Водный фонд Российской Федерации: понятие, состав. Право собственности на воды.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный фонд Российской Федерации: понятие, состав. Право собственности на воды.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.

Водные объекты и их классификация

Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.

Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:

  • моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
  • проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
  • водоемы и водохранилища;
  • болота;
  • природные родники и гейзеры;
  • ледники, снежники.

Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:

  • моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
  • реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
  • пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
  • болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.

Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.

Замечание 2

Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;
  • водоносные горизонты.

Правовой режим озера Байкал

Россия богата водными ресурсами. На ее территории имеются 210 больших рек, к которым относятся реки протяженностью более 500 км, тысячи малых и средних рек, свыше 2 млн озер. В условиях опасности возникновения дефицита пресной воды в мире водные объекты России приобретают возрастающую значимость как фактор благополучия страны и национальной безопасности.

Особое место в данном контексте занимает озеро Байкал — уникальный водный объект, содержащий 20% мировых запасов пресной воды (25 тыс. куб. км). Озеро ценно и другими своими качествами. Это — самое глубокое озеро мира (1620 м) и одно из самых больших. Его длина 636 км, а площадь (около 31,5 тыс. кв. км) равна суммарной площади Бельгии и Нидерландов. В него впадают 336 больших и малых рек, а вытекает одна — Ангара. Исторически Байкал относится к наиболее древним водоемам (ему около 25 млн лет), позволяющим проследить эволюцию жизненных процессов на Земле.

По свидетельству ученых, озеро Байкал — формирующееся море, так как его берега постепенно расходятся.

До сегодняшнего дня главным образом в силу удаленности от мест концентрации населения и хозяйственной деятельности озеро сохранило естественную чистоту, оставаясь средой обитания уникального, эндем-ничного вида — разновидности пресноводного тюленя — байкальской нерпы, а также формируя среду обитания ценных наземных животных. Еще в 1917 г. в целях сохранения исчезающего вида баргузинского соболя на примыкающей к Байкалу территории был учрежден Баргузинский заповедник. Несмотря на трудно доступность, озеру Байкал с его уникальными богатствами угрожает деградация, главным образом в результате экологически неблагоприятной хозяйственной деятельности в водосборном бассейне. В ответ на возникающие проблемы был принят Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», определивший правовые основы мероприятий по сохранению уникального водоема1. Закон является ярким примером использования экосистемного подхода, основанного на взаимосвязанном, интегрированном регулировании всего комплекса отношений природопользования и охраны окружающей среды не только в границах самого озера, но и на прилегающих землях. Одновременно Закон носит рамочный характер, во многих случаях нормы сформулированы декларативно, носят отсылочный характер, нуждаясь в дальнейшей правовой детализации на уровне подзаконного нормотворчества. К настоящему моменту фактически действует одно постановление Правительства РФ2, что абсолютно недостаточно для исполнения Закона.

Объектом регулируемых Законом отношений является Байкальская природная территория, охватывающая само озеро, его водоохранную зону, водосборную площадь, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Правовой режим земель и других природных объектов в пределах Байкальской природной территории неоднороден и различается по экологическим зонам.

Предусматривается деление всей территории на три зоны: центральную, буферную экологическую и экологическую зону атмосферного влияния. По отношению ко всей территории действует общий запрет на строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкцию имеющихся хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Не допускаются химическое, биологическое загрязнение озера и его водосборной площади, а также физическое изменение его состояния; использование пестицидов, агро-химикатов, радиоактивных веществ, эксплуатация транспорта, размещение отходов, которые могут привести к такому загрязнению. Дополнительно в центральной экологической зоне существенно ограничивается лесопользование, в том числе изъятие без цели ведения лесного хозяйства земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, а также земель лесного фонда, не связанных с ведением лесного хозяйства. Допускается предоставление земель для организации туризма и отдыха в соответствии с правилами, установленными соответствующими субъектами РФ.

Предусматривается выделение территорий традиционного природопользования.

Функции федерального специально уполномоченного органа на государственное регулирование в области охраны озера Байкал возложены на МПР России, которое выполняет эти функции во взаимодействии с другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Создание межведомственных органов по управлению природопользованием озера Байкал не предусматривается.

Перевод в другую категорию

Правовой статус таким землям дается с целью их эффективной защиты. И согласно такому статусу большинство площадей фонда находится в собственности муниципалитета или государства. Только небольшое количество территорий является собственностью лиц частных или юридических.

ВНИМАНИЕ! Законом предусмотрена возможность отчуждения площадей водного фонда в пользу государства. Отчуждается водный объект и прилегающая к нему земля.

Причиной такого отчуждения и перевода может быть потребность государственных интересов. Владелец предупреждается о том, что его собственность становится землей водного фонда. Аренда площадей категории возможна, если она не приносит вред ресурсам, экологическому состоянию земельного участка.

Читайте также:  Пособие на погребение участника ВОВ

Если водные объекты утрачивают статус «водных», земля, где они расположены, может быть переведена в другую категорию. Все действия выполняются с учетом действующих норм законодательства.

Аренда территорий водного фонда

Аренда части водного фона для собственных нужд возможна при заключении договора водопользования. Аренду часто используют с целью получения ресурсов, использование территории для проведения профилактических и восстановительных оздоравливающих мероприятий, использование территории для генерации электроэнергии.

Данный договор со стороны арендодателя имеет возможность подписать следующие инстанции:

  • Федеральное агентство водных ресурсов,
  • Органы местной администрации ( для объектов муниципальной собственности)

ВАЖНО в договоре аренды водоохраняемой зоны следует указывать подробные сведение о передаваемом объекте, цели и срок пользования, ответственность сторон, порядок и размер ежемесячной платы, а также условия изменения и прекращения действия договора. Такой договор в обязательном порядке подлежит регистрации в Государственном водном реестре

Все отношения в рамках использование земель водного фонда регулируются Гражданским и Водным кодексом РФ.

Для оформления аренды водной территории необходимо помимо заявления предоставить в государственные органы следующие документы:

  • Копии паспорта либо учредительного документа для юридического лица,
  • При необходимости доверенность на предъявителя,
  • Описание действий, которые планируются на водном объекте, и действий, которые будут направлены на сохранение и восстановление водных ресурсов,
  • Схема расположения зданий и сооружений на выделяемой территории,
  • Техническая информация обо всех видах оборудования, которые будут установлены на выбранном объекте,

Заявка рассматривается до 2 месяцев, после ее согласования с федеральными органами принимается окончательное решение и заявителю направляется результат рассмотрения.

Комментарий к СТ 8 ВК РФ

Статья 8 ВК РФ. Право собственности на водные объекты

Комментарий к статье 8 ВК РФ:

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.

Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.

Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.

Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, — федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Доступ к береговой полосе. Ограничения.

Закон запрещает каким-либо образом ограничивать доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе. Это, например, является необходимым условием заключения договоры аренды земельного участка, находящегося в береговой полосе (более подробно об этом смотри в следующем параграфе). А за ограничение права такого доступа установлена административная ответственность. Береговые полосы водного объекта общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам включаются в основную часть проекта планировки территории (статья 42).

Если вокруг береговой полосы располагаются места общего пользования, то проблем с доступом к водному объекту быть не должно (пришёл, увидел, подошёл). Проблемы могут возникнуть в случае, если на пути к заветной береговой полосе встаёт чей-то частный участок. В таком случае на помощь приходит публичный сервитут. Если Вы любитель постоянных вечерних прогулок у воды, то установить публичный сервитут будет целесообразно. Сервитут позволяет пользоваться чужим земельным участком без его предоставления на каком-либо праве. То есть в случае его установления Вы спокойно сможете пройти по чужому участку к водоёму, а его хозяин не вправе будет этому препятствовать. Для этого нужно заключить соглашение с собственником такого земельного участка, а в случае отказа – обратиться с этим вопросом в суд.

Понятие и характеристика водных объектов

Определение 1
Водные объекты – это природные или искусственные водоемы, водотоки или иные объекты, временное или постоянное сосредоточение вод в которых обладает характерными формами и признаками водного режима.

Читайте также:  Ответственность судебного пристава-исполнителя.

При этом под водном режимом понимают изменение в течение времени уровня, объема и расхода воды в водных объектах.

Всю совокупность водных объектов по критерию особенностей их режима, морфометрических, географических и прочих характеристик можно разделить на две группы:

  • во-первых, водные объекты поверхностного характера;
  • во-вторых, водные объекты подземного характера.

В состав водных объектов поверхностного характера включаются:

  • моря или отдельные части морей, в том числе заливы, лиманы, бухты, проливы и прочее;
  • такие виды водотоков как каналы, ручьи, реки;
  • такие виды водоемов как пруды, водохранилища, озера и обводненные карьеры;
  • болота;
  • выход вод подземного характера природного типа, в том числе гейзеры и родники;
  • снежники и ледники.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Что нужно знать о водных объектах?

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.

Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:

  • Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
  • Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
  • Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
  • Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).

Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.

Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.

Три основных направления охранной деятельности:

  • регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
  • санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
  • действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.

Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.

Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.

Читайте также:  Заполняем платежки по страховым взносам ИП

Разрешенное использование

Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.

Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.

Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.

О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

Задать вопрос

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Согласно ЗК и ВК, участки, прилегающие или имеющие на своей площади замкнутые водные пространства, могут находиться в собственности у частных и юридических лиц. В таком случае территории выполняют хозяйственный функционал и могут быть проданы или переданы во владение вместе с расположенными на них прудами, карьерами и иными искуственными водоемами.

Важно отметить, что объектом купли продажи в этих случаях могут быть только замкнутые элементы: реки, озера не могут быть отчуждены вместе с прилегающими территориями, поскольку являются государственной собственностью и принадлежат к категории объектов общего пользования. Передача в собственность может быть осуществлена, если водоем, расположенный на участке:

  • имеет незначительные размеры;
  • не имеет протока к иным водоемам;
  • имеет замкнутую береговую линию.

При соблюдении всех перечисленных факторов, участки могут быть куплены, проданы, переданы в наследство или подарены. Если территория не является собственностью, пользоваться ей в хозяйственных нуждах и физическим, и юридическим лицам разрешается только на правах сервитута.

С учетом этого земля водного фонда может принадлежать государству, субъекту Федерации, муниципалитету, юридическому или физическому лицу. Но для того, чтобы такие земли были надежно защищены в вопросе экологии, предусмотрено создание охранных зон со специальным правовым режимом эксплуатации земли участка.

Порядок эксплуатации и правовой статус водоохранной зоны устанавливается согласно статьи 111 Водного Кодекса. Он определяет такую зону как территорию, примыкающую к водному объекту и имеющую специальный режим землепользования. Самая главная цель создания природоохранной зоны – сохранность экологии. Ведь не только важно сохранение качества воды и грунта.

Водные объекты и земли под ними в большинстве случаев являются местами обитания уникальной флоры и фауны, которые нуждаются в защите от уничтожения.

Относящимися к водному фонду земли считаются те, на которых расположены гидротехнические сооружения, поверхностные воды в водных объектах. К таким землям относятся площади, которые располагаются на территории моря, пруда, водохранилища.

Также это полосы отвода водных объектов, сооружения и здания водоохранного типа, различные технические строения, имеющие непосредственное отношение к использованию водных ресурсов.

ВНИМАНИЕ! Водный Кодекс Российской Федерации уделяет большое внимание ценности водных ресурсов и их сохранению. Согласно ВК вода является ресурсом ограниченным, поэтому уязвимым и требующим защиты.

Водные отношения относительно вопросов регулирования эксплуатации близки к отношениям в сфере земельной. Попадают под водные отношения и водные объекты, и их отдельные элементы. В данную категорию отнесены и земли, на которых находится, например, водохранилище, и вода в нем.

Структура земель водного фонда сложная, в нее включен сам водный фонд, режим, хозяйство, объекты, акватории, ресурсы. Это все объекты, имеющие отношение к воде, находящиеся на территории РФ.

  • Понятие «акватория» обозначает водные просторы, находящиеся в пределах одного водоема, природного или искусственного.
  • Объекты – это искусственные и природные водоемы, которые по всем признакам можно отнести к водным землям.
  • По утверждению Водного Кодекса страны водные ресурсы – это ресурсы воды, которые используются с разными целями. Для их охраны принимаются различные меры на государственном уровне.
  • Что такое водное хозяйство? Это деятельность, тесно связанная с водой. Под этим понятием подразумевается и изучение водных ресурсов и объектов, предотвращение и ликвидация водных катастроф.
  • Под «режимом» понимают уровень жидкости в любом водоеме. Он может меняться в сторону уменьшения и увеличения.

При рассмотрении земель водного фонда встречается еще и такое понятие, как правовой режим территории. Такой режим определяется на уровне законодательства и обязательно контролируется государственными органами.

Поэтому никто не может в обход закона присваивать себе водные объекты и земли фонда. Право пользования землями устанавливается только законом и учитывает особенности этой категории земляных ресурсов.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *