Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крупнейший налогоплательщик: критерии и проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.
Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика
В первую очередь это означает, что организация как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).
То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:
-
уведомления о контролируемых сделках;
-
уведомления об участии в иностранных организациях;
-
уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
-
заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
-
заявления о проведении налогового мониторинга.
Организации федерального уровня
Организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком, если предприятие соответствует хотя бы одному из показателей экономической деятельности за отчетный год:
-
суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности больше 1 млрд. руб. Для организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере продаж или предоставления в пользование технических средств, которые обеспечивают оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть выше 300 млн. руб.;
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) свыше 20 млрд. руб.;
-
размер активов организации больше 20 млрд. руб.
Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены свои значения критериев.
Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, которые включены в состав стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:
-
сумма по заключенным экспортным контрактам на поставку стратегической продукции должна превышать 27 млн. руб. в год;
-
сумма полученной выручки от экспортных поставок стратегической продукции должна составлять более 20% от общей суммы выручки;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 100 человек;
-
доля государства составляет более 50%.
Финансово-экономические показатели
Конкретный показатель | Федеральный уровень | Региональный уровень |
---|---|---|
Суммарный объем налогов, которые были начислены | От 1 млрд. рублей | 2-20 млрд. рублей |
Общий объем дохода, который был получен | От 20 млрд. рублей | – |
Активы предприятия | От 20 млрд. рублей | От 100 млн. до 20 млрд. рублей |
Среднесписочная численность работников | – | От 50 человек |
Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).
Наличие разрешения (лицензии)
Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).
Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:
- Банковское обслуживание.
- Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
- Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
- Услуги брокерских компаний.
- Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.
Специфика налоговой нагрузки
Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.
Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.
Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.
Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.
Организации регионального уровня
Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.
Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:
-
суммарный объем полученных доходов за год (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен находиться в пределах от 2 до 20 млрд. руб. включительно;
-
среднесписочная численность персонала должна быть свыше 50 человек;
-
активы должны быть в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен быть в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.
Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС.
В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории крупнейшего налогоплательщика на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории крупнейшего налогоплательщика и территориальных особенностях администрирования
Если же предприятие применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то такая организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам.
Для наглядности представим критерии отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам в виде Таблицы:
Показатель |
Для федерального уровня |
Для регионального уровня |
Общий объем начисленных налогов |
*свыше 1 млрд руб. |
от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб. |
Суммарный объем полученного дохода |
свыше 20 млрд руб. |
|
Активы |
свыше 20 млрд руб. |
**от 100 млн. до 20 млрд. руб. |
Среднесписочная численность |
свыше 50 человек |
Какой КПП указывать в счет-фактуре?
Зачастую возникают вопросы, связанные с формированием счетов-фактур организацией, зарегистрированной, как крупнейший налогоплательщик, какой КПП указывать в соответствующих информационных полях данного документа?
Ответ на этот вопрос однозначен: заполняя счет-фактуру в строку «2 б » следует вписывать КПП, присвоенный субъекту предпринимательства, как крупнейшему налогоплательщику (т.е. – идентификатор, присвоенный межрегиональной инспекцией), а в строке «3» – адрес регистрации, согласно местонахождения.
Данный вывод нашел свое обоснование в письме Минфина № 03-07-09/49236 от 20.08.2015 года. В нем указано, что субъекты хозяйствования, зарегистрированные в качестве крупнейших налогоплательщиков, предоставляют декларацию по НДС непосредственно в тот налоговый орган, где он был поставлен на учет в этом статусе, и для продуктивного администрирования по данному виду налога именно КПП, присвоенный в межрегиональной ФНС следует использовать при формировании счета-фактуры.
Что можно узнать по КПП организации
В первую очередь можно узнать налоговую по КПП организации. Для этого достаточно взглянуть на цифры 1-4 — это и есть код ИФНС. Следовательно, по номеру можно узнать регион, где работает юрлицо.
Важную информацию скрывают знаки 5 и 6. Например, комбинация 01 говорит, что КПП присвоен юрлицу при регистрации по местонахождению. Комбинации 06-08 — КПП присвоен по месту нахождения недвижимости. Для крупнейших налогоплательщиков пятая и шестая цифры — 5 и 0 соответственно.
Найти организацию по КПП на сайте налоговой нельзя, потому что это не уникальный номер. Для проверки контрагента используйте ИНН или ОГРН.
Узнать КПП организации по ИНН можно онлайн. Для этого откройте сайт ФНС и получите выписку из ЕГРЮЛ. В ней будет указан нужный номер.
КПП крупнейших налогоплательщиков
Особенность постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков в том, что они получают КПП при регистрации юридического лица, а также еще один КПП при регистрации как крупнейший налогоплательщик.
На практике возникает путаница, какой из этих КПП указывать в той или иной ситуации. Письмо ФНС РФ от 13 августа 2015 года № АС-4-2/14242 «О порядке представления налоговых деклараций» разъяснило:
«При заполнении титульного листа налоговых деклараций по налогам, администрируемым Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9, необходимо указывать реквизиты (КПП, наименование и код налогового органа) в соответствии с Уведомлением.
По остальным налогам в налоговых декларациях (по налогу на имущество, по земельному налогу, по транспортному налогу и т.д.), представляемых крупнейшими налогоплательщиками по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, указываются реквизиты (ИНН, КПП, наименование и код налогового органа) по месту нахождения объекта, подлежащего налогообложению (т.е. код налогового органа, который администрирует данный объект недвижимого имущества).
Учитывая изложенное, Акционерное общество представляет все налоговые декларации, обязанность по представлению которых предусмотрена соответствующими главами части второй Кодекса, в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9.
В платежных поручениях на уплату налогов, администрируемых Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9, указывается значение КПП согласно выданному Уведомлению о постановке на учет юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика.
К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?
Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.
Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений — более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).
В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.
То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.
Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.
Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).
К категории крупнейших относятся налогоплательщики, которые соответствуют критериям, установленным в Приказе МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ (далее — Приказ N САЭ-3-30/290@). Перечислим основные критерии.
Показатели финансово-экономической деятельности. Они берутся из годовой бухгалтерской отчетности организации. При этом учитывается один из следующих показателей:
- суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов. Этот показатель уменьшается на суммы НДС, принимаемые к вычету по внутренним оборотам. Суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0% согласно данным налоговой отчетности, в расчет не принимаются;
- суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (показатель строки 010 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках») и операционных доходов (показатели строк 060 — 070 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
- активы (сумма внеоборотных и оборотных активов). Этот показатель берется из бухгалтерского баланса (строка 300 формы N 1).
Отношения взаимозависимости между организациями в соответствии со ст. 20 НК РФ. Организация, которая связана с крупнейшим налогоплательщиком и способна оказывать влияние на результаты его деятельности, также признается крупнейшим налогоплательщиком независимо от финансово-экономических показателей своей деятельности.
Согласно Приказу N САЭ-3-30/290@ организация является крупнейшим налогоплательщиком в течение трех календарных лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном и региональном уровнях (п. 2 Приказа N САЭ-3-30/290@).
Классификация плательщиков
В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.
В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.
Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.
Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.
Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.