Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если просрочили уплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Комментарии к ст. 198 УК РФ
1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.
О понятии налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает два способа совершения деяния: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Неуплата налога без использования названных в законе способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 НК РФ).
3. Ответственностью по ст. 198 охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
4. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Сроки представления декларации и сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому из существующих видов налогов.
5. Перечень иных документов, представление которых обязательно и включение в которые заведомо ложных сведений может повлечь уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, зависит от вида налога. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» , «под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствие с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов» (п. 5).
———————————
БВС РФ. 2007. N 3.
6. Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только налогоплательщиками — физическими лицами, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ: во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой; во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации, в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
8. Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов, и др.
Уклонение физического лица от уплаты налога на доходы физических лиц, равно как и уклонение от уплаты других налогов (сборов), считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
9. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы). По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом преступления может быть также физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ, и лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
10. Преступление совершается с прямым умыслом. Несвоевременная подача налоговой декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 .
———————————
БВС РФ. 2003. N 5. С. 1 — 15.
11. Понятие крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 600000 или 1,8 млн. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 600000 руб., но не превышает 1,8 млн. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% от суммы всех подлежащих уплате за соответствующий период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов. Если же сумма неуплаты превышает 1,8 млн., крупный размер неуплаты имеет место даже при условии, что эта сумма менее 10% всех подлежащих уплате за этот период налогов и сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 9 млн. руб., либо 3 млн. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Указание на три финансовых года вовсе не исключает, что необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
Налоговые преступления: зарубежные страны и их система
В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.
Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.
Налог за сдачу квартиры в аренду
При оформлении арендных отношений на недвижимое имущество самостоятельные виды налогов не уплачиваются. В этом случае законодатель учитывает, что арендодатель получает доход в виде арендной платы. Исходя из показателей полученного дохода, должен рассчитываться налог по ставке 13%, который фиксируется в декларации 3-НДФЛ.
Часто граждане не афишируют факт заключения договора аренды, чтобы избежать обязанности по оплате налога на доходы. Если такой факт будет выявлен, нарушитель будет привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа и пени.
Если вам необходима консультация или помощь при урегулировании спора о налоговой ответственности, рекомендуем воспользоваться помощью наших специалистов. Позвоните по телефонам горячей линии или свяжитесь через форму обратной связи. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Второй комментарий к Ст. 198 УК РФ
1. По составам налоговых преступлений действует ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
2. Предметом выступают налоги, сборы, страховые взносы.
Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Страховые взносы представляют собой обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, а равно взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
3. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, совершенном в крупном размере.
4. Уклонение представляет собой умышленные действия (бездействие) лица, направленные на неуплату налогов (сборов) в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ (п. 3 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).
5. Уголовно наказуемыми способами уклонения закон называет: непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включение в указанные документы заведомо ложных сведений.
6. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, и (или) страховых взносов путем непредставления декларации (расчета) или иных документов имеет место, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов, страховых взносов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию (расчет) или иные документы в соответствующий орган.
7. Включение в налоговую декларацию (расчет) или иные документы заведомо ложных сведений есть умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов или страховых взносов.
8. Существуют две разновидности крупного размера налогов, сборов, страховых взносов:
— превышающая 900 тыс. руб.: в этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось в течение трех финансовых лет подряд и доля неуплаченных налогов, сборов или страховых взносов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— превышающая 2 млн 700 тыс. руб.
9. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) может наступить как в случае уклонения в течение одного налогового периода (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), так и при уклонении за период в пределах трех финансовых лет подряд (п. 11 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).
10. Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов, сборов или страховых взносов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
11. Субъект:
— уклонения от уплаты налогов и (или сборов) — достигшее 16-летнего возраста физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации (расчета) и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (например, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет);
— уклонения физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов — индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (примечание 1 к статье).
12. Субъективная сторона — прямой умысел и цель неуплаты налогов, сборов, страховых взносов.
13. Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 198 УК) — совершение деяния в особо крупном размере.
14. В примечании 2 к ст. 198 УК предусмотрена возможность специального освобождения от уголовной ответственности.
Административное и уголовное наказание
При систематическом нарушении требований НК РФ, выраженной в непредставлении деклараций, неуплате налогов в особо крупной сумме, предусмотрена уголовная ответственность. Наказание налагается в форме принудительных работ, штрафа, лишения свободы. Размер недоимки определяется за 3 года, за который определяется общая сумма неуплаченных налогов.
Задолженность | Штраф | Замена штрафа | Лишение свободы |
100 тысяч рублей, составляющих 10% суммы налогов к уплате | От 100 до 300 тысяч рублей | Взимание дохода в течение периода от 1 года до 2 лет | До 1 года |
Свыше 300 тысяч рублей | |||
500 тысяч рублей, составляющих 20% суммы к уплате | От 200 до 500 тысяч рублей | Взимание дохода в течение периода от 1,5 года до 3 лет | До 3 лет |
Свыше 1 млн 500 тысяч рублей |
Наиболее часто встречающиеся вопросы по теме
Вопрос №1. Как поступать в случае, если данные из ГИБДД о приобретенном автомобиле в ИФНС отсутствуют?
Начиная с 2015 года физические лица, не получившие уведомления об уплате налогов, должны обратиться в ИФНС для представления сведений о транспорте, участке или недвижимости.
Вопрос №2. На основании каких документов заводится дело о привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов?
По факту недоимки ИФНС проводит проверку с составлением документов – акта и решения. Налогоплательщику направляется требование. Если сумма задолженности не погашена в срок, указанный в требовании, и превышает 600 тысяч рублей материалы передаются в суд.
Вопрос №3. Как ведется учет налогов физлица, уплаченных на неверные реквизиты?
Платежи, идентичность которых сложно определить, хранятся в базе как невыясненные поступления. Если налогоплательщик выявил нарушение, необходимо подать письмо с просьбой о проведении зачета. Учесть денежные средства можно при совпадении уровней бюджетов. После зачета срок платежа восстанавливается по дате фактической уплаты.
Вопрос №4. Налагается ли штраф при просрочке уплаты налогов, рассчитываемых ИФНС?
Штраф в соответствии со ст. 122 не применяется в связи с тем, что начисление по налогу производит ИФНС.
Вопрос №5. Высылает ли ИФНС уведомление по налогам, сумма которых указана в представленной декларации 3-НДФЛ?
Уведомление по налогам, самостоятельно исчисленных плательщиком, не направляется физическим лицам.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Поскольку платить налоги должны все трудоустроенные граждане РФ, то и ответственность за эти обязательства несёт каждый из них.
При несоблюдении Налогового кодекса физическими лицами, к ответственности привлекут:
- Граждан РФ, которые не заплатили личные налоги, не связанные с предпринимательством.
- ИП.
- Иностранцев и лиц без гражданства, которые в соответствии с документами, разрешающими их нахождение в РФ, также должны платить налоги.
Если же налоги не платит компания, то к ответственности привлекут:
- Учредителей.
- Генерального директора.
- Бухгалтера (особенно в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации).
- Других работников компании, которые имеют право подписи официальных документов и доступ к денежным средствам фирмы.
При этом важно доказать, что закон нарушили именно конкретный работник организации. Только на этом основании его можно привлечь к ответственности за неуплату налогов. Поэтому сам процесс наказания юридического лица существенно отличается от такового с гражданами, которые не заплатили личные налоги.
Могут ли не привлечь к ответственности?
Если у вас имеется долг по неоплаченному налоговому сбору, ФНС обязана составить соответствующий документ, содержащий требование о погашении данной величины и начисленных пеней.
В такое письмо должна быть включена следующая информация:
- величина долга;
- размеры пеней, определённых на момент отсылки оповещения;
- период для погашения задолженности;
- меры наказания в случае неисполнения лицом его обязательств.
При получении такого требования гражданин обязуется оплатить нужную сумму в течение 8 рабочих суток. Период начинается отсчитываться с момента вручения письма.
Перечень возможностей для уклонения от уплаты
Налогоплательщики в поисках решения вопроса, каким образом уклониться от уплаты налогов, прибегают к различным незаконным и вполне законным методам:
- Дробление бизнеса;
- Передача имущества в аренду взаимозависимым лицам по цене определенно ниже той, которая в дальнейшем фигурировала в субаренде;
- Классический вариант уклонения – фиктивные фирмы;
- Подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения корысти;
- Использование налоговых льгот и ставок, что можно считать вполне законным вариантом;
- Деление предприятия с целью перехода на ЕНВД и упрощенку;
- Сдача в аренду помещения подконтрольным предприятиям по цене ниже рыночной более, нежели на 20%, при этом эти компании работают по спецрежиму;
- Дробление бизнеса торгово-оптовыми сетями, доходы/расходы которых объединены;
- В ходе совершения сделок с ценными бумагами выстроены этапы ухода от налогообложения прибыли, которая получена посредством приобретения акций со стоимостью выше стоимости сделок на бирже;
- Торговля активами, как долями;
- И наконец, банальная сдача в аренду жилого помещения без заключения договора.
При этом:
- Если просто отчитываться за отсутствие хозяйственной деятельности доступно вообще не платить налоги и сборы;
- Или же просто заниматься не облагаемой налогом деятельностью или получать ее результаты не в денежной форме.
Мария Золотарева: уклонение от налогов. Преступление и наказание
Если говорить об уклонении от налогов, то создается впечатление, что по мнению фискальных органов это является обычным явлением. По мнению же большинства представителей бизнеса добросовестный плательщик скорее является выдумкой, чем реальностью. Платить налоги в полном объеме просто невозможно ввиду непомерных сумм, законодательства, коррупции и т.д.
Налоговых правонарушений великое множество: начиная от неподачи обязательной налоговой отчетности, заканчивая отчуждением имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия налогового органа.
В этой же колонке мы остановимся на ответственности за уклонение от налогов, то есть на тех нарушениях, которые прямо привели к неуплате налогов в бюджет либо в следствии которых такой бюджет получил налоги несвоевременно. Все иные правонарушения остаются вне зоны нашего внимания.
- Существующая система наказаний за уклонение от уплаты налогов базируется на определении видов юридической ответственности за налоговые правонарушения. Так, по общему правилу, установленному Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) за нарушение законов по вопросам налогообложения применяются следующие виды ответственности:
- — финансовая
— административная - — уголовная.
Финансовая ответственность. «Масштабность».
Финансовая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых санкций) и/или пени. Налоговый кодекс содержит следующий перечень финансовых санкций за уклонение от налогов:
- штрафные санкции в случае определения контролирующим органом суммы налогового обязательства (ст.123 НКУ).
Данный вид санкций применяется по итогам налоговых проверок, в результате которых выявлена неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа – 25 процентов от произведенных налоговых доначислений. Штраф за повторное нарушение (по одному и тому же налогу на протяжении 1095 дней от ранее примененного штрафа) – 50 процентов от доначислений;
- штрафная санкция за нарушение правил применения упрощенной системы налогообложения физическим лицом-предпринимателем (ст.122 НКУ).
Применяется к «единщикам» первой и второй группы за неуплату обязательных авансовых платежей по единому налогу в размере 50 процентов соответствующей ставки единого налога;
- штрафные санкции за нарушение правил начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов у источника выплаты.
Речь идет об финансовой ответственности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц и плательщиков налога на прибыль за неуплату «налога на репатриацию» с доходов нерезидентов.
Размер штрафа составляет 25 процентов от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет; при повторном нарушении штраф увеличивается до 50 процентов. Если же нарушение совершено три и более раз на протяжении 1095 дней, то штраф составляет 75 процентов от суммы неуплаченного налога;
- штрафные санкции за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов (ст.126 НКУ).
Фактически речь идет о финансовой ответственности за несвоевременную уплату налогового долга.
Размер штрафа зависит от следующих обстоятельств: размера неуплаченного долга и даты его погашения плательщиком. Максимальный размер составляет 20 процентов от суммы погашенного налогового долга.
Отдельной строкой хотелось бы отметить пеню.
Данное наказание определено как один из видов финансовой ответственности, что уже вызывает вопросы, поскольку предусматривает двойную ответственность за одно и то же правонарушение – несвоевременную уплату налогового долга.
Это обстоятельство – прямое нарушение общепризнанного принципа права «non bis in idem», закрепленного в Конституции Украины, – никто не может быть привлечен дважды к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Тем не менее законодатель имел, скорее, другое видение данного вопроса, и на сегодня пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка НБУ, действующей на каждый такой день. В отдельных случаях ставка пени составляет 100 процентов годовых (ст.129 НКУ).
Административная ответственность. «Архаичность».
По сути, является индивидуальной ответственностью физических лиц – должностных лиц плательщиков налогов и физических лиц со статусом предпринимателя и без.
Нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУАП) содержат несколько статей, посвященных нарушениям, связанным с уклонением от уплаты налогов:
- нарушение порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и подачи данных о выплаченных доходах (ст. 163-4 КУАП).
Максимальный штраф – 85 грн.
- нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 163-1 КУАП).
Максимальный штраф – 255 грн.
- неподача или несвоевременная подача платежных поручений на перечисление причитающихся к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Максимальный штраф также составляет 255 грн.
На что обратить внимание при данном виде ответственности:
— порядок привлечения к ответственности – особый, предусмотренный КУАП;
— существуют сроки привлечения к административной ответственности (ст.38 КПАП), по истечении которых лицо не привлекается к ответственности либо дело об привлечении к административной ответственности закрывается.
Если же охарактеризовать административную ответственность, то правовое регулирование скорее «архаично», не соответствующее существующим реалиям. Так, например, сроки привлечения к административной ответственности не учитывают процедуру согласования налоговых обязательств, результаты которой в целом и определяют виновны ли лица в нарушении порядка ведения налогового учета, или нет.
Уголовная ответственность. «Бич» для плательщика».
Умышленное уклонение от уплаты налогов может являться уголовно наказуемым деянием. В виде наказания предусмотрены альтернативно: штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельности; в качестве дополнительного – конфискация имущества.
Учитывая ст.212 Уголовного кодекса Украины, необходимо учитывать сумму неуплаченных налогов (за вычетом штрафных санкций и/или пени). По состоянию на 2018 год минимальный порог для уголовной ответственности составляет 881 тыс.
грн неуплаченных налогов.
Если сумма превышает 2,64 млн грн – это квалифицируется как уклонение от налогов в крупном размере, а сумма, превышающая 4,4 млн грн – в особо крупном размере, что влияет на «тяжесть» инкриминируемого налогового преступления и наказания.
Если говорить о практике, то уголовная ответственность – скорее инструмент запугивания плательщиков налогов, чем эффективное средство борьбы с налоговыми преступлениями.
По данным единого реестра судебных решений, в первой половине 2018 года было вынесено всего лишь 15 приговоров в уголовных делах об уклонении от уплаты налогов, а именно: 6 оправдательных приговоров, 4 обвинительных и 5 приговоров на основании соглашений о признании виновности.
Камнем преткновения в данном случае является возможность возбуждения уголовного производства по факту уклонения от уплаты налогов до завершения процедуры административного и/или судебного обжалования. Законопроект № 3448 от 10.11.
2015 года, предусматривающий запрет на уголовное преследование по ст.
212 Уголовного кодекса Украины в случае выявления факта несогласования денежных обязательств в административном/судебном порядке, признания их противоправными либо отмены, не был принят Верховной Радой Украины.
На сегодняшний день мы имеем большое количество возбужденных уголовных производств за уклонение от уплаты налогов, а вот связанных с ними фактов этого же уклонения гораздо меньше.
При этом количество следственных действий в данных уголовных производствах: временный доступ, обыски, выемки и т.д. – иногда просто «зашкаливает», что несомненно вызывает особое опасение даже у вполне добросовестных плательщиков.
- Стоит ли менять существующую систему наказаний за уклонение от уплаты налогов?
- Менять целесообразно, в первую очередь, не систему наказаний, а подход к основаниям для их применения.
- Необходимо определить законодательно, что налоговое правонарушение является виновным нарушением и вина, как следствие, должна рассматриваться как необходимый признак совершения любого нарушения по вопросам соблюдения законодательства о налогах.
- Базисом при этом должны быть нормативно определенные критерии «добросовестности» и «недобросовестности» плательщика налогов при получении ним, в том числе, «налоговых выгод».
- На сегодня фактически данные вопросы, вне «правовой регламентации», становятся предметом рассмотрения в судебных инстанциях при решении налоговых споров, и успех для плательщика определяется лишь позицией суда и эффективностью предоставления юридической помощи.
Ответственность юридического лица за неуплату налогов
Юридическое лицо несет ответственность за неуплату налогов — это аксиома, определенная Налоговым и другими кодексами. В процессе своей коммерческой или некоммерческой деятельности организации приходится оплачивать те или иные обязательные платежи. Поэтому важно знать, какова ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2019, об этом мы и расскажем в нашей статье.
Неуплата налогов юридическим лицом — это правонарушение в сфере налогообложения, которое, в зависимости от тяжести причиненного ущерба, карается налоговыми, административными или уголовными взысканиями.
Как правонарушение оно имеет следующий состав:
- объект — уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
- объективная сторона — время, место, орудия, способы, обстановка совершения нарушения, размер плюс характер последствий, причинная связь между нарушением и его последствиями;
- субъект — юридическое лицо, которое зарегистрировано в установленном порядке и не уплатило налоги;
- субъективная сторона — сознание и воля нарушителя. Т. е. его вина — умышленное либо неосторожное противоправное поведение нарушителя в области налогообложения: при умышленности (с пониманием противоправности своих действий и желанием аналогичных результатов или допущением их), при неосторожности (без осознания противоправности своих деяний и желания аналогичных результатов, чье осознание могло и должно было произойти), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). Виновность компании всегда устанавливается в зависимости от вины ее служащих (иных представителей), поскольку каждое конкретное нарушение от имени компании совершают конкретные люди либо их группа.
Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет
Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.
Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.
Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.
Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.
Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):
Республиканские Местные Особые режимы налогообложения
Налоги |
|
— налог за владение собаками |
|
Сборы (пошлины) |
|
— курортный сбор; — сбор с заготовителей | — сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
Виды ответственности в соответствии с Законом
Не смотря на то, что многие налогоплательщики считают обязанность платить налоги и другие платежи и сборы второстепенной, законодательно такой процесс регламентирует как Налоговый, так и Уголовный Кодекс. Поэтому помимо лёгкого штрафа, в случае неуплаты налогов в особо крупных размерах, физическое или юридическое лицо может понести и уголовную ответственность.
Виды ответственности за неуплату налогов:
- Административная ответственность. Подразумевает, что человеку придется заплатить штраф за неоплату налога, а также погасить имеющееся у него задолженность в полном объеме;
- Налоговая ответственность. Она чем-то схожа по сущности с административной ответственностью, поскольку в таком случае налогоплательщик обязан будет в полном объеме погасить долг по налогам, а также уплатить начисленные на него штрафы и пеню за каждый день просрочки;
- Уголовная ответственность. Этот вид ответственности уже подразумевает по степени тяжести наиболее серьёзное финансовое нарушение, в частности, мошенничество, неуплату налогов в особо крупных размерах и т.д. При уголовной ответственности налогоплательщик может быть лишен свободы, в частности, взят под стражу до выяснения обстоятельств дела, а также принудительно будет привлечен к необходимости компенсировать ущерб государству и другим субъектам.
Также необходимо понимать, что ни один вид ответственности не освобождает субъекта от необходимости погасить свой долг. Даже если виновный понесет наказание, и будет взят под стражу, то в обязательном порядке он должен будет и погасить всю имеющеюся задолженность.
Но при этом есть интересный факт: любой вид ответственности может наступить лишь тогда, когда налоговый орган вынесет соответствующее решение о точной сумме долга и о том, что налогоплательщик является должником.
Решение такого рода может быть вынесено только по итогу проверки. Каждый обвиненный в налоговом нарушении имеет право обжаловать его, но только в судебном порядке. Суд может вынести или оправдательное решение, или обвинительное.
Необходимо также знать, что в отношении каждого, кто признан виновным, может быть непросто инициирована процедура обвинения и признания, но также процедура и взыскания, которая будет иметь принудительный характер: налоги будут оплачены за счет блокировки расчетных счетов компании, ареста ее имущества, взимания налогов с доходов граждан и т.д.
При этом любой обвиненный налогоплательщик не обязан доказывать в суде или непосредственно ФНС свою правоту и невиновность.
Главная задача представителей налоговой службы как раз доказать вину самого налогоплательщика, предъявив веские основания для такого обвинения.
Представители налоговых органов или суд может принять решение о том, что налоговое нарушение было за счет:
- Намеренного умысла, который заключался в полном игнорировании требований ФНС. Примером такого намеренного умысла может стать случай, когда человек, собственник жилья, целенаправленно сдавал свой объект недвижимости, получал доход, но не платил в бюджет налог с полученного дохода;
- Неосторожных действий налогоплательщика, который вроде и знал о своих налоговых обязательствах и понимал о последствиях их невыполнения, но при этом по каким-то причинам не смог выполнить в срок такие обязательства перед ФНС. Например, некий Пупкин П.В. сдал квартиру и заключил с арендатором договор аренды, в котором прописал норму о перечислении данным арендатором 13% от суммы аренды в бюджет в качестве дохода. Пупкин П.В. думал, что за него платят налог, но фактически арендатор такого налога не платил.