Нормы расхода топлива на 2022 год Минтранс РФ. Последняя редакция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расхода топлива на 2022 год Минтранс РФ. Последняя редакция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Когда нормативы понижаются

Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:

Критерий

Коридор значения коэффициента

Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов

До 15%

При работе в пригородной зоне

Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах

Иные виды надбавок к базовым значениям

Также распоряжение Минтранса устанавливает и другие условия надбавок к базовым данным:

  • работа транспорта в горной местности, в зависимости от высоты над уровнем моря (от 5% до 20%);
  • работа транспорта со сложным планом (на 1 км пути более пяти поворотов, закруглений) — до 30% в зависимости от категории дороги общего пользования;
  • работа автотранспорта в населенных пунктах с градацией по численности населения. Максимальная надбавка — до 30% в городах с численностью свыше 5 миллионов человек;
  • работа транспорта, требующая частых остановок (погрузка, высадка пассажиров и т. д.), — до 10%;
  • работа транспорта при пониженной скорости передвижения, при перевозке крупногабаритного груза. Максимальная надбавка — до 35% при скорости ниже 20 км/ч;
  • обкатка новых автомобилей или транспорта после капремонта — до 10% и другие.

Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Таблица норм расхода ГСМ по маркам автомобилей дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.

Когда издается такое распоряжение

Многие компании используют в своей деятельности автомобильный транспорт. При эксплуатации автотранспорта неизбежно возникновение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Строго нормированного порядка списания для коммерческих организаций, установленного государством, сейчас не существует, и организация вправе установить собственные, издав приказ о нормах расхода ГСМ. Необходимость нормирования продиктована требованиями контролирующих органов: любые затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены. С другой стороны, установка расхода топлива по четким нормативам позволяет контролировать его приобретение ответственными лицами.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно рассчитать расход ГСМ.

Как сократить расход ГСМ и увеличить моторесурс

На расход горюче-смазочных материалов влияет целая совокупность факторов:

  • Манера и стиль вождения, которые зависят от климатических условий в регионе, где эксплуатируется авто, особенностей характера владельца машины, сюда же можно отнести опыт (продолжительность) езды за рулем и марку самого транспортного средства.
  • Тип используемого горюче-смазочного материала, поскольку при переходе на более высокое октановое число происходит потеря мощности – оставшийся бензин нагреет двигатель, и расход будет увеличен. Позволяется менять тип ГСМ, если автомобиль оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.
  • Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина; кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Читайте также:  Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком?

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Тест по теме «Топливо: как нормировать и списывать правильно»

В тесте «Топливо: как нормировать и списывать правильно» 8 вопросов:

1. Как установить норму расхода топлива, используемого при проведении ремонтных работ?

2. Организация приобрела бывший в эксплуатации автомобиль. Норма расхода топлива на него установлена постановлением Минтранса Республики Беларусь от 14.11.2019 № 50 «Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности».

Можно ли изменить эту норму в сторону увеличения?

3. Организация взяла в аренду автомобиль.

Как правильно установить норму расхода топлива для арендуемого автомобиля?

4. Организация производит заправку автомобиля на автозаправочных станциях.

Какую дату отражения в бухгалтерском учете полученного топлива должна предусмотреть организация у себя в учетной политике?

5. Организация приобрела автомобиль, который будет числиться как основное средство.

Как в бухгалтерском учете отразить стоимость топлива, израсходованного на поездки, связанные с производственной деятельностью, до постановки автомобиля на учет?

6. Обязана ли организация применять повышения и (или) понижения нормы расхода топлива, указанные в Инструкции № 141, если руководитель организации установил нормы в размерах, соответствующих утвержденным Минтрансом?

7. Организация использует личный автомобиль работника в служебных целях. Она выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях и учитывает ее при налогообложении прибыли.

Затраты на топливо организация должна расценить в качестве:

8. Можно ли установить разный размер зимнего повышения нормы расхода топлива при эксплуатации транспортного средства при отрицательной температуре в городе и за городом?

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Алгоритм действий бухгалтера

Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:

  1. Чеки автозаправочной станции (если топливо приобретается на маршруте за «наличку»).
  2. Топливные талоны (при покупке по безналичному расчёту согласно договору между предприятием и фирмой-поставщиком).

Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):

  • средняя себестоимость;
  • ФИФО (себестоимость ранее приобретённого количества запасов).

Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).

Читайте также:  Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1

Нормы расхода топлива 2021 Минтранс


Скорректированы методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Дополнительно установлены справочные нормативные данные по расходу специальных жидкостей.

Термины «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены на «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ).

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта в населенных пунктах с количеством жителей свыше 5 млн человек повышаются до 35%, от 1 до 5 млн человек — до 25% (ранее было от 3 млн человек — до 25%, от 1 до 3 млн человек — до 20%). При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия — до 20% (вместо 10%).

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

Определены базовые нормы расхода топлива для автобусов, грузовых бортовых автомобилей, тягачей, самосвалов, фургонов и пр. выпуска с 2008 г. (отечественных и стран СНГ; зарубежных).

(в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.05.2014 N НА-50-р, от 14.07.2015 N НА-80-р, от 06.04.2018 N НА-51-р, от 20.09.2018 N ИА-159-р)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра
А.С.МИШАРИН

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

(в примерах приводятся условные цифры)

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет Hs = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.

Для определения стартовой цены тендера на регулярные перевозки используют методику определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с поставщиком (в том числе с единственным), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденной распоряжением Минтранса России от 25.09.2019 №АС-131-р и учитывают положения 220-ФЗ.

При расчете цены по приказу №158:

  • уровень рентабельности равен значению: 1,048. С 2022 года это значение вернется к цифре:1,096;
  • берут среднюю стоимость по рынку нового транспорта на день расчета стартовой цены госконтракта. Когда составляете запросы исполнителям для определения этой стоимости, учитывайте требования госконтракта к вместимости, оснащению и иным параметрам транспорта;
  • учитывают индекс цен на машины и оборудование на срок действия контракта;
  • включают в итоговое значение расходы на организацию навигации и безналичного расчета.

Эти нюансы отразятся на формировании начальной цены, т.к. в ее расчете присутствует максимальная стоимость работы транспортных средств.

Читайте также:  Налог с продажи автомобиля в 2022 и 2023 году

Порядок расчета в цифрах, по приказу 158 от 30.05.2019, максимальной стоимости километра пробега включает расходы на оплату водителей, кондукторов и работников, которые занимаются ремонтом. Используют расчетную месячную оплату, а для ремонтников — расчетную месячную оплату труда (самую большую по соглашению в отрасли или ту, которая посчитана по формуле).

Норма расхода топлива (или смазочного материала) применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Скорректирован порядок расчета норм расхода топлива для легковых автомобилей

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2021 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)

Базовая норма расхода горючего устанавливается в количестве его литров, расходуемых на 100 км пробега автотранспорта. Для специализированных авто, дополнительно оборудованных техникой, работающей на том же топливе, существует еще одна норма, отражающая расход, обеспечивающий работу этого оборудования. Она указывается в литрах на 1 час работы.

Однако объем расхода ГСМ определяют еще и множество иных факторов, которые в основном приводят к увеличению этого объема, но могут служить и основанием для снижения расхода. В первую очередь, это факторы, которые отражают варианты нормальной работы (загрузка грузом или пассажирами, наличие прицепов/полуприцепов и их вес или загрузка) и приводят к необходимости деления норм на:

  • базовые, отвечающие стандартному снаряжению авто конкретного вида, обычному для него топливу, типовым условиям эксплуатации;
  • транспортные, учитывающие грузоподъемность, конкретный вес груза или нормальную загрузку пассажирами; для грузовых авто их устанавливают в литрах на 100 тонно-километров.

Каждая из этих норм корректируется на поправочные коэффициенты, отражающие реальные условия эксплуатации. Повышающие их значения (с необходимой детализацией в зависимости от градации, применяемой для конкретного фактора) установлены для работы:

  • в горной местности;
  • в крупных населенных пунктах;
  • с частыми остановками;
  • с пониженной скоростью при движении;
  • при обкатке нового или прошедшего ремонт авто;
  • при перегоне или буксировке;
  • без учета транспортной составляющей перевозок;
  • в качестве специального или технологического транспорта;
  • в условиях отсутствия дорог;
  • в период чрезвычайных климатических явлений.

Учитывают при использовании повышающих коэффициентов для списания ГСМ также срок эксплуатации автомобиля и его пробег. Увеличение нормы возможно на величину:

  • до 5% при сроке использования, превышающем 5 лет, или пробеге свыше 100 тыс. км;
  • до 10% при сроке использования, превышающем 8лет, или пробеге свыше 150 тыс. км.

Кроме того, повысить норму позволяют:

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

  • учебная езда;
  • применение кондиционера или установки «климат-контроль»;
  • наличие дополнительного оборудования (например, рефрижераторов);
  • невозможность выключения двигателя в пунктах погрузки-разгрузки;
  • работа в холодное время года (в зависимости от региона);
  • необходимость перемещений для осуществления техобслуживания;
  • увеличение собственной массы авто.

Снизить норму можно, когда:

  • собственная масса авто уменьшена;
  • работа ведется на несложных трассах в слабохолмистой местности.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *