Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и сроки проведения служебной проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.
В соответствии со 161 Приказом МВД «О проведении служебных проверок», решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.
В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально – справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.
Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.
Сроки проведения проверки в организациях
В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.
В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.
Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.
Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.
В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.
Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.
В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.
Порядок и сроки проведения служебной проверки
Вердикт о начале дисциплинарного расследования подписывается начальником ОВД. Выражается в виде надписи, которую пишет начальник на документе, сигнализирующем о наличии причин для проверки. Подобную распорядительную надпись также можно написать на отдельном листочке, прикрепляемом к основному документу.
Если изучение обстоятельств дела будет осуществляться комиссией, то публикуется специальное решение о ее создании и назначении.
Указанную резолюцию начальник должен наложить в течение 14 дней со дня получения бумаг, информирующих о причинах для назначения расследования.
Сама проверка проводится в течение 1 месяца с момента ее назначения. При этом в указанный период не включаются:
- время болезни работника, подтвержденной справками медицинских организаций;
- период пребывания на отдыхе и в поездке по служебным делам;
- иные уважительные основания, засвидетельствованные кадровой службой ОВД.
Кроме того, если окончание разбирательства приходится на нерабочий день, то оно переносится на последнюю рабочую дату перед выходным днем.
Какими полномочиями обладает проверяющее должностное лицо?
Сотрудник, проводящий проверку, имеет право:
- брать письменные разъяснения по существу дела с работников МВД;
- появляться на месте служебного правонарушения для знакомства с обстоятельствами;
- предлагать отстранить от службы проверяемого сотрудника на время исследования;
- запрашивать необходимые бумаги из других государственных органов и юридических лиц;
- использовать для целей расследования базы данных и программы МВД;
- исследовать и копировать бумаги, имеющие отношение к инциденту;
- запрашивать у компетентных руководителей разрешение на ревизию;
- при необходимости запрашивать разрешение на использование специалистов в особо сложных вопросах, получение необходимых консультаций;
- использовать различные технические устройства для собирания доказательств;
- предлагать оказание психологической поддержки проверяемому лицу;
- предлагать проведение допроса с помощью психофизиологических средств.
Кроме того, у сотрудника, проводящего проверку, имеется перечень определенных обязанностей:
- оберегать права проверяемого работника и других лиц, участвующих в деле;
- защищать от несанкционированного доступа к информации, полученной в ходе расследования;
- рассказать о правах, имеющихся у лица, в отношении которого осуществляется служебное дознание;
- информировать компетентное начальство о поданных обращениях, а затем сообщать о результатах рассмотрения обращений заявителям;
- письменно зафиксировать факты произошедшего правонарушения, а также сопутствующие обстоятельства, усиливающие либо сглаживающие вину работника;
- исследовать все сведения о личностных и профессиональных особенностях служащего;
- поднять всю имеющуюся информацию о других служебных проверках, проводившихся по данному сотруднику, об иных правонарушениях, допущенных им до этого;
- попросить предоставить проверяемое лицо объяснительную записку по произошедшему инциденту; при этом, если опрашиваемое лицо записку в течение 2 рабочих дней не принесло либо отказалось ее давать, то проверяющий подписывает об этом документ, заверенный подписями 3 других служащих;
- если на проверяющего сотрудника осуществляется давление либо любое иное воздействие, то требуется сразу же сообщить об этом непосредственному руководству;
- произвести опрос среди других работников МВД, имеющих отношение к инциденту;
- если в процессе расследования обнаружились факты неподобающего поведения со стороны других служащих МВД, то проинформировать об этом компетентных руководителей с постановкой вопроса о назначении проверки;
- если требуется, то рекомендовать осуществить профилактику обстоятельств, явившихся причиной для совершения служебного правонарушения;
- разработать письменное заключение по итогам проведенного расследования и передать начальству на рассмотрение;
- представить свое заключение проверяемому сотруднику для информации.
Заключение по итогам служебной проверки
После окончания дисциплинарного розыска выносится заключение. Его утверждает начальство проверяющего лица.
Документ основывается на сведениях, полученных в ходе расследования. Состоит из нескольких разделов:
1) во вступлении указывается следующая информация:
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяющего лица либо членов комиссии;
- должность, Ф.И.О. и иные данные проверяемого работника, включая информацию об образовании, стаже работы, полученных наградах и взысканиях.
2) в основной части указываются:
- причины назначения расследования;
- объяснительная записка сотрудника;
- непосредственное описание служебного правонарушения и всех сопутствующих обстоятельств;
- иные дополнительные сведения, имеющие отношение к делу;
- доказательства, свидетельствующие о вине или отсутствии таковой;
- факторы, усиливающие или ослабляющие вину лица.
3) в итоговом разделе описываются:
- выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
- рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
- заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
- заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
- выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
- при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
- предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
- рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
- при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
- предложения о профилактических мерах.
Проект заключения с дополнительной собранной информацией направляется на согласование в юридическую и кадровую службу. Затем направляется уполномоченному начальству в течение 3 дней с момента официального окончания расследования. Руководство должно утвердить документ в течение 5 дней с момента получения.
Впоследствии копия бумаги представляется в кадровую службу соответствующего органа МВД для внесения в личное дело проверяемого лица.
В дело по итогам расследования подшиваются следующие бумаги:
- основополагающий документ, явившийся причиной назначения дисциплинарного дознания;
- копия решения о назначении расследования;
- объяснительные записки опрошенных лиц, другие полученные в процессе исследования материалы;
- заключение по итогам проверки;
- информация по выполнению мероприятий, назначенных по итогам исследования;
- копия письма к лицу, ходатайствовавшему об осуществлении дознания.
Какие наказания могут быть наложены?
Сотрудника органов МВД по итогам следствия могут подвергнуть следующим видам наказаний:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- информирование о неполном должностном соответствии;
- переход на нижестоящую должность;
- увольнение по отрицательным мотивам.
Последствия обжалования заключения служебной проверки
Заключение служебной проверки само по себе может нести негативные последствия для сотрудника, который стал субъектом проверки. В случае обжалования таких результатов и вынесения решения в пользу истца, соответствующие негативные последствия для сотрудника не наступят. В свою очередь ответчик по делу должен будет восстановить нарушенные права сотрудника, например, восстановить на работе, компенсировать моральный вред и т.д.
Борьба с органом, проводившим служебную проверку, является непростым делом. Для наших адвокатов оспаривание результатов служебной проверки не вызывает сложности. Если Вы попали под служебную проверку МВД, не согласны с выводами проверяющих по итогам проверки, Вы можете рассчитывать на нашу помощь в оспаривании таких результатов.
Сначала к начальству, потом – в суд: как обжаловать взыскания госслужащим
Рабочий конфликт, который грозил полицейскому лишением работы, он пытался решить через свое руководство. Такой метод ему не помог и привел к увольнению. За это время сотрудник пропустил срок исковой давности для обжалования тех актов служебной проверки, с которых и начались разногласия. Верховный суд объяснил, что в такой ситуации является уважительной причиной пропуска срока исковой давности.
Весной 2021 года в отношении полицейского Андрея Королева* служба собственной безопасности провела проверку, которая обнаружила, что страж порядка выезжал за границу. Проверяющие сочли, что этой поездкой сотрудник нарушил правила хранения гостайны, к которой имел доступ. По итогам проверки Королева лишили доступа к секретным сведениям и временно отстранили от работы.
Полицейский не согласился с таким решением и летом того же года подал рапорт на имя своего руководителя, в котором объяснил, – другие страны он посещал, но обо всех заграничных полетах информировал начальство и правила хранения гостайны не нарушал. Ответа на свое обращение страж порядка так и не получил, зато вместо этого сотруднику предложили перейти на другую должность, где доступ к секретным сведениям не нужен. Королев отказался от такого предложения, и в декабре 2021 года его уволили. Тогда экс-сотрудник обжаловал в судебном порядке не только свое увольнение, но и акт служебной проверки вместе с лишением доступа к гостайне. Первая инстанция ему отказала, сославшись на пропуск трехмесячной исковой давности. Суд пояснил, что заявителю надо было сразу же оспаривать акт проверки и запрет на доступ к секретным сведениям, а не ждать больше полугода.
А вот Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила такое решение. ВС пояснил, что Королев поздно обратился в суд по уважительной причине: работник обжаловал все перечисленные решения своему руководству, но так и не дождался от начальства ответа на эти жалобы. (По материалам апелляционной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС).
*Имена и фамилии участников дела изменены.
С полным текстом обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными госслужащими, утвержденным Президиумом ВС 15 ноября 2021 года можно ознакомиться здесь.
- Трудовое законодательство, Госслужба, Исковая давность, Суды и судьи
- Полиция
- Верховный суд РФ
- Трудовые отношения
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 24.12.2008 Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ МВД РФ от 24.12.2008 N 1140 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОРГАНАХ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» |
Вид документа | приказ, инструкция |
Принявший орган | мвд рф |
Номер документа | 1140 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 24.12.2008 |
Номер регистрации в Минюсте | 13293 |
Дата регистрации в Минюсте | 11.02.2009 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции должностного лица, указанного в пункте 1 настоящих Особенностей, на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление поручения на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому оно относится (п. 8 Приложения к Приказу от 29.11.2013 N 555). В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Р. о признании незаконным заключения служебной проверки от ДД. ММ. ГГГГ является правильным и не подлежит отмене. Проведение служебной проверки назначено ДД. ММ. ГГГГ, то есть по истечении двухнедельного срока.
Заявление о проведении служебной проверки в отношении сотрудника полиции
Сегодня на меня пришло представление из прокуратуры района, где они требуют провести в отношении меня служебную проверку и наказать: bottom: , копию приказа о наказании направить в их адрес. Срок 10 дней.
Так же они указывают, на превышение сроков, направляемых исполнительных док-ов в ССП. Есть разница в вынесении постановлений и направлении их в ССП в 4, 6, 10мес.
А не надо искать. Повестку заказным с уведомлением, если потом не придет — составляешь протокол без него. Очень прошу, если кто сталкивался с такой проблемой, или имеет связи в ССП или ГАИ, где могут хорошо проконсультировать по этой проблеме — не откажите в помощи. На днях мне прийдеться писать объяснение. Срок проверки ограничен 10-ю днями.: help: : please: Я попросила дать мне ссылку на какой-либо нормативный акт, регулирующий данный вопрос, но сразу старший ССП мне его найти не смог.
Сказал, что точно, где-то в КоАП РФ (ст.31.9?) или Законе о ССП такой пункт имеется. Жалоба на конкретного сотрудника подается непосредственно руководителю его подразделения, либо в вышестоящий орган. На бездействие должностного лица ГИБДД, отказывающегося, например, проводить проверку действий подчиненного, – направляется его вышестоящему начальству, либо в прокуратуру.
Написать жалобу на сотрудника ГИБДД и подать можно на личном приеме (устно или письменно), по почте (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении); ст.
- В начале, с правой верхней стороны листа, указывайте полное наименование учреждения, инстанции, в которую обращаетесь. Не забывайте указывать свои адресные, контактные данные.
- Опишите кратко, но понятно, что случилось. Вписывайте всю нужную информацию.
- Указывайте, какой ущерб был нанесен из-за произошедшего нарушения.
- Опишите, куда вы уже обращались, в какие инстанции.
- Выставите свои требования.
- Подготовьте документационную базу, впишите списком все материалы, подтверждающие случившееся.
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел. ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме.
В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.
- Причину осуществления расследования.
- Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
- Полномочия комиссии.
- Сроки, отведенные на проверку.
- Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.
Порядок назначения и проведения служебной проверки регламентируется ст. Как гласит 79-ФЗ, служебная проверка – это выяснение ряда обстоятельств по факту нарушения свода дисциплинарных правил в учреждении, а также вынесение решения о необходимости назначения штрафных санкций по отношению к нарушителю.
В каких случаях проводится проверка?
Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:
- Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
- Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
- Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
- Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
- Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.
К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.
ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.
Основание издать приказ о проведении служебного расследования
Причины издания приказа лежат в основе причин проведения проверки. Стал ли факт нарушения трудовой дисциплины или причинения материального ущерба для работодателя значимым? Намерен ли он применить дисциплинарное взыскание? Необходимо лиц ему установить факт и размер ущерба?
Нередко документ включает такую графу, как основание. То есть какой-то документ, который стал основой проверки. Это может быть докладная записка, акт инвентаризации, и т.п.
Руководитель организации должен помнить, что приказ о проведении служебного расследования, процедура и сам итоговый Акт нередко становятся предметом . Все нормы трудового права должны быть соблюдены. И, собственно, приказ тоже может стать доказательством в случае .
Отдельные нюансы проведения служебных проверок
Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие
. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – применение полиграфа. К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.
В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.
Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.
Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.
Организация расследования
Как применяются дисциплинарные взыскания, устанавливает статья 193 Трудового кодекса. Именно на неё надо опираться, когда необходимо организовать расследование.
Сначала рассмотрим общую структуру принятия решений. Она будет различаться при дисциплинарном проступке и нанесении ущерба.
Мнение эксперта
Козлов Андрей Кириллович
Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.
Начнём с дисциплинарного проступка: после того, как он обнаружен, работодатель должен предоставить работнику возможность объясниться письменно. На то, чтобы оформить объяснение, работнику отводится двое суток.
Оформление результатов
На основании собранных материалов формируется заключение проверки. В его структуре выделяют вводную, описательную и резолютивную части.
В первом блоке указывают:
- Звание, должность, фамилию и инициалы служащего, выполнявшего проверку, либо состав комиссии (с указанием званий, должностей, фамилий и инициалов).
- Сведения о проверяемом лице. Здесь указывают должность, звание, Ф. И. О., дату, место рождения, информацию об образовании, стаже работы, количестве взысканий и поощрений, отсутствии/наличии неснятых дисциплинарных санкций.
В описательную часть включают сведения о:
- Основаниях проведения проверки.
- Объяснения служащего, совершившего проступок.
- Факте нарушения.
- Обстоятельствах, последствиях допущения проступка.
- Наличии/отсутствии обстоятельств, указанных в 29 статье ФЗ № 3.
- Фактах, выявленных в процессе проверки.
- Отягчающих/смягчающих обстоятельствах.
- Прочих фактах, имеющих значение для дела.
Резолютивная часть заключения должна содержать предложение о вменении служащему дисциплинарных или других мер ответственности, выводы об условиях и причинах совершения им проступка, наличии/отсутствии обстоятельств, закрепленных 29 статьей ФЗ № 3, предложение о направлении материалов дела в следственные органы СК РФ, рекомендации по оказанию служащему психологической и социальной помощи.