2.Основы законодательства регулирующего торговую деятельность.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.Основы законодательства регулирующего торговую деятельность.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Статья 14 Закона N 381-ФЗ устанавливает, что субъект торговой деятельности, который организует торговлю через торговые сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами, и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Послабления для продавцов

К числу основных преференций, которые получили продавцы в соответствии с постановлением № 2463, можно отнести:

  1. Возможность не предоставлять по требованию посетителя:
  • книгу жалоб и предложений;
  • товарно-сопроводительную документацию.

Отметим, что в сфере общепита (которая регулируется законом отдельно от розницы, но все же близка ко многим ее сегментам по существу, и потому действующие там правила всегда заслуживают внимания) применение Книги отзывов и предложение по-прежнему обязательно, несмотря на то, что там также приняты новые нормы по взаимодействию поставщика и потребителя — установленные постановлением Правительства от 21.09.2020 № 1515. Как и случае с постановлением № 2463, данные нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

  1. Право не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных товаров на автомобиль потребителя, если второй сам решил увезти соответствующий товар (без заказа доставки).

Конечно, магазин в целях повышения лояльности потребителей может соответствующую услугу также предложить. Понятное дело, для этого нужно будет заложить некие дополнительные средства и в фонд оплаты труда работников торгового предприятия — которым, так или иначе, придется отвлекаться от основной работы для оказания содействия покупателям при погрузке товаров.

  1. Право не обменивать технически сложные товары, по которым установлена гарантия длительностью от 1 года.

Перечень соответствующих технически сложных товаров по-прежнему применяется тот, что установлен постановлением Правительства России от 10.11.2011 № 924.

  1. Возможность не выдавать потребителю товарный чек при отпуске ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.

То есть, во всех случаях можно ограничиться только выдачей кассового чека.

Отношения, регулируемые Федеральным законом N 381-ФЗ

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ ¦
¦ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности ¦
¦ в Российской Федерации" ¦
L--------------------------------------------------------------------------
применяется не применяется
-- --- --- --- --- --- --- --- --- -¬ - -- --- --- --- --- --- --- --- --¬
¦ к отношениям, возникающим между ¦ к отношениям, связанным
органами государственной власти, ¦ с организацией и осуществлением ¦
¦ органами местного самоуправления ¦ внешнеторговой деятельности,
и хозяйствующими субъектами в связи¦ торговли на товарных биржах, ¦
¦ с организацией и осуществлением ¦ деятельности по продаже товаров
хозяйствующими субъектами торговой¦ на розничных рынках, купли-продажи¦
¦ деятельности (торговли) ¦ ценных бумаг, объектов
на территории Российской Федерации,¦ недвижимости, продукции ¦
¦ а также к отношениям, возникающим ¦ производственно-технического
между хозяйствующими субъектами ¦ назначения, в том числе ¦
¦ в связи с поставкой товаров ¦ электрической энергии (мощности),
¦ тепловой энергии и мощности, ¦
¦ ¦ а также иных видов энергетических
¦ ресурсов ¦
L- --- --- --- --- --- --- --- --- -- L-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --

Рис. 1

Основные моменты торговой деятельности, рассмотренные в данном Законе, представлены на рисунке 2.

Алгоритм определения срока оплаты продовольственных товаров в зависимости от срока годности

----------------------------¬ -------------------------------------------¬
¦Срок годности менее 10 дней¦ ¦ оплата в срок не позднее, чем 10 рабочих ¦
¦ +->¦ дней со дня приемки таких товаров ¦
¦ ¦ ¦ субъектом торговой деятельности ¦
L---------------------------- L-------------------------------------------
----------------------------¬ -------------------------------------------¬
¦ Срок годности от 10 ¦ ¦ оплата в срок не позднее, чем ¦
¦ до 30 дней включительно +->¦ 30 календарных дней со дня приемки таких ¦
¦ ¦ ¦ товаров субъектом торговой деятельности ¦
L---------------------------- L-------------------------------------------
----------------------------¬ -------------------------------------------¬
¦ Срок годности свыше ¦ ¦ оплата в течение 45 календарных дней ¦
¦ 30 дней, а также ¦ ¦ со дня приемки товаров субъектом ¦
¦ алкогольная продукция, +->¦ торговой деятельности ¦
¦произведенная на территории¦ ¦ ¦
¦ РФ ¦ ¦ ¦
L---------------------------- L-------------------------------------------

Рис. 4

Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2022 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

Данная оплата осуществляется при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам товаров, т.е. при условии надлежащей поставки.

В случае, когда поставщик продовольственных товаров не передает необходимые документы субъекту торговой деятельности, то сроки оплаты продовольственных товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком указанных документов по запросу субъекта торговой деятельности.

Пример 1. ООО «Молочник» приобрело 15 февраля 2010 г. у ОАО «ВАМИН» 2000 штук творога классического в фольге, а также 1000 штук масла «Крестьянское». Срок годности творога классического — трое суток, масла — 20 суток. Приемка осуществлена в тот же день. ОАО «ВАМИН» передало документы на поставленную продукцию 15 февраля 2010 г.

Следовательно, согласно положениям нового Закона о торговле максимальный срок оплаты данной продукции для ООО «Молочник»:

  • для творога классического — не позднее 10 рабочих дней, то есть 27 февраля 2010 г.;
  • для масла «Крестьянское» — не позднее 30 календарных дней, то есть 17 марта 2010 г.

Меры, направленные на развитие торговой деятельности согласно Закону N 381-ФЗ

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Меры развития торговой деятельности согласно новому Закону о торговле ¦
L-T------------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Органы местного самоуправления предусматривают строительство, ¦
¦ ¦размещение торговых объектов в документах территориального ¦
+---+планирования, правилах землепользования и застройки, а также ¦
¦ ¦разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых¦
¦ ¦объектов ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления¦
+---+могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные ¦
¦ ¦программы развития торговли ¦
¦ L--------------------------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦Могут быть утверждены нормативы минимальной обеспеченности ¦
¦ ¦населения площадью торговых объектов, введение которых не является ¦
L---+основанием для пересмотра размещения стационарных, нестационарных ¦
¦торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты ¦
¦либо завершены до их утверждения ¦
L--------------------------------------------------------------------

Рис. 5

Рассматриваемый Закон вступил в силу 1 февраля 2010 г. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до указанного момента, должны быть приведены в соответствие с его требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу рассматриваемого Закона.

К серьезным недоработкам Закона относится норма о том, что размещение нестационарных объектов торговли передано полностью на уровень муниципалитетов, а переходный период для объектов, уже занимающих определенные места, не предусмотрен.

Также необходимо дальнейшее совершенствование положений Закона, касающихся организации и проведения ярмарок. Органы местного самоуправления, за редким исключением, крайне неохотно занимаются проведением ярмарок, несмотря на то, что ярмарка — это, с одной стороны, поддержка собственного производителя, с другой — социальная поддержка населения, получающего возможность приобрести продукцию области или муниципалитета без посредников.

Кроме того, Закон регулирует срок оплаты только продовольственных товаров, а непродовольственные товары остались вне зоны регулирования. Также Закон не предусматривает никаких льгот или преференций для развития малого и среднего предпринимательства в торговой сфере.

Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них

1. Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

4. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам — главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

5. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

6. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности

1. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли.

Читайте также:  За какие машины в 2022 году придется заплатить налог на роскошь: список

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:

1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;

2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;

3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.

3. Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:

1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;

2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Ограничение прав оптовых потребителей (розничных продавцов) товаров

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ о ГРТД оптовые потребители, за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива и организации потребительской кооперации, доля которых превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Таким образом, для субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках в силу признаков антимонопольного законодательства (ст. 5 ЗоЗК), запрещается не только возведение новых объектов, предназначенных для осуществления торговой деятельности, но даже аренда торговых площадей. Данное ограничение направлено на защиту других оптовых потребителей путем сдерживания возможности занятия субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке товаров, дополнительных объектов недвижимости и площадей в ущерб иным товаровладельцам и розничным продавцам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ о ГРТД такие сделки признаются ничтожными. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов

1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Права продавца при информировании потребителей

Если практика размещения информации об изготовителе и о продавце сейчас является повсеместной (в каждой точке продажи можно найти стенд с законами, документами, копиями свидетельств о регистрации и др.), то для защиты прав продавца о предоставлении информации о товаре и его использовании, рекомендуем:

  • заключать с покупателями подробные договоры, в которых отражать правила безопасной эксплуатации продукта с указанием того, что использование его не по назначению приведет к тому, что требования покупателя о замене, ремонте и др. не могут быть удовлетворены;
  • заключать с поставщиками (изготовителями) подробные договоры с отражением порядка предъявления претензионных требований, возврата товара с недостатками, гарантийного обслуживания и др. Даже когда продавец фактически не может нести ответственность за продаваемый товар (например, брак при производстве), в соответствии с Законом потребитель вправе предъявить требования по своему выбору или продавцу, или изготовителю. И продавец обязан будет эти требования удовлетворить.
Читайте также:  Как можно получить гражданство Италии в 2022 году?

Правила реализации продовольственных товаров

К продуктовой торговле предъявляется обширный список норм и требований. По правилам текущего года торговая точка в обязательном порядке должна проходить регистрацию в налоговых органах. В соответствии с регулирующими положениями предприниматель обязан:

  • присвоить торговой точке название и указать сферу деятельности;
  • строго соблюдать действующее Законодательство РФ;
  • корректно обслуживать покупателей – выдать чек, иметь ККТ или ККМ, оформлять уголок потребителя и другое;
  • заниматься выкладкой продукции таким образом, чтобы клиент смог ознакомиться с составом и ценой;
  • хранить и сортировать согласно установленному температурному режиму;
  • сотрудники принимаются на работу с санитарными книгами.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) стационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;

6) нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

7) площадь торгового объекта — помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

8) торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

9) продовольственные товары — продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее — торговая деятельность).

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

3. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) торговли на товарных биржах;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности

1. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *