуток времени со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости; — изменены требования к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости; — изменены геодезическая или картографическая основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения.

7. Как уже было сказано ранее, документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению (п. 3 комментируемой статьи). Аналогичное положение распространяется также и на кадастровые сведения, которые были изменены в процессе ведения государственного кадастра. Таким образом, законодательно установлено, что в результате ведения кадастра недвижимости можно будет проследить в полном объеме всю «цепочку» изменений, связанных с тем или иным объектом недвижимости.

Это большой, постоянно функционирующий свод правил, которые направлены на установление порядка в вопросах изменения сведений.

Регулируется процедура специально созданным для этого нормативным актом, который именуется приказом Министерства экономического развития и имеет присвоенный порядковый номер 42.

Этот нормативный акт включает в себя свод положений, начиная от общих и заканчивая конкретными вопросами. С основными положениями мы и ознакомимся в рамках статьи.

Как осуществляется информационное взаимодействие?

Не многих волнует вопрос внутреннего взаимодействия.

А, между прочим, это очень важный вопрос, который раскрывает всю суть взаимодействия этого органа и граждан.

Ранее сотрудники, осуществляющие свою деятельность, самостоятельно искали информацию об объектах недвижимости и вносили их в реестр, тем самым устраняя пробелы.

Сегодня ситуация несколько изменилась. Информацию предоставляют сами люди, которые должны необходимым образом узаконить осуществление новой сделки, приобретение или отчуждение недвижимости. Это основополагающий компонент информационного взаимодействия.

Но, кроме того, кадастр прекрасно взаимодействует и с другими организациями. Сейчас мы имеем ввиду Росреестр и Росимущество. Именно к работе двух этих организаций относят необходимость оповещать кадастр о получении государством новых объектов недвижимости.

Несмотря на то, что имущество находится не в частной, а в государственной собственности, оно также должно быть должным образом оформлено, а сведения для надлежащего оформления в кадастр превозносятся одним из государственных органов.

Кадастр взаимодействует и с правоохранительными органами. Так, при расследовании преступлений и других нарушений закона, не редко сотрудникам этих служб требуется достоверная информация о том, в чьей собственности находится конкретная недвижимость, какие сделки с ней были произведены и любые манипуляции, происходившие с ее внешним и внутренним обликом.

Кадастр обязан предоставить сотрудникам правоохранительных органов полный доступ в базы и всю необходимую информацию, но только при условии, что те надлежащим образом оформят факт обращения.

Состав сведений ГКН об объекте недвижимости

Информация, содержащаяся в ГКН, довольно объемна. Сначала рассмотрим общий список, а затем – более детально рассмотрим его ключевые моменты.

Итак, в ГКН содержатся данные:

  • о различных объектах недвижимости;
  • о государственной границе РФ;
  • о границах между разными территориальными единицами РФ;
  • о границах городов и других населенных пунктов;
  • о особых территориальных зонах;
  • о кадастровом делении;
  • о геодезической основе и картографической основе.

Самая востребованная среди обычных граждан РФ часть кадастра – это информация о недвижимости. Именно ее в форме выписки чаще всего предоставляют людям, обратившимся с заявлением по тому или иному вопросу. Она же содержится и в кадастровом паспорте.

Рассмотрим характер информации о недвижимости, содержащейся в ГКН:

  1. Информация о уникальных параметрах земельных участков. К этой категории относятся: тип участка, кадастровый номер, описание границ, площадь, а также номера соседних участков.

  2. Дополнительные данные о земельных участках. В эту категорию включается вся информация, которая не относится к предыдущей группе. Это условный номер участка, его адрес или описание местоположения, описание категории земель, к которой он относится, и особенностей этой категории. Если объект был образован из другого (или, наоборот, образует другой) – то кадастровые номера каждого из них тоже относятся к дополнительным данным.
  3. Информация о уникальных параметрах постройки. В эту группу входят: вид постройки, ее кадастровый номер и дата включения в ГКН, площадь постройки, описание ее местоположения с координатами на местности и возможной погрешностью.
  4. Дополнительные данные о постройках. В этой категории содержится всё то же самое, что и в аналогичной категории для земельных участков. Иными словами – вся «техническая» информация о постройке, не включенная в список уникальных параметров.

ГКН – это место, где можно найти любую информацию о участке земли или недвижимости. Если человеку нужно получить какую-то выписку, касающуюся недвижимости, то почти всегда это нужно делать в органах кадастра.

Как это было при советской власти

В эпоху СССР учёт земель практически не производился. Связано это было с тем, что территория считалась общественной. Существовали лишь БТИ, ведающие учетом зданий и сооружений вкупе с их техническими характеристиками. По официальной принадлежности земля относилась к министерству сельского хозяйства.

С 1998 года с изменением форм собственности и появлением класса землевладельцев вновь актуальной стала проблема защиты их интересов. Именно тогда, в 2000 году, был принят закон о ГКН — Государственном земельном кадастре. В 2004 году возникла идея создания ГКН РФ — государственного кадастра недвижимости. Но воплощена в жизнь она была только в 2007 году с выходом закона № 221-ФЗ. Дата его опубликования — 24.07.2007. Этот момент можно считать началом официального функционирования современной формы кадастрового учета.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *