Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По п. 1. необходимо отметить следующее, во-первых, сами Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. № 1021, не содержат положений об округлении, во-вторых, п. 10 Порядка учета в области обращения с отходами, о котором Вы говорите, идет после п. 9, в котором речь о том, что учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. и не где в порядке не говориться о том, что если отходы образовались в мизерном количестве, то их не нужно учитывать или можно учитывать в объеме другого отхода. Я не однократно писала запросы с просьбой прояснить данный момент, но, к сожалению, прямого ответа не получила. На практике ранее при согласовании проектов удавалось согласовать данные вопросы и учитывать такие отходы в объеме смесовых отходов, например тот же сварочный шлак в массе отхода мусора от производственных помещений. В рамках новой системы нормирования, если речь не идет об объектах негативного воздействия I категории (в данном случае можно попробовать прояснить этот момент в ходе согласования НООЛР), данный вопрос целесообразно решать обратившись с запросом по конкретной ситуации и предоставив расчеты непосредственно в МПР РФ и уполномоченный надзорный орган, в противном случае на практике, к сожалению, распространены ситуации привлечения предприятий к ответственности в случае, если отходы не были учтены, но по факту образовались, пусть и в незначительном количестве.

Ставка платы в отношении пыли каменного угля

Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.

Год Размер
2022 66,17 руб./тонна
2021 61 руб./тонна
2020 61 руб./тонна

Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей

Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.

  1. Предприятие разрабатывает Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В результате расчета нормативов образования отходов, количество отходов 4-го и 5-го класса опасности например: пыль абразивная, фильтры воздушные, лампы накаливания отработанные, резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства; противогазы отработанные, оказались равны от 0,008 до 0,040 тонн. Как быть? Учитывать данные отходы в Проекте или убрать их из Проекта, т.к. согласно п. 10 Порядка учета в области обращения с отходами для отходов 4 и 5 классов опасности округление идет с точностью до одного знака после запятой. Поэтому придется в статистических отчетах указывать постоянно нули.
  2. Предприятие имеет действующий Проект нормативов образования отходов и документ об утверждении нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение, разработанный 19.01.2017 сроком действия до 19.01.2022 года согласно действующему на тот момент Приказу МПР России № 349 от 05.08.2014 г. В Проекте не было раздела компонентный состав отходов 5 класса опасности и поэтому для отходов 5 класса опасности не проводился анализ компонентного состава и биотестирование. Прикладывали к материалам Проекта только паспорта на все отходы 1−4 классов опасности.

На сегодняшний момент идет разработка Проекта нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение уже по приказу МПР № 1021 от 07.12.2020 г. В п. 18 Приказа говориться, что в разделе Проекта «Сведения об образующихся отходах» необходимо указывать агрегатное состояние отхода и состав отхода. В связи с этим вопрос, нужно ли проводить количественный химический анализ для отходов 5 класса опасности и проводить биотестирование отходов для отходов, уже имеющихся в Проекте 2017 года, и, соответственно, которые будут в новом Проекте?

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2022 году

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Что такое обращение с отходами?

Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» четко определяет виды обращения с отходами в процессе ведения хозяйственной деятельности. Всего выделяют 10 типов обращения отходного материала:

  • накопление
    – срок складирования отходов производства (ОП) не превышает 6 месяцев;
  • сбор –
    лицензируемый вид деятельности, направленный на прием ОП от предпринимателей, физических и юридических лиц;
  • транспортировка –
    перевозка отходного материала с одного места на другое при помощи специально оборудованных транспортных средств;
  • обработка –
    в эту категорию входят любые действия, направленные на подготовку ОП к дальнейшей утилизации (разборка мусора, сортировка, очистка и т.д.);
  • рециклинг —
    повторное использование ОП в производственной схеме;
  • регенерация –
    процесс предварительной обработки отходов для дальнейшего возврата их в производственный цикл;
  • рекуперация –
    механическая, химическая или физическая переработка отходного материала для получения отдельных компонентов, пригодных к повторному использованию в производстве;
  • хранение –
    временное складирование отходов, на срок не более 11 месяцев с целью дальнейшего использования (утилизации), обезвреживания или захоронения;
  • захоронение –
    постоянная изоляция отходного материала, непригодного для дальнейшего использования, в специальных хранилищах, с целью защиты окружающей среды от загрязнения;
  • обезвреживание –
    химическая, термическая или физическая обработка ОП, позволяющая изменить свойства отходов в сторону снижения их негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека.

Лимиты на размещение устанавливаются в отношении предприятий, занимающихся хранением и захоронением ОП. Для продления лимитов представителям предприятия необходимо обратиться в местные органы Росприроднадзора. Специалисты этого отдела могут оставить лимиты без изменений, если руководство предприятия докажет, что с момента их первого утверждения производственный процесс не изменился, как и используемое сырье.

Для этого в Росприроднадзор необходимо предоставить «Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах».

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Обратите внимание, что плату за загрязнение окружающей среды в частных случаях называют экологическим сбором. Но это некорректное название, так как это два совершенно разных понятия. Экологический сбор должны платить только производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации. В данной статье речь будет идти именно о плате за загрязнение окружающей среды в 2022 году.

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду с категорией опасности I–IV классов, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Поясним — регистрироваться при использовании объектов негативного воздействия, которые не отнесены к I–IV категориям опасности в Росприроднадзоре не надо. Например, на производстве образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений. Тогда такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

Когда есть смысл начать процедуру продления лимитов?

В случае, когда у организации имеется проект лимитов на размещение образуемых отходов, но его срок истекает, следует заблаговременно начать составление и согласование нового проекта. Лучше всего, заложить сроки не менее 3-4 месяцев. Если организация новая и ранее проектов не было, то следует не откладывать данный вопрос в дальний ящик, поскольку штрафы за отсутствие данного документа достаточно весомые для новых организаций (платежи по сверхлимитам в 25-кратном размере, а также другие экологические штрафы, вплоть до административной и уголовной ответственности).

Следует заметить, что грамотно составленный проект помогает сократить выплаты за негативное воздействие на окружающую среду (плату НВОС), что, несомненно, оптимизирует бюджет организации.

Плата за размещение отходов

В статье раскрываются вопросы исчисления и взимания платы за размещение отходов производства и потребления с учетом последних законодательных изменений[1].

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[2].

Читайте также:  Замена водительских прав при смене фамилии в вопросах и ответах

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ): • отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; • размещение отходов — хранение и захоронение отходов; • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.

Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.

ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.

Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.

Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.

Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Законодательное регулирование

Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.

Кроме того 11 статья содержит следующие положения:

  1. ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
  2. ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
  3. ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.

Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:

  • ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
  • Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.

Разработка документов

Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.

Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.

Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.

За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.

Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

  • Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
  • Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

Взимается плата за:

  • Установленные лимиты на размещение отходов
  • Помещение отработок сверх лимита

В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

  • Почвы
  • Воздуха
  • Недр
  • Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.
Читайте также:  Как оформлять командировки в 2022 году

Законодательное регулирование

Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.

Кроме того 11 статья содержит следующие положения:

  1. ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
  2. ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
  3. ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.

Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:

  • ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
  • Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ КОЭФФИЦИЕНТ 25

Коэффициент 25 применим при исчислении платы за НВОС в отношении объектов II категории лишь к такому воздействию, которое оказано с превышением установленных «классическими» разрешениями нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ.

Дополнительную ясность в вопрос вносит форма декларация о плате за НВОС (утв. Приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. № 1043).

На примере раздела 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и пункта 4.12 указаний к заполнению декларации ясно читается, в каких случаях и к какому объему оказанного НВОС на объекте II категории применяется коэффициент 25 при исчислении платы за НВОС.

Пункт 4.12 [Указаний к заполнению декларации о плате за НВОС]:

  • в столбце 12 Раздела 1 Декларации в строках указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (далее — коэффициент Кпр).

Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25 (далее — коэффициент Кср).

При этом, если заглянуть непосредственно в раздел 1 формы декларации и обратить внимание на то, к какому объему оказанного воздействия может быть применен коэффициент из столбца 12, то окажется, что этот коэффициент применяется исключительно к количеству выбросов, осуществленных сверх ВРВ, НДВ, ТН.

Таким образом, даже «технически» спорный коэффициент не применить к массе или объему выбросов в пределах, установленных «классической» разрешительной документацией.

Сдача проекта нормативов отходов

Для подачи ПННОЛР на утверждение необходимо предоставить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца и проект. Выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является платной государственной услугой, поэтому необходимо оплатить государственную пошлину за ее оказание.

Территориальные органы Росприроднадзора в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и проекта принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении.

Основанием для отказа согласно Приказу N 50 является:

  • наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями;
  • отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО;
  • превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Никакие другие причины не могут быть достаточным основанием для отказа в утверждении ПНООЛР. Сам проект должен иметь установленную Приказом № 349 структуру и включать необходимые приложения.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *