Налоги на физлиц в Российской Империи и СССР

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на физлиц в Российской Империи и СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Налоги СССР 1917-1991 гг.

Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.

Замечание 1

Натуральный налог был введён в октябре 1918 г. Исчисление данного налога зависело от ставки в пудах зерна, которая дифференцировалась в зависимости от величины посевного надела, количества членов семьи и количества голов скота.

Примечательно, что уже в 1919 г. этот налог заменили на продразвёрстку, которая представляла собой обязательную сдачу крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Необходимо сказать о том, что продразвёрстка основывалась на классовом принципе: максимальная норма – для кулацких хозяйств, минимальная норма – для бедняцких.

Новая экономическая политика и изменения государственной продовольственной политики в марте-апреле 1921 г. предполагала замену продразвёрстки продовольственного налога. Он взимается в размере меньше, чем продразвёрстка в виде конкретной доли произведённой в хозяйстве продукции принимая во внимание урожайность, количество членов семьи и количество голов скота. В мае 1923 г. его заменили на единый сельскохозяйственный налог, который до 1924 г. имел натуральную форму.

С целью обеспечения соответствия размеров налога доходности крестьянских хозяйств были повышены ставки и их прогрессия. Одновременно с этим учитывались размеры пашни, наличие площадей для сенокоса, количество скота, число едоков.

В 1926 г. налогооблагаемая база этого налога расширилась. Теперь помимо размера пашни, количества скота и сенокоса в её состав вошли мелкий скот, доходы от садоводства, табаководства, виноделия, пчеловодства и другие мелкие неземледельческие доходы.

Замечание 2

В связи с этим был установлен необлагаемый минимум, который был придуман для оказания помощи бедняцким хозяйствам. В 1928 г. льготы по данному налогу были расширены коллективным хозяйствам, скидка с оклада налога была увеличена до 25-30%, необлагаемый минимум был повышен.

В городской местности в 1921 г. был введён промысловый налог. Данный налог был введён для ненационализированнных торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий, которые каким-либо образом приносят доход. Данный налог состоял из патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора производилось по твёрдым ставкам уравнительного характера в размере 3% от суммы месячного оборота предприятия. Позднее промысловый налог распространился на государственные предприятия и были серьёзно увеличены его ставки. После ликвидации в 1930-х гг. предприятий и частной торговли, данный налог был отменён.

В ноябре 1922 г. был введён подоходно-поимущественный налог. Его взимание происходило с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, в том числе с недвижимого имущества. Таким образом обуславливался неблагоприятный минимум. Ставки по налогу выстраивались в соответствии с прогрессивной ступенчатой шкалой. Данные ставки выступали в качестве индикаторов для определения количества квот, подлежащих взиманию.

Пример 1

При уровне дохода от 120 до 180 тыс. руб. количество квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. – три квоты. Величина квоты в рублях устанавливалась законом на каждые полгода.

Обложение налогом имущества происходило в соответствии с таким же принципом. Сперва обложение заработной платы рабочих и служащих не предусматривалось никакими нормами, и только в январе 1923 г. данный налог решили взимать с рабочих и служащих. Которые получали зарплату выше, чем уровень предельного разряда семнадцатиразрядной тарифной сетки.

В 1924 г. данный налог преобразовали в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырём группам плательщиков:

  1. Рабочие и служащие.
  2. Работники сфер искусства.
  3. Лица, которые занимаются частной практикой.
  4. Кустари и лица, которые имеют доходы от работы не по найму.

В 1926 г. в Положение о подоходном налоге были внесены существенные изменения. В этой связи вводилась единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три расписания ставок. В состав первого расписания вошли граждане, которые в качестве плательщиков располагали доходами от личного труда по найму. Второе расписание включало в себя граждан, которые получили доход от личного труда не по найму, а от кустарно-ремесленных промыслов, а также от сдачи в наём строений. В состав третьего расписания вошли граждане, которые получили нетрудовые доходы, в том числе частные юридические лица.

Чуть позднее подоходное обложение населения происходило на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. В соответствии с данным Указом все плательщик разбивались на несколько групп. Каждая группа имела свой порядок обложения, ставку налога, а также скидки и некоторые льготы.

Налог с оборота представил собой фиксированный налог государства. Его мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, которая подлежала обложению данным налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, или в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота представлял собой достаточно важный инструмент государственного регулирования рентабельности продукции, предприятия. Также стоит отметить, что данный налог кроме всего прочего являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, в которые он поступал по ежегодным утверждённым нормам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.

Замечание 4

Советская власть буквально в первые годы своего правления ввела различные косвенные налоги в налоговую систему страны с целью обеспечения доходов бюджета страны.

Во времена новой экономической политики были введены акцизы. Основное, что их отличало от дореволюционной системы – государственное регулирование розничных цен и обложение в большинстве своём товаров, которые не были в списке товаров первой необходимости и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносились предприятиями, что предоставляло возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов.

Замечание 5

Расширение государственного сектора негативно повлияло на роль акцизов в государственном секторе, а в 1930 г. их и вовсе отменили.

Помимо тех налогов, которые были перечислены выше, в налоговую систему СССР были включены различные сборы и пошлины.

Революция и «военный коммунизм»

После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых – высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

Также применялась продразверстка, которая представляла собой систему заготовок сельхозпродуктов в период военного и экономического кризисов в стране, заключавшуюся в обязательной сдаче государству крестьянами излишков продуктов по твердым закупочным ценам. Отказаться от этого поставщик, то есть крестьянин, не мог. Подобные срочные меры были приняты в Российской империи в 1916 году, во время Первой мировой войны.

В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.

Читайте также:  Как выписать человека из квартиры

В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

Налоговая система после реформы 1930 года

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались.
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Период с 1930 по 1941 гг.

Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении реформы налогов в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.

В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:

  • налог с оборота;
  • подоходный налог, взимаемый с кооперации;
  • платежи из прибыли;
  • налог с оборота, полученного кинотеатрами;
  • налог с совхозов;
  • налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
  • единая пошлина и т.д.

Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:

  • сельхозналогом;
  • единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
  • налогом на сверхприбыль;
  • сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.

Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.

Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. – 57,8 млрд рублей.

В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.

История НДФЛ в России

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

Читайте также:  Таможенные правила: что можно, а что нельзя провозить через границу

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Мне предложили стать гражданином СССР, чтобы не платить по счетам

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2022 году

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Какой подоходный налог был в СССР?

Война потребовала мобилизации всех ресурсов. Для финансирования расходов на оборону пришлось привлечь не только государственные средства, но и деньги населения. 1 января 1942 г. для совершеннолетних граждан был введен военный налог. Он заменил надбавки к подоходному и сельскохозяйственному платежам. От обязательств были освобождены военнослужащие и члены их семей, а также пенсионеры.

Ставка дифференцировалась по категориям населения. Колхозникам приходилось платить 150-600 руб. в год, а тем, кто не имел самостоятельной прибыли, – 100 руб.

В 1941 г. появился налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал вплоть до распада страны. Бездетные мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет) отчисляли государству 6% от заработка. Человек освобождался от платежа при доходе ниже 70 руб. в месяц.

Началось глубокое хозяйственное реформирование. Характерной особенностью этого исторического периода стала попытка отказаться от налогообложения граждан. Идея нового экономического эксперимента принадлежала Никите Хрущеву. 7 мая 1960 г. Верховный Совет СССР принял соответствующее постановление. Документ подразумевал полную отмену сборов с вознаграждения за труд рабочих и служащих.

В 80-х годах прошлого столетия экономика нашей страны достигла пика своей стабильности. Уровень жизни населения СССР вышел на исторический максимум.

В 1986 г. граждане получили право на индивидуальную трудовую деятельность. Для этого требовалось оформить патент в исполкоме СНД или оформить регистрационное удостоверение, предварительно уплатив государственную пошлину. Лица, имеющие патент, освобождались от подоходного налога, но должны были делать специальные ежегодные взносы. Остальные же платили его по ставке, зависящей от размера прибыли.

После 1988 г. появилось множество новых норм, регулирующих взимание средств в большинстве экономических сфер. Позднее все они были обобщены и систематизированы в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Нормативная база, касающаяся физических лиц, также претерпела ряд изменений. Для имеющих крестьянские хозяйства утвердили самостоятельные режимы налогообложения.

Этот платеж, наряду с подоходным налогом, в СССР был главнейшим источником средств, поступающих в бюджет от населения. Первоначально его исчисление осуществлялось в пудах ржи или пшеницы, то есть в весовой мере. При этом учитывались:

  • площадь пашни и сенокоса;
  • количество людей в хозяйстве;
  • численность продуктивного и рабочего скота;
  • урожайность текущего года.

При переходе к взиманию в денежной форме единицей обложения стала десятина пашни. Для сенокосных угодий и сельскохозяйственных животных ввели специальные коэффициенты для перевода значений. В каждой местности были индивидуальные тарифы (существовало около 40 таблиц для расчета).

В 1931 г. ввели налог на растения, которые росли в личных подсобных хозяйствах. Ставка зависела от площади посадок и вида плодоносящей культуры. Доходность 1 сотки оценивалась государством. В бюджет требовалось отчислять 11% от нормативной суммы. Так, при выращивании яблонь размер платежа составлял 12–14 руб. в год (в зависимости от климатической зоны).

В 1950-х гг. Никита Хрущев попытался увеличить ставки налога на культуры вдвое. Это привело к тому, что деревья начали массово вырубать.

Налог на доходы физлиц. История и дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Платеж ввели Указом Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1941 г. Его целью было стимулирование рождаемости и повышение ценности брака. После войны его решили сохранить. Это было логично: страна понесла большие потери, поэтому требовалось срочно восполнить человеческие ресурсы.

Ставка напрямую зависела от ежемесячного дохода. Если размер зарплаты превышал 91 руб., из нее вычиталось 6%, а из суммы от 70 до 91 руб. – 5%. С лиц, которые получали менее 70 руб., налог не брали. От выплат освобождались те, кто не мог иметь детей из-за проблем со здоровьем, и граждане, дети которых погибли на фронте. Учащимся вузов и техникумов, а также Героям Советского Союза предоставлялись льготы.

Интересно, что обложение женщин и мужчин происходило по-разному. Первые платили, находясь в бездетном браке, вторые же – независимо от семейного положения.

В 1949 г. ставки сбора на бездетность для жителей села повысились. Теперь они должны были платить государству 150 руб. в год. Те, кто имел 1 ребенка, отдавали в казну 50 руб. На двоих детей отчислять следовало 25 руб. за год.

Декрет «О земле», принятый в 1917 г., полностью отменил право собственности на участки. Площади изымались у помещиков и передавались в пользование крестьянам.

Несмотря на то, что люди не являлись реальными хозяевами наделов, платить за них им все равно приходилось. Рента взималась как с застроенных, так и с незастроенных площадей. Ставка зависела от класса поселения и того, какие объекты были возведены на земле. Платеж варьировался от 0,5 коп. до 3,5 руб. за квадратный метр. От него освобождали лишь тех, кто вносил деньги за аренду в местные органы власти.

А Б В Г
Д Е Ж З
И К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я

Единый сельскохозяйственный налог СССР. Впервые введен 10 мая 1923 г. в земледельческих районах и 15 мая 1923 г. в скотоводческих взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, единовременного налога на восстановление сельского хозяйства и местных налогов за исключением волостных и сельских сборов. Единый сельскохозяйственный налог реформирован декретом от 30 апреля 1924 г. (Положение об едином сельскохозяйственном налоге), который отменил и волостные и сельские сборы с сельского хозяйства, сделав таким образом сельхозналог действительно единственным налогом на сельское хозяйство, декретом от 7 мая 1925 г. (Положение об едином сельхозналоге на 1925/26 г) и декретом от 25 апреля 1926 г. (Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1926/27 г.) который существенно изменил систему обложения.

Система. Единый сельскохозяйственный налог 1923/24 г. носил еще в значительной мере натуральный характер: он исчислялся в натуральных единицах (в пудах ржи или пшеницы, а в скотоводческих районах — в пудах мяса) и взимался частью натурой, частью деньгами по периодически устанавливаемым для отдельных губерний денежным эквивалентам. Эквиваленты для уплаты Единого сельскохозяйственного налога деньгами устанавливались соглашением НКФ и Наркомпрода и телеграфно сообщались на места. В начале кампании по сбору налога (август — октябрь 1923 г.) эквиваленты объявлялись в совзнаках (что вело к быстрому их обесценению), а затем, согласно постановлению СТО СССР от 19 октября 1923 г., — в червонном исчислении.

В ДВО в связи с особенностями денежного обращения был с самого начала установлен твердый эквивалент (1 пуд = 75 золотых копеек), не изменявшийся в течение всего года.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *