Права и обязанности детей: конституция РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности детей: конституция РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Общие Правила Поведения Учащихся:

Поведение учащихся на уроке:

3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

(Конституция РФ, ст. 17 п. 3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3)

3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их, при желании ответить или задать вопрос учителю – поднять руку.

3.3. Время перемены – личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

(Конституция РФ, ст. 17 п.3)

2.26.Поведение учащихся в столовой:

— бережно относиться к имуществу столовой,

— во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,

— убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

— не приходить в столовую в верхней одежде,

— не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

3.5. Дежурные по школе (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:

— присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 7 час. 55 мин.;

— проверят наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;

— помогать переодеваться младшим школьникам;

— следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;

— поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.

Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

3.6. Требования к внешнему виду учащихся:

— в школу учащиеся начальной школы приходят в школьной форме. (утверждено на методобъединении начальной школы)

— учащиеся 5-11 классов приходят в школу в одежде делового стиля. Мальчики – в костюмах (пиджак, рубашка с галстуком или водолазка). Девочки – юбка темного цвета, блузка или водолазка,

— недопустимо ношение одежды излишне открытой;

— не допустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии,

— рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях,

— рекомендуется маникюр – классический, светлых, не вызывающих тонов,

— недопустимо ношение одежды, подчеркивающий принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению,

— в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви,

— не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде,

— не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин..

Основные обязанности детей

  • Согласно Конституции, дети с 6 лет обязаны получать дошкольное и школьное среднее образование, то есть ходить в детский сад или учиться в школе. Причем они должны строго соблюдать дисциплину, установленную в стенах образовательного учреждения.
  • С 8 лет на малышей возлагается обязательство придерживаться устава школы и правил поведения в обществе.
  • 14-летний ребенок обязан выполнять поручения, согласно ТК РФ, а также соблюдать трудовой распорядок, в случае если он устроился на работу. Кроме того, он должен придерживаться правил, установленных обществом и соблюдать устав школы, в которой он обучается.
  • С 17 лет мальчики обязаны встать на учет в военкомат и стать военнообязанным.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Конституция РФ, ст.43

Конституция РФ, Статья 43

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комм. Ноздрачев А.Ф.

Права и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Читайте также:  Будут ли оплачивать больничные листы, если сотрудник имеет срочный контракт

Право ребенка на защиту. [↑]

Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.

В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.

С момента рождения ребенок приобретает данное право. Имя включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Семейный кодекс РФ определяет порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии. Имя дается по соглашению родителей, а отчество — по имени отца. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей; в случае если фамилии родителей разные — по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Возникающие между родителями разногласия по поводу фамилии или имени детей (при разных фамилиях родителей) решаются органами опеки и попечительства.

В случае неустановленного отцовства имя ребенку дается по желанию матери, отчество — по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка до достижения им 14 лет. Причинами этого могут быть неудачное сочетание имени и отчества, трудности произношения последних и др. По достижении ребенком десятилетнего возраста изменение имени и фамилии возможно лишь с его согласия.

Если родители проживают раздельно (причины не имеют значения), тот из них, с которым ребенок проживает постоянно, имеет право просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Исходя из интересов ребенка и только с его согласия вопрос решается органом опеки и попечительства при условии достижения им десятилетнего возраста. Что касается мнения другого родителя, оно обязательно учитывается, однако для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку не является решающим. Как уже было сказано, изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.

Приведем пример. Ребенок, носящий фамилию отца, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака (у всех другая фамилия). Отец возражает против изменения фамилии, что, безусловно, отражается на интересах ребенка, оказавшегося в затруднительном положении — ему приходится отвечать (в школе, во дворе и т.д.) на мучительные для него вопросы по поводу разных фамилий членов семьи.

Документы, доказывающие права и обязанности детей

Большое влияние на развитие законодательства о правах ребенка оказала Женевская декларация прав детей. Она была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 24 сентября 1924 года. Главный вклад данной декларации – определение стратегического направления о том, что ребёнок должен получать самое лучшее, что есть у человечества.

Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году и считалась первым международным документом по правам человека. В ней говорится, что каждый ребёнок имеет право заботу и защиту своих прав, на что не влияет пол, родной язык, происхождение, национальность, вера и другие факторы.

В 1959 году отдельная Декларация прав ребенка утвердила, что каждый ребенок нуждается в особой правовой защите, и что власть и общественные организации должны соблюдать права ребенка и осуществлять меры по их защите. В 1979 году была принята Конвенция о правах ребенка организацией Объединенных Наций. Она включала социально-правовые основы. Из них главными являются такие: ребенок – это самостоятельная и полноправная личность, а также были обоснованы ценности интересов ребенка перед нуждами страны, отечества, семьи и религии.

В названных бумагах четко просматриваются главные права детей на имя и фамилию, гражданство, образование, отдых, материальную независимость и т.д. Важное место занимает проблема поддержки и охраны прав детей, защиты ребенка от жестокого обращения и эксплуатации.

В 1990 году в Нью-Йорке выдана всемирная Декларация о обеспечении выживания, защиты и развития ребенка. Государства, которые принимали в ней участие, объявили, что готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение и жизнедеятельность детей. Дополнением к Конвенции о правах детей стала Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка, принятая 25 января 1996 года в масштабах Совета Европы. Она обозначила меры, которые призваны для соблюдения прав детей, особо в судебном процессе и административной практике.

К Конвенции о правах ребенка было принято два факультативных протокола Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 года:

  • Документ про торговлю детьми и детскую проституцию.
  • Документ про участие детей в вооруженных конфликтах.

При стихийных бедствиях, геноциде, вооружённых конфликтах, участвующие страны пообещали приложить все усилия, чтобы дети получили необходимую поддержку, охрану и защиту для быстрого возвращения к нормальной жизни.

10 мая 2002 года было выдвинуто предложения создания глобального движения «Мир, подходящий для жизни детей». Предложение поступило от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Цель данного движения – обеспечить детям полную безопасность и благосостояние.

На сегодня детские права оберегаются такими лицами:

  • Органы государственной власти.
  • Родители или опекуны.
  • Педагогические, медицинские или социальные работники.
  • Общественные организации.

Конституция РФ устанавливает, что семья, материнство и детство на­ходятся под защитой государства. Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейное право — это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникшие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекра­щения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними.

Центральное место среди источников семейного права занимает Се­мейный кодекс (принят 08.12. 1995 г.). Он содержит следующие разделы: семейное законодательство; заключение и прекращение брака; права и
обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алимент­ные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; коллизионные семейные нормы.

Основными принципами семейного права являются:

Читайте также:  Инструкция по замене СНИЛС при смене фамилии: где и как поменять свидетельство?

— единобрачие или моногамия;

— отстранение церкви от участия в регулировании брачных и семейных отношений;

— свобода и добровольность брачного союза, охраняемые законом;

— свобода расторжения брака, развод с целью защиты интересов несо­вершеннолетних детей, производится под контролем государства;

— равноправие мужчины и женщины;

— равноправие всех граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии;

— охрана и поощрение со стороны общества и государства материнства;

— воспитание детей в семье, обеспечение и защита их интересов;

— охрана родительских прав, которые в сочетании с возложенными на родителей обязанностями по отношению к детям, осуществляются в инте­ресах как детей, так и самих родителей;

— моральная и материальная поддержка участников семейных отношений.

Семья начинается с заключения брака. Брак в РФ — это добровольный и

равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаим­ной любви, дружбы и уважения, имеющий целью создание семьи и заклю­ченный в установленном порядке с соблюдением требований закона. За­ключение брака происходит в государственных органах записи актов гра­жданского состояния органов местного самоуправления, дворцах бракосочетания в городах, а также разрешается регистрация брака по ува­жительной причине в стационаре лечебного учреждения или на дому. Бра­ки российских граждан, проживающих вне пределов РФ, заключаются в посольствах или консульствах РФ в зарубежных странах.

Законом предусматриваются условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное согласие лиц, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста, который по общему правилу совпадает с совершенно­летием — 18 лет. Органы местного самоуправления могут в исключитель­ных случаях (беременность женщины, рождение ребенка и др.) понижать брачный возраст до 16 лет. Законодательством также установлен порядок и условия заключения брака для лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Законом предусмотрено, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомленными о состоянии здоровья друг друга, и устанавлива­ет обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускаются: инцестные браки; браки между гражданами, если кто-то из них состоит уже в другом браке; браки между усыновителями и усыновленными; браки между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Нарушение перечисленных условий влечет за собой признание судом брака недействительным. В этом случае прекращаются все ранее возникшие семейные права и обязанности, за исключением прав детей, родившихся в таком браке.

Лица, желающие зарегистрировать брак, подают лично совместное за­явление в органы ЗАГСа по месту постоянного или временного жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Заключение брака проис­ходит по общему правилу. По окончании месячного срока после подачи заявления. При регистрации брака обязательно предъявляется документ, удостоверяющий личность, в котором производится запись о регистрации брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого суп­руга, даты и места регистрации брака.

В случае если один из супругов принимает фамилию другого, то под штампом регистрации делается пометка о необходимости обмена паспорта в связи с изменением фамилии. После регистрации брака супругам выдает­ся свидетельство о браке установленного образца. Браки российских граж­
дан с иностранцами, а также браки иностранцев между собой заключаются на общих основаниях.

Регистрация брака порождает возникновение прав и обязанностей суп­ругов как личного, так и имущественного характера. К личным правам супругов относится право избирать фамилию одного из супругов в качест­ве общей фамилии, сохранить свою добрачную фамилию, присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Каждый из супругов пользуется в семье равными правами, и несет равные обязанности. Супруги пользуются пра­вом равной и неограниченной свободы выбора рода занятий, профессий и места жительства.

Имущественные отношений супругов регулируются нормами не толь­ко семейного, но и гражданского права. Согласно этим нормам, различает­ся имущество, приобретенное каждым из супругов до брака, а также иму­щество, нажитое во время зарегистрированного брака. Все имущество, принадлежащее супругам до заключения брака, является раздельной соб­ственностью каждого из них. Личной раздельной собственностью призна­ется полученное ими во время брака в порядке наследования или в дар, за исключением случаев, когда имущество было подарено обоим супругам совместно. Раздельным имуществом каждого из супругов признаются так­же вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и прочее), хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих средств супругов. Исключение составляют ценности и предметы роскоши.

Каждый из супругов самостоятельно владеет, пользуется и распоряжа­ется принадлежащим ему раздельным имуществом. Все имущество, нажи­тое супругами во время брака, признается законом их общей совместной собственностью. Каждый из супругов имеет равные права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Доля каждого из супругов определяется только в случае раздела имущества судом как во время брака по иску, так и после его расторжения.

Семейный кодекс предусматривает договорной режим имущества суп­ругов. Брачным договором признается соглашение, в котором супруги са­ми определяют свои имущественные права и обязанности в браке и после его расторжения. Договор может быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению сторон; соглашение об его изменение и расторжении совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Если он был за­ключен до брака, то приобретает силу только с момента регистрации. При этом любые положения договора могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий.

Существует несколько оснований для признания брачного договора недействительным:

— в результате признания брака недействительным;

— если он содержит условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречит основным началам се­мейного законодательства;

— несоответствие договора закону;

— когда цель заключения договора противоречит основам правопорядка и нравственности;

— если брак фиктивный;

— если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности;

— если при заключении договора один из супругов был не способен по­нимать значение своих действий или заблуждался, подписав договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

Обязанность ребенка получить основное общее образование

В части 4 статьи 43 Конституции РФ на ребенка возлагается обязанность получить основное общее образование. Исполнение данной обязанности при этом гарантируется не столько установлением законодателем ответственности за её неисполнение, сколько дополнительным закреплением в том же положении Основного Закона обязанности родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми этого образования (последняя обязанность, впрочем, также не обеспечена возможностью наступления ответственности).

Несмотря на тот факт, что рассматриваемая обязанность ребенка носит, таким образом, скорее, декларативный характер и на практике её неисполнение может обернуться для субъекта в самом худшем случае отсутствием аттестата и невозможностью продолжить дальнейшее образование, закрепление подобного положения в Конституции именно в качестве обязанности, а не права (как это сделано, например, в Швейцарии и Бразилии) чрезвычайно важно для современного российского общества. Только обязанность способна обеспечить реальность участия несовершеннолетнего в образовательном процессе, только законодательно установленная необходимость может придать обучающемуся (пусть даже под влиянием его родителей) нужный импульс для того, чтобы запустить весь механизм организации и осуществления образования как важнейшей функции государства. Особая общественная значимость необходимости обязательного минимального уровня образования была осознана еще Петром I. С тех пор законодательство претерпело существенные изменения, однако цель его осталась прежней — гарантировать получение людьми определенного уровня знаний, умений и навыков, минимально необходимых для поддержания общества на соответствующем уровне развития.

Читайте также:  Наследство, приватизация и маткапитал: как отказаться от доли в квартире

В силу вышеприведенных выводов автору работы трудно согласиться с мнением Т.Н. Матюшевой о том, что вступление индивида в образовательные отношения любого уровня должно рассматриваться исключительно как право, но не как обязанность личности.1 Представляется, что для ребенка получение основного общего образования является именно обязанностью, что прямо следует из положений Конституции.

Полная и обоснованная трактовка обязанности несовершеннолетнего получить минимальный обязательный уровень образования невозможна без анализа иных правовых актов, принятых в этой сфере. К примеру, Закон «Об образовании»» приводит понятие общего образования, включающего в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Более подробно данные ступени описываются в ряде других нормативных актов, в частности, в Типовом положении об общеобразовательном учреждении : нормативный срок освоения программы начального общего образования составляет 4 года (т.е. это 4 класса начальной школы), срок освоения программы основного общего образования составляет 5-6 лет (стандартная школьная «девятилетка», в последние годы получившая возможную вариацию 10 лет обучения), а среднего (полного) общего образования — 2 года (полное обучение до 11 или 12 класса).

Конституция РФ, как уже было сказано выше, в качестве обязательного уровня устанавливает основное общее образование (т.н. «школа второй ступени» — 9-10 классов). В то же время часть 3 статьи 19 Закона «Об образовании» содержит правило, согласно которому обязательным является «общее образование», что, если исходить из его приведенной трактовки данным правовым актом в качестве трехступенчатой системы, означает полное обучение ребенка до 11-го или 12-го класса (при этом требование обязательности образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им совершеннолетия, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее).

Отмеченное несоответствие положений Закона «Об образовании» нормам Конституции основывается, по мнению автора исследования, на многолетних спорах в среде российских работников образования и юристов, касающихся необходимости и достаточности для подготовки ребенка к жизни в обществе минимального уровня образования, выбранного создателями Конституции в качестве обязательного. Так, например, специалист в области образовательного права В.И. Шкатулла не один год в своих научных трудах обосновывал необходимость ввести в России обязательное бесплатное среднее профессиональное образование, указывая при этом, что «выбор уровня обязательного образования зависит от того, каким мы хотим видеть человека, семью, государство, науку и армию»1. Введение нового уровня образования в качестве обязательного, по мнению правоведа, хотя и потребовало бы от государства дополнительного привлечения значительного объема денежных средств (по подсчетам, не менее 5% ВВП ), но зато способно было бы вывести страну на новый уровень развития, гарантировать наличие большого количества квалифицированной рабочей силы востребованных специальностей и, как следствие, процветание общества и государства. Кроме того, это в полной мере соответствовало бы пункту 2 Рекомендаций ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (от 19 ноября 1974 г.), понимающему аналог среднего профессионального образования как «составную часть общего образования, средство подготовки к профессиональной деятельности и аспект продолжающегося образования».

Здесь про то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

История появления Конституции

В глубокой древности в отношениях между людьми не было никаких правил и порядков каждый творил то, что ему вздумается. Как правило, правда всегда была на стороне более сильного, но это было несправедливо. Постепенно люди начали приходить к пониманию того, что без законов им никак не обойтись.

Законы это правила, установленные государством. Их должны соблюдать все без исключения граждане страны. Их очень много, но основной закон России это Конституция (в переводе с латинского языка означает устройство).

Она включает в себя список самых важных правил, по которым должны жить граждане Российской Федерации.

У истоков Конституции РФ стояли ученые и лучшие юристы страны, которые прописали свод основных законов. После проведения всенародного голосования референдума была принята Конституция Российской Федерации. Это важное событие произошло 12 декабря 1993 года.

Права и обязанности граждан России

В Конституции РФ прописано следующее:

  • Права граждан. Каждый гражданин России имеет право на жизнь, свободу передвижения, личную неприкосновенность, выбор профессии и отдыха, право на медицинскую помощь и жилье. Все люди равны перед законом, защитой прав граждан занимается полиция и суд.
  • Свободы граждан. К ним следует отнести свободу мысли и слова, вероисповедания, совести. Согласно этому закону никто не имеет права нарушать свободы и права других граждан.
  • Обязанности граждан. Каждый гражданин России, помимо прав и свобод, имеет и ряд обязанностей. К ним относится защита Родины, охрана природы и окружающей среды, соблюдение законов, оплата налогов.

Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко

Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *