Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто ведёт реестр недобросовестных поставщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных закупок) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
Основания для внесения в РНП
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в базу недобросовестных поставщиков являются:
- уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
- уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.
Победителя включат в список, если он:
- не подписал к установленному сроку проект контракта или не разместил в ЕИС протокол разногласий;
- не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта, если заказчик установил обеспечение;
- не выполнил антидемпинговые требования, если их надо выполнить по итогам закупки;
- отказался от снижения цены, если при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП участник завысил нормативно установленную предельную цену.
Основания для включения в РНП уже на стадии исполнения контракта:
- заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
- заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом);
- поставщик в одностороннем порядке отказался от исполнения госконтракта.
Какими законами регулируется ведение РНП?
Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.
Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:
- По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
- По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
- Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)
Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).
Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.
Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ[1].
Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.
Сроки направления сведений в РНП.
Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.
Случай |
Срок подачи сведений |
---|---|
Уклонение от заключения договора победителя закупки |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор) |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение от заключения договора: |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке; |
|
– единственного участника закупки, признанного таковым; |
|
– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки |
|
Расторжение договора по решению суда |
Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора |
Практика по включению заказчиками организаций в РНП.
Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.
Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.
Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.
Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).
При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.
Основания для попадания в Реестр недобросовестных поставщиков
В реестр добавляют участников по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Если говорить про первый закон, то главное основание — отказ от заключения контракта. Да так бывает: участник стал победителем закупки, но отказывается выполнять условия. Например, изменились условия и пришло понимание, что это стало невыгодно.
Если говорить про 44-ФЗ, то в госзакупках для это 2 основные причины:
-
Отказ от заключения контракта. Иногда это происходит не как умысел, а просто поставщик не успевает вовремя оформить документы или внести деньги на обеспечение контракта. Так как на все это дают 5 рабочих дней.
-
Нарушения условий договора. Конечно, заказчики вряд ли начнут процесс расторжения контракта из-за небольших недочетов, но бывает и такое. Стоит понимать, что в госзаказчиками трудно договариваться. Это не коммерческие структуры и иногда там просто невозможно найти взаимопонимание. Поэтому старайтесь максимально строго выполнять все условия договора.
Реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники
В этом реестре находятся предприятия, производящие военную продукцию, не имеющую аналогов в России. С ними заключаются контракты в форме гособоронзаказа (ГОЗ) (см. подробнее: “Гособоронзаказ: необходимая информация для участника“). Правила последнего регламентируются ч. 7, ст. 9 44-ФЗ.
Правила формирования реестра изложены в постановлении Правительства РФ от 19.09.2013 N 826. Реестр составляется в электронном виде. Ответственным за его ведение назначается Федеральная Антимонопольная Служба.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются государственной тайной. ФАС предоставляет данные только по запросам уполномоченных органов, например, администрации Президента, Совета Федерации, госдумы, суда и МВД по возбуждённым делам, связанным с ГОЗ.
Реестровая запись содержит:
- свой номер
- название и код товара
- название и реквизиты производителя вооружения
- информацию о его лицензии
- срок нахождения поставщика в реестре
У организаций тоже есть черные списки
У компаний тоже существуют свои черные списки работников, куда первые при необходимости могут внести заметки о бывших сотрудниках при их увольнении. Чтобы попасть в эту базу, нужно допустить действительно серьезное нарушение. Это может быть воровство, мошенничество, обман, денежные махинации, скандал, злостное уклонение от обязанностей, предоставление ложной информации.
Сведения о сотруднике отправляются в Ассоциацию работодателей, где они вносится в черный список. Этот запрос на включение работника в такой список должен быть подтвержден фактами, заверен подписями и печатями. И хотя создание подобных информационных баз не нарушает законодательства РФ, персональные данные гражданина не могут быть использованы для публичного размещения без его письменного согласия. Черные списки включают в себя следующие сведения о сотруднике: его фамилию, имя, отчество, должность, которую он занимал в компании, и причину внесения его в черный список.
Какие сведения вносят в реестр
Данные, которые подлежат внесению в РНП, строго регламентированы. Каждая запись содержит:
- номер в реестре, название органа, принявшего решение внести физическое или юридическое лицо в РНП;
- наименование/ФИО субъекта предпринимательской деятельности, данные о его местонахождении, индивидуальный номер налогоплательщика;
- для поставщиков в форме юридического лица: ФИО руководителя, учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов;
- дату проведения конкурса и прочих закупочных процедур (в случае уклонения победителем конкурса от заключения контракта);
- дату, когда закупка был признана несостоявшейся, если единственный поставщик, принявший участие в конкурсе, уклонился от заключения с заказчиком контракта;
- дату подписания контракта, который поставщиком не был исполнен/исполнен ненадлежащим образом;
- сведения о расторгнутом контракте: предмет, сроки исполнения, стоимость, идентификационный код закупки (реестр по 44-ФЗ), код ОКПД и код валюты (реестр по 223-ФЗ);
- дату и причины расторжения контракта, в случае если контрактные обязательства прекращены на основании судебного решения или решения заказчика, принятого в одностороннем порядке.
Чем рискует компания, оказавшаяся в РНП?
- Компания-поставщик лишается возможности участвовать в закупках сроком на 2 года как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
- Теряет обеспечение заявки, которое подлежит возврату. Обеспечение заявки как раз выступает в роли защитного механизма для госучреждений от недобросовестных поставщиков, которые подают заявки, а потом становятся уклонистами, не заключая контракты.
- Лишается возможности обжаловать действия заказчика по процедурам, в которых указано требование по отсутствию информации о поставщике в РНП (п.3 ч.5 ст.105 44-ФЗ).
- Ухудшается репутация компании. РНП – это некий «черный» список, оказавшись в котором потом будет тяжело наладить заново сотрудничество с контрагентами, поскольку их это отталкивает.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
Учитывая, что реестр недобросовестных поставщиков возник гораздо раньше введения в действие закона 223-ФЗ, опыт его внедрения и использования практически дословно был использован и для корпоративных закупок. Основания, порядок направления информации, порядок ведения реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1211, положения которого повторяют положения о реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ. Несмотря на идентичность, это все такие разные реестры, но заказчик по 223-ФЗ имеет право установить требование об отсутствии сведений об участнике и в РНП 44-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 1397 от 09.08.2022 года внесло изменения в ПП РФ № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков…». Появилось новое основание для расторжения договора с поставщиком. Так, в РНП в качестве основания для расторжения договора по 223-ФЗ будет указываться односторонний отказ заказчика от исполнения им обязательств, в отношении которого недружественные страны ввели санкции.
В РНП также будут включаться сведения о том, что сведения о поставщике внесены в него в связи с отказом от исполнения договора из-за введения в отношении заказчика санкций.
Даются разъяснения, что сведения о поставщике не включаются в реестр, если в процессе проверки установлено, что надлежащее исполнение договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением санкций. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций в отношении заказчика.
Когда поставщики попадают в РНП
Согласно ФЗ занесение в реестр происходит не позднее пяти рабочих дней с момента поступления обращения. Если сведения для РНП поданы сегодня, то отсчет начинается с завтрашнего дня. Направление рассматривается ФАС, производится проверка документов и фактов: каким образом был расторгнут контракт, кто это сделал, поставщик или заказчик и пр. Антимонопольный орган также принимает участие согласно ФЗ. В заседании комиссии согласно ФЗ имеют право участвовать заказчик и поставщик, т. е. любой участник закупки.
При этом заказчик по ФЗ в ходе заседания имеет право предоставлять все имеющиеся данные и документы. Принимаются объяснения в письменной и устной форме, любые факты, доказывающие нарушения поставщика. Участник закупки или поставщик также имеет право в соответствии с ФЗ предъявлять все аргументы и факты, любую информацию в письменной или устной форме, чтобы доказать свою невиновность.
Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ
С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения учета по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ достаточно схожи. Однако эти записи отличаются друг от друга порядком, в котором они хранятся.
Общий вывод состоит в том, что своевременное направление в РНП сведений об участниках договора, уклонившихся от исполнения договора, а также о поставщиках, с которыми они заключены договором, по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ), были расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, ответственность за них несут заказчики (как государственные, так и корпоративные). Информация направляется в письменной или электронной форме в головной офис ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика.
По Закону № 223-ФЗ клиенты вправе устанавливать требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в регистрации Закона № 223-ФЗ, так и в регистрации Закона № 44-ФЗ. В этом случае можно использовать оба регистра и любой из них.
Включение сведений о человеке в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, предполагающей необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать предоставленные клиентом сведения о провайдере в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в его целостность и взаимосвязь. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться формальным заявлением о принятии судом решения о расторжении договора7.
Если справедливость восторжествовала и вы успешно оспорили внесение сведений в РНП в суде, предлагаю не останавливаться на достигнутом. Соблюдение договора, который автоматически «уходит» от клиента, так же, как и не вернется к вам. Его можно вернуть через суд, а также начислить проценты за пользование чужими деньгами, которые придется заплатить клиенту.
В качестве примера рассмотрим Определение Вооруженных Сил Российской Федерации от 02.10.2020 N 305-ЭС20-13404. В конце марта 2018 года Департамент образования Москвы закупил услуги охраны для подведомственных учреждений. Поскольку начальная (максимальная) цена договора была достаточно солидной, то исполнение договора составило около 6,5 млн рублей, соответственно проценты за пользование чужими денежными средствами на момент предъявления претензий составили около 160 тыс рублей. Подрядчик был признан победителем аукциона, однако заказчик составил протокол об обходе заключения договора, а контролирующий орган внес информацию о подрядчике в РНП. Через суд действия антимонопольной службы были признаны незаконными,информация об исполнителе была исключена из РНП.Исполнитель предъявил новый иск с требованием вернуть гарантию исполнения договора с процентами. В итоге все три инстанции поддержали артиста.