Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка водителей в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.
Лист испытания водителя
Результаты прохождения стажировки должны быть внесены в специальный документ — лист испытаний:
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью,3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Профотбор водителей: три изменения 2021 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Наставника для новичка выбирает руководство организации из водителей, безупречно выполняющих свои обязанности длительное время.
Основные требования к нему, это:
- Безаварийная езда в течение 12 месяцев на маршруте стажировки. Аварии, возникшие не по вине наставника, в расчет не берутся.
- Стаж наставника — важнейший показатель. Для водителей грузовиков и легковых авто его срок определен в 3 года и более. Обязательный стаж наставника, если речь идет о водителе автобуса, еще выше. Не менее 5 лет потребуется сотруднику в этом случае, чтобы ему могли поручить наставничество новичка.
При проведении стажировки на право управления микроавтобусом или автобусом в ее предмаршрутной части, как правило, водитель — наставник действует не один.
Подключаются специальные сотрудники транспортных служб, на которых возложены контролирующие функции, для совместной эффективной работы.
Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит
Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:
- опытное вождение 1-2 класса;
- безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
- отсутствие дисциплинарных взысканий;
- стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
- опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.
Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.
Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.
Кто имеет право проводить испытание водителей?
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.
Все результаты заносятся в карточку, и делается полное заключение, разрешающее допуск к самостоятельной работе на транспорте конкретной марки и по указанному маршруту. На основании данных карточки по предприятию издаётся приказ, позволяющий вождение, с которым стажер ознакомляется под роспись. В случае если комиссия не согласна с заключением водителя-наставника и результаты проверки показали недостаточный уровень знаний и безопасного вождения, она имеет право продлить сроки стажировки с последующей пересдачей.
Важно! Карточка с результатами оформления стажировки хранится в отделе кадров. Водитель имеет право ознакомиться с её данными в любое время и получить соответствующее уведомление или копию документа.
Каковы сроки стажировки
Ниже представлены сроки стажировки в зависимости от разных ситуаций:
- для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
- если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
- в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
- при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.
СТАЖИРОВКА НУЖНА И ТОЧКА.
Вот теперь давайте обратимся к Приказу Минтранса №59. Данный документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Из своего названия он обращен ко всем организациям, которые эксплуатируют транспортные средства независимо от того какую деятельность ведет сама организация. Цитирую:
…Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств…
Простыми словами, неважно является ваша организация транспортной компанией или в вашей организации всего один служебный автомобиль которым управляет менеджер. Этот порядок един для всех.
Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, и их профессионального обучения.
Не буду расшифровывать весь документ (это отдельная тема). Обращусь только к цитатам в части стажировки водителей:
…13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.
15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.
18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
— номер стажировочного листа;
— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
— дата и время прохождения, количество часов стажировки;
— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.
20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…
И самое интересное обозначено в пункте 5. Согласно этого пункта, под водителем понимается лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которого непосредственно связаны с управлением транспортным средством.
Это значит, что речь идет не о штатном водителе, а о любом работнике, который будет управлять служебным автомобилем: специалист, юрист, менеджер, начальник, инженер, руководитель, директор и т.д.
Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов:
- Трудовой кодекс. Здесь важны те положения, которые касаются непосредственно испытательного срока во время заключения трудового договора. Ведь стажировка будет отображаться в контракте как испытательный срок. Кроме того, положение о стажировке нужно внести в трудовой договор, иначе по ее результатам нельзя будет уволить сотрудника.
- Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данное положение не имеет никакой юридической силы, однако при этом в нем отображены все нюансы и правила прохождения стажировки для водителей. Многие предприятия пользуются им в качестве руководства для данного процесса.
- Постановление Министерства труда РФ №1/29. Данный акт является обязательным к исполнению. Однако, стоит отметить, что положения в нем довольно расплывчаты и касаются стажировки на работах с опасными условиями труда (куда входя некоторые категории водителей).
- Федеральный закон №196. Данный нормативный акт требует от компании организовывать работу водителей так, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.
Законодательное регулирование
Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.
Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.
Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.
Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.
Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.
Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.
Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.
Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.
Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:
- Время суток.
- Погодные условия.
- Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
- При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.
Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:
- Аварийных ситуаций и их устранения.
- Вызова специальных спасательных служб.
- Устранения мелких поломок ТС.
- Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.
Здесь можно программы стажировки водителя.
Законодательное регулирование
Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.
Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.
Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.
Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.
Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.
Кто несёт ответственность за безопасность дорожного движения в организации
Парковка транспортных средств организации
- Оборудованием и помещениями для техобслуживания и проведения ремонтных работ или иметь действующий договор с организациями, предоставляющими услуги для стоянки, техобслуживания или занимающимися ремонтом транспортных средств.
- Условия для проведения предрейсового осмотра транспортных средств.
Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.
Рекомендуем прочесть: Порядок Изъятия Имущества Судебными Приставами
Программа стажировки водителя автомобиля образец
О повышении профессионального мастерства и стажировки
Водителей и механизаторов участка АТиСТ
Исполняющий обязанности председателя профкома
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательных актов по охране труда, Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.
Проходящий повышение профессионального мастерства, а также стажировку водитель или механизатор обязан выполнять требования безопасности изложенные в “Инструкции по охране труда для всех профессий ХХХХХХХХХХХХХХ”.
1.1. Лица, вновь принимаемые на работу в качестве водителей, механизаторов, а также водители, механизаторы, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года или переведённые на новый тип, марку транспортного средства к управлению транспортного средства допускаются после прохождения стажировки.