Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой срок охватывает выездная налоговая проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Сроки проведения проверок
Время, на которое налоговики могут задержаться в организации для проведения проверки, регламентировано ст. 89 Налогового кодекса. Общий срок проверки составляет 2 месяца, но, если налоговики захотят, они могут продлить время своего пребывания до 4 месяцев, то есть продлить проверку. А в некоторых исключительных случаях до 6 месяцев.
Кроме того, у налоговиков есть право на такую неприятную вещь, как приостановка проверки. То есть проверка на время прекращается, потом вновь возобновляется. При этом на период приостановки отсчет дней останавливается. Максимальный срок такой заморозки составляет 6 месяцев. К сожалению, срок может дробиться. Это может быть неоднократная приостановка на удобный налоговикам период. Течение срока проверки начинается в момент вынесения решения о проверке и завершается в день, когда составлена справка о ее проведении.
Как подготовиться к выездной проверке
Болезнь проще предотвратить, чем справляться с ней. В отношении налоговой проверки это правило тоже работает. Стоит периодически оценивать свою компанию по уже изложенным выше критериям оценки риска проведения проверки. Причем бдительность нужно проявлять не только в отношении того, как выглядит ваша организация. К выбору контрагентов нужно тоже относиться с большой осмотрительностью. Связей, порочащих вас, иметь нельзя.
Необходимо не только следить за благонадежностью контрагентов, но и за тем, чтобы по ним имелась актуальная информация: сведения об адресах, работниках, руководстве. Желательно иметь досье на каждого контрагента с копиями уставных документов и распечатками с сайтов проверок контрагентов. Не будет лишним составление отдельного положения о работе с контрагентами, в котором будет описан порядок поиска партнеров и работы с ними.
У заключаемых сделок всегда должна быть деловая цель. О деловой цели могут свидетельствовать разные факторы: цена на товар, скидки, давняя история сотрудничества и так далее.
Прописная истина, но сделки нужно оформлять должным образом. Первичные документы и договора должны быть в порядке: содержать необходимые реквизиты, подписи, печати.
В современных реалиях подобные мероприятия носят преимущественно плановый характер — решение по кандидатам принимается по итогам анализа результатов, полученных в ходе рассмотрения определенных критериев риска. Большая часть из них находятся в открытом доступе, и закреплена приказом Федеральной службы № MM-3-06-333@, опубликованном в 2007 году. Рассмотрим основные варианты.
- Нагрузка по налоговым сборам. В зоне пристального внимания оказываются хозяйствующие субъекты, показатель деятельности которых заметно отличается от среднего значения по отрасли, ежегодно публикуемого на официальном сайте ФНС.
- Доля вычетов по возмещению НДС. В данном случае критерием, определяющим перечень претендентов, выступает превышение порога в 89% от общей начисленной за двенадцать месяцев суммы.
- Среднемесячная заработная плата в пересчете на штатную единицу. Основанием для выезда налоговиков является предоставление отчетности с данными ниже отраслевых. Анализ информации по конкретному направлению деятельности проводится территориальными подразделениями Росстата, а также субъектными органами УФНС.
- Экономическая рентабельность. Критическое отклонение от нормы — результат, отстающий от среднеотраслевого значения на >10%. Для оценки риска достаточно сопоставить собственные итоговые показатели ведения бизнеса с информацией, представленной на сайте ФНС.
- Баланс прибылей и убытков. Активный рост расходов по отношению к доходам за определенный срок — повод для проведения налоговых проверок, особенно в тех случаях, когда отрицательная динамика фиксируется на протяжении более чем двух календарных лет.
- Вовлеченность в торговые операции цепочки из нескольких контрагентов. Систематическое увеличение количества участников, выступающих в качестве посредников, вызывает подозрения проверяющих, оценивающих целесообразность подобной схемы.
- Деятельность, сопряженная с повышенными рисками. К данной категории относятся сделки, заключаемые с фирмами-однодневками, привлечение к работе сотрудников, имеющих инвалидность и т.п.
- Нарушение сроков представления в ИФНС запрашиваемой документации или пояснений, в частности — в рамках камеральных проверочных мероприятий.
- Периодическая смена юридического адреса организации, следствием которой становится «миграция» между разными контролирующими ведомствами.
- Достижение лимитов, отведенных для налогоплательщиков, применяющих специальные льготные режимы. В качестве «приближения» рассматриваются показатели, разница которых с официальным нормативом составляет пять и менее процентов.
- Сумма вычета от профессиональной деятельности. Частные предприниматели, использующие ОСНО, оказываются в зоне риска в тех случаях, когда размер возмещения по декларации превышает 83% от общего дохода.
Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок
Обычно выездной контроль длится не более двух месяцев. Но мероприятия могут продолжаться и до четырех месяцев, а в особых случаях (например, при наличии десятка и более обособленных подразделений) — до полугода.
Первый этап проверки — вынесение решения о начале выездного контроля. Важно, чтобы такое решение было подписано руководителем той ИФНС, сотрудники которой выполняют проверку, либо его заместителем. Срок проведения выездной налоговой проверки отсчитывается с даты, когда было принято решение.
В указанный день проверяющие сотрудники приезжают на территорию компании. Они изучают документы первичного учета, опрашивают персонал и выполняют другие процедуры в отдельном помещении, которое обязан выделить налогоплательщик.
Когда проверка завершается, составляется справка с датой окончания выездного контроля, а в течение следующих двух месяцев — акт о результатах проверки в двух экземплярах. Если были выявлены нарушения, ИФНС выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Откуда инспекторы берут информацию для проверки
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».
Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.
Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.
Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.
Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.
АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.
Сравнение камеральной налоговой проверки и выездной проверки: отличия
Чем же отличаются эти два вида проверок?
Для более наглядного ответа на этот вопрос прилагаю ниже таблицу отличий:
Критерии проверки
|
Камеральная проверка
(КНП)
|
Выездная проверка
(ВНП) |
Место проверки |
Проводят на территории инспекции, без выезда на территорию компании (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Проводят на территории компании. Но если компания не может предоставить помещение, то ее проведут в инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ) |
Предмет проверки |
Проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) (п. п. 3, 4 ст. 89 НК РФ). |
Основание проверки |
Проводят без специального решения, основание — декларация и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). |
Проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 НК РФ) |
Период проверки |
Проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет). Например, за месяц, квартал, полугодие, год. (п. 1 ст. 88 НК РФ). |
Может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ) |
Срок проверки |
Проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). |
Два месяца со дня вынесения решения. |
Продление срока |
Срок продлить нельзя. Исключение — декларация по НДС, по ней, как правило, проверка идет два месяца, и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ). |
Срок продлить можно. Его могут продлить до четырех — шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки — не больше одного месяца (п. п. 6, 7 ст. 89 НК РФ). |
Периодичность проверки |
Проводят по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ). |
По общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год (п. п. 5, 7 ст. 89 НК РФ). |
Мероприятия налогового контроля |
Проверяющие могут запрашивать дополнительные документы только в строго определенных случаях. Например, если компания заявляет НДС к возмещению или применяет налоговые льготы (для их подтверждения) (п. п. 6, 7, 8 ст. 88 НК РФ). |
Проверяющие могут:
(п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 — 97 НК РФ) |
Оформление результатов проверки |
Если по итогам проверки нарушений нет, то никаких документов не оформляется. Если нарушения выявлены, то оформляют акт (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ). |
По итогам составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет (п. 1 ст. 100 НК РФ). |
Также инспекция ориентируется на Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок
В Концепции прописано, что насторожит инспекцию:
- низкая налоговая нагрузка.
Если налоговая нагрузка компании равна или выше среднеотраслевой — все нормально, у инспекции вряд ли будут вопросы, ведь главная задача налоговой — собирать налоги. А если компания платит меньше, чем подобные компании в том же регионе — вот тут возможны проблемы. Риск выездной налоговой проверки возрастает.
- у компании убытки в течение 2-х лет.
Это покажется инспекции странным — как же компания функционирует, если у неё сплошные убытки? Варианты тут могут быть разными — например, компания купила дорогую недвижимость, и теперь несколько периодов подряд отражает в отчётности убытки.
- доля вычетов по НДС больше 89% за год;
- расходы растут быстрее, чем доходы;
- зарплата сотрудников ниже средней зарплаты сотрудников из тех же отраслей экономики в том же регионе страны;
- расходы почти равны доходу (для ИП);
- бизнес покупает товары через цепочку поставщиков, но зачем он так поступает, неясно (нет деловой цели);
- компания не предоставляет документы по запросам налоговой;
- компания «мигрирует» от одной налоговой к другой;
- рентабельность бизнеса слишком сильно отклоняется от средней рентабельности по данным статистики.
Также инспекция обязательно запросит информацию по сделкам у самого налогоплательщика, его поставщиков и покупателей
Инспекция обязана сделать это по своим внутренним регламентам, чтобы понять, были сделки на самом деле или нет.
Допустим, компания покупала кирпич. Дальше три варианта:
- или она его использовала в своей работе (строила что-то);
- или она его потом кому-то перепродала;
- или он у неё лежит на складе.
Вначале, пытаясь доказать что сделка по закупке кирпича фиктивная, инспекция анализирует деятельность спорного поставщика и делает вывод, что кирпич не закупался. А если он спорным поставщиком не закупался, то и в адрес проверяемого налогоплательщика не мог быть поставлен.
Далее налоговая запросит документы у проверяемой компании (чтобы посмотреть, строила компания что-либо кому-то из этого кирпича) и покупателей (покупал ли кто-то у компании этот кирпич).
А если и строила, то сколько кирпича ей понадобилось на этой стройке? Может, там бетонные блоки использовались, а не кирпич? Инспекция все это будет проверять по запрошенным документам, а также уточнять в ходе допросов работников компаний (как и кто привозил кирпич, где он хранился, где он использовался и в каком объеме и кто это еще может подтвердить).
Сразу отметим, что проверяемый период выездной налоговой проверки иначе также именуют глубиной или давность ревизии. Данный вопрос регулирует п. 4 ст. 89 НК РФ. За последние годы он не претерпел серьезных изменений.
Суть в том, что контролеры при назначении выездных мероприятий могут изучать не более трех лет деятельности компании. Без учета года, в которым принято решение о выездном контроле. Важное уточнение: речь идет именно о календарных годах. То есть, периодах с 1 января по 31 декабря включительно.
ПРИМЕР
В отношении ООО «Гуру» начальник ИФНС в декабре 2016 года принял решение назначить выездные налоговые мероприятия. Какой период охвачен выездной налоговой проверкой? Это значит, что в давность этой ревизии попадают годы с 2013 по 2015-й.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.