Штраф за обязательный аудит в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за обязательный аудит в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кому в 2023 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудиторскую проверку в силу Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Наступает ли ответственность за непредставление заключения аудитора?

На организацию может быть наложен штраф, если она:

  • не представила в налоговую инспекцию заключение аудитора;
  • несвоевременно представила в налоговый орган аудиторское заключение;
  • представила в налоговую данные не в полном объеме.

Законодательством РФ установлены следующие размеры штрафов:

  • на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

Если организация несвоевременно опубликовала сведения на Федресурсе, то предусмотрены следующие меры:

  • предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Если организация не представила или представила недостоверные сведения на Федресурсе, то применяются следующие штрафы:

  • на должностных лиц: от 5 000 до 10 000 рублей.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Особенности проведения обязательного аудита в 2023 году

По большей части правила проведения обязательного аудита в 2023 году не изменились. Обязательный аудит по-прежнему проводится ежегодно, а полномочия по его проведению принадлежат исключительно аудиторским организациям. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с госучастием, как и раньше, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Вместе с тем, исходя из нестабильной геополитической ситуации и введенных в отношении России экономических санкций и финансовых ограничений, проведение обязательного аудита в текущем году все же имеет ряд особенностей. На эти особенности Минфин указал в утвержденных «Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год» (приложение к письму от 23.12.2022 № 07-04-09/126779). В частности, при проведении обязательного аудита за минувший год Минфин рекомендовал аудиторам уделить особое, повышенное внимание:

  • мерам обеспечения (в том числе гарантиям и поручительствам), предоставленным нерезидентами из «недружественных» государств, поскольку им присущ высокий риск утраты в связи с текущей геополитической ситуацией и действием мер ограничительного характера;
  • заблокированным активам и требованиям по операциям, которые не могут быть проведены в связи с мерами ограничительного характера;
  • отраженным в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по списанию безнадежной и нереальной для взыскания задолженности, а также операций по продаже проблемных активов;
  • сделкам, на которые в период действия мер ограничительного характера были получены специальные разрешения;
  • применению дистанционных каналов продаж товаров и услуг (по мнению Минфина, электронная коммерция максимально сопряжена с риском использования недобросовестных практик реализации финансовых услуг).
Читайте также:  Льготы матерям одиночкам в 2024 году Калуге

Отмена обязательного аудита штраф в 2024 году

В 2024 году в России вступит в силу новое решение о отмене обязательного аудита штраф. Это решение принято с целью упростить процедуру проверки финансовой отчетности предприятий и уменьшить бюрократическую нагрузку на бизнес.

Ранее, все предприятия были обязаны проходить аудит штраф ежегодно, вне зависимости от их финансового состояния или оборота. Теперь же, предприятия будут иметь возможность самостоятельно выбирать, нужно ли им проводить аудит штраф или нет.

Однако, отмена обязательного аудита штраф не означает, что предприятия будут освобождены от ответственности за неправильное представление финансовой отчетности или сокрытие информации. Предприятия все равно несут ответственность за достоверность информации, предоставленной в финансовых отчетах.

Отмена обязательного аудита штраф также позволит компаниям сэкономить значительные средства. Ведь проведение аудита является дорогостоящей процедурой, особенно для малых и средних предприятий. Теперь они смогут сами решать, нужно ли им проводить эту процедуру или лучше потратить средства на развитие бизнеса.

Кроме того, отмена обязательного аудита штраф способствует развитию конкуренции на рынке аудиторских услуг. Предприятия будут иметь возможность выбрать аудиторскую компанию, которая предложит наиболее выгодные условия и качественные услуги.

Таким образом, отмена обязательного аудита штраф в 2024 году является важным шагом в улучшении бизнес-климата в России. Она позволит предприятиям экономить средства, упростит процедуру проверки финансовой отчетности и способствует развитию конкуренции на рынке аудиторских услуг.

Что это значит для предпринимателей и организаций?

До этого предприниматели и организации были обязаны выполнять аудит каждый год, чтобы удовлетворять требованиям государственных органов и банков. Это требовало значительных финансовых и временных затрат, поскольку процесс аудита является сложным и требует участия специалистов.

С отменой обязательного аудита штраф предпринимателям будет предоставлена свобода выбора – проводить аудит или нет. Это может быть особенно полезно для малых предприятий, которым необходимо сэкономить ресурсы и сосредоточиться на развитии бизнеса.

Однако, несмотря на отмену обязательного аудита, предприниматели и организации должны помнить о важности ответственного и честного учета своих финансов. Хотя аудит может быть необязательным, все равно рекомендуется использовать услуги независимого аудитора время от времени, чтобы быть уверенными в правильности своих финансовых данных и отчетности.

Это также может быть хорошей возможностью для снижения рисков и обеспечения прозрачности внутри предприятия. Независимый аудит может помочь выявить возможные ошибки или мошенничества, а также предоставить рекомендации по улучшению внутренних процессов и контроля.

В целом, отмена обязательного аудита штраф в 2024 году может привести к большой экономии ресурсов, упрощению бизнес-процессов и улучшению конкурентоспособности предпринимателей и организаций. Однако, важно помнить, что ответственность за честный учет и отчетность все равно остается на плечах бизнеса.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Увеличение ответственности за уклонение от аудита в 2024 году

Одной из мер, предусмотренных в плане повышения ответственности за уклонение от аудита, является увеличение штрафов для компаний, которые не проводят обязательную аудиторскую проверку. Вместо существующих штрафов, которые могут быть несущественными для крупных предприятий, будут введены штрафы, пропорциональные обороту компании и размеру налогов, уклонение от уплаты которых было выявлено.

С другой стороны, увеличение ответственности за уклонение от аудита также будет затрагивать аудиторские фирмы. Планируется введение дополнительных проверок и аудиторских процедур для обеспечения более качественных и надежных аудиторских проверок. Аудиторы будут нести большую ответственность за достоверность проведенной работы и будут подвергаться более строгим мерам дисциплинарного воздействия в случае нарушения профессиональных стандартов.

  • Введение более строгих штрафов для компаний, уклоняющихся от проведения обязательного аудита;
  • Усиление проверок и контроля со стороны государственных органов;
  • Введение дополнительной ответственности для аудиторов и аудиторских фирм;
  • Повышение общего уровня прозрачности и достоверности финансовой информации.

Все эти меры направлены на укрепление доверия к финансовым отчетам компаний, улучшение инвестиционного климата и защиту интересов участников рынка. Важно, чтобы предприятия и аудиторы понимали серьезность ответственности, связанной с проведением аудиторской проверки, и соблюдали законодательные требования, чтобы подтверждать надежность и прозрачность своих деятельности.

Росстат: штраф за обязательный аудит в 2018 году

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;
  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке. В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.
Читайте также:  Гарантия не работает наушники

Штрафы за непроведение аудита

Законодательство требует от организации, подпадающей под обязательный аудит, чтобы аудиторское заключение было представлено либо вместе с отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Соответственно, нарушение этих требований влечет за собой санкции.

Так, нарушение требований к срокам представления аудиторского заключения и раскрытия проаудированной отчетности влечет за собой:

  • Штраф для юридического лица за непроведение аудита – от 5 000 до 10 000 руб.

  • Штраф в размере 300-500 рублей за непредоставление АЗ в срок для должностных лиц.

  • Штраф для должностного лица за непредоставление АЗ в течение 5 лет (грубое нарушение) – от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении – от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок 1-2 года.

  • Для акционерных обществ при неопубликовании АЗ предусмотрены более строгие санкции: компании могут быть оштрафованы на 700 000 — 1 000 000 руб., а должностные лица – на 30 000 — 50 000 руб. или дисквалификацированы на срок 1-2 года.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Изменение критериев обязательного аудита с 2024 года: важные нововведения

С 2024 года будет введено ряд важных изменений в критерии обязательного аудита, которые затронут многие компании и организации. Новые изменения будут направлены на улучшение качества и надежности аудита, а также на повышение прозрачности и открытости процесса.

Среди основных изменений, которые будут введены с 2024 года, можно выделить следующие:

  • Более строгая проверка квалификации аудиторов: для осуществления обязательного аудита компаний будет необходимо иметь сертифицированного аудитора, который пройдет проверку и обучение в специализированных учреждениях.
  • Расширение списка контролируемых субъектов: новые критерии обязательного аудита будут распространяться на большее количество компаний и организаций, включая средние и малые предприятия.
  • Обязательное проведение аудита бухгалтерской отчетности: все компании, подпадающие под новые критерии, будут обязаны проводить аудит своей бухгалтерской отчетности и предоставлять соответствующие отчеты аудиторским органам.
  • Введение дополнительных механизмов контроля: новые изменения предусматривают введение дополнительных механизмов контроля аудиторской деятельности, а также возможности оценки эффективности аудиторов.

Внедрение новых критериев обязательного аудита с 2024 года ожидается, что приведет к следующим преимуществам:

  1. Улучшение качества и надежности аудита: более строгие критерии для аудиторов помогут повысить качество и надежность проводимых аудиторских проверок, что будет положительно сказываться на доверии к результатам аудита.
  2. Повышение прозрачности и открытости процесса: введение дополнительных механизмов контроля и отчетности позволит обеспечить большую прозрачность и открытость в процессе аудиторской деятельности, что будет способствовать доверию к аудиторским органам и повышению общественного контроля.
  3. Защита интересов инвесторов и кредиторов: более строгое регулирование процесса аудита поможет защитить интересы инвесторов и кредиторов, предотвращая возможные махинации и некорректную отчетность со стороны аудируемых компаний.

Изменение критериев обязательного аудита с 2024 года вводит новые требования и механизмы контроля для аудиторской деятельности. Ожидается, что эти изменения приведут к улучшению качества, надежности и прозрачности аудита, а также защитят интересы инвесторов и кредиторов.

Пересмотренный список аудируемых компаний

С 2024 года вступает в силу пересмотренный список компаний, подлежащих обязательному аудиту. Пересмотр был проведен с учетом множества факторов, включая размер компаний, их важность для экономики и общества, а также риски и вероятность ошибок в их финансовой отчетности.

  1. Увеличенное количество малых и средних предприятий включено в список аудируемых компаний. Теперь множество средних компаний, ранее не подлежащих обязательному аудиту, должны обратить внимание на новые требования.
  2. Банки и финансовые учреждения, ранее подлежащие обязательному аудиту, столкнулись с ужесточением требований. Их финансовые операции и отчетность должны быть тщательно проверены и оценены независимыми аудиторами.
  3. Крупные компании, работающие в сфере энергетики, транспорта и коммуникаций, теперь также подлежат обязательному аудиту. С учетом значимости этих отраслей для экономики страны, их финансовая деятельность и отчетность должны быть прозрачными и достоверными.
  • Высокий уровень прозрачности финансовой отчетности компаний, что способствует улучшению доверия со стороны инвесторов и общественности.
  • Повышение качества финансовых отчетов за счет более глубокого и беспристрастного анализа.
  • Улучшение качества управления и контроля в компаниях, снижение вероятности мошенничества и финансовых ошибок.

Новый пересмотренный список аудируемых компаний представляет собой важный шаг в развитии аудиторской отрасли и повышении прозрачности финансовой отчетности в России. Он поможет снизить риски для инвесторов и общественности, а также способствовать развитию эффективной системы контроля и управления в компаниях.

Преимущества и риски для бизнеса

  • Увеличение качества отчетности и прозрачности. Изменение критериев обязательного аудита позволит бизнесу более точно отразить состояние своих финансовых показателей и операций. Это повысит уровень прозрачности и доверия со стороны инвесторов, банков и других заинтересованных сторон.
  • Усиление контроля над финансовой отчетностью. Новые критерии обязательного аудита обязывают бизнес проявлять большую ответственность по отношению к своей финансовой отчетности. Повышение контроля и соблюдение более строгих стандартов помогут предотвратить возможные финансовые махинации и ошибки.
  • Улучшение деловой репутации. Прозрачность и надежность финансовых отчетов, обеспеченные изменением критериев обязательного аудита, способствуют улучшению деловой репутации компании. Это может привести к привлечению новых инвесторов, партнеров и клиентов.
  • Увеличение затрат на аудит. Изменение критериев обязательного аудита может привести к увеличению затрат на проведение аудиторских проверок. Бизнесу придется выделить больше ресурсов на оплату услуг аудиторов, что может оказать негативное влияние на его финансовое состояние.
  • Сложность внедрения новых требований. Переход к новым критериям обязательного аудита может быть сложным процессом для некоторых компаний. Внедрение новых систем и процессов может потребовать дополнительного времени и ресурсов, а также привести к необходимости обучения персонала.
  • Повышенная ответственность и риск ошибок. Ужесточение критериев обязательного аудита означает большую ответственность для бизнеса. Компания должна быть готова к соблюдению новых требований и строгих стандартов, чтобы избежать возможных ошибок, которые могут повлечь за собой негативные последствия для бизнеса.
Читайте также:  Региональный капитал на третьего ребенка в 2024 году в Кемеровской области

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. По общему правилу в 2021 году раскрыть, т.е. опубликовать отчетность вместе с аудиторским заключением будет необходимо не позднее 05.04.2021. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 No 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 No 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП..

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2018 № 06АП-7003/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 4. Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2019 № А65-34078/2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда).

История 5. При отсутствии в деле обстоятельств недостаточности денежных средств и опубликования аудиторского заключения с опозданием в 3 дня после установленного крайнего срока обществу был назначен штраф в размере 700 000 руб. Общество обратилось в суд с просьбой отмены данного штрафа, сославшись на малозначительность правонарушения, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 16.03.2018 № 09АП-4542/2018 Девятого арбитражного апелляционного суда).

История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2018 Верховного суда республики Башкортостан).

Как правило, судебная практика выступает на стороне государства. Суммы, которые приходится заплатить бизнесу в качестве штрафов, часто выше стоимости аудита.

В будущем государство намерено усиливать контроль над проведением финансового аудита. В настоящее время рассматривается проект изменений в КоАП, предусматривающий увеличение штрафов за непредставление аудиторского заключения в налоговую инспекцию до 700 тыс. руб. для всех юридических лиц. Кроме того, для любой организации важны независимая проверка и «взгляд со стороны», которые и предоставляет аудитор.

Вывод напрашивается сам собой: легче сделать аудит, чем встречаться с системой в суде и платить штрафы.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

  • компании акции, которых, участвуют в биржевых торгах;
  • выручка организации (от 400 млн. рублей), полученная от продажи товаров / оказания услуг за год, предшествующий отчетному периоду;
  • компании с активами бухгалтерского баланса (от 60 млн. рублей).
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *