Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Закону об ОСАГО срок выплаты страхового возмещения потерпевшему не может превышать 20 календарных дней со дня подачи всех предусмотренных правилами документов и осмотра транспортного средства, участвующего в ДТП. Нужно знать, что в этот период не входят официальные праздничные дни. Это значит, что на момент, к примеру, новогодних каникул, течение срока рассмотрения заявления приостанавливается.
Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД при наличии пострадавших
Присутствие раненых требует слаженных действий со стороны участников происшествия и прибывших инспекторов ГАИ. Порядок оформления ДТП при наличии пострадавших:
- Приезд оперативно-следственной группы, состоящей из дознавателя, оперативного сотрудника, эксперта.
- Вызов медицинских работников.
- Оказание первой помощи или экстренный перевоз пострадавшего в больницу при критическом состоянии здоровья.
- Осмотр места столкновения.
- Первичный опрос участников и свидетелей.
- Осмотр поврежденных автомобилей.
- Составление протокола, схемы ДТП при двух понятых или самих водителях.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автотранспортных средств.
- Передача оформленных документов в суд для дальнейшего разбирательства.
Если пострадавшее лицо отправлено в больницу, первичный опрос и написание объяснительной при оформлении ДТП откладывается до момента выздоровления. При плохом самочувствии участник ДТП обязан указать в протоколе о состоянии здоровья.
Отсутствие пострадавших граждан является причиной отказа сотрудников ГИБДД выезжать на место аварии при самостоятельном урегулировании конфликта между сторонами. Если участники не могут решить спорные моменты, инспектор ГАИ обязан выехать на вызов для оформления ДТП. Для составления европротокола дорожного происшествия без раненых и пострадавших водители могут не фиксировать данные свидетелей, достаточно будет видео или фотоматериалов.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Обязательно ли вызывать сотрудника ГИБДД при оформлении ДТП? | Нет, если в аварийной ситуации нет раненых и пострадавших, участники самостоятельно могут урегулировать конфликт. |
Что важно указать при дорожном происшествии? |
|
Какие документы обязан составить инспектор ДПС при оформлении ДТП? |
|
Нужно ли составлять расписку? | При самостоятельном урегулировании конфликта участники обязаны написать расписку о примирении сторон или получении денежных средств на месте аварии. |
Требования к участникам ДТП, предъявляемые правилами ОСАГО
После оформления происшествия стоит подумать о том, чтобы получить возмещение от страховой. После того как сотрудник Госавтоинспекции оформит ДТП, можно начать собирать необходимые документы. Для ускорения процесса рекомендуем отправиться в отделение ГИБДД, чтобы забрать копии всех документов.
Учтите, что справка о ДТП с августа 2017 года не выдается, поэтому отказать в выплате на основании того, что вы ее не предоставили, страховая не имеет права. В противном случае вам придется обжаловать действия страховщика в Российский союз автостраховщиков, прокуратуру или подавать иск в суд.
Рекомендуем направить страховщику документы в электронном виде, чтобы он проверил их (ответ дается обычно в трехдневный срок). Передайте документы в офис страховой организации вместе с заявлением о страховом возмещении на сумму, не превышающую лимит по конкретному договору ОСАГО.
Последний, в соответствии со статьей 7 Закона «Об ОСАГО», ограничивается 400 000 рублей, если нанесен только имущественный вред, и 500 000 рублей, если имеет место урон здоровью или жизни.
Последнее подразумевает летальный исход, и в этом случае от имени погибшего выступает его ближайший родственник или другой законный представитель.А вот если был составлен европротокол, то пострадавший подает своему страховщику требование о прямом возмещении ущерба.
Таким образом, существует конкретный список того, что нужно делать при ДТП, который поможет избежать привлечения к административной ответственности за невыполнение правил, а также позволит пострадавшему без проблем получить возмещение от страховщика.
Действия по остановке транспорта, помощи пострадавшим, оповещении других участников дорожного движения об аварии обязательны для всех, вне зависимости от порядка оформления ДТП — полного или упрощенного.
Заполняем европротокол
После того, как вышеуказанные действия произведены, можно убрать автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не создавать пробку, и приступить к заполнению извещения для страховой компании.
Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии включает в себя две части, заполняющиеся отдельно, но одинаковыми сведениями, и имеющие равнозначную юридическую силу. Обязательная форма протокола утверждена ЦБ РФ в октябре 2017 года.
Европротокол должен быть заполнен «от» и «до». Лишних граф в нем нет, водителям стоит помнить об этом. Заполненными считаются и графы с прочерками в виде латинской буквы «Z».
Несоблюдение данного правила повлечет правомерный отказ от компенсации в страховой компании по ОСАГО. Оспорить данный отказ в суде практически невозможно. Ведь незаполненные графы создают возможность для их последующего заполнения в не слишком законных целях. Правила по заполнению предусматривают внесение записей только лишь ручками обычного синего или фиолетового цвета чернил. Также нельзя заполнять одну часть извещения ручками с чернилами хоть и одного цвета, но разных оттенков.
Почерк должен быть максимально разборчив. Желательно даже заполнять все уведомление о ДТП печатными буквами.
ВАЖНО !!! Помарки и исправления недопустимы. Если же возникла существенная необходимость в корректировке, то исправленная запись заверяется подписями обоих участников аварийного происшествия.
Каким образом вести себя при различных видах дорожно-транспортных происшествий?
При любой аварийной ситуации паника – злейший враг водителя и пассажиров. Неумение контролировать свои эмоции может быть чревато увеличение ущерба. Поэтому важно сохранять самообладание даже в самой неприятной ситуации.
ВНИМАНИЕ !!! Нельзя перемещать предметы на месте аварийной ситуации, а также покидать его. Необходимо сфотографировать или зафиксировать на видео место ДТП. Не лишней будет и нарисованная схема расположения машин при аварии. Параллельно вызывают сотрудников ГИБДД (с мобильного телефона – 112).
Устанавливается знак, указывающий на аварийную остановку (расстояние 15 метров от ДТП), и запускается специальная сигнализация автомобиля.
ВАЖНО !!! Если есть свидетели, то надо постараться записать их контактные данные до того, как они попытаются покинуть место происшествия. Контактные данные другого участника ДТП тоже стоит зафиксировать.
Если есть возможность, то автомобили должны стоять в том же положении, что и при аварии, до приезда сотрудника полиции. Если нет такой возможности, то проезжую часть надо освободить.
В том случае, когда есть раненые, то сначала оказывают первую медицинскую помощь и вызывают карету скорой помощи, а уже потом сотрудников ГИББД.
При ДТП со смертельным исходом также сначала вызывается неотложка.
Что такое европротокол?
Фактически это возможность оформить дорожно-транспортное происшествие без участия полиции. То есть самостоятельное заполнение извещения о ДТП с подготовкой документов для страховой. Способ давно применяется за рубежом, поэтому за ним и закрепилось название «европротокол». На деле этот термин не встречается ни в одном нормативно-правовом акте, но повсеместно используется водителями.
Что важно знать о процедуре:
- Ее можно провести на всей территории России, а не только в том регионе, где автомобиль был поставлен на учет.
- Данные о ДТП можно фиксировать и передавать в страховую при помощи специальных электронных сервисов – на данный момент завершилась стадия эксперимента, правило действует на всей территории России, в том числе, в городах федерального значения.
- Kлючевые требования к процедуре и документам определяются Федеральным законом №40-ФЗ.
- Прибегнуть к процедуре могут обладатели полисов ОСАГО и КАСКО.
- Все страховые компании обязаны выплачивать возмещение по европротоколу, если участники ДТП не допустили нарушений при прохождении процедуры и оформили документы правильно.
Размер выплат по европротоколу
Сумма выплаты определяется страховой компанией в пределах действующих лимитов. В случае с полисами ОСАГО они устанавливаются Федеральным законом №40-ФЗ. Максимальный размер выплаты по полису – 400 тысяч руб. Но это не значит, что вы можете получить такие деньги за царапину на бампере. Выплата производится пропорционально причиненному ущербу.
Именно поэтому между водителями и страховщиками так часто возникают споры. В интересах участников аварии максимально подробно описать детали ДТП и повреждения транспортных средств, правильно оформить документы.
Важно сделать так, чтобы страховщику не к чему было придраться. При необходимости действия СК можно оспорить в судебном порядке. Юридическая компания «АПК» помогает доверителям урегулировать и споры и защищает права клиентов в судах Казани.
Когда водители смогут произвести оформление аварии без привлечения инспекторов ГАИ при наличии разногласий между ними
В соответствии с вступающими в силу изменениями в ФЗ «Об ОСАГО» с 01.06.2018г. появляется возможность оформлять дорожные происшествия по Европротоколу, когда причинен вред имуществу в размере, не меньшем чем 100 тыс. рублей, даже при отсутствии договоренности между сторонами столкновения. Но при этом стоит учитывать, что:
- В ДТП никто не пострадал.
- Сведения об аварии должны быть зафиксированы участвующими в процедуре лицами и переданы в информационную базу системы соответствующего страхования, которая создана:
- С применением средств экспертного контроля, обеспечивающих передачу готовящейся в некорректируемом виде информации, которая основана на использовании сигналов ГЛОНАСС в РФ, позволяющей однозначно определить факт дорожного происшествия и координаты расположения автомобилей в момент ДТП;
- С использованием программ, совместимых с информационной системой идентифицирующей и аутентифицирующей в инфраструктурном порядке, обеспечивающей взаимодействие таких систем и технологическую взаимосвязь, которые могут применяться при оказании услуг различного уровня. При этом такое обеспечение должно соответствовать требованиям, определяемымм профобъединением страховых организаций с одобрения Банка России и предусматривающего фотосъемку транспорта и его повреждений на месте происшествия.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Для чего нужен аварийный комиссар при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
Достаточно широкое распространение получила такая практика, как оформление ДТП аварийным комиссаром. Это специально обученный человек, который преимущественно является представителем страховой фирмы. Его работа заключается в оценке сложившейся ситуации, определении виновника и решении проблем с документацией. Этот специалист обладает всесторонними и разноплановыми знаниями. Они охватывают самые различные области. Это и медицина, и психология, и юриспруденция, и страхование.
Для чего нужен этот человек? Не всегда люди в экстренной ситуации могут взять себя в руки и трезво оценить произошедшее. На этот случай и существует аварийный комиссар. Его вызывают для того, чтобы схема ДТП и извещение были составлены по всем установленным правилам. Его способности позволяют дать оценку повреждениям и вынести свой вердикт. Он помогает организовать перемещение поврежденного автотранспортного средства до места проведения дальнейшей экспертизы или до ремонтного сервиса. С ним можно не переживать за правильность оформления прошения к страховой компании и получения документа от ГАИ. На его плечи полностью ложится оформление ДТП в ГИБДД. Какие документы нужны и что с ними делать, не должно волновать потерпевших.
Преимуществом аварийного комиссара является скорость и грамотность заполнения документации. Если это действительно профессионал, то схема и описание будут очень точными. Они научены грамотно переговариваться с сотрудниками полиции. В случае надобности он может выступать в суде. В зависимости от того, кем был вызван комиссар, того интересы и находятся под его протекцией.
Главное – установить виновного
Замначальника управления ГИБДД по Алтайскому краю Игорь Костюченко рассказал, что сейчас все инспекторы имеют планшеты. С помощью QR-кода они могут считывать документы в электронном виде.
Спикер заострил внимание на том, что это не отменяет обязанность водителей иметь при себе водительское удостоверение и документы о регистрации автомобиля в бумажном виде.
Костюченко добавил, что если в результате ДТП причинен вред только попавшим в него автомобилям, водители обязаны освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение автомобилей в отношении друг к другу, и объектам дорожной инфраструктуры.
Если ни один из водителей не признает себя виновным в ДТП на месте, воспользоваться «Европротоколом онлайн» не получится.
Еще один важный нюанс заключается в том, что ущерб, причиненный в результате ДТП, не должен превышать 100 тысяч рублей.
Как отправить страховщику?
Оба участника случившегося ДТП должны обратиться в компанию, где застраховали гражданскую ответственность. Предоставленные страховщику сведения со стороны пострадавшей и виновной стороны окажут значительное влияние на решение вопроса выплаты страхового покрытия. Этот момент сыграет роль и в процессе продления полиса.
Любое несоблюдение установленных правил ОСАГО влечет за собой серьезный риск не получить причитающуюся денежную компенсацию либо направление на проведение ремонта. Такое поведение чревато разбирательствами в судебном порядке, способными отнять немалое количество времени. Поэтому вопросу оформления Европротокола следует уделить пристальное внимание.
Важно! Вплоть до получения разрешения со стороны страховщика нельзя выполнять ремонт машины.
Подробнее о том, что делать после составления Европротокола при ДТП, куда потерпевшему обращаться, как отправить документ, узнайте в этом материале.
Действия после автокатастрофы
Если после аварии это безопасно, уберите машину с дороги и подальше от движения. Если нет, остановите машину и выйдите на улицу. Вместе с другими пострадавшими автомобилями убедитесь, что никто не пострадал. Если кому-то требуется медицинская помощь, наберите 911. Чтобы подать заявление о несчастном случае, вы также должны обратиться в местную полицию. Страховая компания внимательно изучит этот отчет при рассмотрении вашего требования.
Делайте подробные записи по каждому аспекту аварии. Следует также отметить имена других водителей, номера телефонов и сведения о страховке, а также имена и контактные данные любых свидетелей столкновения. При подаче страхового возмещения вы найдете эту полезную информацию.
Эдмундс советует не обвинять в аварии себя или другого автомобилиста. Изучив соответствующие доказательства, страховой агент решит, кто виноват.
Сфотографируйте все, что сможете, включая место аварии, повреждения обеих машин, дорожные знаки и другие важные детали. В процессе рассмотрения претензий вы можете передать эти фотографии своей страховой компании. После аварии как можно скорее подайте заявление в свою страховую компанию.
Стороны договора страхования
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.
В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:
Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению. Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, ему придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.