Заявление об уменьшении размера государственной пошлины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление об уменьшении размера государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо заявления, где описывается цена иска с расчетом необходимой суммы госпошлины, которую требуется уплатить, в связи с тяжелыми обстоятельствами заявителя, последний должен приложить и письменные подтверждения указанных обстоятельств, не позволяющих ему выплатить пошлину в полном объеме.

Порядок уменьшения размера госпошлины в суд

Конституционный Суд РФ в своих выводах не раз приводил, что отсутствие у лица, обращающегося за судебной защитой, возможности — в силу его имущественного положения — выполнить обязанность по оплате пошлины в полном размере — не должно препятствовать реализации его прав, поскольку, в случае допущения иного, наступило бы нарушение положений Конституции РФ. В связи с чем, возможность снижения платежа при подаче иска – это лучший выход решения проблемы временной неплатежеспособности, регламентируемый в современном законодательстве.

Выход из данной ситуации есть – ходатайство о снижении размера государственной пошлины, данный процессуальный документ необходимо составить и подать одновременно с подачей иска, чтобы суд принял заявление и решил вопрос с ходатайством, направленным на снижение государственной пошлины.

ВНИМАНИЕ: смотрите ВИДЕО с советами адвоката по снижению государственной пошлины, рассрочке платежа, освобождения от оплаты обязательной госпошлины в суд. Кроме того, не забывайте подписаться на канал YouTube, для возможности получать консультацию адвоката в комментариях к ролику.

Заявление об уменьшении размера госпошлины

Образец заявления (ходатайства) об уменьшении размера госпошлины подготовлен с учетом последних изменений процессуального законодательства.

При обращении в суд истцам необходимо заплатить госпошлину. Размер госпошлины зависит от цены иска, при этом для имущественных споров госпошлина может достигать 60 000 руб. Для удобства расчетов советуем использовать калькулятор госпошлины. Кроме того, обращаем внимание, что для большой категории споров существует возможность вообще не платить госпошлину, поскольку существуют льготы ее по уплате: « Госпошлина в суд » . Но когда оплата этого сбора обязательна, суд не примет иск или жалобу к производству без доказательств его оплаты. В этом случае истец может использовать заявление об уменьшении размера госпошлины.

Ходатайство об уменьшении госпошлины подается в письменном виде одновременно с совершением соответствующего процессуального действия. Например, при подаче искового заявления, апелляционной жалобы и т.п.

Суд может уменьшить размер госпошлины вплоть до полного освобождения от ее уплаты. Но только при наличии доказательств тяжелого материального положения заявителя. Когда ни финансовое, ни имущественное положение истца не позволят ему оплатить госпошлину в полном размере. В качестве письменных доказательств можно использовать справку о размере заработной платы, справку о размере пособия по безработице или о размере получаемой пенсии. Для неработающих граждан обязательно приложить к ходатайству копию трудовой книжки. Приложите документы на иждивенцев, если истец обязан содержать их за свой счет. Это могут быть копии свидетельств о рождении, справки о составе семьи. Если в семье несколько человек, истец может представить сведения о доходах и членов своей семьи.

Нововведения при уплате госпошлины

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

Читайте также:  Режим труда и отдыха водителей

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

👨 Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?

Если вы не имеете возможности уплатить госпошлину единовременно и в полном размере, в некоторых случаях вы можете рассчитывать на уменьшение ее размера, отсрочку или рассрочку по ее уплате. Под отсрочкой понимают уплату госпошлины единовременно в полной сумме, но в более поздний срок, под рассрочкой — уплату поэтапно в течение установленного срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Возможность уменьшения размера госпошлины предусмотрена для случаев, связанных с обращениями в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ; ст. 39 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

Суд имеет право уменьшить размер госпошлины или полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего имущественного положения. При этом судьи принимают решение самостоятельно, поскольку действующее законодательство этот процесс не регламентирует.

Пример расчета размера госпошлины в суд при обращении с иском об уменьшении размера алиментов

Уменьшение Госпошлины При Уменьшении Исковых Требований В силу подп. 2 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины не освобождаются лица, обязанные уплачивать алименты, заявляющие требования об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, об уменьшении размера задолженности и другие требования, основанные на положениях ст. ст. 114, 119 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку налоговое законодательство освобождает от уплаты государственной пошлины только истцов, требующих взыскания алиментов. Не освобождаются от уплаты государственной пошлины лица, обязанные уплачивать алименты, и в силу подп. 15 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, предъявляя иски об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, об уменьшении ее размера или размера алиментов, истцы действуют в своих интересах, а не в интересах ребенка».

Так, например, в «Бюллетене судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда за третий квартал 2012 года», утвержденном постановлением президиума Свердловского областного суда от 21.11.2012 давался ответ на вопрос:

Как уменьшить госпошлину или получить отсрочку по ее уплате?

Если вы не имеете возможности уплатить госпошлину единовременно и в полном размере, в некоторых случаях вы можете рассчитывать на уменьшение ее размера, отсрочку или рассрочку по ее уплате. Под отсрочкой понимают уплату госпошлины единовременно в полной сумме, но в более поздний срок, под рассрочкой — уплату поэтапно в течение установленного срока (п. 1 ст. 64 НК РФ).

1. Уменьшение размера госпошлины

Возможность уменьшения размера госпошлины предусмотрена для случаев, связанных с обращениями в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ; ст. 39 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

Суд имеет право уменьшить размер госпошлины или полностью освободить вас от ее уплаты исходя из вашего имущественного положения. При этом судьи принимают решение самостоятельно, поскольку действующее законодательство этот процесс не регламентирует.

Для уменьшения размера госпошлины рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1.1. Составьте ходатайство об уменьшении госпошлины

Ходатайство об уменьшении госпошлины вы можете оформить в виде самостоятельного документа или включить в текст заявления (в том числе искового заявления), с которым вы обращаетесь в суд.

В ходатайстве укажите причину обращения в суд (предмет иска, основание для обращения с заявлением и т.д.), размер госпошлины, подлежащей уплате, причины, не позволяющие уплатить госпошлину в полном размере, а также желаемый (уменьшенный) размер госпошлины.

Особенности уплаты государственной пошлины:

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды определяет ст. ЗЗЗ.20 НК РФ. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

Читайте также:  Как пройти собеседование: секреты успеха?

2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;

4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) утратил силу

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. Государственная пошлина уплачивается в наличной либо в безналичной форме.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении. Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Иванов Е.Ю., квартиру которого залили соседи, обратился в суд с иском о возмещении ущерба в сумме 180 000 руб., судебных расходов. Размер ущерба определялся отчетом об определении рыночной стоимости восстановительного ремонта. В ходе рассмотрения дела Иванов Е.Ю. уменьшил цену иска на 1/3, так как узнал, что квартира виновника находится в долевой собственности и состоит из 3 долей. Он исключил из расчета часть, приходящуюся на второго владельца. Цена иска составила 120 000 рублей.

В результате судебной экспертизы рыночная стоимость восстановительного ремонта квартиры Иванова Е.Ю. для целей устранения последствий залива с учетом износа определена как 100 000 руб. Новым ходатайством цена иска была уменьшена еще раз.

Суд удовлетворил иск Иванова Е.Ю., но ответчик потребовал взыскания всех его судебных расходов с истца, настаивал на его недобросовестном поведении, так как в случае предъявления требований о возмещении меньшего размера ущерба в досудебном порядке спор мог быть урегулирован мирно, и ответчик был бы избавлен от несения всех судебных расходов.

Суд не усмотрел в действиях Иванова Е.Ю. недобросовестности, поскольку, предъявляя иск, он руководствовался мнением специалистов, отчетом об оценке. Непредъявление требований ко второму собственнику не указывает на неправомерность действий Иванова Е.Ю. — это было сделано истцом после установления в ходе рассмотрения дела обстоятельств, указывающих на то, что второй собственник является причинителем вреда.

Обращаясь за судебной защитой, Иванов Е.Ю. не знал и не мог знать о том, что ущерб определят по результатам судебной экспертизы в меньшем размере. Поскольку истец уменьшил требования в пределах предоставленных ему процессуальных прав, суд нашел их обоснованными и подлежащими удовлетворению, оснований для возмещения судебных расходов ответчика не усмотрел, иск Иванова Е.Ю. и все судебные расходы удовлетворены судом в полном объеме.

Как составить ходатайство о зачете госпошлины

При оформлении ходатайств следует руководствоваться принципами составления исковых заявлений. Разберем структуру документа:

  1. Шапка документа. В этой части заявления указывается судебная инстанция, в которую подается прошение, а также контактные сведения ходатая (фамилия и инициалы, адрес проживания, контактный телефон).
  2. Основная часть. В первую очередь указывается название документа, а именно – Ходатайство о зачете излишне уплаченной суммы государственной пошлины. Затем в заявлении отражается следующая информация:
    • реквизиты документа (искового заявления, жалобы, обращения) за который была уплачена госпошлина;
    • данные о сторонах соответствующего судебного разбирательства;
    • ссылки на нормативные документы, в соответствие с которыми был уплачен государственный сбор;
    • сумма государственного сбора, а также порядок ее уплаты (для подтверждения факта оплаты стоит сослаться на имеющиеся платежные документы);
    • дата вынесения судебного решения по рассматриваемому разбирательству;
    • суть судебного решения (к примеру, отказ в рассмотрении заявления из-за уплаченной в другой суд госпошлины);
    • при каких условиях заявитель определил о факте неправильной оплаты государственной пошлины;
    • в случае взаимозачета госпошлины необходимо сослаться на соответствующие основания, например, подача нового искового заявления;
    • реквизиты нового искового заявления, суть заявления, какие стороны фигурируют;
    • в какой судебный орган было подано новое исковое заявление или другой документ;
    • в том случае если при повторной подаче иска сумма государственной пошлины отличается от той, которая была уплачена ранее, необходимо отразить в заявлении этот факт;
    • кроме этого, если в конкретном случае у заявителя имеется прочая информация, имеющая отношение к делу и способная прояснить вопрос зачета, необходимо ее указать в заявлении.
  3. Затем следует сослаться на Налоговый кодекс, который определяет случаи, когда госпошлина может быть зачтена или возвращена. Кроме этого обязательно указываются требования заявителя о зачете и другая информация, а именно:
    • определенная сумма;
    • дата зачисления средств;
    • по какому документу осуществлялось зачисление.
  4. В конце документа необходимо составить список обязательных приложений к ходатайству, среди которых должны фигурировать:
    • квитанция об оплате государственного сбора;
    • копия решения судебных органов по судебному разбирательству или заявлению, в рамках которого производилась оплата;
    • новое исковое заявление или другой судебный документ.
  5. После этого заявитель указывает дату составления документа и ставит под ним свою подпись.
Читайте также:  Госпошлина за выдачу российского паспорта в 2022 году

Какие требования предъявляются к данному типу заявлений?

Основания для подобной процедуры четко прописаны в Налоговом кодексе страны. На практике подобное заявление требуется чаще всего из-за несоблюдения норм специальной подсудности. Следует учитывать и другие особенности подобного обращения:

  • зачет платежа производится, если он уплачен за аналогичные действия, которые совершаются в данный момент;
  • средства, уплаченные за предоставление таких услуг, как выдача паспорта или регистрация прав на имущество не подлежат зачету;
  • в судах производится выплата только тех средств, какие были внесены за возбуждение в судебном органе разбирательства по определенному иску или иному заявлению;
  • произвести зачет подобных средств можно не позднее трех лет с момента принятия постановления по прошлому исковому заявлению.

В законе прописаны и особые требования к самому ходатайству. В тексте обращения необходимо детально описать значимые обстоятельства дела. Приводится стоимость и подробные вычисления государственной пошлины, излагается суть ходатайства, по какой причине проводилось первоначальное обращение в суд и т.д.

Прикрепляя к заявлению процессуальные акты судебной инстанции и прочие документальные доказательства, важно учитывать смысл зачета пошлины. Так пригодится определение о возвращении ходатайства или отказ в рассмотрении иска, квитанция об оплате госпошлины и прочие аналогичные бумаги. При подаче обращения важно учитывать правила подачи исковых заявлений в судебные органы.

Рассматриваться подобная просьба будет без вызова заявителя или иных сторон на судебное заседание. Если получится найти грамотный образец заявления о зачете госпошлины в суд и умело его отредактировать, на рассмотрение документа уйдет не более пяти дней. По результатам вынесут определение. Подают заявление о зачете совместно с тем иском, относительно которого нужно зачесть пошлину. Если по первому обращению вынесут положительное решение, то и иск допустят к производству. Поэтому так важно понимать, как правильно составляется данное ходатайство.

Как составить заявление

Образец ходатайства об уменьшении исковых требований не утвержден нормативно, поэтому заявитель вправе изложить его так, как считает нужным, в свободной форме. Ходатайство должно содержать такую информацию:

  • наименование судебного органа, куда оно подается;
  • состав участвующих в деле лиц;
  • номер дела;
  • первоначальный объем претензий, размер снижения и окончательный размер;
  • причина снижения.

Принято включать в образец заявления об уменьшении исковых требований блоки:

  1. Шапку. В ней указывают информацию о суде, истце и ответчике.
  2. Основную часть. В ней перечисляют основание и просьбу о снижении претензий.
  3. Приложение. Здесь уместно перечислить документы, которые прилагаются к заявлению и которые могут послужить основанием.
  4. Дата и подпись.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины. Как подать, что приложить

Истец должен предоставить сведения о том, что он не может платить государственную пошлину в полном объеме по причине тяжелого материального положения.


  • Копия паспорта гражданина Российской Федерации;
  • Справка о доходах по форме 2-НДФЛ. Она оформляется по закону налоговым агентом, который является работодатель заявителя;
  • Трудовая книжка;
  • Справка с Центра занятости, если заявитель состоит на учете в этом органе по причине безработицы;
  • Справка о размере начисленной пенсии;
  • Справка из Федеральной налоговой службы об имущественных объектах, которые находятся в собственности заявителя;
  • Справа о составе семьи;
  • Справка о наличии на попечении иждивенцев;
  • Справки об официально установленной инвалидности на основании медицинского заключения.

Самостоятельно писать ходатайство об уменьшении государственной пошлины? Если имеется возможность, то тогда лучше обратиться к опытному юристу, который подготовит документ в соответствии с установленными гражданско-процессуальными нормами. Это фактически устранит риск того, что судья не примет ходатайство по причине тех же самых ошибок либо его неправильной подготовки, ведь не каждый человек знает, как правильно и грамотно надо составлять разнообразные процессуальные документы.


Можно не только по закону уменьшить размер государственной пошлины, но и при желании ее отсрочить. Получить отсрочку по общим правилам можно на срок не превышающий более одного календарного года. Для того, чтобы получить отсрочку надо сначала убедиться в том, что по закону имеются основания для ее предоставления. В частности, она применяется в том случае, если финансовое положение истца не позволяет заплатить государственную пошлину в срок, установленный законодательными нормами.


  • Заявителю был причинен серьезный ущерб в ходе технологической катастрофы, непреодолимой силы либо стихийного бедствия;
  • У заявителя проходит процедура признания финансовой несостоятельности или банкротства в судебном порядке;
  • Имущественное положение истца без учета имущественных обязательств, на которое может быть обращено взыскание не позволяет единовременным образом оплатить квитанцию государственной пошлины.

Государственная пошлина

Вопросы уплаты или взыскания государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются Законом РФ от 5 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ, АПК РФ (гл. 11), инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке применения Закона РФ «О государственной пошлине»» от 15 мая 1996 г. № 42. Имеются разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине».


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *