Верховный суд объяснил, кого считать водителем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд объяснил, кого считать водителем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Вопрос, в каком случае человек является водителем, а в каком – нет, не праздный. К примеру, если человек после употребления спиртного решает переместить мотоцикл, ведя его рядом с собой , не заводя двигатель, попадает в руки сотрудников ГИБДД – является ли он водителем? Если да, то его ждет лишение прав за пьяную езду. Если нет – претензий к нему по поводу управления в нетрезвом состоянии быть не должно.
В этом плане очень полезен данный пункт постановления Верховного суда РФ, разъясняющий, кого нужно считать водителем, а кого нет. В частности, если в кабине буксируемого транспортного средства на жесткой сцепке находится человек, его нельзя считать водителем.

“Управление” припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!

В судебной практике можно встреть самые невероятные трактовки понятия “управление транспортным средством”. Такая ситуация вызвана отсутствием закрепления данного термина в законодательстве РФ, о чем речь пойдет ниже. Последствием отсутствия указанного понятия в законодательстве нередко является необоснованное привлечение лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Если же речь идет о вменении лицу правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения…”, то, кроме того, что лицу грозит наказание в виде лишения прав, так еще и фактически действует презумпция виновности такого “нарушителя”. Другими словами, аргументы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что он никуда не ездил и находился в салоне автомобиля без намерения куда-либо ехать, суд отвергнет как несостоятельные и сочтет, что поскольку “сидел в салоне, то имел намерение начать движение”.

Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля. Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели. Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.

Рекомендуем определения понятий по теме:

  • Транспортное средство – это .. Определение понятия, категории, виды
  • Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
  • Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?

В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:

  • Открывание двери транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Запуск двигателя транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Открывание двери транспортного средства ключем (“вручную”);
  • Посадка водителя (или третьего лица) на водительское кресло автомобиля;
  • Запуск водителем, находящимся в водительском кресле, двигателя транспортного средства.
  • Переключение реле работы стеклоочистителей, включение работы световых элементов, обогрева, кондиционера и т.д.

Может ли быть привлечён к ответственности по статьям 264 и 264 1 УК РФ тот водитель, который скрылся с места ДТП?

Согласно постановлению №22 Верховного Суда РФ от 24.05.2016 года водитель, который скрылся с места аварии может быть привлечен к ответственности только в том случае, если на момент медицинского освидетельствования на состояние опьянения или судебной экспертизы не утрачена возможность установить факт нахождения лица в состоянии опьянения на момент управления транспортным средством.

Но, если водитель, независимо от срока прошедшего с момента ДТП с которого он скрылся отказывается пройти медосвидетельствование, то согласно законодательству он должен быть признан виновным в управлении транспортным средством в состоянии опьянения и в таком случае водитель должен быть привлечен к уголовной ответственности при наличии обстоятельств, предусмотренных санкциями статей 264 и 264 1 УК РФ.

В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?

В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:

  • Открывание двери транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Запуск двигателя транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Открывание двери транспортного средства ключем («вручную»);
  • Посадка водителя (или третьего лица) на водительское кресло автомобиля;
  • Запуск водителем, находящимся в водительском кресле, двигателя транспортного средства.
  • Переключение реле работы стеклоочистителей, включение работы световых элементов, обогрева, кондиционера и т.д.
Читайте также:  Программа молодая семья в Чебоксарах и Чувашии в 2022 году

Определение понятия «управление транспортным средством»

Вышеназванное значение термина «управления» нашло отражение в законодательстве Республики Беларусь. Согласно пункту 2.74 Правил дорожного движения Республики Беларусь, «управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального».

Таким образом, следует согласиться с авторами, предлагающими следующие варианты определения понятия «управление транспортным средством»:

Управлением транспортным средством — активное воздействие водителем на элементы системы управления транспортным средством, предназначенные для его движения и приводящие к очевидному, хоть и малозначительному, изменению его положения относительно первоначального.

Управление транспортным средством — это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, вне зависимости от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения, не являются управлением транспортным средством по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях.

Чем ограничение отличается от лишения водительских прав?

Как вы уже несомненно поняли, лишение и ограничение (приостановление) прав – это далеко не одно и то же. Разграничение этих категорий приведу в виде таблицы:

Как видим, лишение и ограничение прав – категории разные, но у них есть и общие моменты:

  • Водить ТС запрещено во время действия запрета.
  • Запрет на вождение можно в обоих случаях оспорить в вышестоящую инстанцию.
  • ГИБДД – основной контролирующий субъект исполнения постановлений как пристава, так и суда. Именно у представителей ДПС есть доступ к базам, с помощью которых можно выявить нарушителей.
  • Составляется протокол об административном нарушении, если инспектор ловит водителя, управляющего ТС незаконно.
  • Меру наказания для нарушителя избирает суд. После передачи материалов инспектором, суд привлекает водителей к ответственности на основании нарушенных норм.

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

«Управление транспортным средством» в разъяснениях Верховного Суда РФ

В июне 2021 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию «управление транспортным средством», указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:

«При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством».

Источник

Штраф за передачу управления машиной лицу без прав

В судебной практике можно встреть самые невероятные трактовки понятия «управление транспортным средством». Такая ситуация вызвана отсутствием закрепления данного термина в законодательстве РФ, о чем речь пойдет ниже.

Последствием отсутствия указанного понятия в законодательстве нередко является необоснованное привлечение лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Если же речь идет о вменении лицу правонарушения, предусмотренного статьей 12.

8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения…», то, кроме того, что лицу грозит наказание в виде лишения прав, так еще и фактически действует презумпция виновности такого «нарушителя».

Другими словами, аргументы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что он никуда не ездил и находился в салоне автомобиля без намерения куда-либо ехать, суд отвергнет как несостоятельные и сочтет, что поскольку «сидел в салоне, то имел намерение начать движение».

Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля.

Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели.

Читайте также:  КАТЕГОРИЯ АВТОМОБИЛЯ И ТАРИФ НА ПРОЕЗД

Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.

Рекомендуем определения понятий по теме:

  • Транспортное средство — это .. Определение понятия, категории, виды
  • Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика
  • Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

Новые разъяснения Верховного суда РФ. Водителям на заметку

9 февраля текущего года Пленум Верховного Суда РФ представил ряд важных рекомендаций в целях разрешения спорных вопросов, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

В частности, новые разъяснения, наконец, разрешают спор о том, является ли нарушением правил езда с одним регистрационным знаком и с нестандартными знаками. В Постановлении Пленума Верховного Cуда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2 г.

судьи поясняют, что состав правонарушения в любом случае образуют действия лица по управлению транспортным средством без государственных регистрационных знаков, в том числе и без одного из них.

За указанные действия водитель может поплатиться штрафомв размере 5 000 рублей или же лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Аналогичным образом расценивается управление автомобилем при наличии государственных регистрационных знаков, установленных на не предусмотренных для этого местах, а также с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию этих знаков, в том числе только одного из них.

Наряду с этим ВС РФ конкретизировал понятие нечитаемых и нестандартных регистрационных знаков. Так, государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании.

В свою очередь типы, основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.

Нечитаемым признается знак в том случае, когда с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака. Использование таких знаков грозит штрафом в 500 рублей.

Гораздо строже подошли судьи и к разрешению вопроса об ответственности нетрезвых водителей, управляющими транспортными средствами при отсутствии соответствующего права.

Теперь если находящийся в состоянии опьянения водитель, имея право управления определенными категориями транспортных средств, управляет транспортным средством иной категории, его рекомендуется лишать права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Если же водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования – лишать прав на срок от полутора до двух лет и накладывать штраф в размере 2 500 рублей.

Интересные разъяснения дает суд и по поводу выезда на полосу встречного движения. Так, по мнению суда, действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления должны караться лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Термин «управление транспортным средством» в законодательстве РФ

Легальное определение понятие «управления транспортным средством» в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.

При этом, глава 12 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения, включает целый ряд составов правонарушений, содержащих термин «управление транспортным средством», например:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (статья 12.2 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид» (статья 12.5 КоАП РФ)
  • Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности (статья 12.6 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями (статья 12.37 КоАП РФ).

Термин «управление транспортным средством» используется также в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилах дорожного движения, Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и прочих нормативных актах.

Однако ни один из указанных актов не содержит определение понятия «управление транспортным средством», соответственно, на законодательном уровне не определены признаки данного понятия, что дает возможность для его широкого (произвольного) толкования судами и должностными лицами правоохранительных органов. Это, в свою очередь, приводит к нарушению законности при рассмотрении соответствующих дел в порядке административного производства.

Читайте также:  Можно ли выезжать на выделенную полосу на прицепе, если вас буксирует такси?

Определение понятия «управлять» в словарях

Управлять — направлять ход, движение кого-чего-н. Управлять кораблем. Управлять конём… (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Управлять — править, давая ход, направленье; … Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье… (Даль. Словарь Даля. 2012)

Управлять — приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо, чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями (Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. 2012).

Как видим, термин «управление», прежде всего, означает приведение в движение, начало движения.

Сущность полиса ОСАГО

Полисом ОСАГО водитель производит страхование своей ответственности на дороге перед остальными участниками дорожного движения. Когда происходит авария, разбираются между собой не сами автолюбители, а их страховые компании. Страховщик виновной стороны должен будет компенсировать нанесенный ущерб потерпевшему. Данный порядок распространяется тогда, когда с обеих сторон ответственность застрахована. Полис оформляется отдельно на каждую машину со сроком действия один год. В случае нарушений, которые регулируются Уголовным кодексом, вина с водителя не снимается.

Не стоит забывать, что автомобиль не будет застрахован без прохождения им техосмотра. Это мероприятие, в ходе которого выясняется, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности, находится в исправном состоянии. По его итогам автовладельцу выдается диагностическая карта, второй экземпляр остается у эксперта и сохраняется в течение трех лет. Документ сохраняется еще и в электронной форме, которая передается в соответствующую базу и может там храниться более пяти лет.

Срок действия диагностической карты зависит от возраста автомобиля. Ежегодно проверяют техническое состояние авто с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн, со специальными сигналами, а также учебные машины. При страховании предъявление диагностической карты в бумажном виде не требуется, так как ее наличие можно проверить в единой базе.

На сегодняшний день техосмотр транспортного средства включает в себя проверку: аптечки, регистрационных знаков, огнетушителя, тормозной и осветительных систем, подвески, люфт руля, дверных замков, токсичность выхлопных газов, жидкостей, а также проводится инструментальное диагностирование машины.

Стоимость проведения техосмотра зависит от региона и характеристик транспортного средства. Проводить его могут только организации, прошедшие соответствующую аккредитацию.

Плюсы электронного полиса неоспоримы:

  • не требует больших затрат времени на дорогу и оформление;
  • уплачиваются только обязательные услуги, без дополнительных, навязанных специалистом;
  • сохраняются льготы в случае безаварийной езды в связи с использованием единой базы;
  • печать на специальном бланке не требуется, в случае потери полиса его можно распечатать повторно;
  • информация о заключении договора страхования хранится в базе, нет необходимости иметь постоянно в наличии с собой определенный комплект документов на управление автомобилем.

Несмотря на все преимущества, сохраняется риск стать клиентом компании, не имеющей права выдавать полис ОСАГО. В таком случае оформленный документ окажется недействительным. Распознать фальшивку можно по следующим чертам:

  1. Заниженная стоимость – сумма к выплате по страховке имеет единый принцип вычисления и регулируется Центральным банком России. Акции и специальные предложения могут выдать мошенника.
  2. Неизвестный сайт – существует множество ресурсов, не являющихся официальными страницами страховых компаний.

Если все-таки не получилось избежать сотрудничества с мошенниками, можно заказать консультацию юриста, чтобы он помог найти выход из ситуации.

В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?

В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:

  • Открывание двери транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Запуск двигателя транспортного средства дистанционного (с помощью пульта);
  • Открывание двери транспортного средства ключем («вручную»);
  • Посадка водителя (или третьего лица) на водительское кресло автомобиля;
  • Запуск водителем, находящимся в водительском кресле, двигателя транспортного средства.
  • Переключение реле работы стеклоочистителей, включение работы световых элементов, обогрева, кондиционера и т.д.

Что понимается в ПДД под транспортными средствами. Являются ли транспортными средствами электросамокаты, скутеры, гироскутеры и т.п.?

2. Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
  • трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
  • транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
    При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *