Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора — это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика

Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.

В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.

Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.

При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру. По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.

В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Оплата госконтракта частями

Иногда бизнес не может ждать окончания контракта и деньги нужны раньше. Например, если компания привозит пеллеты в государственную котельную в течение всего отопительного сезона, то желательно получать деньги каждый месяц.

В этом случае нужно заранее договориться с заказчиком о таком способе оплаты. После каждого этапа нужно делать акты о частичном выполнении контракта и также передавать документы через ЕИС.

Этот вариант возможен только с обеспечением контракта, то есть поставщик должен заранее отправить заказчику на счет некоторую сумму, чтобы гарантировать выполнение работ. Это от 10% до 30% от стоимости контракта. После каждого этапа заказчик будет возвращать часть суммы обеспечения. Если у предпринимателя нет свободных денег, то можно взять банковскую гарантию.

Чем грозит госзаказчику несоблюдение сроков оплаты?

Помимо перечисления заработанных средств за выполненные работы, исполнитель вправе потребовать от организации оплаты пеней и штрафов (ч.5 ст.34 44-ФЗ), а также возмещение юридических издержек, которые он понес в процессе отстаивания своих интересов (ч.2 ст.110 АПК, ч.1 ст.100 ГПК). Кроме случаев, когда заказчик не успел перечислить деньги из-за форс-мажора.

Пени начисляются за каждый просроченный день за неуплату по госконтракту. Штрафные меры применяются, если организация не выполнила обязательства или выполнила их некачественно.

О расчете размера штрафа говорится в п.9 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 года. Стандартно берется фиксированная сумма в зависимости от цены контракта. Размер штрафа не может быть установлен более стоимости договора.

Компенсации юридических издержек и почтовые отправки определяются судом или рассчитываются на основании соглашения о компенсации затрат, которое стороны оформляли до обращения в суд.
Также исполнитель может инициировать проверки надзорных ведомств и вышестоящих организаций. Также заказчика могут привлечь к ответственности контролирующие органы и вышестоящие инстанции на основании обращения поставщика.

Чем это грозит заказчику?

  • Организация получит предписание на устранение нарушения.
  • Уполномоченного сотрудника, который виноват в нарушении сроков оплаты по госконтраку 44-ФЗ, привлекут к дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, лишение премии. Наказать могут и руководителя госорганизации.
  • Применят штраф к ответственному за нарушение специалисту и к самому учреждению.
  • Запретят виновному лицу до 2-х лет работать в сфере госторгов.

Ответственность зависит от особенности процедур и вида госучреждения.

Как взыскать неустойку у Заказчика?

Размер неустойки исчисляется в соответствии с официальной ставкой рефинансирования Национального банка РК на день исполнения денежного обязательства. Для того чтобы суд удовлетворил ваши требования по взысканию неустойки вам необходимо основательно подготовить все доказательства того, что государственный заказчик не исполнил свои обязательства по оплате либо просрочил их исполнение в связи с чем вы попали в затруднительное положение.

Рекомендуем вам обратиться к юридическим консультантам компании Tenderbot.kz, мы поможем вам аргументированно и доказательно подготовить все материалы в соответствии с законами РК, для того чтобы вы смогли получить свои деньги за исполнение своих обязательств. Мы помогаем всем, кто попал в такое положение, благодаря чему обладаем хорошим опытом в участии на судебных процессах.

Заказчик просрочил оплату. Суд постановил вернуть долг с пенями

Компания заключила контракты с детской больницей на поставку марли и ваты. Заказчик принял товар, но оплатил поставку частично: у поставщика остались накладные с печатью и подписью представителя заказчика.

Компания поставщика сначала отправила заказчику претензию. Но она не помогла, и поставщик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности: 573 843,6 ₽ — за товар и 7841,25 ₽ — пени. Еще поставщик потребовал компенсацию за расходы на адвоката — 40 000 ₽ и госпошлину — 15 434 ₽. Всего 637 118,85 ₽.

Арбитражный суд рассмотрел все доводы поставщика и принял решение в его пользу: заказчик обязан погасить задолженность, пени и частично расходы на адвокатские услуги. В итоге поставщик получил 608 378,85 ₽.

Юристы Тинькофф Бизнеса разработали шаблон иска, который вы можете взять за основу, заполнить поля, отмеченные желтым, и направить в суд.

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Читайте также:  ФОРМА: ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЫДАЧЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте.

Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии.

Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными: их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде, следовательно, претензию нужно составлять в письменной форме.

  • В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований:
  • указываем конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком;
  • прописываем сумму, подлежащую к оплате;
  • указываем максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение (желательно его заранее зафиксировать в государственном контракте), либо выбираем интервал от 10 до 30 дней;
  • расписываем все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта, делая ссылки на соответствующие статьи 44-ФЗ и КоАП (где размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое).

Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.

Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

Заказчик не платит: как получить свои деньги?

Компания обратилась в бюро, занимающееся написанием и сопровождением публикации текстов. Стороны заключили договор об оказании услуг. Впоследствии компания не вернула подписанный со своей стороны акт приема-передачи и не оплатила счет, выставленный бюро, сославшись на то, что указанные документы направлены не на тот адрес и не тому лицу.

Подобные ситуации знакомы многим, кто занимается оказанием разного рода услуг, будь то PR, SEO, SMM и многих других. Вряд ли найдется хоть один исполнитель, который не сталкивался с ситуациями, когда заказчик либо не хочет в полном объеме платить за оказанные услуги, либо совсем отказывается это делать.

Как же исполнителю, во-первых, доказать заказчику (а возможно, и суду) факт оказания услуг, а во-вторых, застраховать себя от возникновения подобных ситуаций в будущем?

Услуги — это более сложная категория, чем товар. Их не измерить, не пощупать, они не хранятся на складе и не используются на производстве. Отсюда и все сложности.

Факт поставки товаров доказать гораздо проще, чем факт оказания услуги.

А вот когда одна сторона отказывается платить за услугу, потому что считает ее некачественной или невыполненной, а вторая настаивает, что все в порядке, и требует оплаты, разобраться, кто прав, кто виноват, бывает очень непросто.

Этапность исполнения контракта по 44 ФЗ

3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Читайте также:  ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году - повышение и последние новости

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Акт приемки выполненных работ – документ, заключающийся между двумя контрагентами (заказчиком с одной стороны и непосредственным исполнителем с другой), согласно которому отображаются все виды выполненных, их общая стоимость, а так же начальные и конечные сроки.

Составление акта выполненных работ (услуг) является необходимым в случае, когда следует подтвердить факт выполненных работ исполнителем. Данный документ является своеобразным отчетом исполнителя перед заказчиком.

Изменение сроков контракта по 44-ФЗ

Изменение сроков контракта по 44-ФЗ возможно исключительно для срока действия договора и только в том случае, если сама такая возможность была прописана в тексте договора. В большинстве случае, изменение срока действия возможно по соглашению сторон. Реже – автоматически. Если возникает необходимость продлить договор, то между сторонами заключается дополнительное соглашение. В соглашении прописаны новые сроки и порядок исполнения обязательств.

Изменение сроков исполнения запрещено, как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон. Сторона, которая нарушит срок договора по 44-ФЗ, будет признана нарушившей свои обязательства.

При заключении договоров в рамках 44-ФЗ необходимо крайне внимательно и разумно подходить к обозначению сроков. Сроки должны быть четкими и, что важнее, реальными, так как нарушение может вызвать множество проблем. Кроме того, не стоит путать срок действия и срок исполнения – такой контракт будет признан недействительным.

Нарушение сроков государственного контракта Далее, в соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Подробно о возможностях заказчика и судебной практике в этой области мы писали в другой статье, основной вывод которой заключался в том, что нарушение срока выполнения работ является существенным нарушением контракта и поводом для его расторжения, а вот нарушение срока поставки товара для расторжения контракта должно быть неоднократным. Кроме того, заказчику необходимо будет доказать факт существенного ущерба от такой просрочки поставки товара.

В рамках этой статьи, мы хотим показать, как и в этом случае поставщик может законно выиграть ценное время.

Оплата по контракту 44фз: этап подачи заявки

Если в тендере установлено обеспечение заявки (его устанавливает заказчик), то на этапе подачи заявки вы должны будете перевести средства для обеспечения заявки на свой специальный счет (спецсчет). Эта сумму составляет до 5% от начальной цены контракта.

То есть может быть 1%, может быть 3%, 5% — как установит заказчик. В 44-фз в тендерах до 1 млн руб заказчик может не устанавливать обеспечение заявки. Размер обеспечения заявки можно посмотреть в документации. Эти средства вам возвращаются, то есть это не плата за участие.

Например, НМЦ составляет 1 000 000 руб. (далее все цифры на схеме). Соответственно, обеспечение заявки 5% = 50 000 руб.

Зафиксировали: на этапе подачи заявки мы откуда-то взяли и заморозили 50 000 руб.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *