Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия
Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.
Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.
Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.
Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.
Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.
Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.
Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.
Страны, составляющие территорию ЕАЭС
Страны, составляющие территорию ЕАЭС представляют собой особую форму торгово — экономической интеграции. На единой таможенной территории ЕАЭС отменены все таможенные барьеры, т.е. за перемещение товаров между странами, вошедшими в Союз не нужно платить таможенные платежи. На Территории государств членов таможенного союза действует Единый таможенный тариф (ЕТТ), единое таможенное законодательство. Территорию государств членов ЕАЭС очерчивает таможенная граница, отделяющая их от стран, не вошедших в страны ЕАЭС. К таможенной границе относятся таможенные пункты пропуска, через которые осуществляется ввоз и вывоз товаров. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат обязательному таможенному оформлению.
Чтобы понять предпосылки и цели создания Евразийского экономического союза, необходимо проследить за развитием процесса.
- 1995 год – главы 3-х стран (РФ, Беларуси и Казахстана) утвердили первый документ об основании ТС, позже к ним присоединился Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан;
- 2007 год – заключение договора, который подписали РФ, Казахстан и Беларусь, о строительстве ТС с общим таможенным пространством;
- 2009 год – договор наполняется другими международными соглашениями (около 40 штук);
- 2010 год – принятие Таможенного кодекса;
- 2011 год – снятие таможенной проверки между странами-участницами и перевод ее на внешние рубежи;
- 2011- 2013 гг. – принятие единых законодательных нормативов, создание общего техрегламента о безопасности товаров;
- 2015 г – к составу ТС присоединилась Армения и Кыргызстан;
- 2016 г – подписание документа об экономическом взаимодействии между государствами ТС и Вьетнамом;
- 2017 год – участники Союза сошлись во мнении, разработали и подписали Договор о кодексе ЕАЭС;
- 2018 г – вышеуказанный документ вступает в силу, Молдова становится наблюдателем при ЕАЭС, подписан документ о свободной торговле между ТС и КНР, подписан договор временного характера о создании территории свободной торговли с Ираном;
- 2019 г – начинает работать новый Таможенный кодекс, цель которого упростить товарооборот, улучшить его условия и сформировать более лояльное таможенное пространство.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Это:
- Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
- Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
- Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
- В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
- Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.
Экономические эффекты
Таможенный союз зародился в Европе и является одной из организационных форм экономической интеграции . Таможенный союз имеет два экономических эффекта: статический и динамический.
Статический эффект
Есть эффекты создания торговли и эффекты отклонения торговли. Эффект создания торговли относится к выгодам, создаваемым продуктами отечественного производства с более высокими производственными затратами для производства стран таможенного союза с более низкими затратами. Эффект отклонения торговли относится к убыткам, возникающим при импорте продукта из страны, не являющейся членом, с более низкими производственными затратами, в страну-член с более высокой стоимостью. Это цена вступления в Таможенный союз. Когда эффект создания торговли превышает трансфертный эффект, совокупный эффект от присоединения к Таможенному союзу для стран-членов представляет собой чистую прибыль, что означает повышение уровня экономического благосостояния стран-членов; в противном случае это чистый убыток и снижение уровня экономического благосостояния.
Эффект создания торговли обычно рассматривается как положительный эффект. Это связано с тем, что себестоимость внутреннего производства в стране А выше, чем стоимость производства страны А, импортируемой из страны Б. Таможенный союз заставил страну А отказаться от внутреннего производства некоторых товаров и заменить его на страну Б для производства этих товаров. . В мировом масштабе такое преобразование производства повышает эффективность распределения ресурсов .
Динамический эффект
Таможенный союз принесет не только статические эффекты государствам-членам, но и некоторые динамические эффекты
Иногда этот динамический эффект более важен, чем его статический эффект, который оказывает важное влияние на экономический рост стран-членов.
- Первый динамический эффект таможенного союза – это большой рыночный эффект (или эффект эффекта масштаба ). После создания Таможенного союза созданы хорошие условия для взаимного экспорта продукции между странами-членами. Это расширение рынка способствовало развитию корпоративного производства, позволяя производителям постоянно расширять масштабы производства, снижать затраты, пользоваться преимуществами экономии за счет масштаба и может еще больше усилить внешний эффект предприятий в рамках альянса, особенно для компаний, не являющихся его членами. конкурентоспособность . Таким образом, большой рыночный эффект, создаваемый Таможенным союзом, привел к реализации эффекта масштаба.
- Создание Таможенного союза способствовало развитию конкуренции между предприятиями стран-членов. До того, как государства-члены сформировали таможенный союз, во многих отраслях образовались внутренние монополии , а несколько предприятий долгое время занимали внутренний рынок и получали чрезмерные монопольные прибыли. Следовательно, это не способствует распределению ресурсов и техническому прогрессу различных стран. После образования таможенного союза из-за взаимной открытости рынков разных стран предприятия разных стран сталкиваются с конкуренцией со стороны аналогичных предприятий в других странах-членах. В результате, чтобы занять выгодное положение в конкурентной борьбе, предприятия неизбежно будут увеличивать инвестиции в исследования и разработки и постоянно снижать производственные затраты , тем самым создавая сильную конкурентную атмосферу внутри альянса, повышая экономическую эффективность и способствуя техническому прогрессу.
- Создание таможенного союза способствует привлечению внешних инвестиций. Создание таможенного союза подразумевает исключение товаров из стран, не являющихся его членами. Чтобы противодействовать таким неблагоприятным последствиям, страны, не входящие в альянс, могут переводить предприятия в некоторые страны таможенного союза для непосредственного производства и продажи на местном уровне, чтобы обойти единые тарифные и нетарифные барьеры. Это объективно генерирует приток капитала , сопровождающий перенос производства, привлекая большие объемы прямых иностранных инвестиций.
История таможенного союза
Руководители стран России, Белоруссии и Казахстана в 1995 году подписали первое соглашение о Таможенном союзе, в дальнейшем к ним присоединились Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. В последствии таможенный союз трансформировался в ЕврАзЭС
В октябре 2007 года лидерами Таможенного союза был подписан договор о единой таможенной территории, а в 2009 были сформированы международные договоры, которые составили основу Таможенного союза. Помимо этого, в 2009 году лидеры государств.
Вначале 2010 вступает в силу Единый таможенный тариф для трех стран основателей. Однако уже весной между странами Таможенного союза вонзило недопонимание, и глава РФ сделал заявление, что вполне вероятно Белоруссия покинет Таможенный союз. Однако несмотря на разногласия, в июле 2010 вступил в силу Таможенный кодекс, который включал себя в том числе и Белоруссию.
На границе России и Белоруссии с апреля 2011 год отменили транспортный контроль. Помимо выше перечисленных действий, таможенный контроль перенесли на внешний контур Таможенного союза. Внутренние границы сохранили оба контроля пограничный и миграционный.
В январе 2018 вступил в силу новый Таможенный кодекс.
Особенность товарооборота в Таможенном союзе заключается в следующем. Экспорт товара осуществляется с нулевой ставкой НДС, при этом идет освобождение от уплаты акцизов, при этом должно быт документальное подтверждение экспорта.
При импорте на территорию РФ из Республик Беларусь и Казахстан НДС и акцизы взимаются налоговыми органами России.
В случае оказания работ и услуг налоговые льготы, ставки и база определяется в соответствии с законодательством РФ. При этом распределении таможенных пошлин проходит по следующему принципу. Поступления в бюджет:
- России – 85,33%
- Казахстана – 7,11%,
- Белоруссии -4,55%,
- Киргизии – 1,9%,
- Армении – 1,11%.
Уже в середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о создании такого союза между бывшими советскими республиками, которые получили независимость. Их экономики были существенным образом интегрированы в общую экономическую схему, а потому после краха СССР столкнулись с большими проблемами.
В итоге в начале 1995 года соответствующее соглашение впервые заключили Российская Федерация и Республика Беларусь, а через несколько дней Соглашение о создании Таможенного союза подписал и Казахстан. К этому времени стало понятно, что восстановить единое экономическое пространство на новых условиях на территории бывшего СССР не удается, а потому решили ограничиться хотя бы общими правилами беспошлинной торговли.
На протяжении длительного времени предпринимались попытки применить на практике правила торговли, прописанные в данном соглашении. К нему также присоединились Таджикистан и Кыргызстан, и уровень торговли поначалу показывал положительную динамику. Однако затем все процессы забуксовали по простой причине – исполнительская дисциплина принятых в рамках ТС решений была крайне низкой.
Через пять лет была предпринята попытка создать из стран-участниц ТС Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), котором РФ уже отводилась лидирующая роль. Из 100 возможных голосов она получила 40. Тем самым авторы концепции попытались избежать прежних ошибок. Но это все равно не помогло, и принятые решения по-прежнему исполнялись довольно вяло. В частности, некоторые участники ЕврАзЭС продолжали устанавливать свои собственные таможенные тарифы.
В попытке сформировать новое объединение – Единое экономическое пространство прежние участники ТС (Россия, Беларусь и Казахстан) пригласили в него Украину, однако и этот союз не заладился.
И только 6 октября 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан в Душанбе подписали документы о формировании новой версии ТС и перешли к созданию единой таможенной территории. Это соглашение заработало достаточно эффективно, были разработаны и подписаны многие документы (например, Таможенный кодекс ТС и единый регламент о безопасности продукции). Все они продолжают работать и сейчас, когда ТС начал действовать в рамках созданного в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные
Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».
Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии — «ЕАЭС», и других вариантов не существует.
Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.
Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган — Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.
В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:
- Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
- Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
- Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.
Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.