Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в аудите в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Основные цели Международных стандартов аудита
Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.
Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.
Соответствие ФПСАД и МСА
Ранее в области аудита действовали:
- Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
- Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
- Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610. Другая часть стандартов имела отличия.
С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.
Таблица 1
Какими МСА были заменены ФПСАД
Российские стандарты |
Международные стандарты |
ФПСАД 1 |
МСА 200 |
ФПСАД 2 |
МСА 230 |
ФПСАД 3 |
МСА 300 |
ФПСАД 4 |
МСА 320 |
ФСАД 7/2011 |
МСА 500 |
ФСАД 1/2010 |
МСА 700 |
ФПСАД 7 |
МСА 220 |
ФПСАД 8 |
МСА 315 |
ФПСАД 9 |
МСА 550 |
ФПСАД 10 |
МСА 560 |
ФПСАД 11 |
МСА 570 |
ФПСАД 12 |
МСА 210 |
ФПСАД 5/2010 |
МСА 240 |
ФПСАД 6/2010 |
МСА 250 |
ФПСАД 16 |
МСА 530 |
ФПСАД 17 |
МСА 501 |
ФПСАД 18 |
МСА 505 |
ФПСАД 19 |
МСА 510 |
ФПСАД 20 |
МСА 520 |
ФПСАД 21 |
МСА 540 |
ФПСАД 22 |
МСА 260 |
ФПСАД 23 |
МСА 580 |
ФПСАД 25 |
МСА 402 |
ФПСАД 26 |
МСА 710 |
ФПСАД 27 |
МСА 720 |
ФПСАД 28 |
МСА 600 |
ФПСАД 29 |
МСА 610 |
ФПСАД 30 |
МССУ 4400 |
ФПСАД 31 |
МССУ 4410 |
ФПСАД 32 |
МСА 620 |
ФПСАД 33 |
МСОП 2400 |
ФПСАД 34 |
МСКК 1 |
Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Новые критерии обязательного аудита по финансовым показателям выручки и активов за 2018,2019,2020 и последующие годы: выручка без НДС
За 2018 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2017 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2018 год представляется в Росстат вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2019 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2019 года.
За 2019 год обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если выручка за 2018 год превышает 400 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 60 млн. руб. Аудиторское заключение по годовой отчетности за 2019 год представляется в ИФНС по месту нахождения организации вместе с годовой отчетностью (до 1 апреля 2020 года), или не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.
Современная финансовая отчетность составляется с целью ее представления внешним пользователям. Внешние пользователи, к числу которых относятся инвесторы, кредиторы, государство и общественность, заинтересованы в достоверности данных финансовой отчетности интересующих их предприятий, поскольку этим обусловлено их перспективное и текущее финансовое положение.
От того, как организована аудиторская проверка, как она спланирована и оформлена, с помощью каких методов и процедур проводится, во многом зависит ее надежность и достоверность. Эти причины и послужили основой для создания и развития стандартов аудиторской деятельности в разных странах и в конечном итоге для создания МСА как международной системы, которая впитала в себя все наиболее ценное в области аудиторской деятельности в современном мире.
Поскольку информационной базой аудита прежде всего является финансовая отчетность, то очевидна связь стандартов аудиторской деятельности со стандартами финансового учета и отчетности.
В настоящее время Россия относится к числу тех стран, в которых существует национальное законодательство в области аудита в виде уже упомянутого закона об аудиторской деятельности и отдельных стандартов, рассматривающих конкретные аспекты аудиторской деятельности.
Если характеризовать роль МСА в становлении аудиторской деятельности и рассуждать об их основном предназначении, то можно выделить следующие аспекты: 1) МСА используются при аудите финансовой отчетности, а также с необходимой адаптацией и другой, сопутствующей информации; 2) МСА содержат основные принципы, процедуры и руководства. Эти принципы и процедуры нужно интерпретировать с учетом пояснительных материалов, которые являются руководством к их применению; 3) МСА применяются только к существенным аспектам проверки; 4) МСА не отменяют национальные стандарты. Если национальные стандарты не противоречат МСА, то это означает их автоматическое соответствие. Если же национальные стандарты противоречат МСА, то, в соответствии с конституцией МФБ (Международной федерацией бухгалтеров), страны-участницы должны применять все необходимые меры по сближению с МСА и устранению противоречий. Страны – члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ) могут принимать МСА в качестве своих национальных стандартов.
Связь стандартов аудита со стандартами финансовой отчетности является не только общим правилом, но и прослеживается при рассмотрении отдельных стандартов.
Например, МСА 120 «Основные принципы МСА» связан со всей системой МСА и всей системой МСФО; МСА 320 «Существенность в аудите» и МСА 570 «Непрерывность деятельности» связаны с «Принципами составления финансовой отчетности в МСФО» и с МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности»; МСА 550 «Связанные стороны» основан на МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»; МСА 560 «Последующие события» основан на МСФО № 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты».
Выводы должны обеспечить аудитору уровень уверенности, который соответствует выбранным критериям. МСА выделяют следующие основные уровни уверенности.
1. «Абсолютная уверенность». Достигается исключительно редко, когда доказательства носят исчерпывающий характер.
2. «Высокий уровень уверенности». Может быть достигнут тогда, когда профессиональному бухгалтеру удалось собрать достаточное количество доказательств, которые соответствуют выбранным критериям.
3. «Средний уровень уверенности». Образуется в тех случаях, когда профессиональный бухгалтер может выразить мнение о том, что предмет является правдоподобным при данных обстоятельствах.
В соответствии с п. 31 МСА 100 целью задания, обеспечивающего высокий уровень уверенности, является необходимость того, чтобы публично практикующий профессиональный бухгалтер оценил или точно измерил предмет аудита, за который отвечает другая сторона, относительно установленных подходящих критериев, и сделал выводы таким образом, чтобы обеспечить предполагаемого пользователя высоким уровнем уверенности в достоверности данных о нем.
При выполнении задания, обеспечивающего высокий уровень уверенности, публично практикующий бухгалтер должен выполнять положения Кодекса этики и, в частности, быть независимым. Кроме того, он должен принимать задания только при наличии другой стороны. Предмет аудита при этом может быть идентифицирован и должен обеспечить сбор аудиторских доказательств.
Принимая на себя ответственность за выполнение задания, обеспечивающего высокий уровень уверенности, аудитор должен убедиться в профессионализме заказчика. Он должен согласовывать с ним условия задания; применять в своей работе политику и процедуры контроля качества; планировать задание для эффективного достижения целей; разумно использовать профессиональный скептицизм и оценивать необходимые критерии как подходящие для оценки конкретного предмета. Этим аспектам деятельности посвящены отдельные МСА в соответствующих разделах.
В качестве характеристики годности выбранных критериев могут выступать такие важнейшие качественные характеристики финансовой информации, содержащиеся в МСФО, как:
• уместность;
• надежность;
• нейтральность;
• понятность;
• полнота.
Аудиторские организации и реестр ЦБ
- Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
- При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
- Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
- Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
- Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
- Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.
Применение международных стандартов аудита
Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.
И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!
Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:
- в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
- бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
- суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
- можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.
Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?
Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.
Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.
В настоящее время вопрос перехода российских аудиторов на международные стандарты аудита уже не стоит, теперь это только дело времени. Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ внесены соответствующие изменения в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данные изменения вступили в силу с 2 декабря 2014 г.
Согласно этим изменениям «аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Пояснения по порядку принятия международных стандартов аудита содержатся в дополнениях, внесенных в ст. 23 Закона N 307-ФЗ. Так, ч. 13 ст. 23 предусмотрено, что порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 г. Затем в соответствии с ч. 14 ст. 23 Закона N 307-ФЗ международные стандарты аудита подлежат признанию для применения на территории Российской Федерации не позднее двух лет со дня вступления в силу порядка признания международных стандартов аудита. В ч. 15 ст. 23 установлен также порядок принятия федеральных стандартов аудиторской деятельности до признания международных стандартов аудита.
В данной статье будут изложены некоторые наблюдения и выводы, сделанные нами в ходе проведенного сравнительного анализа МСА и ФСАД.
Приведенные в настоящей статье названия и фрагменты отдельных международных стандартов являются одной из версий перевода. Несмотря на то что в ходе осуществления официально признаваемого на территории Российской Федерации перевода МСА некоторые термины и определения, возможно, будут отличаться, по нашему мнению, их суть останется неизменной.
Международные стандарты аудита
Разработка и принятие международных стандартов аудита отнесена к компетенции Международной федерации бухгалтеров. Единые правила позволяют странам с низким профессиональным уровнем аудиторов гарантировать качество проведения проверок, соответствующее уровню развитых стран.
Ст. 7 ФЗ № 307 закрепляет обязательность использования международных стандартов при проведении аудита на территории РФ. Важным условием в этом случае является признание их в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № от 11.06.2015 № 576 (далее — Положение). Признание предполагает введение в действие на территории РФ каждого международного документа.
Порядок признания включает:
- Получение от Международной федерации бухгалтеров официального документа, содержащего стандарты аудита.
- Проведение экспертизы на соответствие стандарта законодательству об аудиторской деятельности.
- Принятие решения о введении в действие.
- Опубликование документа.
Актуальными и действующими в силу п. 2 Положения являются, например:
- международный стандарт контроля качества;
- международный стандарт аудита финансовой информации;
- международный отчет о практике аудита финансовой информации.