Постановка на НДС в Казахстане в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на НДС в Казахстане в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Предприниматели, которые работают с любым режимом налогообложения, кроме патентного, могут привлекать наемных работников. Следовательно, за штат своих специалистов тоже придется платить налоги. Каковы ставки по этим налогам в РК в 2023 году?

Таблицу налогов для казахстанских компаний возглавляет налог на прибыль (его также называют корпоративным подоходным налогом). Базовая ставка равна 20%.

КПН – это налог, который платят компании (ТОО, ТДО, АО и т. д.) с полученного дохода. КПН уплачивают компании-резиденты и юридические лица-нерезиденты, работающие в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.

Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше.

Так, при упрощенном режиме предприниматели платят всего 3% от дохода (за полгода). Однако такая система актуальна не для любого бизнеса. На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям:

  1. Их прибыль не превышает 24 038 МРП.
  2. Количество работников – до 30 человек.
  3. Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК (пункт 2, подпункт 3).

Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Он позволяет получить вычет до 30%, но предусматривает, что все расходы будут подтверждены документально. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. В этом случае можно воспользоваться вычетом 30% от дохода – он составит 3 млн тенге. Таким образом, общая сумма (расходы + вычет) составит 8 млн тенге. Однако предприниматель может вычесть расходы только тогда, когда они не превышают 70% от дохода. 8 млн – это превышение. Значит, вычесть можно лишь 7 млн (равно 70%). Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге (10 млн минус 7 млн).

Но, конечно, и здесь есть свои ограничения. Во-первых, фиксированный вычет актуален только для бизнеса, доход которого не превышает 144 184 МРП. Во-вторых, в компании могут работать до 50 человек. Третье ограничение связано с видом деятельности – оно такое же, как и для упрощенки.

Обратите внимание, что постоянные учреждения иностранных юрлиц платят не только налог на прибыль, но также налог на чистый доход филиалов. Он составляет 15% от той суммы дохода, которая осталась после вычета корпоративного подоходного налога.

Регистрация по налогу на добавленную стоимость

Если размер доходов от бизнеса в течение года превысил оборот в 30 тысяч МРП, владельцу необходимо выполнить постановку на учет по НДС. По состоянию на 1 января 2010 года этот показатель в тенге превышает цифру в 75 млн тенге.

Когда норма превышена, налогоплательщикам нужно обратиться в государственную налоговую службу для формирования регистрации, необходимой для дальнейшего внесения в казну республики процентов от реализации товаров/услуг. Срок на оформление бумаг небольшой. На процедуру регистрации по ндс казахстан 2010 года выделяется менее суток. Важно подать заявление своевременно, чтобы исключить материальную ответственность, начисление штрафов со стороны государственных организаций.

    Оформить постановку на учет плательщиков можно разными способами. Процедура доступна на добровольной основе. Документ на оформление предоставляется:
  • лично заявителем в бумажном варианте (написать заявление от руки);
  • в электронном виде;
  • в период государственных регистраций.

Особенности расчёта налога к уплате

    Когда проводится покупка у продавца, который стоит на учете в налоговой службе и является плательщиком косвенного налога, потребитель получает в зачет сумму НДС, прописанную в счете-фактуре. В качестве примера стоит рассмотреть такую ситуацию:
  • Клиент приобретает канцелярские товары на 7 500 тенге (эта сумма содержит налог на добавленную стоимость).
  • С этой суммы 803,57 идет в зачет.
  • Полученные канцелярские изделия мы отдаём собственному потребителю за 11 200 тенге (это с учетом налога).
  • В этой сумме налог составит 1 200 тенге.
  • Благодаря тому, что поставщик уже внес плату за собственный налог и прописал его в счете-фактуре, клиенту останется оплатить разницу (1 200 отнять 803,57 тенге).
Читайте также:  Какой доход нужен для вид на жительство в России в 2024 году

Что делать предприятию, если пороговый оборот превышен

Если происходит такая ситуация, то по месту регистрации в налоговые органы подается соответствующее заявление. Законом на это отводится ограниченное время, всего 10 рабочих дней после окончания того месяца, в котором сумма оборота превышает установленный порог. Этот момент нужно контролировать, иначе придется платить штраф. Заявление можно подавать как в бумажной, так и в электронной форме. Если вы видите, что сумма оборота уже приближается к порогу, лучше сразу подавать заявление о добровольной регистрации, чтобы потом не платить большой штраф. Плательщиками НДС предприниматели и юрлица считаются с даты подачи заявления.

Штраф за нарушение сроков составляет 50 МРП — по КоАП. Но придется еще заплатить 15% от того оборота, который должен был облагаться НДС в течение этого времени, но из-за просрочки не облагался.

Что делать, если превысили оборот по НДС?

В случае превышения размера минимального оборота нужно подать в УГД МФ РК по месту регистрации налоговое заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Подать заявление нужно оперативно – не позднее 10 рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение. Запомните, подавать заявление необходимо в рабочие дни, в бумажной или электронной форме.

Пример: по итогу февраля оборот превысил 20 000 МРП, при этом налогоплательщик не является ИП на упрощенке, применяющим ТИС. В этом случае, заявление нужно подать до 12-15 марта.

Обращаем внимание, что налогоплательщики, которым присвоена высокая степень риска по СУР, должны подавать заявление только в бумажной форме (п.2 ст.82 НК РК).

ИП или ТОО, подавшее заявление, становится сразу плательщиком НДС со дня подачи этого заявления.

При добровольном снятии с учета по НДС плательщик налога вправе подать в налоговый орган налоговое заявление о снятии при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации, или 30000 МРП;
2) за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации.

К налоговому заявлению, представленному для снятия с регистрационного учета, прилагаются следующие документы:

1) оригинал свидетельства о постановке
2) ликвидационная декларация по налогу на добавленную стоимость.

В случае снятия плательщика НДС с регистрационного учета уплата налога, отраженного в ликвидационной декларации, производится не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган такой декларации. Те же сроки утверждены для уплаты НДС за период, предшествующий периоду, за который представлена ликвидационная декларация.

Снятие с регистрационного учета по НДС без уведомления налогоплательщика производится в случаях:

1) непредставления плательщиком НДС налоговой отчетности ф. 300.00 по истечении шести месяцев после ее последнего представления;
2) отсутствия на момент налогового обследования плательщика НДС по месту его нахождения;
3) признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.

Идея принадлежит К. Ф. фон Сименсу, раскритиковавшему существовавшую ранее систему налога с продаж. Он пришел к выводу, что она выгодна только крупным компаниям, поэтому противоречит честной конкуренции. Первый указ по налогообложению в РК приняли в год распада Советского Союза, затем внедрили классическую систему взимания налогов, действующую в странах с развитой экономикой. Новый НК был принят в 2008, затем его кардинально обновили в 2017.

Нынешний процент применяется к товарообороту и импорту на территорию республики, расположенной в центре Евразийского континента. НДС 12% не применяется по отношению к собственному экспорту, работает нулевая ставка. Есть порог оборота, при котором нужна регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость: он менее 200 тыс. евро (38,19 млн в национальной валюте).

В РК в категорию плательщики НДС отнесены:

  • ИП и юрлица (стоящие на учете);
  • нерезиденты, работающие через свои структурные подразделения на казахстанской территории;
  • импортеры товаров;
  • иностранные компании.

При каких оборотах нужно вставать на учет по НДС

Обязательная постановка на учет предусмотрена НК РК (ст. 82), это юрлица, резиденты и нерезиденты, ИП и занимающиеся частной практикой, однако процедура обязательна только для тех, кто превысил минимальный лимит оборота, установленный в том же законодательном документе для плательщиков НДС.

Этот минимум равен 20 тыс. МРП, в его актуальном значении. Напомним, что минимальный размер З\п утвержден Сенатом в декабре истекшего года, он вступил в действие с началом 2023 и составил 70 тыс. в нацвалюте, а МРП (месячный расчетный показатель), используемый в проведении расчетов пособий и соцвыплат, в том же периоде составил 3,45 тыс. тенге. Закон подписал президент республики.

Согласно действующему законодательству, ежегодно разрабатывается Проект бюджета, в ноябре его утверждает Сенат, а затем – Президент. Такой порядок означает, что считать нужно по актуальным показателям для текущего года. Это означает, что МРП, 3450 тенге умножается на 20 тыс., и если оборот ИП или юрлица превысил полученный результат, он должен немедленно становиться на учет по НДС, если должен платить косвенный налог.

В законодательстве есть отдельные нюансы (свыше или до 20 тыс. МРП). По ним могут ориентироваться налогоплательщики, работающие в разном статусе и системах налогообложения (например, ТОО на ОУР или упрощенке, ИП, применяющие или не применяющие ТИС, на ОУР или упрощенном налогообложении).

Возможность превысить порог оборота без необходимости вставать на учет по НДС

На вопрос можно ли повысить порог оборота, и не вставать при этом на учет в качестве плательщика НДС в РК ответ будет однозначно «Да». Налоговое законодательство РК предусматривает такую возможность для индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенному налоговому режиму.

Единственным условием является использование ими ТИС — трехкомпонентной интегрированной системы. Данная система была создана для предпринимателей с целью упрощения процессов автоматизации бизнеса, учета и налогообложения. В систему ТИС входят онлайн-касса, POS-терминал для приема безналичных платежей, а также система автоматизации бизнеса и управления персоналом.

В соответствии с последними поправками в Налоговый кодекс РК в 2022 году для индивидуальных предпринимателей, использующих трехкомпонентную интегрированную систему порог по налогу на добавленную стоимость увеличен с 30 000 МРП до 144 184 МРП или с 91 890 000 тенге до 441 635 592 тенге. При этом, следует учитывать, что это послабление коснется лишь тех оборотов, которые проводятся в безналичной форме, а именно при проведении денежных платежей посредством банковских карточек.

Теперь перейдём к главному.

Новые исключения из списка товаров и услуг, облагаемых НДС

В 2024 году в Казахстане были внесены некоторые изменения в список товаров и услуг, на которые не распространяется ставка НДС. Эти изменения включают следующие новые исключения:

1. Медицинские услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, теперь освобождаются от уплаты НДС.

2. Образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями, также были исключены из списка товаров и услуг, облагаемых НДС.

3. Финансовые услуги, предоставляемые банками и иными финансовыми организациями, больше не облагаются НДС.

4. Социальные услуги, такие как предоставление приютов и социальная помощь нуждающимся, теперь не подлежат налогообложению НДС.

Введение этих исключений помогло упростить и унифицировать систему налогообложения и уменьшить финансовую нагрузку на определенные отрасли и группы населения. Однако следует учитывать, что на другие товары и услуги по-прежнему распространяется ставка НДС в размере 12%.

Повышение ставки НДС для ряда товаров и услуг

Согласно предложениям правительства, ставка НДС для ряда товаров и услуг будет увеличена с текущих 12% до 15%. Это изменение позволит увеличить доходы бюджета и обеспечить финансирование важных социальных программ и проектов.

Повышение ставки НДС будет коснуться таких товаров и услуг, как транспортные услуги, гостиничные услуги, ресторанные услуги, медицинские услуги, телефонная связь, электроэнергия и другие. Эти изменения могут повлиять на цены и стоимость данных товаров и услуг для потребителей.

Однако, следует отметить, что повышение ставки НДС не затронет все товары и услуги. Некоторые товары и услуги могут продолжить облагаться ставкой НДС в размере 12%. Точный перечень таких товаров и услуг будет определен в законодательстве.

Таким образом, в 2024 году ожидается повышение ставки НДС для ряда товаров и услуг с 12% до 15%. Это изменение будет направлено на увеличение доходов бюджета и обеспечение финансирования социальных программ и проектов.

Причины изменения процента НДС

Изменение процента НДС в Казахстане обусловлено несколькими причинами:

1. Экономические изменения:

Ввод или изменение процента НДС может быть связано с изменениями экономической ситуации в стране. Например, если страна сталкивается с инфляцией или дефляцией, правительство может решить изменить процент НДС в целях стабилизации экономики.

2. Бюджетные цели:

Изменение процента НДС также может быть вызвано необходимостью достижения определенных бюджетных целей. Правительство может решить увеличить или снизить процент НДС, чтобы увеличить доходы или стимулировать экономику.

3. Изменение налоговой политики:

Изменение процента НДС может быть связано с общими изменениями налоговой политики в стране. Правительство может решить изменить процент НДС в рамках комплексных изменений налоговой системы.

Важно отметить, что решение об изменении процента НДС принимается правительством и основывается на анализе экономической ситуации и бюджетных потребностей страны.

Правила ведения бухгалтерии для ИП в связи с налоговыми изменениями

В связи с налоговыми изменениями, вступающими в силу с 2024 года, ИП в Казахстане должны соблюдать новые правила ведения бухгалтерии. Это поможет им контролировать свою финансовую деятельность и правильно расчеты налоговых платежей.

Ниже представлены основные правила и рекомендации для ведения бухгалтерии:

  • Вести учет доходов и расходов по каждому виду деятельности. Необходимо точно отражать все поступления и затраты, имеющие отношение к деятельности ИП.
  • Поддерживать документальное подтверждение всех операций. Это могут быть кассовые чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие документы, подтверждающие проведение операций.
  • Правильно классифицировать доходы и расходы. Необходимо определиться с правильным кодом бюджетной классификации для каждого вида дохода и расхода.
  • Своевременно уплачивать налоги и сборы. ИП должны следить за сроками уплаты налогов и выполнять их в установленные сроки.
  • Подавать отчетность в налоговый орган. ИП должны составлять и подавать отчеты о своей деятельности в налоговый орган в установленные сроки.
Читайте также:  Если никто не вступил в наследство, кому переходит собственность

Соблюдение этих правил позволит ИП в Казахстане эффективно вести бухгалтерию и быть в соответствии с налоговыми требованиями. Кроме того, точное ведение бухгалтерского учета позволит избежать возможных штрафов и санкций со стороны налоговых органов.

Сроки и порядок подачи налоговой отчетности для ИП в Казахстане в 2024 году

В соответствии с законодательством Казахстана, индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны ежегодно подавать налоговую отчетность. Этот процесс важен для правильного учета доходов и расходов ИП и уплаты необходимых налогов.

Сроки подачи налоговой отчетности для ИП в Казахстане в 2024 году определяются действующим законодательством и зависят от формы налогообложения ИП. Существуют две формы налогообложения для ИП: упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения на общих основаниях.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

ИП, работающие на УСН, должны подавать отчетность ежегодно до 31 января следующего года за истекший отчетный год. Налоговая отчетность для таких ИП включает сведения о доходах и расходах ИП в течение года.

Система налогообложения на общих основаниях

ИП, работающие на данной системе налогообложения, должны представлять налоговую отчетность ежеквартально в установленные сроки. Для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность, сроки следующие:

  • Первый квартал: отчетность за январь-март подается до 30 апреля.
  • Второй квартал: отчетность за апрель-июнь подается до 31 июля.
  • Третий квартал: отчетность за июль-сентябрь подается до 31 октября.
  • Четвертый квартал: отчетность за октябрь-декабрь подается до 31 января следующего года.

Обратите внимание, что сроки подачи налоговой отчетности для ИП могут изменяться в зависимости от обстоятельств или предоставления отсрочек со стороны налоговых органов. В случае нарушения сроков подачи налоговой отчетности, ИП может быть подвержен штрафным санкциям.

Подача налоговой отчетности для ИП в Казахстане в 2024 году является важным аспектом правильной и ответственной налоговой практики. Соблюдение сроков и правильное заполнение отчетности помогут ИП избежать негативных последствий со стороны налоговых органов и обеспечить регулярную уплату налогов.

Изменение ставки НДС в Казахстане в 2024 году может привести к различным эффектам в экономике и для населения. Вот некоторые из возможных последствий:

Положительные эффекты Отрицательные эффекты
  • Увеличение доходов государства за счет повышенных ставок НДС.
  • Возможное сокращение теневой экономики и улучшение финансовой дисциплины.
  • Повышение стимула к развитию отечественного производства и снижению импорта.
  • Увеличение инвестиций в страну и стимулирование экономического роста.
  • Потенциальное увеличение цен на товары и услуги для конечных потребителей.
  • Возможное сокращение спроса на некоторые товары и услуги из-за высоких цен.
  • Возможные сложности для малого и среднего бизнеса в адаптации к новым ставкам.
  • Возможное возрастание инфляционных давлений на экономику и население.

Окончательные эффекты изменения ставки НДС могут зависеть от ряда факторов, таких как налоговая политика, уровень инфляции, состояние мировой экономики и другие. Правительство Казахстана стремится к балансу между получением дополнительных доходов и минимизацией негативных последствий для населения и бизнеса.

Анализ последствий изменения процента НДС на экономику Казахстана

Увеличение процента НДС может привести к росту цен на товары и услуги, что негативно отразится на покупательской способности населения. Это может привести к снижению потребительского спроса и, как следствие, к сокращению объемов производства в стране. Снижение объемов производства может повлечь за собой увеличение безработицы и снижение доходов населения, что негативно отразится на социально-экономической ситуации в стране.

С другой стороны, увеличение процента НДС может привести к увеличению доходов государства и финансированию социальных программ. Повышение доходов государства может способствовать реализации инфраструктурных проектов и программ развития, что может иметь положительное влияние на экономику страны в долгосрочной перспективе.

Однако, необходимо учитывать, что повышение процента НДС может также снизить конкурентоспособность отечественных товаров на внешних рынках и увеличить импортные поставки. Это может оказать негативное влияние на различные отрасли экономики, особенно на те, которые зависят от экспорта.

В целом, изменение процента НДС в Казахстане будет иметь сложные и многогранные последствия для экономики. Правительство и экономические эксперты должны тщательно оценить экономические и социальные последствия изменения ставки НДС, чтобы принять решение, которое будет наиболее выгодно для страны.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *