Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:

  • Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.

  • В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.

  • Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
  • Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД

Теперь же в обоих случаях звучит понятное требование, разъяснение которому дано в пункте 1.1 Правил. В соответствии с его текстом, если маневр на дороге может вынудить других участников с преимуществом движения изменить свою скорость или направление, то участник дорожного движения не должен его осуществлять. В случае с переходом для пешеходов преимущественным правом обладает двигающийся пешком гражданин. Если его движение и транспортного средства происходит в одно время и в одном месте, то автомобиль обязан уступить дорогу. Иначе участнику движения, двигающемуся пешком, придется остановиться или ускориться, чтобы не быть сбитым.

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:

  1. Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
  2. Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.

Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:

  1. Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
  2. Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
  3. Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.
Читайте также:  Как узнать по номеру владельца Киви кошелька его данные

Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.

Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.

Как избежать штрафа и доказать свою невиновность?

Если на вас наложен штраф за то, что вы не пропустили пешехода, вы можете его оспорить в соответствующих инстанциях.

Все дело в том, что ситуации, когда на водителя налагается штраф, зачастую бывают спорными. Порой человек, переходящий полосу движения сам оказывается неправ.

Несмотря на то, что поправки в законодательстве намного облегчили разбирательства и поиск виновного, в некоторых случаях свою правоту приходится доказывать и отстаивать.

Как доказать свою невиновность? В первую очередь вы сами должны быть уверены, в том, что не совершали правонарушение.

Если вы его все-таки совершили, обязательно найдутся свидетели или записи с камер наблюдения, и вам не удастся избежать наказания.

Если же вы правы, порядок действий при остановке вашей машины инспектором ГИБДД должен быть следующим:

  • Попросите инспектора представиться, показать удостоверение и озвучить причину остановки.
  • Настаивайте на составлении протокола с привлечением пешехода в качестве свидетеля.
  • Если пешеход выскочил на дорогу внезапно, вы можете сами проинформировать его о том, что по закону он тоже должен заплатить штраф.
  • Пешеход будет вынужден признать, что вы не создавали ему помех в движении, ведь иначе он также понесет наказание.
  • В том случае, когда инспектор отказывается привлекать в свидетели пешехода, а правонарушение не было зафиксировано камерами или иными техническими средствами, составление протокола бессмысленно по причине отсутствия свидетеля, а значит и состава преступления.

Как и любой закон ПДД несовершенен. Нарушить их может любой человек в силу разных обстоятельств. Однако пешеходам нужно помнить, что они не всегда правы. Это заблуждение порой приводит к плачевным ситуациям.

Водители также не должны забывать, что лучше немного притормозить, и ехать дальше по свободной дороге, чем торопиться и не заметить пешехода.

Уважение друг к другу на дороге является залогом безопасного движения!

Когда еще водитель должен пропустить пешехода?

ВАЖНО! При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части, так как они имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

  • если слепой пешеход подал сигнал белой тростью;
  • если пешеходы идут к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству, у которого посадка и высадка осуществляется на проезжей части;
  • если стоит транспортное средство с включенной аварийной сигнализацией и имеет при этом опознавательный знак «Перевозка детей». Водитель обязан снизить скорость, и при необходимости остановиться и пропустить детей.

Также согласно пункту 13.1: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Последние изменения в ПДД

Согласно новым законам п. 14.1 ПДД регламентировано, что шофер автотранспорта, близящегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен понизить скорость, чтобы не препятствовать переходу через зебру пешеходов, переходящих проезжую часть дороги или же вступивших на неё. В прошлых же законах Российской Федерации правило соответствующего пункта трактовалось таким образом, что водитель обязан был заблаговременно остановиться и уступить проезжую часть пешеходам, переходящим проезжую часть шоссе, по нерегулируемому пешеходному переходу.

Читайте также:  К зарплате в МВД и некоторых других силовых структурах ввели надбавку в 5%

Кроме этого, в согласовании с новыми инструкциями п. 14.1 ПДД, шофер автотранспортного средства, находящийся вблизи с неконтролируемым пешеходным переходом, обязан убавить скорость или затормозить, чтобы пропустить пешеходов не только лишь переходящих по пешеходному переходу, но и только вступивших на него с целью исполнения перехода.

В обновленных правилах никак не отображено (в прежних правилах отображено), что водитель должен уменьшить скорость автотранспорта либо прекратить его движение, чтобы прохожие, переходящие дорогу по неконтролируемому пешеходному переходу имели возможность продлить передвижение без преград и опасности собственной безопасности. Подразумевается, что вышеописанная недоработка может спровоцировать различное восприятие и понимание данного пункта правил, что же в собственную очередь способна сформировать проблему в объективности оценки действий шоферов в рамках соответственного принятия решения на проезжей части.

Регулируемый перекресток

На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.

Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.

Вот самые основные из них:

  1. Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
  2. Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
  3. Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.

По той причине, что немногие пешеходы знают правила движения такого плана, регулировщики применяют более простые и понятные жесты. Например, разрешение на передвижение может выглядеть, как простой взмах рукой в требуемом направлении.

Не пропустил пешехода, как доказать невиновность?

Предположим, что водитель не пропустил пешехода, который сам спровоцировал ДТП. Доказать свою непричастность можно по следующему алгоритму:

  1. Дождаться, когда инспектор покажет удостоверение и представится. Обязательно должна быть названа причина остановки.
  2. Обязательно требовать официального составления протокола и взятия показаний с пешехода.
  3. Далее можно самому объяснить пешеходу, что он сам спровоцировал аварию, что было опасно выскакивать за переход перед мчащейся машиной. Инспектор должен будет выписать штраф и на пешехода.
  4. Все, теперь пешеход стал свидетелем. Теперь, чтобы не получить штраф, он будет стараться доказать, что водитель ему не мешал.
  5. Если инспектор не позвал пострадавшего пешехода, ссылаясь на то, что он уже ушел, то получится, что состав преступления отсутствует. Ведь без пешехода вряд ли получится доказать, что водитель ему не уступил дорогу. Если, конечно, на перекрестке не ведется фото- или видеофиксация нарушений.

Как уступить дорогу пешеходу на переходе — смотрите ниже в видео!

Последние изменения в ПДД

Согласно новым законам п. 14.1 ПДД регламентировано, что шофер автотранспорта, близящегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен понизить скорость, чтобы не препятствовать переходу через зебру пешеходов, переходящих проезжую часть дороги или же вступивших на неё. В прошлых же законах Российской Федерации правило соответствующего пункта трактовалось таким образом, что водитель обязан был заблаговременно остановиться и уступить проезжую часть пешеходам, переходящим проезжую часть шоссе, по нерегулируемому пешеходному переходу.

Кроме этого, в согласовании с новыми инструкциями п. 14.1 ПДД, шофер автотранспортного средства, находящийся вблизи с неконтролируемым пешеходным переходом, обязан убавить скорость или затормозить, чтобы пропустить пешеходов не только лишь переходящих по пешеходному переходу, но и только вступивших на него с целью исполнения перехода.

Не пропустил пешехода, как доказать невиновность?

Предположим, что водитель не пропустил пешехода, который сам спровоцировал ДТП. Доказать свою непричастность можно по следующему алгоритму:

  1. Дождаться, когда инспектор покажет удостоверение и представится. Обязательно должна быть названа причина остановки.
  2. Обязательно требовать официального составления протокола и взятия показаний с пешехода.
  3. Далее можно самому объяснить пешеходу, что он сам спровоцировал аварию, что было опасно выскакивать за переход перед мчащейся машиной. Инспектор должен будет выписать штраф и на пешехода.
  4. Все, теперь пешеход стал свидетелем. Теперь, чтобы не получить штраф, он будет стараться доказать, что водитель ему не мешал.
  5. Если инспектор не позвал пострадавшего пешехода, ссылаясь на то, что он уже ушел, то получится, что состав преступления отсутствует. Ведь без пешехода вряд ли получится доказать, что водитель ему не уступил дорогу. Если, конечно, на перекрестке не ведется фото- или видеофиксация нарушений.
  1. Уступить дорогу пешеходу — значит остановиться и не двигаться, чтобы его скорость и траектория не менялись.
  2. Штраф за непропуск пешехода — от 1500 до 2500 рублей.
  3. Штраф можно получить, если не пропустить пешехода на переходе, обочине, при въезде и выезде с прилегающей территории, а также за непропуск слепого пешехода.
  4. Штрафа можно избежать, если пешеход пересекал дорогу не по правилам: шел на красный, не слез с велосипеда на перекрестке, переходил дорогу в необорудованных или запрещенных местах.
  5. Если камера ошибочно приняла маневр водителя как непропуск пешехода и водитель получил штраф, такое решение ГИБДД можно обжаловать. Поможет в этом запись видеорегистратора. Запишите файл на диск и прикрепите к жалобе в ГИБДД.
  6. Срок оплаты штрафа за непропуск пешехода — 70 дней со дня постановления.

«Я-то понимаю, что ничего не нарушил»

Мужчина вспоминает, что в тот день выезжал со двора, а пешеходы, по его словам, только подходили с противоположной стороны дороги к разделительной полосе.

«Между мной и ими было больше двух полос и собственно разделительная полоса, – говорит Дмитрий. – Регистратора у меня нет. Инспектор предложил согласиться с нарушением и освободить от административной ответственности, выписав предупреждение. Но я-то понимаю, что ничего не нарушал, а предупреждение – это тоже «административка», поэтому отказался от такого предложения».

Через пару дней на телефон Дмитрия пришла СМС о том, что в отношении него начат административный процесс, он должен явиться в ГАИ.

«Пришлось ехать. Просидел в ГАИ два часа. Подробно написал в объяснительной с указанием пунктов ПДД, что до пешеходов оставалось две с половиной полосы плюс разделительная, пункты 2.76 и 100 не нарушил», – объясняет Дмитрий.

2.76. уступить дорогу (не иметь преимущества) – требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения…

«Пока ждал в коридоре, что решит начальник ГАИ, осмысливал полученную информацию. Оказалось, что на 102 позвонила семейная пара и сказала, что я «чуть не задавил их ребенка», – продолжает читатель. – А раз дело касается детей, это серьезно, просто так звонить не будут, нет смысла не верить, вот вам протокол «в плечи».


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *