Хотят снять с очереди из-за дачи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хотят снять с очереди из-за дачи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разберем, какие существуют законные основания для того, чтобы снять лицо с очереди. Так как вопрос последнее время становится все более острым, оперимся на закон, чтобы человеку было чем апеллировать государственным органам. Если вы больше не находится в списке очереди на получение нового жилья, но попробуем разрешить эту ситуацию.

Комментарии к ст. 56 ЖК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.

Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.

3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).

Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:

1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получаемых членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;

Читайте также:  Зарплаты сотрудников МЧС в России

2) увеличени�� стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);

3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).

5. Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.

Основания для снятия с очереди

Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:

  1. Получение земли под строительство дома. По законам РФ многодетные семьи вправе рассчитывать на участок под ИЖС. В дальнейшем земля подлежит приватизации. Если у семейства три и более детей, муниципальные органы не имеют права снимать с очереди.
  2. Переезд в другой город или государство. Сюда не входит перемена места жительства в столице РФ или СПб, а с 2014-го и в Севастополе. Иными словами, на вопрос, могут ли снять с очереди на жилье при переезде из Москвы или других населенных объектов федерального уровня, ответ отрицательный.
  3. Добровольное желание. Претенденты на недвижимость вправе оформить заявление и попросить исключить из перечня претендентов. Документ должен составляться по всей форме и с указанием реквизитов заявителя.
  4. Получение денег из бюджета. Если вас сняли с очереди на жилье, проанализируйте последние поступления от государства. Получение жилищного сертификата, оформление субсидии при ипотеке, возведении дома или ремонте квартиры влечет за собой аннулирование права на новую недвижимость.
  5. Улучшение условий проживания. Если во время нахождения в очереди у семейства изменились обстоятельства в лучшую сторону, к примеру, имеет место увеличение общей площади жилого помещения, позиция в очереди аннулируется. Ее занимают другие люди, имеющие более серьезные проблемы с жильем.

Восстановление в очереди на жилье

Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:

  • Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
  • Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.

Итак, Вас сняли с очереди на жилье!

В последнее время участились случаи снятия граждан с жилищного учета, проще говоря, их «сняли с очереди на жилье…».

Когда-то давно (аж в прошлом веке!) поставили одного гражданина с семьей на очередь на улучшение жилищных условий, а по простому — в очередь на жильё. Обрадовался гражданин, на очереди стоит, документы необходимые по требованию приносит, детей растит, ждет квартиру 10 лет, 15 лет, 20 лет … Сколько ждать-то можно уже, думает гражданин, пойду-ка узнаю, скоро ли моя очередь на жилье подойдёт. Он-то еще не знает, что его сняли с очереди на жилье!

Приходит наш гражданин в Департамент городского имущества и узнает, что с очереди его сняли, поскольку основания для его нахождения на жилищном учёте отпали. Так что придется его семье и дальше жить в коммунальной квартире. Ну и что, что 7 человек в одной комнате.

Как образно написано у Некрасова:

И пошли, они солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»,
разводя безнадежно руками…

Вот так и идут наши граждане….

Но мы за ними не пойдем. Мы пойдем в суд и подадим соответствующее исковое заявление. И получим возможность восстановления в очереди на жильё. Если найдем для этого основания.

Читайте также:  Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах

Что сказано в законе «О мобилизации»

В стране действует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статья 21 которого гласит:

«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Также в законе указано, что с момента объявления мобилизации без разрешения военкоматов выезд с места жительства запрещен тем гражданам, которые состоят на воинском учете. Но в законе нет уточнения, какая мобилизация имеется в виду — полная или частичная. Такие нюансы должны быть прописаны в отдельных актах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что такие документы появятся в ближайшее время.

Что важно знать о работе

Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?

Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.

п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647

В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.

ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»

У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.

Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  1. Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
  2. В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
  3. Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
  4. При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
  5. Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.

Что важно знать семьям с детьми

В каких случаях родителя не касается мобилизация?

По действующему закону о мобилизации родителю дают отсрочку в таких случаях:

  1. в семье четверо и более детей до 16 лет;
  2. у мужчины на иждивении ребенок до 16 лет без матери;
  3. у женщины есть ребенок до 16 лет;
  4. у женщины беременность от 22 недель;
  5. у супруги беременность от 22 недель и есть трое детей до 16 лет;
  6. у матери четверо и более детей до 8 лет и нет мужа.

ст. 18 закона о мобилизации

Также есть общие основания для отсрочки независимо от наличия детей, но они могут подойти родителям:

  1. бронь по постановлению правительства — его пока нет;
  2. негодность к военной службе по здоровью;
  3. уход за родственниками по медпоказаниям;
  4. опекунство и попечительство брата или сестры до 18 лет;
  5. соответствие другим категориям, которые могут получить отсрочку по указу президента.

То есть отец двоих детей отсрочку получить не сможет. Но если есть трое детей до 16 лет и жена беременна на сроке от 22 недель — такое право есть.

А вот женщина получит отсрочку даже при наличии одного ребенка до 16 лет.

Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Права получения жилплощади сохраняются за гражданами лишь до того момента пока не будет выявлено основание, по которому они не смогут состоять на учете и будут сняты.
В соответствии с законодательством РФ граждане могут быть сняты с очереди в следующих случаях:

  • Они по собственной инициативе подали соответствующее заявление (когда гражданин сам просит снять себя с учета, то причину указывать не требуется);
  • Когда основание, по которому им должно было быть предоставлено жилье по договору социального найма, было утрачено. К примеру, финансовое состояние семьи было улучшено и она не считается больше малоимущей — когда было получено наследство, которое улучшило финансовое состояние, было получено повышение по службе и т. д.;
  • При переезде в другой регион или страну (но когда речь идет о переезде в пределах города, то место в очереди сохраняется и гражданин не может быть снят по этим основаниям);
  • Если была выдана материальная помощь на строительство дома либо приобретения квартиры, гражданин также не может претендовать на жилплощадь;
  • Когда после постановки на учет в очередь на квартиру выяснилось, что сведения, представленные гражданами, оказались не достоверными;
  • При увольнении с предприятия, от которого должна была быть выделена площадь, гражданин также не может претендовать на нее в дальнейшем;
  • В случае намеренного ухудшения жилищных условий с целью получения жилплощади;
  • При покупке гражданами дачи, которая была признана годной для круглогодичного проживания;

После того, как было выявлено одно из вышеперечисленных обстоятельств, сотрудники уполномоченного органа (в данном случае — Департамент жилищной политики) в течение 30 дней принимают решение о снятии с очереди на получение жилья. Данное решение должно содержать сведения о причинах, по которым произошло исключение из очереди. Но как поступить, когда граждан сняли с очереди при отсутствии оснований? Возможно ли доказать свою правоту и восстановиться на учете? Куда необходимо обратиться для восстановления?

Основные причины снятия с очереди на улучшение жилища

Любой гражданин, получив статус нуждающегося в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), может встать на учет в целях улучшения жилья сообразно ст. 55 ЖК РФ.

Данное право сохраняется за ним, пока не наступит (и не будет выявлено) хотя бы одно из оснований, согласно которому его могут снять с очереди на улучшение жилища. Полный перечень таковых определен ст. 56 ЖК РФ.

Читайте также:  Из больницы — в налоговую. Как вернуть деньги, потраченные на лечение
Основные причины снятия с учета

(сообразно ст. 56 ЖК РФ)

Пояснения
По инициативе самого малообеспеченного лица Учет очереди прекращается при подаче надлежащего заявления
При потере оснований, согласно которым малообеспеченный гражданин был поставлен на учет Чаще всего в этом качестве выступает потеря статуса малоимущего либо нуждающегося
Бюджетное субсидирование на покупку либо постройку жилья Учитываются средства бюджета, которые выданы нуждающемуся лицу для строительства (обретения) жилья от местных органов и госвласти
Переселение Исключение: смена места жительства в пределах федеральных городов (речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
Обретение земельного участка под строительство жилья Учитывают земли, полученные от государственной (местной) власти.

К многодетным семьям это основание не относится

Ложные сведения, представленные при постановке на учет Сюда же причисляют нарушения, незаконные действия должностных лиц, которые ставили на учет

При обнаружении перечисленных обстоятельств снятие с очереди производится в течение месяца. Принятое решение оформляется письменно, как извещение. В нем указывается основание снятия с учета и ссылка на статью закона.

В каких случаях чаще всего отказывают в постановке на учет?

— При постановке на учет чаще отказываем в том случае, когда люди искусственно ухудшают свои условия, — говорит Татьяна Алексеевна. — К таким случаям относится ситуации, когда у человека было достаточно квадратных метров, а потом по определенным причинам стала обеспеченность менее 15м2 на зарегистрированного в жилом помещении. Каким это образом произошло? Пример из жизни. Девушка живет в квартире на площади более 15м2. У нее не первый брак и претендовать на помощь как молодая семья она не может. Тогда возникает мысль, а не прописать ли в своей квартире какого-либо родственника – брата, сестру, у которого есть своя квартира или дом? Когда пропишет в своей квартире, понятно, обеспеченность станет менее 15 м2. И она пытается встать в очередь на жилье. Однако мы индивидуально рассматриваем каждый случай. И если видим, что человек ранее был обеспечен «квадратами» – мы откажем ему в постановке на учет поскольку посчитаем это искусственным ухудшением жилищных условий. И в течение 5 лет будем отказывать. Или, к примеру, у вас была квартира, вы ее продали и прописались к родителям. К вам применим ту же терминологию – ухудшение жилищных условий и отказ в постановке в течение 5 лет.

На самом деле, базовых оснований для снятия с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий только четыре:

  • собственное желание на то очередника, зафиксированное в его заявлении;
  • исполнение властями своих обязанностей и предоставление очереднику муниципального жилья по договору социального найма или аналога;
  • самостоятельное решение очередником своей жилищной проблемы в виде приобретение в собственность жилья.
  • утрата оснований для заключения с очередником договора социального найма.

Никакие другие варианты основанием не являются. Если человек за свои деньги снимает жилье у частного лица – он не утрачивает права на муниципальную квартиру. Если человек заключил брак и живет в квартире у жены или мужа – он сохраняет свое место в очереди, потому что право на пользование жильем второй половины временное, обусловленное только наличием семейных отношений между ними. А теперь рассмотрим каждое основание немного подробнее.

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

Очередь на улучшение жилищных условий

Министерство строительства РФ на текущий год утвердило средний размер субсидии на приобретение жилья. Он определяется из расчета стоимости одного квадратного метра жилой площади. Этот показатель утвержден в сумме 91 000 рублей. При этом общий размер субсидии на одну семью колеблется от 2,6 до 2,7 миллиона рублей.

  • проживать по месту своей регистрации последний пять лет;
  • не применять умышленных мер к ухудшению своих жилищных условий. А именно – продавать или обменивать жилье на меньшую площадь или с худшими условиями проживания;
  • быть официально трудоустроенным. Тунеядцев на очередь не ставят;
  • иметь заключение социальной службы о том, что семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Основания для исключения из списка очередников

В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:

  • Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
  • Рост среднемесячного дохода семейной пары;
  • Смена статуса малоимущего;
  • Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
  • Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
  • Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
  • Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *