Особенности налогообложения международных грузоперевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности налогообложения международных грузоперевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Внесенные Законом N 309-ФЗ (Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») изменения в гл. 21 НК РФ оказались не столько кардинальными или существенными, сколько запутанными и непростыми для понимания. Поправки в основном волнуют экспедиторов, так как в отношении них больше уточнений, чем в отношении самих перевозчиков, работающих на международных маршрутах. В связи с этим Минфин сразу несколько разъяснений посвятил международной транспортной экспедиции. Начнем с Письма от 26.01.2011 N 03-07-08/25, которое дает весьма общее представление о порядке применения нулевой ставки экспедиторами.

Предоставление контейнеров как часть экспедиторских услуг

Порядок применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по предоставлению контейнеров российской организацией для вывоза товаров с территории РФ (для ввоза товаров на территорию РФ) рассмотрен в Письме Минфина России от 28.01.2011 N 03-07-08/28. В нем сказано, что нормы пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ в обновленной редакции Закона N 309-ФЗ позволяют применить нулевую ставку в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению контейнеров для осуществления международных перевозок. При этом данные услуги должны быть связаны с международными перевозками товаров транспортными средствами как в прямом, так и в смешанном сообщении между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой — на территории иностранного государства.

Как и по другим услугам транспортной экспедиции, в налоговую инспекцию нужно отправить документы, поименованные в п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Но это еще не все, чиновники обращают внимание на то, что услуги по сдаче в аренду (субаренду) контейнеров, оказываемые указанными организациями, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ облагаются по традиционной ставке. Как это понимать? То ли контейнеры передаются в аренду (субаренду) для операций, не связанных с международными перевозками, то ли чиновники не рекомендуют оформлять отношения экспедитора и заказчика в части предоставления контейнеров договором аренды. Сложно сказать, но ясно одно, что раз в нормах, регулирующих порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых по нулевой ставке и перечисленных в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, нет упоминания об аренде, то этот факт не должен присутствовать в любом виде в транспортно-экспедиционном обслуживании, связанном с организацией и осуществлением международных перевозок грузов. Все оказываемые экспедитором услуги должны соответствовать формулировкам налогового законодательства, что позволяет надеяться на применение нулевой ставки НДС при соблюдении прочих условий, установленных гл. 21 НК РФ.

* * *

В статье освещена лишь часть разъяснений финансового ведомства, опубликованных в начале 2011 г. При этом рассмотренные вопросы настолько сложны, что поток запросов налогоплательщиков в Минфин не прекращается. Будем ждать новых комментариев чиновников.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).

* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Нюансы обложения прочих доходов

В ходе международных перевозок российская транспортная компания наряду с основным вознаграждением может получать иные доходы, такие как штрафные санкции и пени за нарушение партнером условий договоров. Нужно ли включать данные поступления в облагаемый доход? В Письме УФНС по г. Москве от 26.01.2009 N 19-12/005247 налоговики дают ответ на этот вопрос на примере международных перевозок, регулируемых Соглашением с Республикой Беларусь. Виды доходов от источников в иностранном государстве, о которых в данном Соглашении прямо не говорится, могут облагаться налогом в этом государстве. То есть с пеней и штрафов, в отличие от самих перевозок, налог уплачивается в государстве, где находится источник дохода, то есть заказчик. Российский же перевозчик может зачесть уплаченный за рубежом налог при расчете налога на прибыль по российскому законодательству по правилам ст. 311 НК РФ.

Нужно ли удерживать налог с вознаграждения иностранного партнера?

Практика показывает, что российским перевозчикам порой проще заключить договор с иностранными коллегами, чем самим перевозить грузы в удаленный пункт назначения. В таком случае российская транспортная компания выступает больше в роли экспедитора, которому нужно знать, что иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении тех видов доходов, которые указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ. Одним из таких доходов является доход от международных перевозок. Российская организация, оплачивающая иностранным партнерам стоимость перевозки грузов в международном сообщении, признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению и удержанию налога на прибыль (Письмо Минфина России от 06.05.2009 N 03-03-06/1/302). Кстати, налог на прибыль с доходов иностранных организаций от международных перевозок взимается у источника выплаты в РФ по ставке 10% (п. 1 ст. 310, пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ, Письмо УФНС по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/072627).

Проформа-инвойс / Счёт-проформа

Если совсем просто, Proforma Invoice или Счёт-проформа — предварительный счёт на оплату товара, товаросопроводительный документ, подтверждающий только отгрузку товара продавцом покупателю, но не его продажу.

Отличие Проформы-инвойса от обычного Счёта заключается в том, что Счёт-проформа не является расчётным документом. Proforma Invoice содержит сведения о номенклатуре и стоимости товаров, но при этом не требует уплаты указанной в нём суммы. Проформа-инвойс по сути — документ для перевозчика, он может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар.

Проформа-инвойс оформляется, когда, по контракту, товар поставляется без предоплаты или — с частичной предоплатой. Также — при поставке товара на консигнацию, для технической экспертизы, для участия в международных выставках или аукционах или — в качестве давальческого сырья на дальнейшую переработку.

Фактически, бланк Проформы-инвойса дублирует данные Инвойса, только без информации о сроках платежей и банковских реквизитов сторон.

Проформа-инвойс — cтандартная форма.

Важно!Проформа-инвойс заполняется только на компьютере (или пишущей машинке — для любителей ретро :), ошибки, опечатки, рукописные поправки или описание товаров в произвольной форме таможня не принимает.

От морского порта, через который товары ввезены на территорию Российской Федерации, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-07-08/41).

Читайте также:  Онлайн калькулятор расчета пособия одинокой матери в Украине

Порядок документального подтверждения права на применение ставки 0% изложен в п. 3.1. ст. 165 НК РФ. В частности, в данной норме установлено, что при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налогообложение услуг по перевозкам и транспортно –экспедиционных услуг (ТЭУ) в 2019 г. Документооборот. Договоры страхования гражд. ответственности

семинар

1. Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение в 2019 г

  • Правовое регулирование договора транспортной экспедиции и две взаимоисключающие квалификации договора транспортной экспедиции.
  • Преимущества и недостатки «посреднического» и «подрядного» договоров транспортной экспедиции
  • Безупречный документооборот по договору транспортной экспедиции: единые формы и требования к первичным документам для целей налога на прибыль
  • Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов. Стоит ли прислушаться?
  • Судебная практика Позиция ВС РФ

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом при оказании экспедиционных услуг,

  • Когда экспедитор не несет ответственность перед заказчиком.
  • Договор страхования гражданской ответственности экспедитора и договор страхования груза. Отличие. На что обратить внимание заказчику
  • Пределы ответственности экспедитора при международных перевозках и внутрироссийских.
  • Как использовать законодательство для изменения размера ответственности экспедитора
  • Отражение страхования грузов в торговых соглашениях

Новации 2019 года

  • Новый налоговый агент по НДС
  • Стоит ли сотказываться от нулевой ставки НДС по услугам, связанным с экспортом?
  • Отказ от права собственности на предоставляемые ж/д составы и контейнеры для международных перевозок
  • Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя

Особые правила перевыставления экспедиторами сводных счетов-фактур, заполнения книг продаж и журналов.

Место реализации транспортно-экспедиционных услуг и ставки НДС :

  • Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец
  • Заказчик – резидент РФ , исполнитель – член ЕАЭС
  • Заказчик член ЕАЭС , исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.

Место реализации услуг по предоставлению вагонов ( контейнеров) и отличие от услуг по аренде.

  • при международных перевозках
  • для перевозок между станциями, находящимися на территории иностранного государства.
  • резидент РФ предоставляет резиденту РФ ж/д состав для перевозок по территории ЕАЭС
  • член ЕАЭС предоставляет резиденту РФ ж/д состав

К каким последствием приводит отличие международных соглашений ЕАЭС от НК РФ.

Особенности налогообложения при оказании транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке и документальное подтверждение нулевой ставки НДС:

  • оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки
  • организация международной перевозки образцов товаров, а также деловой корреспонденции
  • организация международной перевозки грузов, не предназначенных для реализации
  • оказание услуг экспедитором при организации перевозки товаров, ввозимых на территорию РФ
  • организация международной перевозки товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре временного вывоза

Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков

Схемы доставки экспедитором груза Заказчику. Кто и как заполняет транспортные накладные

  • экспедитор осуществляют доставку собственным транспортом – наиболее простая и понятная схема.
  • экспедитор осуществляют доставку привлеченным транспортом
  • Экспедитор организует от своего имени доставку товара привлеченным транспортом – посреднические услуги.

Когда резидент РФ становится налоговым агентом по НДС. Бухгалтерские проводки. Счета-фактуры, книги покупок и продаж .

Экспедитор-«упрощенец». Особенности налогообложения

2. Перевозки ( в том числе международные) российскими и иностранными компаниями

  • О документальном подтверждении заключения договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
  • Документальное оформление перевозок: CMP, корнет TIR, таможенная декларация, ТТН, счет, акт об оказании услуг, счет-фактура и др.
  • Специфические моменты и особенности страхования при международных и внутренних перевозках
  • Страхование грузов или CMR страхование? Отличия. Что выбрать.
  • Лимит ответственности при международных перевозках. Как заказчику использовать лазейки международного законодательства и покрыть все убытки, не предусмотренные CMR страхованием.
  • Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта

Проблемы документального подтверждения ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.

  • Влияние базисов поставки по ИНКОТЕРМС 2010 на условия перевозок и распределения обязанностей Продавца и Покупателя по доставке грузов
  • НДС в отношении услуг по международной перевозке в случае оказания этих услуг несколькими лицами или с привлечением третьих лиц. Позиция ВАС РФ, Минфина и ФНС России
  • Когда НДС, предъявленный перевозчиком экспортируемых товаров по ставке 18%, можно принять к вычету

Какими документами можно обосновать перевозку грузов?

  • Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю
  • Поставщик заключает договор с перевозчиком,
  • Транспортировку осуществляет покупатель

НДС при простое транспортных средств , демередже, диспаче

Особенности налогообложения перевозок всеми видами транспорта ( в том числе в рамках ЕАЭС) в 2018 и 2019гг .

  • Договор перевозки заключен с иностранным перевозчиком, с перевозчиками из стран ЕАЭС.
  • Как платить НДС, если российская транспортная компания оказывает услуги перевозки из Беларусии в Евросоюз
  • Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника ТС на территорию другого участника ТС через территорию РФ
  • Кто платит НДС, если услуги по перевозке оказывает филиал российской организации, расположенной в стране ЕАЭС
  • НДС при оказании российским перевозчиком на железнодорожном транспорте услуг по перевозке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь
  • Когда услуги таможенного представителя облагаются НДС по ставке 18% при международных перевозках
  • О налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации от международных перевозок и фрахта .
  • Когда российский заказчик становится налоговым агентом по налогу на доходы.
  • Проблемы использования международных соглашений(конвенций) для льготного налогообложения Как определить «реального» бенефициара.
  • Как отразить по бухучету налог на доходы с иностранных лиц.
  • Есть ли исключения для транспортно-экспедиционных услуг.

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

  1. Местом поставки услуг международной перевозки грузов является место регистрации перевозчика независимо от статуса заказчика. Если перевозчик – резидент, такие услуги облагаются НДС по ставке 0 %.
  2. Местом поставки вспомогательных в транспортной деятельности услуг является место их фактического предоставления независимо от того, кто их предоставляет – резидент или нерезидент.

Источник: Практическое руководство № 16 «Автоперевозки и транспортное экспедирование для перевозчиков, экспедиторов и заказчиков», август 2020 года.

Любой товар, проходя несколько этапов следования от производителя до конечного потребителя (включая перепродажи), проходит через повышение цены. Если товарная единица куплена за 1000 гривен и продана за 1500 грн., разница между этими ценами становится базой для обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Естественно, в увеличении цены участвуют расходы на автоперевозку, разгрузочно-погрузочные, экспедиторские работы, которые увеличивают стоимость товара.

В Украине ставка НДС на международные грузоперевозки для резидентов страны составляет 0%. Резидентами считаются граждане государства, постоянно проживающие в Украине, зарегистрированные как налогоплательщики. Аналогично резидентом считается и юрлицо (автотранспортное предприятие) с украинским регистрационным адресом и налоговым номером.

Читайте также:  Администрация МО "Кабанский район"

Для того, чтобы грузоперевозка считалась международной, она должна сопровождаться единым транспортным документом. В морских и комбинированных транспортировках таким документом становится коносамент. В международных автоперевозках основной документ — накладная CMR.

Осуществляя международные автомобильные перевозки с доставкой груза на территорию иностранных государств, перевозчик обязан соблюдать правила относительно имеющихся документов. Грузовые автотранспортные перевозки будут считаться незаконными и выполненными с нарушениями, если отсутствует хотя бы один из обязательных разрешительных документов. Все они делятся на 3 категории и бывают:

  • личными;
  • на ТС;
  • на перевозимый груз.

К подготовке пакета документов следует подходить предельно внимательно. Набор личных документов состоит из:

  • водительского удостоверения, соответствующего международным требованиям;
  • паспорта с действующими визами, дающими разрешение на въезд в другие страны;
  • командировочного удостоверения;
  • свидетельства о прохождении подготовки или переподготовки для управления грузовым автотранспортом;
  • медицинской страховки;
  • медицинской книжки, необходимой для перевозки пищевых продуктов в рамках стран СНГ;
  • свидетельства ADR;
  • регистрационных листов или тахограммы;
  • документов для прохождения процедуры таможенного оформления водительских личных вещей.

В рамках международных автомобильных перевозок следует учитывать не только обязанности, но и права сторон, принимающих участие в операциях по транспортировке товаров и грузов. Поскольку в международных грузоперевозках на автомобильном транспорте принимают участие несколько сторон, следует рассматривать отдельно права и обязанности каждой из них. Начнём с отправителя грузов. Здесь учитываются следующие моменты:

  • Грузоотправитель обязан понести ответственность за все расходы и убытки, возникшие при перевозке груза, если он предоставил неточные или недостаточно полные сведения в накладных и иных сопроводительных документах, за которые отправитель отвечал;
  • При этом отправитель груза обладает право требовать от перевозчиков тщательной проверки веса по брутто и количества транспортируемого товара, которые измеряется в различных единицах. Дополнительно у него есть право проверять грузовые места на предмет их содержимого;
  • Отправитель будет нести ответственность перед грузоперевозчиками при повреждениях и ущербе, наносимых грузу, лицам или же используемому оборудованию. Ответственность распространяется на любые издержки, обусловленные повреждением упаковочной тары, если при принятии груза не были оговорены видимые или известные грузовладельцу дефекты и нарушения;
  • Отправители обязуются перед отправкой своего товара прикреплять к сопроводительным документам все требуемые сведения и информацию, которые необходимы для осуществления таможенного оформления или прохождения иных формальных процедур. Отправитель грузов будет нести полную ответственность перед нанятым перевозчиком при любом виде ущерба, обусловленным отсутствием, неполнотой, недостоверностью или наличием ошибок в сопроводительных бумагах.

В 1958 году, когда эра международных перевозок автомобильным транспортом только зарождалась, было подписано специальное соглашение, которое регулировало вопросы создания одинаковых условий для признания и утверждения механизмов и оборудования ТС. Только к 1987 году Россия стала полноправным участником соглашения, которое к тому времени претерпело целый ряд изменений. С того времени начали сертифицировать международный автомобильный транспорт. К настоящему моменту существуют сотни правил и директив, разработанных при ООН и Евросоюзом. В основном, они направлены на предъявление требований к новым транспортным средствам, которые передвигаются по европейским дорогам.

Большинство правил касается самих автопроизводителей, а не непосредственных пользователей создаваемого транспорта. Если же говорить про перевозчиков, то к ним предъявлены ограни��ения по массе, габаритам и экологическому воздействию на окружающую среду со стороны эксплуатируемого авто. Первое ключевое правило представлено под No49. Оно регулирует вопросы токсичности выхлопного газа, который производит двигатель внутреннего сгорания. Именно этот нормативный акт позволяет классифицировать ТС по нормам от Евро-0 до Евро-6. Последний является наиболее жёстким экологическим стандартом, принятым ещё в 2013 году.

В правиле под номером 51 предусмотрены ограничения по создаваемому автомобилями шуму. Согласно нормативным документам, если ТС имеет мощностью ДВС от 150 кВт и выше, то при разгоне шум не должен превышать 80 дБ. В случае выпуска сжатого воздуха из компрессоров шумность может достигать не более 72 дБ. Если автотранспорт соответствует этим нормам, его маркируют буквой L. При ещё более низких показателях шумности применяется маркировка в виде буквы G.

Всю процедуру международной грузоперевозки автомобильным транспортом можно разделить на 3 этапа:

  • погрузка;
  • доставка (транспортировка);
  • выгрузка.

Каждый из этапов включает несколько отдельных операций, которые осуществляются в рамках подготовки, организации непосредственно самой реализации доставки. Помимо транспортной компании или организации, которые берут на себя решение вопросов по перевозке груза, в процессе принимают участие и сами владельцы грузов. Международная практика автоперевозок отличается своими особенностями, которые зависят от вида и характеристик груза, способа и порядков по организации транспортировки, применения погрузо-разгрузочного оборудования и пр.

Реализация доставки осуществляется путём выполнения двух основных операций. Первой является приёмка товара от грузоотправителя, а второй выступает передача продукции к конечному получателю. Если экспортёр перевозит собственный груз, он обязан предъявить транспортной компании, которая будет осуществлять доставку, все данные и сведения о товаре. Опираясь на полученную информацию, перевозчик определяет нужное количество автотранспортных средств и их характеристики, составляет рабочий график и схему движения, согласовывает перевозку с грузовладельцем и определяет, в какую сумму обойдётся оказываемая услуга. Если стороны приходят к соглашению по всему условиям, подписывается договор на международную доставку.

Тарифы на осуществляемые автомобильные грузоперевозки могут существенно отличаться в зависимости от того, о какой стране идёт речь. Причиной тому служит большая разница в некоторых случаях по размерам заработной платы в том или ином государстве, определяющем тарифные ставки для водителей. Как и в случае с воздушным и морским видом грузоперевозок, при тарификации автоперевозок учитывается преимущественно вес. Но также принимается во внимание соотношение между весом и объёмом груза. Среднее соотношение для автоперевозок груза равняется 3 к 1. Потому если объём груза превышает его вес в 3 раза и больше, тарификация основывается с учётом так называемого теоретического веса. Чтобы его получить, нужно суммарный объём разделить на 3.

На границе каждого государства действуют таможенные посты для автотранспортных средств. Через них проходят и грузоперевозчики, которые доставляют товары в различные страны. Пограничный обязательный контроль в рамках осуществляемых международных перевозок груза необходим для:

  • обнаружения с пресечения эксплуатации транспорта, который оснащён специальными решениями для скрытия перевозимого груза от пограничников;
  • недопущения прохождения через границы ТС, преследующих иные цели, помимо перевозки груза или пассажиров;
  • контроля на предмет соответствия ТС предъявляемым техническим нормам.

Таможенный осуществляемый контроль при международных автомобильных перевозках товаров и различной продукции осуществляется в определённой последовательности.

Налогообложение при международных перевозках

Очень удобный и повсеместный авиационный транспорт, в основном применяется только для доставки срочных или скоропортящихся некрупных грузов. Для тяжелых и объемных грузов этот тип транспорта неуместен, поскольку способ доставки грузов авиационным транспортом очень затратный в экономическом плане. читать подробнее

Под термином мультимодальность понимают комбинирование нескольких типов транспорта, что означает мультимодальную доставку грузов. Все зависит от сложности пути следования груза и конкретной ситуации. Примером такой доставки является путь груза сначала на автотранспорте в морской порт, перевозка его по морю, а затем из морского порта его перегрузка снова на автотранспорт, который доставляет груз непосредственно до двери клиента. читать подробнее

Транзит грузов и товаров, исполняемый нашей фирмой, является интернациональным и повсеместным, включая совершенно разные страны.

Осуществляя грузоперевозки по России, а также странам ближнего и дальнего зарубежья, мы работаем в 4 направлениях.

Популярнейшее направление, которое стало уже традиционным. Транспортировка грузов на этой территории проверена временем, ведь экономические отношения России с Европейскими странами укреплялись в течение многих лет и очень надежны. Для «DMlogist» грузоперевозки из и в такие страны как Англия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Чехия, Дания, Голландия, Норвегия, Финляндия и т.д. — самые привычные нам и популярные заказы клиентов. Список стран, входящих в этот сегмент, объединяет все станы Европы, включая Турцию.

Грузоперевозки могут проходить через территорию Белоруссии, Украины и стран Прибалтики, все зависит от начальной и конечной точек следования. Здесь применяют обычно автомобильный транспорт, но учитывая индивидуальный заказ и маршрут, по которому будет происходить доставка, также подключают другие виды транспорта, например, это может быть морской транспорт через порт Санкт-Петербурга, а при срочности доставки будет удобен авиатранспорт.

Большую роль в международных грузоперевозках имеют такие две страны, как Германия и Финляндия. Хочется отдельно выделить значение этих стран, как участников экономических отношений в сфере логистики. Германия является очень удобной в транспортном и географическом плане пунктом, куда направляют товары из самых разных стран мира. Затем доставка идет по суше или по воде. В свою очередь, международные перевозки грузов и товаров с помощью автотранспорта через Финляндию или из нее обладают свойством рациональности и универсальности, поскольку эта страна — наш сосед, и этот вариант является одним из самых оптимальных в экономическом плане.

Читайте также:  Сколько процентов от зарплаты могут удерживать судебные приставы

1.Услуги по международной перевозке товара облагаются по нулевой ставке. При этом оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) не препятствует применению ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. То есть, оказывая услугу по экспортной перевозке грузов с привлечением третьего лица — перевозчика, вы также применяете нулевую ставку и не позднее 5 календарных дней со дня оказания услуг выставляете покупателю услуг (грузоотправителю) счет-фактуру в двух экземплярах .

Но обратите внимание, счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки НДС 0% . И нулевую ставку нужно подтвердить, представив в ИФНС вместе с декларацией необходимые документы в течение 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах.

Кроме того, по нулевой ставке облагаются оказываемые грузоотправителю на основании договора транспортной экспедиции транспортно-экспедиционные услуги, закрытый перечень которых установлен абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В случае заключения обычного посреднического договора нулевая ставка в отношении вознаграждения не применяется. Если вы будете оказывать услуги, не поименованные в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги также нужно облагать по ставке 18% .

Для посреднических договоров, в которых посредник действует от своего имени, установлен особый порядок составления счетов-фактур и их регистрации в журнале учета счетов-фактур. Тогда как для экспедиторов порядок выставления счетов-фактур Постановлением N 1137 не определен. В таком случае можно воспользоваться разъяснениями контролирующих органов .

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

В РФ налогообложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ. К доходам, не связанным с предпринимательской деятельностью, относятся, в частности, доходы от международных перевозок (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ). Налоги на такие доходы удерживается у источника выплаты доходов.
В том же пункте содержится определение понятия международных перевозок. Как было отмечено выше, к международным не относятся перевозки исключительно за пределами РФ.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ доходы от международных перевозок облагаются у источника выплаты по ставке 10%.

Однако если иностранная организация является резидентом государства, с которым Россия имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, применяются положения соответствующего договора (вопрос о международных договорах не является предметом рассмотрения данной статьи).

В соответствии со ст. 310 НК РФ налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации, исчисляется и удерживается российской организацией. Таким образом, российская организация является налоговым агентом и должна выполнять соответствующие обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность. Эта позиция отражена, в частности, в Письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 19-11/033668.

Зачастую при доставке товаров необходимо заключение двух договоров: договор перевозки и транспортной экспедиции. При этом следует разграничивать услуги, оказываемые организацией.

Проблема разграничения возникает в связи с тем, что согласно пп. 8 пункта 1 ст. 309 НК РФ, лишь доходы от международных перевозок подлежат налогообложению у источника в России, и они не включают доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг. Следовательно, к последним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Доходы иностранной организации от оказания транспортно-экспедиционных услуг могут облагаться налогом в России только в тех случаях, если такие услуги оказаны на территории России и их оказание привело к образованию постоянного представительства данной иностранной организации в России. Однако при этом иностранная организация сама исполняет обязанность по уплате налога, т.е. российская организация не является налоговым агентом в данном случае.

Аналогичная позиция представлена в ряде Писем Минфина РФ (см., например, Письмо от 18.07.2008 N 03-03-06/1/412 и Письмо от 09.09.2005 N 03-08-05). Кроме того, имеется судебная практика по данному вопросу, в частности, Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2007, 15.08.2007 № КА-А40/7815-07-П по делу № А40-20833/06-117-173. В указанном Постановлении суд, проанализировав обстоятельства дела, также пришел к выводу о том, что доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не являются доходами, аналогичными перечисленным в пункте 1 ст. 309 НК РФ. При этом суд обосновал свой вывод следующим образом: все перечисленные в статье доходы связаны с использованием собственности иностранной организации (ценных бумаг, недвижимости, основных средств, интеллектуальной собственности и др.), тогда как доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не связаны с использованием собственности, а являются услугами. Следовательно, эти доходы не должны подлежать налогообложению у источника выплаты на основании пункта 1 ст. 309 НК РФ, и у российской организации отсутствуют обязанности налогового агента.

Таким образом, следует четко понимать, какой вид услуг оказывает иностранная компания, и, соответственно, какой договор с ней заключен.

На практике не всегда четко разграничиваются услуги по международной перевозке и транспортно-экспедиционные услуги. Так, иностранная компания может являться перевозчиком и непосредственно везти груз в Россию, однако при этом оказывать и транспортно-экспедиционные услуги. Проблема возникает, когда выплаты иностранной компании не разграничиваются, т. е. невозможно четко указать, какая именно часть выплат приходится на долю перевозок, а какая – на транспортно-экспедиционные услуги.

Если в этом случае российская организация решит не удерживать налог со всех выплат иностранной компании, она может быть оштрафована на основании статьи 123 НК РФ (Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и/или перечислению налогов). При этом налоговые органы могут начислять налог на всю сумму выплат. В этом случае выходом для налогоплательщика может стать оспаривание решения налоговых органов в арбитражном суде. Отметим, что подобный спор уже рассматривался в арбитражных судах (см, например, упомянутое выше Постановление ФАС Московского округа), и решение было принято в пользу налогоплательщика.

Однако подобной ситуации можно избежать, если четко разграничить в договоре услуги по перевозке и транспортно-экспедиционные услуги и отдельно указать их стоимость. При этом с выплаты дохода по перевозке груза необходимо удержать налог на доходы (10% — пп. 2 п. 2 статьи 284 НК), а с выплаты дохода по оказанию транспортно-экспедиционных услуг налог на доходы не удерживать.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *