Административный иск на действия должностного лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный иск на действия должностного лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжаловать действия должностного лица можно, написав жалобу его начальству или в стоящий выше государственный орган, подав жалобу в прокуратуру или обратившись в суд с иском. При подаче жалобы непосредственно в ведомство, гражданин должен будет ожидать ответа в течение месяца, после чего он получит письменный ответ –– положительный или отрицательный. Порой обращение пострадавшего и вовсе может быть проигнорировано. Тогда остается лишь обращение в прокуратуру или оспаривание в суде.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

В первую очередь жалоба на должностное лицо подается его непосредственному руководству. При обращении в суд гражданину стоит иметь на руках письменный отказ из ведомства.

После обращения в прокуратуру служащие юстиции запускают в производство собственное расследование. В том случае, если действия (бездействие) должностного лица признаются сотрудниками прокуратуры незаконными, они выступают инициаторами подачи иска.

Иски граждан, ходатайствующих о признании действий должностных лиц незаконными, рассматриваются в арбитраже или суде общей юрисдикции. Это определяется подсудностью. Ходатайство подается по месту проживания гражданина или по месту службы госслужащего. Оспорить действия служащего можно и посредством законного представителя.

Если суд удовлетворяет иск гражданина, то его права восстанавливаются, а должностное лицо наказывается. Возможно как дисциплинарное взыскание, так и увольнение. В крайнем случае –– уголовное преследование.

Кто вправе нас проверить?

Прежде всего, надо знать, кто может прийти к нам с проверкой и какими правами обладают проверяющие. Всех потенциальных проверяющих условно поделим на три группы:

1. Налоговые инспекторы, права и обязанности которых зафиксированы в Налоговом кодексе (могут нанести нам наибольшие потери). Список причин, по которым нас могут посетить налоговики, огромен – от нарушения сроков подачи любых отчетных документов, сроков уплаты налогов и других платежей в бюджет до солидного денежного оборота.

2. Сотрудники милиции, права и обязанности стражей порядка изложены в статьях 10-11 закона «О милиции», а также статьях 6 и 8 закона об «Оперативно-розыскной деятельности».

3. Остальные проверяющие – Роспотребнадзор, пожарные, трудовые и другие инспекторы — контролирующая деятельность которых регламентируется Законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Если представители этой группы вынесут несколько постановлений об административных нарушениях на нашем предприятии, то нами непременно заинтересуется налоговая инспекция.

Во избежание санкций за нарушение норм трудового законодательства все трудовые документы должны быть в порядке – трудовые договоры на каждого сотрудника, должностные инструкции (и на них должны стоять подписи сотрудников об ознакомлении со своими должностными обязанностями), правила внутреннего трудового распорядка, инструкция по технике безопасности, инструкция по охране труда (в т.ч. для пользователей компьютеров), инструкция о защите персональных данных, правила противопожарной безопасности, штатное расписание, график отпусков, положение об оплате труда. Гострудинспектор обязательно проверит, со всеми ли приказами ознакомлен сотрудник.

Кадровые приказы оформляются на специальных бланках (из Альбома унифицированных форм первички по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Если трудовой инспектор дважды найдёт у нас аналогичные нарушения, он вправе через суд на три года запретить руководителю занимать руководящие посты в любых компаниях. Дисквалифицировать могут не только меня, но и моих заместителей, главного бухгалтера, руководителей подразделений.

Должностное лицо: понятие, границы, компетенция

Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:

  • находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
  • реализует функции органа власти;
  • имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).
Читайте также:  Какие субсидии и льготы на покупку жилья можно получить от государства

Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.

Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:

  1. Конституцией государства.
  2. Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
  3. Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
  4. Инструкциями, регламентами.
  5. Контрактом, подписанным при приеме на службу.
  6. Приказами руководства.

Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.

Должностное лицо: понятие, границы, компетенция

Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:

  • находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
  • реализует функции органа власти;
  • имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).

Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.

Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:

  1. Конституцией государства.
  2. Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
  3. Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
  4. Инструкциями, регламентами.
  5. Контрактом, подписанным при приеме на службу.
  6. Приказами руководства.

Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.

Порядок и методы подачи жалобы на должностное лицо

В случаях, когда имеет место нарушение, допущенное должностным лицом, у гражданина, который стал жертвой этого действия или просто заметил содеянное, есть 90 дней для обжалования. Для написания соответствующей претензии у человека должны быть весомые причины. Основанием могут стать неправомерные действия, превышение служебные полномочий, незаконный арест, бездействие и иные поступки.

Следует также принять во внимание тот факт, что в первую очередь, образец претензии направляется к руководителю должностного лица, допустившего нарушение. В том случае, если вышестоящие инстанции проигнорируют обращение, можно переходить к более радикальным методам решения проблемы и подать жалобу в следующие структуры:

  • УСБ. В данную организацию жалобу можно принести самостоятельно, либо написать соответствующее ходатайство на электронный адрес. Специалисты УСБ должны рассмотреть претензию и сообщить заявителю о своём решении не позднее 14 дней после получения документа;
  • Прокуратура. Именно в эту структуру чаще всего обращаются граждане, ранее подавшие жалобу в УСБ и не получившие желаемого результата. После получения жалобы сотрудниками прокуратуры проводится проверка, после чего некомпетентные специалисты госаппарата несут наказание за свои поступки;
  • Судебные инстанции. Срок рассмотрения жалобы в данной структуре составляет примерно 15 дней. После истечения этого времени принимается решение по делу, и если вина должностного лица будет доказана, определяется мера пресечения.

На сегодняшний день у каждого россиянина есть возможность самостоятельно выбрать порядок обжалования действий нарушителя и написать жалобу в любую из вышеперечисленных структур. Если обратиться с заявлением сразу во все указанные инстанции, это станет своеобразным гарантом достижения наилучшего результата в кратчайшие сроки.

Порядок подачи жалобы на врача

Адресат жалобы должен выбираться по иерархическому принципу. Прежде всего, это главный врач того медицинского учреждения, где осуществляет свою деятельность врач. Также это могут быть комитеты (отделы) по здравоохранению муниципального образования или региона. Жалобу на врача в Росминздрав следует адресовать только в том случае, если предыдущие в нижестоящие инстанции оказались безрезультатными. Иначе документ все равно «спустится» на местный уровень.

Можно подать жалобу на врача одновременно во все вышеперечисленные инстанции. Тогда внимание к проблеме наверняка будет привлечено, а ответ на жалобу на врача находиться на контроле у руководства. Отправить документ можно почтой, оставить его в приемной медицинского учреждения или комитета здравоохранения (проставить на второй экземпляр штамп о получении). Можно направить жалобу на врача и в электронной форме через сеть Интернет.

Сможет ли помочь прокуратура

Сразу скажем, что отменить действие должностного лица или заставить его выполнить то или иное действие, прокуратура не сможет. Прокуратура вправе:

  • направить любому должностному лицу предписание об устранении нарушений закона. К слову сказать, предписание прокурора можно оспорить. То есть сам факт наличия предписания — не эквивалент исправления ситуации в пользу заявителя;
  • привлечь должностное лицо к административной или уголовной ответственности, но только в случае, если в действиях должностного лица будут усмотрены квалифицирующие признаки преступления или правонарушения. Отметим, что далеко не каждое действие должностного лица, даже если заявителю оно кажется незаконным, имеет в себе признаки преступления или правонарушения;
  • подать исковое заявление в суд в интересах несовершеннолетних, престарелых, инвалидов и недееспособных в случае, если их права были ущемлены. Как мы видим, список лиц очень ограничен.
Читайте также:  Индексация ЕДВ в 2023 году ветеранам, инвалидам и другим льготникам

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

Как жалобу правильно составить

Образец формы жалобы, как правило, можно найти на стендах в каждом исполнительном органе, так как оспаривание принятых ими решений – одно из ключевых прав граждан.

Данные формы документов имеют похожую внутреннюю структуру, которую можно описать следующим образом:

  • обязательным является указание исполнительного или судебного органа власти справа в углу, куда будет направлено обоснованное требование заявителя. Здесь же указывается ФИО гражданина, подающего жалобу, и его контактные данные;
  • в качестве основной части идет описание конкретной ситуации, в которой, по мнению заявителя, его права были нарушены. Очень важно излагать сведения кратко, по существу вопроса, опираясь на даты событий. Следует также упомянуть фамилии должностных лиц, допустивших нарушение или способствовавших этому;
  • необходимо отразить какие именно права, по мнению заявителя, были нарушены должностным лицом, а также в чем конкретно это выражалось. В противном случае документ превратится в повествование бытовой ситуации;
  • в заключении следует указать свое видение решения вопроса и требования по устранению допущенных нарушений.
Читайте также:  Налоговый вычет на лечение зубов: как получить

Запомните! Единой формы описываемых документов не существует. В каждом конкретном случае они имеют свою специфику. Единственным условием является точное, последовательное, логически обоснованное изложение, исключающее присутствие двусмысленности при прочтении.

Образец жалобы в прокуратуру на неправомерные действия должностного лица

Нормативно установленных требований к обращению нет, в его составлении необходимо придерживаться общих правил документооборота.

1. В шапке документа обозначается наименование и адрес прокуратуры того района, где зарегистрирован субъект обжалования.

Далее, пишется ФИО, адрес для корреспонденции и телефон заявителя. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.

2. Описательная часть документа состоит из нескольких блоков:

  • какие обстоятельства привели к нарушению права;
  • нарушенные нормы закона;
  • требования заявителя, при этом недопустимы пространные формулировки и фразы, оскорбляющие честь и достоинство;
  • подпись и дата составления документа.

3. В заключение ставятся дата, фамилия и подпись заявителя.

Неверное составление документа, без ссылки на нормы закона, не освобождает прокуратуру от необходимости реагирования.

Порядок и методы подачи жалобы на должностное лицо

В случаях, когда имеет место нарушение, допущенное должностным лицом, у гражданина, который стал жертвой этого действия или просто заметил содеянное, есть 90 дней для обжалования. Для написания соответствующей претензии у человека должны быть весомые причины. Основанием могут стать неправомерные действия, превышение служебные полномочий, незаконный арест, бездействие и иные поступки.

Следует также принять во внимание тот факт, что в первую очередь, образец претензии направляется к руководителю должностного лица, допустившего нарушение. В том случае, если вышестоящие инстанции проигнорируют обращение, можно переходить к более радикальным методам решения проблемы и подать жалобу в следующие структуры:

  • УСБ. В данную организацию жалобу можно принести самостоятельно, либо написать соответствующее ходатайство на электронный адрес. Специалисты УСБ должны рассмотреть претензию и сообщить заявителю о своём решении не позднее 14 дней после получения документа;
  • Прокуратура. Именно в эту структуру чаще всего обращаются граждане, ранее подавшие жалобу в УСБ и не получившие желаемого результата. После получения жалобы сотрудниками прокуратуры проводится проверка, после чего некомпетентные специалисты госаппарата несут наказание за свои поступки;
  • Судебные инстанции. Срок рассмотрения жалобы в данной структуре составляет примерно 15 дней. После истечения этого времени принимается решение по делу, и если вина должностного лица будет доказана, определяется мера пресечения.

На сегодняшний день у каждого россиянина есть возможность самостоятельно выбрать порядок обжалования действий нарушителя и написать жалобу в любую из вышеперечисленных структур. Если обратиться с заявлением сразу во все указанные инстанции, это станет своеобразным гарантом достижения наилучшего результата в кратчайшие сроки.

Подача жалобы на действия должностного лица

Жалоба на неправомерные действия должностного лица – это обратная сторона юридических процессов.

Граждане Российской Федерации могут вступить в правовой конфликт не только с другими рядовыми гражданами, но и с различными государственными организациями и уполномоченными лицами. И подобные конфликты справедливо считаются более сложными.

В этом случае по другую сторону баррикад будут люди, которые хорошо знают законы и административный кодекс, которые привыкли к подобным разбирательствам и имеют некоторый опыт в данной сфере.

Гражданин может столкнуться с неправомерными действиями таких организаций как:

  • Органы местного самоуправления;
  • Различные общественные союзы;
  • Государственные организации и органы;
  • Общественные учреждения.

Вы можете потребовать не только обжалования решений отдельных чиновников, но и обжалования действий всего учреждения.

История знает множество примеров и образцов незаконных действий как со стороны конкретных должностных лиц, так и всей организации, поэтому нужно досконально знать порядок действий в каждом из этих случаев.

Если в нарушение вовлечена вся организация, жалоба начальству не поможет – круговая порука сведет на нет все ваши усилия. В таких случаях понадобится другой порядок действий, включающий обращение в суд.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *